Войти / Зарегистрироваться

Разработка плаката по социальной рекламе на уроках компьютерной графики

Получить свидетельство
Автор: Долина Мария Александровна

1.Введение.
В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Владение компьютером позволяет выполнить различные задачи намного легче, проще, эффективнее. Изучение компьютерной графики направлено на создание условий для развития личности обучающегося, обеспечение эмоционального благополучия подростка, на развитие его интеллектуального и духовного потенциала, на формирование мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий. Современный компьютер может дать такую творческую свободу и открыть такие возможности, которые в докомпьютерную эпоху трудно было даже вообразить: самостоятельно можно создать плакат, открытку, визитку, сверстать журнал, газету, книгу, любую печатную продукцию. 
«Компьютерная графика» - это система обучения и воспитания, нарастания учебных задач, последовательного приобретения знаний и развития умений и навыков. Программа по компьютерной графике включает ряд теоретических и практических заданий, которые направлены на работу с графическими изображениями и объектами и помогают познать и осмыслить суть графического дизайна и дизайна в целом. Различные упражнения способствуют развитию у учащихся понимания закономерностей и принципов создания дизайн – проектов, а также прививают устойчивые умения и  навыки работы с графическими изображениями.
В программе по компьютерной графике на первом курсе изучается программа MS Word. Обучающиеся учатся создавать изображение с помощью стандартных примитивов программы. За весь срок работы в этой программе они выполняют разные по сложности работы. Учатся составлять изображение из отдельных геометрических фигур, работают с цветом, фактурой, линией, и в итоги работают над созданием плаката. В плакате может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись, собственный рисунок. Тема социального плаката сейчас очень актуальна. Но материала на эту тематику, адаптированного для школьников, не очень много.
Цель работы: адаптировать материал по созданию макетов социальной рекламы для имеющейся возрастной группы, привлечь внимание к современным проблемам через создание плакатов социальной рекламы.
Задачи данной разработки заключаются в следующем:
  • познакомить с историей плаката и с историей социальной рекламы в России и в мире;
  • описать технологию создания плаката социальной рекламы с помощью программы Word;
  • показать возможность применения технологии создания плаката на уроках по компьютерной графике в практике работы школы искусств.
В основу содержания методической работы положен  опыт по изучению истории плаката и социальной рекламы в частности, большое место отведено описанию технологии выполнения работы.
2. История развития социального плаката.
Слово «плакат» немецкого происхождения. (Нем. Plakat, от франц. Placard – объявление, афиша, от plaquer – налепить, приклеивать).
Самое простое и точное, определение: «Плакат – это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения».
Плакат - один из самых молодых видов искусства, разновидность графики – окончательно сложился в конце Х1Х века. Это было связано с появившимися возможностями воспроизведения текстов и изображений, хотя бы малыми тиражами. Начало плаката можно видеть в так называемых «летучих листках», гравюрах времен Реформации и крестьянских войн в Германии XVI века или в политических афишах во Франции XVIII века.
Первыми плакатами в России можно считать лубочные картинки времен 1812 года. В них уже была сделана попытка соединить изображение с текстом.
В конце Х1Х века плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства», то культуры. Инициатором выступила, как ни странно, Россия.
В 1897 году в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка, оказавшая большое воздействие на становление плакатного искусства в России, собрала 700 произведений из 13 стран. 200 работ представила Франция, 100 - США, 100 - Германия. Русский раздел включал 28 плакатов.
Западноевропейские художники в конце Х1Х века создали непревзойденные шедевры этого жанра. Ведущая роль в развитии плаката в конце Х1Х – начале ХХ веков принадлежит Франции.
В конце Х1Х века плакат в основном имел рекламно-промышленный характер и был связан с конкуренцией капиталистических предприятий. Торговый и рекламный плакат возник в те же времена и в России.
Из-за своих функциональных особенностей плакат становится, вероятно, самым демократичным видом искусства, и ему приходится решать несколько специфических задач.
Первая – заставить зрителя обратить на себя внимание. Восприятие другого вида искусства предполагает некоторую подготовку. Человек идет на выставку или открывает книгу добровольно, с определенным настроем, он согласен получать новую информацию, он хочет этого. Плакат же подстерегает зрителя неожиданно и заставляет обратить на себя внимание. Потенциальный зритель занят своими мыслями, он спешит, у него нет времени, поэтому он может заметить только лист броский, выделяющийся на окружающем информационном фоне. Для этого все средства хороши. Крупный размер, яркий цвет, острый текст, неожиданное пятно и ритм – все идет в дело!
Вторая задача – донести до зрителя смысл плаката. Плакату отведены секунды внимания, и за эти мгновения он должен передать нужную информацию. Именно из-за дефицита времени восприятия в плакате часто используются краткий текст, ясные символы и знаки.
В плакате может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись, даже элементы скульптуры, так как современная полиграфия позволяет использовать рельеф на пластике.
Итак, в конце Х1Х – начале ХХ веков в России был развит рекламно-промышленный плакат.
Классификации рекламы многочисленны. В ее истории были периоды, когда сам термин ассоциировался только с рекламой торговой или коммерческой. Сам термин «социальная реклама» применяется именно в России. Во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая» и «общественная» реклама.
Непросто выделить социальную рекламу среди различных видов и подвидов коммерческой и политической рекламы. Ее цели и задачи зачастую смешивались с целями и задачами других видов рекламы, а также журналистики. Так, мобилизация населения в период военных действий, проведение кампаний по сбору средств и пожертвований в равной степени могут относиться и к политической, и к социальной рекламе. А публикация в журнале «Дамский мир» 1914 года ряда разъяснительных материалов о работе женщин в госпиталях в период Первой мировой войны в России в равной степени относится и к своего рода социальному PR-у, и к социальной журналистике.  Но точнее разобраться в видах и типах социальной рекламы поможет ее история.
Официально история социальной рекламы начинается с начала XX века. В 1906 году общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую социальную рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями. Особое значение и назначение социальной рекламы возрастает в кризисных ситуациях, в периоды войн.
Новый качественный скачок плаката совпадает с Первой мировой войной, когда пришли в движение огромные массы народа, обнажились глубинные классовые, национальные и религиозные противоречия. Оказалось, что плакат, как никакое другое искусство, востребован в переломные моменты истории. Колоссальное распространение получил агитационный плакат. В это время и возникает тот самый «шершавый язык плаката» и «кисть приравнивается к штыку».
В России издается большая серия плакатов «Военного займа», листы, зовущие собирать деньги в помощь госпиталям и жертвам войны.
Подлинное рождение социально-политического плаката начинается в периоды Октябрьской революции и Гражданской войны, а затем восстановления народного хозяйства.
В 1917 году пришедших к власти большевиков поддерживали, в основном, художники авангарда во главе с Маяковским, создавшим вместе с М. Черемных знаменитые Окна РОСТА (Российское телеграфное агентство).
Заманчивая и амбициозная мечта на обломках старого мира и искусства построить новое свободное общество и новое пролетарское искусство, казалось, вот-вот сбудется. Создавать это новое искусство приходилось в стране, где подавляющая часть народа была неграмотна. Как пропагандировать «великие» идеи и как защищать их? На эти вопросы пытаются ответить в своих плакатах художники.
Плакат РОСТА представляет собой, как правило, многокадровую композицию, каждый кадр которой почти иероглиф. В этих картинках действуют узнаваемые персонажи: буржуй, рабочий, крестьянин, поп, пан и так далее, под каждой картинкой лаконичная рифмованная подпись. Плакаты РОСТА – это газета для неграмотных.
Огромную роль сыграло искусство плаката уже в годы Гражданской войны. Самыми выразительными, сильными и простыми по форме были замечательные плакаты выдающегося советского художника Дмитрия Мора. Все знают его плакат «Ты записался добровольцем?». Но особенной, потрясающей силой обладает плакат «Помоги!», посвященный голодающему крестьянству Поволжья во время засухи 1922 г. На черном фоне – белая фигура изможденного старика-крестьянина с поднятыми в крике руками. А за ним – один высохший и сломанный колос. Образ крестьянина выглядит в нем не как изображение конкретного человека, а как олицетворение призыва о помощи.
В дальнейшем плакат сыграл немалую роль в мобилизации советского народа на социалистическое строительство, в борьбе с внешними врагами Советского государства. Крупным мастером в 20-е – 30-е годы выступил Александр Дейнека. Вот его плакат «Работать, строить и не ныть». Дейнека и другие художники создали плакаты, в которых заложены идеи массового энтузиазма и желания наладить мирную жизнь, занятую трудом, спортом, наукой и искусством.
В художественном оформлении городов, росписях агитпоездов и агитпароходов, в смелых выставочных экспозициях и других проявлениях «искусства плакатных форм» в первые годы советской власти принимали участие почти все художники независимо от их художественной направленности.
Большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с врагом сделали плакаты советских художников во время Великой Отечественной войны. Именно в такое судьбоносное время, когда надо было объединить все силы под знаменем общей идеи, значение плаката трудно переоценить. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывал такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение. Плакаты помогали людям преодолевать лишение и голод, физические и душевные муки, защищать Родину, идти к Победе.
 Плакаты М. Черемных, В. Дени, И. Тоидзе, В. Иванова, Н. Ватолиной, Д. Шмаринова, Н. Голованова, В. Корецкого, Кукрыниксов и многих других замечательных художников стали истинно народными, и по силе воздействия их можно сравнить разве что с песнями военного времени. Уже на второй день войны был выпущен плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».
Плакаты И. Тоидзе «Родина-мать зовет», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине», «За Родину» сопровождали в бой солдат Советской Армии, вдохновляли тружеников тыла.
Одним из самых ярких и действенных в годы войны был плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Простая фотография молодой русской матери с плачущим ребенком на руках приобрела потрясающую силу в сочетании с изображением направленного на ребенка штыка фашистского солдата. На этом фоне слова «Воин Красной Армии, спаси!» способны были вдохновить на самоотверженные подвиги.
Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна.
Лучшие плакаты этой темы: «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н. Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес.
Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак – Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт!» Я. Бекетова, «Собирай ЛОМ!», «Ты чем помог фронту?» и другие.
Один из самых известных плакатов тыловой тематики – «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы – мать солдата-фронтовика. Текст к плакату написал С. Я. Маршак.
Во второй половине ХХ века плакат  в  СССР проникает в самые разные уголки жизни: в городскую среду, на территорию фабрик и заводов, в колхозы, клубы, школы и больницы, затрагивая все стороны жизни советского человека.
Итак, во второй половине ХХ века тематика советского плаката разнообразна: это и развитие национальной культуры в разных республиках, защита природы, охрана материнства и детства, польза и сила знаний, развитие физкультуры и спорта.
Плакат успешно развивался во всех республиках, при этом не теряя, а, наоборот, подчеркивая национальные особенности различных культур.
Несмотря на определенную навязчивость, плакатное искусство играло положительную роль в деле утверждения вечных человеческих ценностей, любви к родине.
Сегодня плакат на социальные и нравственные темы практически не печатается. Но художники не перестали заниматься этим видом творчества.
Плакат, к сожалению, переехал с улицы в выставочные залы. В нем появились новые реалии: мафия, терроризм, коррупция, безработица, инфляция, группы риска, путаны и киллеры, бомжи, беженцы, «челноки» и бездомные дети. Стрелка плакатного барометра резко переместилась с позитива и умеренной сатиры к негативу. Вся былая жанровая широта плаката на улице сузилась до торговой рекламы, основу которой составляют штампы современной массовой культуры – топ-модели, идеалы эстрады. Сейчас все мыслимые и немыслимые места в городе забиты рекламными щитами, за ними буквально не видно города. Но художественного плаката, о котором мы говорим, на них мало. Почти полностью отсутствует плакат театральный, выставочный, цирковой, киноплакат.
Современные художники-плакатисты мечтают вернуть плакату занятой рекламной макулатурой место.
3. Современный социальный плакат
Классификации рекламы многочисленны. В ее истории были периоды, когда сам термин ассоциировался только с рекламой торговой или коммерческой. Сам термин «социальная реклама» применяется именно в России. Во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая» и «общественная» реклама.
Социальная реклама возникла вместе с возникновением государственной политики и политической рекламы. Она появилась тогда, когда возникло государство и власти потребовалось вступить в коммуникацию с населением, чтобы получить от него помощь в поддержании порядка и пополнении армии. Власть в государстве посчитала удобным повлиять на поведение граждан через информацию социального характера.
В нашей стране о социальной рекламе впервые заговорили с появлением в 1994-95 г.г. на всех центральных телеканалах проекта «Позвоните родителям».
Социальная реклама все еще относительно новое и неизученное понятие для России. Между тем, она имеет достаточно длинную историю. Например, в советское время социальная реклама занимала подавляющую часть рекламной деятельности. Правда, существовала она в несколько ином, чем сейчас виде.
В последнее время популярность социального плаката вызвала проникновение ее символов, тем, приемов и даже слоганов в рекламу коммерческую. В Перми, например, на одной из главных улиц стоит билборд, на котором крупным шрифтом, в хорошем цветовом оформлении набран лозунг: «Понимайте друг друга!» без какого- либо логотипа или иного графического символа. Только приблизившись к щиту, можно прочитать подпись: «Страховая компания «Феникс». Перед нами типичный пример использования социальных лозунгов и ценностей в коммерческих целях (данный слоган ассоциируется в первую очередь с социальными мотивами и программами. Например, тот же самый текст был одним из слоганов серии билбордов социальной программы «Город без наркотиков», разработанной в г. Екатеринбурге в 1999 году).
Можно выделить так называемую, общественный плакат, некоммерческий, государственный и чистый тип социального плаката.
Настоящее время в отличие от советского диктует несколько другие темы социальной рекламы. Объясняется это, прежде всего, изменившимися ценностями и установками, пришедшими в Россию с Запада. Одна из наиболее популярных тем социального плаката это борьба со СПИДом и наркоманией. Проблемы современного общества напрямую отражаются в социальной рекламе. Если продолжить список тем, наиболее затрагиваемых в социальной рекламе в современной России, то это:
● насилие в семье;
● алкоголизм и курение;
● аборты;
● профилактика чрезвычайных ситуаций;
● гражданские права и обязанности (налоги);
● профилактика личной безопасности граждан.
4. Понятие социальной рекламы.
Социальная реклама – это реклама не конкретного товара, а некоторого "отношения к миру".Оно может проявиться (или не проявиться) только в долгосрочной перспективе. Причем результат заранее неизвестен (О.Аронсон).
Социальная реклама – это проявление доброй воли общества, ее принципиальной позиции в отношении социально значимых ценностей. Это подвид жанра, отличный от любого другого только тем, что привлекает внимание к социальным проблемам.
Основным источником появления социальной рекламы является общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах.
Во всем мире социальная реклама – важная составляющая мировоззрения и нравственного здоровья общества.
Непросто выделить социальную рекламу среди различных видов и подвидов коммерческой и политической рекламы. Ее цели и задачи зачастую смешивались с целями и задачами других видов рекламы, а также журналистики.
Задачами социальной рекламы выступают:
Гуманистическая, когда внимание общественности привлекается к социальным проблемам и тем самым помогает их разрешить.
Образовательная: люди должны наглядно увидеть, что бывает не только реклама по продвижению личностей и товаров, но и по "раскрутке" вечных ценностей. Так, кстати, можно улучшить репутацию рекламы: при наличии даже маленького процента социальной рекламы никто уже не осмелиться говорить, что глупые ролики и картинки навязывают плохую ненужную продукцию и ничего полезного не делают.
Методы реализации: плакаты, заставки, клипы, щиты, листовки, значки и другая атрибутика, эмблемы на товарах массового потребления, граффити, компьютерная графика, комиксы, фотография, карикатура. Работы могут быть представлены также в литературной форме в виде: сценария спектакля, слогана, стихотворения, частушек, сказок, сочинения, актуального репортажа, фельетона, басни.
Рассмотрим некоторые наиболее популярные методы подробнее:
Визуальные образы в социальной рекламе могут иметь различные формы.
Фотография. Фотография стала неотъемлемым элементом социальной рекламы. Она придает ощущение большей достоверности тексту. У людей возникает ощущение причастности к событиям, изображенным на фотографии, сопереживание ее героям. Вместе с тем, фотография — это интерпретация специального замысла фотографа, а не объективная регистрация событий. При этом на интерпретацию влияют весь наш личный опыт и культурная среда. В фотографии используются различные символы, и для правильной интерпретации образа в социальной рекламе необходимо, чтобы эти символы были хорошо знакомы аудитории и ею понимаемы.
Социальный плакат. Плакат как средство социальной рекламы и пропаганды имеет глубокие исторические корни. Плакаты первой мировой войны разделяются на три большие категории — первая связана с рекрутированием солдат в армию, вторая — со сбором денег на войну, третья категория плакатов — с демонстрацией своей стране и миру лица врага. Эти плакаты во всех странах удивительно похожи по своей графической структуре и социальному предназначению. Они выполняли две важных функции — информировать и создавать четкий негативный образ врага у населения, а потому способствовали настрою на уничтожение противника и помощь всеми силами своему государству. Социальные плакаты способствуют формированию установок, идей, этических принципов, убеждений и стереотипов, однако их главной функцией является склонение читателя к действию. Глубина, сила реакции избирателей на политическую рекламу зависит от степени идентификации с теми идеями, которые в ней содержаться.
Листовки. Жанр листовки как формы социальной рекламы также имеет давнюю историю. Во время первой мировой войны листовки разбрасывались с самолетов, и не случайно на польском языке слово листовка звучит как «улётка». Листовки различны по своим функциям: информирующие и дезинформирующие, призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение, создающие смысл и лишающие смысла.
Основная тематика: 
Безопасность жизнедеятельности города/в городе (экология города, профилактика преступности, дорожно-транспортные проблемы, развитие городской инфраструктуры, проблемы бездомных и беженцев, борьба с мусором и т.д.).
Проблемы достижения равных прав и социальных гарантий (права женщин, пожилых людей, профилактика семейного насилия, толерантное отношение к инвалидам, развитие системы социального страхования от экологических рисков и т.д.).
Экологические проблемы (радиационная, химическая безопасность, пропаганда идей рационального природопользования и т.д.).
Тенденции развития общества (образование, перемены в обществе, бизнес, финансы, страхование, здравоохранение, выплата налогов, планирование семьи, молодежь 21 века и общечеловеческие ценности и т.д.).
В социальной рекламе можно выделить следующие основные взаимосвязанные темы:
Борьба с пороками и угрозами, предупреждение катастроф или нежелательных последствий, декларация благих целей. Используются наиболее актуальные опасения, напр., экономические (низкий уровень жизни и угроза его дальнейшего снижения; остановка промышленного производства и сельского хозяйства); геополитические (потеря могущества и влияния); государственные (неспособность власти эффективно править страной); духовные (отсутствие национальной объединительной идеи, общепризнанных ценностей).
Декларация ценностей. В целом можно сказать, что приоритетными ценностями каждого человека являются: здоровье, работа (карьера), семья (дети), заработок (доход), личное счастье, безопасность (комфорт) и т.д.
Призывы к созиданию. Основываются на стремлениях достижения социальных и индивидуальных идеалов.
Социальная психотерапия. Используется в случае, когда массовыми являются определенные негативные эмоциональные состояния и чувства, такие как: состояние повышенной тревожности, страх; неуверенность в себе, в будущем; обеспокоенность за свою судьбу и судьбу близких; угнетенность, отчаяние, депрессивные состояния, переживание низкого группового и социального (общегосударственного) статуса и т.д.
Предположительно, что достаточно эффективной может быть интегральная идея – объединения в социальной рекламе призыва к борьбе с угрозой (напр., экономической), декларация ценностей (напр., семья) и социальной психотерапии (напр., образованной при объединении тем экономики и семьи).
К выгодам социальной рекламы можно отнести:
·формирование позиции «гражданской ответственности»;
·трансляцию ценностей;
·привлечение граждан к участию в социальной жизни (косвенно, в политике);
·гуманизация общества.
Минусы социальной рекламы: обычно касаются финансовой стороны вопроса, т.е. производства и размещения. Финансовый вопрос стоит тем острее, что в Законе «О рекламе» финансовая сторона социальной рекламы не регламентируется. Еще один минус носит регламентационный характер и касается ее размещения. Социальную рекламу нельзя ни в коем случае размещать вместе с коммерческой.
И самое важное – «трудно оценить эффективность социальной рекламы, поскольку она не имеет конкретного просчитываемого эффекта» (О.Аронсон).
Эффективная социальная реклама:
не является формой монологического вещания, каковыми являются обычные СМИ или коммерческая реклама, но является каналом практически-ориентированной коммуникации между обществом и репрезентантами общественного интереса. Она заставляет людей задуматься.
позитивна (не “против”, а “за”, в том числе за отсутствие чего-либо — антинаркотическая, антивоенная, антидискриминационная и т.п.)
имеет “человеческое лицо” (в объективе не предмет, а человек)
опирается на социально-одобряемые нормы и действия, на сложившиеся ценности и стереотипы
не провоцирует противоречий между различными социальными, возрастными, гендерными и т.п. группами. Сообщения в социальной рекламе объединяют, влияют на большинство, укрепляют связи между различными социальными группами
способствует формированию бережного отношения к национальным традициям, культурному и природному наследию
в отличие от коммерческой рекламы, призывающей к потреблению чего-либо, может призывать к отказу от использования чего-либо в интересах самого потребителя (здоровья, безопасности и т.п.)
обозначает условия и способы для непосредственного участия граждан в позитивных социальных процессах (от сохранения отдельных видов флоры и фауны до сохранения генофонда страны) Т.е. отвечает на вопрос “как?”, причем предлагает несколько вариантов (сделай так сам, помоги другим, расскажи, как можно помочь другим…)
формирует не немедленное и единовременное действие, а устойчивое и часто пролонгированное социально-значимое поведение.
И все-таки, как показывают специальные исследования, будущее за гуманной, интеллектуальной и добропорядочной рекламой. История свидетельствует, что материально-техническому прогрессу сопутствует определенный рост моральных и гуманистических критериев.
5. Поэтапное выполнение плаката.
В программе по компьютерной графике на каждом году обучения ряд уроков посвящен разработке плаката. Удобной для нас формой социальной рекламы мы выбрали плакат. На первом году обучения при изучении программы Word есть задание по разработке плаката социальной рекламы. Графика и интерфейс в программе Word достаточно просты и наглядны. Эта программа хорошо подходит для начала освоения и изучения компьютерной графики. Не составит никакого труда выполнять задания в этой программе.
В этой теме ребята учатся разрабатывать плакат от идеи до воплощения. Сначала изучают историю появления плаката, социальной рекламы, потом ищут свою идею, продумывают для какой целевой аудитории они будут делать плакат. Дальше они знакомятся с основными правилами композиции, построения плаката. Знакомятся с основами цветоведения, правилами размещения текста в плакате.
Есть много литературы по созданию рекламы, материалов по созданию социальной рекламы на уроках по компьютерной графике практически нет. Поэтому рассмотрим поэтапное выполнение плаката социальной рекламы на уроках компьютерной графики для обучающихся первого класса отделения «Дизайн». Эта структура подойдет и для других классов, с учетом что будет использоваться другая компьютерная программа.
  • Выбор идеи плаката социальной рекламы.
Идея плаката должна быть сформулирована таким образом, чтобы было очевидно, что это проблема конкретной целевой группы (целевая группа – это группа людей, объединённая общими признаками, или объединённая ради какой-либо цели или задачи), что она важна и актуальна, и требует решения. По выбранной проблеме необходимо изучить, какие шаги предпринимались и предпринимаются в стране, регионе, городе для ее решения. И необходимо понять, как разработанный плакат поможет решить проблему.
Необходимо отметить, что в настоящее время всё большее внимание в нашей стране уделяется экологической безопасности. Это обусловлено  мировой тенденцией,  ростом сознательности граждан и экономически активного населения, а также безусловной явностью проблем. Социальная реклама один из немногочисленных, но ярких инструментов, позволяющих обратить внимание на самые острые проблемы, такие как, например, охрана окружающей среды. Однако она должна не только привлечь внимание к проблемам экологии, но и показать пути их решения, убедить общество в необходимости сохранения природы, окружающего мира. Существование экологической социальной рекламы означает, что обществу нужна эта система ценностей, что обществу не все равно, каким вырастет новое молодое поколение, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть самоуничтожение человека как вида.
  • Создание эскизов к плакату.
Набросков идей может быть несколько, из них необходимо выбрать оптимальную. Мы выбрали тему экологии.
 
 

  • Проработка выбранного эскиза
Прорабатываем выбранную идею, учитывая знания по композиции, цветоведению. В работе обязательно должен быть определен композиционный центр. Центр композиции, то есть то, что является главным, должно быть акцентировано. Взгляд зрителя должен сначала попадать на композиционный центр. Это то место, где будет наибольший контраст. Необходимо помнить про значение цвета в плакате. Цвета должны быть как можно более сочными и яркими, чтобы сразу бросаться в глаза, привлекать внимание. Причем, по мнению специалистов, цветовой контраст должен быть как можно более явным.
Различные варианты
 





 
Для выделения цветов и усиления их контрастности любому плакату необходим правильный баланс белого ко всем остальным цветам. По классическим канонам не следует убивать белое поле. Белый цвет все озаряет и наполняет композицию воздухом. Но обязательность белого цвета не догма, интересное решение позволяет отойти даже от классических канонов.
 

Итоговый вариант.
Работа над слоганом
Делаем наброски текста к плакату, формулируем короткий, но емкий слоган или заголовок.
Заголовок должен хорошо читаться и быть виден с расстояния. Поэтому заголовок должен быть написан крупно, четко, хорошо читаемым шрифтом и для усиления эффекта быть контрастным по отношению к основному фону, используемому в дизайне рекламного плаката.
Главное кредо рекламы «чем меньше — тем лучше» требует краткости от текста. Кроме того, он обязательно должен быть набран достаточно крупно шрифтом, причем таким, чтобы его можно было с легкостью прочитать с достаточно большого расстояния, но не должен конкурировать с заголовком.
Общее правило гласит: размер букв на объекте рекламы должен составлять не меньше шестой части высоты горизонтального и не меньше восьмой части высоты вертикального макета.
 
 

Какие можно сделать выводы? Социальная реклама должна быть простой для восприятия, краткой и содержательной. А к тому же еще и настолько яркой, чтобы привлечь внимание потенциальной аудитории. Не стоит использовать сложные изображения с зашифрованной в них рекламной информацией. Максимально просто и максимально информативно. Программа Word для этого хорошо подходит. В ней достаточно удобно работать как с готовыми изображениями, так и создавать свои. Работа с текстом позволяет глубже познакомится с этой программой все же как с текстовым редактором.
8.       Заключение.
Значение социальной рекламы в современном обществе достаточно высоко. Она является одним из механизмов регуляции современного общества, так как влияет на общество и отдельного индивида так же, как и все общественные институты, в которых происходит первичная социализация человека. Социальная реклама раскрывает проблемы в современном обществе, ищет пути их решения. Плакат является очень распространённой формой социальной рекламы.  Плакат как средство социальной рекламы и пропаганды имеет глубокие исторические корни, которые интересно проследить. Социальные плакаты способствуют формированию установок, идей, этических принципов, убеждений и стереотипов, однако их главной функцией является склонение зрителя к действию. Глубина, сила реакции зрителя на социальную рекламу зависит от степени идентификации с теми идеями, которые в ней содержаться. Соответственно, выбирая тему плаката, необходимо определиться с целевой группой, для которой он будет создаваться. Это поможет правильно выбрать иллюстративный материал, подобрать текст. Материал этой методической работы основан на практике работы с учащимися подросткового возраста. Работа в данной программе доступна им, вызывает интерес, так как показывает программу Word не только как текстовый редактор, но и как простейший графический редактор. Знания, полученные на уроках, пригодятся в дальнейшем при выполнении других заданий курса, не только на занятиях этого курса но и при освоении других предметов, таких как изобразительное искусство и информатика. В разработке показан поэтапный план выполнения плаката одной из учениц 1 класса отделения «Дизайн» МБОУДОД ДШИ №2 г. Саров.

 
Список литературы
1.  Журнал «Рекламные технологии» № 1, 6, 2000.
2. Шмитков В.Д. «Агитация искусством», М., 1977.
3. Корецкий В.Б. «Товарищ плакат», Опыт, размышления. Москва.
4. Иванов В.С. «Как создается плакат», М., 1963.
5. Владимир Кравченко «Значение социальной рекламы в России»
6. Екатерина Квашнина «Социальная реклама в России: особенности развития»
7. Перепечаева Яна «Психологические аспекты социальной рекламы»
8. Гюзелла Николайшвили «Краткая история социальной рекламы»
9. Алла Балашова, Владимир Вайнер, «Социальная реклама – когда прибыль больше, чем деньги!»
10. Мандель Б.Р. Социальная реклама М.: Литера. 2012. 
www.socreklama.ru - основной источник полученных статей
Плакаты: Давно.ру – плакаты советского периода
http://www.fsr.ru Московский Фестиваль Социальной Рекламы 2003 - плакаты
 

Похожие публикации