Войти / Зарегистрироваться

Основы коллажной техники «Терра»

Получить свидетельство
Автор: Дегтярёва Надежда Григорьевна

В рамках учебной программы учащиеся ДШИ знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства. И останавливая свой выбор на чём-то одном – выполняют итоговую композицию, которую защищают. Флористика – это особый вид творчества. Она объединяет в себе трепетное отношение ко всему живому, наблюдательность, умение увидеть прекрасное, неповторимое в каждой малой травинке и художественное восприятие мира в целом. Коллаж в переводе с французского означает «наклеивание» на основу каких-либо материалов, отличающихся от неё по цвету, форме и фактуре.
В учебном процессе предложенных уроков, при организации творчества, реализуются основные дидактические принципы НФТМ-ТРИЗ [1]:
– принцип развития интеллектуальной активности личности,
– принцип природосообразности принимаемых решений,
– принцип непрерывности преемственности творческого развития,
– принцип формирования системного мышления,
– принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой,
– принцип развития и воспитания личности через творчество,
– принцип творческой самореализации,
– принцип поисковой деятельности,
– принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ,
– принцип положительного эмоционального фона,
– принцип демократизации учебного процесса.
Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМш предусматривают реализацию указанных основных дидактических принципов через изменение структуры креативных уроков и их оригинальное наполнение.
Рассмотрим пример занятий по творческому созданию изделий в технике «Терра» на уроках декоративного искусства в 3-4 классах ДШИ, для украшения интерьера, где решаются следующие обучающие и развивающие задачи:
  1. Дать новые и актуализировать понятия: основа флористической композиции, строительная (декоративная)штукатурка, полуобъёмная композиция, творчество, индивидуальность.
  2. Сформировать понятие творчество как элемент ремесла.
  3. Закреплять умения поэтапного ведения творческого процесса, с использованием декоративной штукатурки и флористического материала.
  4. Научить приемам работы с различными по плотности строительными штукатурками.
  5. Развивать умения моделировать глубину (объём) композиции, комбинируя состав элементов и приёмы крепления флористических элементов.
  6. Научить создавать декоративную полуобъёмную композицию из флористического материала с учетом технологии нанесения декоративной штукатурки.
Рассмотрим одно занятие по изготовлению украшения для интерьера в технике «Терра», оно является ключевым в системе занятий.
Структура урока.
1. Блок мотивации – анализ примерных работ учащихся и литературы по данному виду творчества – 5 мин.
2. Блок содержательная часть № 1:
2.1. знакомство с техникой безопасности по работе – 2 мин.
2.2. Подготовка плотной основы и штукатурки к нанесению – 3 мин.
2.3. Выбор и смешение колера с штукатуркой – 10 мин.
2.4. Выкладка флористического материала – 13 мин
3. Блок психологическая разгрузка. – 2мин.
4. Интеллектуальная разминка (решение ребусов) – 3 мин
5. Блок содержательная часть № 2
5.1. Формирование полуобъёмной композиции – 4 мин.
5.2. Нанесение завершающих цветовых штрихов.
6. Резюме – 5 мин. 
Ход работы
1. Блок мотивации.
– знакомство с примерными работами учащихся (Рис. 2);
– знакомство с литературными изданиями, посвященными флористическим композициям (Рис. 1).
 
Рис. 1. Примеры изданий с описанием техники «Терра»
 
Рис. 2. Работы учащихся младшего школьного возраста
 
2. Блок содержательная часть № 1:
2.1. знакомство с техникой безопасности по работе – 2 мин.
(Использование ножниц, плоскогубцев по назначению, шпателя)
Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2.2. Подготовка плотной основы и штукатурки к нанесению – 3 мин
Основа должна быть плотная и не прогибаться (ДВП, фанера и т. д.) Смачивается водой из пульверизатора, штукатурка наносится шпателем или мастихином (Рис. 3).
  Рис. 3.
 
2.3. Выбор и смешение колера с штукатуркой – 10 мин.
Смешивание происходит на пластмассовой палитре, мастихином.
2.4. Выкладка флористического материала – 13 мин.
Можно встраивать только сухие растения. Для составления композиции предпочтительны рельефные листья, листья фикусов, папоротников, цветы антуриума, розы, хризантемы, каллы, орехи, шишки, каштаны, желуди, ракушки и прочие природные материалы.
Флористические материалы.
Стеклянные и керамические осколки – для мозаики, бусы, бисер, бижутерия, ткань. 
«Услышишь-забудешь,
Увидишь-запомнишь,
Построишь-поймешь.»
Конфуций
Блок 3. Психологическая разгрузка – 2мин.
(Физкультминутка с речитативом).
«Зарядка для цветов».
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук.)
Блок 4. Интеллектуальная разминка – 3 мин. (Решение ребусов, в которых зашифрованы названия цветов)
 Рис. 4
 
5. Блок содержательная часть № 2.
5.1. Формирование полуобъёмной композиции – 4 мин.
Начинается творческий процесс. Вмазываем природный материал и делаем рельефные углубления.
5.2. Нанесение завершающих цветовых штрихов.
Подкрашивание фона. Раскрашивание прорисованных на фоне изображений.
Из красок больше подходит гуашь.
Рис. 5. Полуобъемные цветы с использованием строительной штукатурки
 
6. Резюме (анализ работ) – 5 мин.
Обсуждение с учащимися результатов творческой работы, выбор подходящей по форме и цвету рамы. Рама должна подыгрывать работе, но не обращать на себя внимание. В тёмной рамке работа становится светлее и приближается к зрителю. Выбирается рамку того цвета, которого меньше всего в фоне. Но оно не должно быть цвета акцента.
 
Рис. 6. Работа выпускницы ДШИ (13 лет) – Сердюковой Елизаветы
 
Рис. 7. Фрагмент экспозиции итоговых композиций в ДШИ им. Я. Д. Минченкова
 
Ссылки на источники
  1. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТИ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109 с.
  2. Кудряшова Татьяна «Украшения для дома в технике Терра», Изд-во «Эксмо», 2006 г.
  3. Визер В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Питер», 2004. – 192 с.
  4. http://pesochnizza.ru

Похожие публикации