- Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций.
- Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.
- Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:
Христианская культура |
Исламская культура |
Буддийская культура |
Иудейская культура |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка самостоятельной работы
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I.Организационный момент (1-2 мин.) |
Настроить учеников на учебную деятельность |
Тренинг «Импульс» Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу. |
Встают, берутся за руки по парте с соседом, передают импульс. (В классе создан благоприятный психологический настрой). |
Личностные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи. |
II. Проверка домашнего задания (5мин.)
|
Проверка усвоения материала; развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение. |
1.Интерактивная игра «Тест ногами» (работа в парах). 2.Проверка соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже (слайд 3).
|
Учащиеся раскладывают карточки по столбикам.
Учащиеся проверяют свои работы. |
Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, выступают в диалог, обмениваются мнениями. |
lll. Актуализация знаний (3мин.) |
Создание проблемной ситуации |
-Есть такое слово «хранитель». Давайте разберем его, а для этого вспомним, от какого слово она произошло.
От какого слово оно образовано? -Что оно обозначает?
Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек?
|
Ребята перечисляют родственные слова (хранить, хранение, охрана и т.д.).
- От слова «хранить»
-Хранитель - это человек, который что-то бережет, хранит.
-Это люди, которые хранили священные знания, религиозные традиции, ритуалы, предания, передавали их своим потомкам, учили их священным правилам, согласно которому следует жить |
Познавательные: Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. |
lV. Формулирование темы и цели урока (3мин.)
|
Развитие умения анализировать делать вывод; развитие мышления и грамотной речи учащихся; воспитание уважения к профессиональным священнослужителям (духовенству). |
1
2. -Посмотрим на фотографии (слайд 4). - Ктоизображенна них?
-Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия, как жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама. |
-Да.
- В церкви, по телевизору…
-Кто-то о них заботился и передавал из поколения в поколение. -Мудрецы, монахи… |
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации.
Личностные: проявляют уважительное отношение к истории и культуре других народов. |
IV.Изучение нового материала ( 11мин.)
|
Познакомить с понятиями: жрец, духовенство, раввин, умма, епископ, имам, мулла, хафиз, сангха, лама; развитие умения анализировать, делать вывод; развитие мышления и грамотной речи уч-ся; воспитание уважения к профессиональным священнослужителям |
1. 2.
|
Учащийся разбиваются на группы и читают заданный раздел учебника.
Учащиеся отвечают на вопросы. Записывают в Словарь терминов новые слова: жрец, раввин, епископ, диакон, иерархия, умма, имам, сангха, лама.
Иудейская культура. Раввин (учитель) – в иудаизме ученое звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы. Присваивается после получения еврейского религиозного образования. Это звание дает право возглавлять общину и быть членом религиозного суда.
В христианстве духовенство составляют три ступени священства, которые образуют иерархию. Епископ (архиерей)- высший чин в церкви. Он получает высшую степень благодати. Они могут совершать все таинства и все церковные службы. Они могут не только совершать обычное богослужение, но и посвящать в священнослужители. Священник (иерей, пресвитер)- второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех , которые положено совершать только епископу. Диакон - лицо , проходящее церковное служение на первой , низшей степени священства. Диаконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но совершать их не могут. Подниматься по ступеням иерархии можно только последовательно , начиная с самой низшей: диакон, священник, епископ.
Все мусульмане - это большая единая община (умма). Возглавляет ее имам. Имам - (предводитель)- в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы (определенные службы, ритуалы). Во время общей обязательной молитвы выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет. Отличия в одежде имама – белый тюрбан и белые рукава. Мула - арабское мусульманское духовное звание, аналогичное званию имама; настоятель мечети. Хафиз - человек, знающий Коран наизусть.
Буддийская община называется сингха (собрание). Так называют всех верующих буддистов, а также буддийских монахов. Это люди отказались от всех жизненных благ, живут только на пожертвования других людей и носят специальные оранжевые одежды. Лама - это учитель, который ведет верующих по пути, указанной Буддой. Выступление одного из ученика из каждой группы, сопровождаемое презентацией |
Коммуникативные: учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир его органичном единстве.
Познавательные: поиск и выделения необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. |
V.Физкультминутка (1-2мин.) |
|
Включаем физкультминутку.
|
Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем. |
|
VI. Первичное закрепление (3мин.)
|
Цель: -закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.
|
Беседа ( слайд 10). - Как вы думайте, почему во всех религиях мира существуют хранители предания? -Как называли служителей в древних религиях? -Кого и почему называют мудрецами в иудаизме? -Что в переводе с греческого обозначает слово «надсматривающий»? -Каких людей и почему особо почитают мусульмане? -Кого можно назвать хранителем религии в буддизме? и т.д. |
-Чтобы не потерялись никакие традиции. - Жрецами. - Раввинов.
- Епископ. - Мулла, хафиз, имам.
- Лама. |
Познавательные: осуществляют логические действия. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. |
VII. Самостоятельная работа (7мин.)
|
Способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся; развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
|
|
Комментарии по мере просмотра иллюстраций.
Учащиеся работают на карточках самостоятельно.
Самопроверка. Дети составляют и записывают предложения с изученными словами.
|
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя) Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении самостоятельной работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
VIII. Рефлексия. Итог урока (3мин.)
|
Определение того, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло внимание детей. |
(Слайд 14)
|
Ответы учащихся с примерами.
Принимают участие в составлении синквейна. |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. |
IX. Домашнее задание (1мин.)
|
Организация самостоятельной работы и творческой работы учащихся. |
1.Прочитайте в учебнике материалы к уроку №8 (стр.22-23), ответить на вопросы на стр.23 (слайд 15). 2. Узнайте у родителей , старших (или найти в дополнительной литературе, Интернете) , знают ли они о религиозных обрядах христианства, ислама, иудаизма, буддизма ( по выбору). 3.Индивидуальные занятия и задания по желанию: - сделать на альбомном листе рисунок по теме урока; -приготовить сообщение о каком-нибудь празднике, традиции христианства, ислама, иудаизма, буддизма (по выбору). До свидания. |
Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.
До свидания. |
Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач. |
- Учебник по курсу ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур».
- Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики».4-5 кл. – М.: Просвещение, 2010.
- http://www.patriarchia.ru/-официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
- http://www.muslim.ru - Совет муфтиев России
- http://www.buddhism.ru - Российская ассоциация буддистов
- http://www.feor.ru/ - Федерация еврейских общин России.
- www.gmir.ru.- Государственный музей истории религии