Войти / Зарегистрироваться

Развитие креативности на занятиях по изобразительной деятельности

Получить свидетельство
Автор: Неклюдова Наталья Юрьевна

Каждый ребенок талантлив от природы. В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте. Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер, и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Система образования в нашей стране в целом направлена на развитие созидающего творческого воображения, а не фантазирования, что было бы существенней для развития личности. Имеющиеся задатки у большинства людей с годами постепенно гасятся и это плохо. Огромную помощь в этом может оказать методика развития творческого воображения и фантазирования. При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т. д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность – это способность создавать нечто новое, оригинальное. Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.
Успешное развитие креативности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
  4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.
  5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
В творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
  1. Научить детей мыслить в разных направлениях.
  2. Научить находить решения в нестандартных ситуациях.
  3. Развить оригинальность мыслительной деятельности.
  4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон.
  5. Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире [1–4].
Компоненты творческого мышления
(Дж. Гилфорд, П. Торренс)
  1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
  3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Характеристики креативности (по Дж. Гилфорду, П. Торренсу)
  1. Беглость (продуктивность) – способность генерировать максимальное количество идей.
  2. Гибкость – способность производить разнообразные, всесторонние идеи, быстро переключаться с одной идеи на другую.
  3. Оригинальность – способность генерировать редкие, нестандартные идеи.
  4. Точность – способность придавать завершенный вид продуктам мышления.
  5. Созидательность – способность улучшать объект, добавляя детали.
  6. Метафоричность – склонность к фантазии, объёмным ассоциациям, использованию символических и графических средств для выражения своих мыслей, идей, представлений.
  7. Ассоциативность – способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
  8. Диалектичность – способность к обнаружению и решению противоречий и проблем [5].
Система НФТМ-ТРИЗ
Ряд проблем начального, общего и профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления креативной личности. Это позволяет сформулировать главную концепцию и основные концептуальные положения современного креативного образования.
Главная концепция
Целью современного креативного образования является обеспечение становления, т. е. формирования и развития, креативной личности обучаемого.
Основные концептуальные положения
  1. Становление креативной личности, адекватной выполняемой творческой деятельности и получаемым творческим результатам, постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, содержанию деятельности и социально-экономическим условиям, требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода онтогенеза человека – от рождения до конца жизни.
  2. Креативное образование является многоуровневой системой и включает подсистемы дошкольного и школьного образования, начального, среднего и высшего профессионального обучения молодежи, послевузовского и дополнительного образования специалистов, а также саморазвития пожилых граждан (университет 3-го возраста).
  3. Становление креативной личности базируется на формировании и развитии опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала, характеризующегося владением профессиональной квалификацией и методологией профессионального творчества, развитием творческого мышления и креативных личностных качеств.
  4. Тесная взаимосвязь между становлением креативной личности и обеспечивающим его креативным образованием реализуется посредством их зависимости от уровней сформированного профессионально-творческого потенциала обучаемого как уровней его готовности к выполнению профессиональной творческой деятельности.
Интеграция указанных проблем осуществляется соответствующей отраслью педагогики – креативной педагогикой, предметом которой являются психолого-педагогические особенности, закономерности и механизмы формирования креативной личности в системе непрерывного образования, т. е. в процессе общего образования, освоения профессий и специальностей, профессиональной самоактуализации [6].
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и раз-вивает его любознательность.
Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.
Таким образом, и занятия в системе дополнительного образования могут стро– иться на основе креативного урока, который отличается от традиционного и включает в себя блоки, реализующие цели занятия, раскрывающие его задачи [3, 4].
Тема «Волшебная птица времени года»
Блок 1. Мотивация
Ход:
Художник: – Здравствуйте, ребята! Какие у вас красивые картины. А я тоже очень люблю рисовать, ведь я художник. У меня есть волшебная кисточка, которая может творить любые чудеса, палитра на которой я могу смешивать волшебные краски. А также папка художника, где я ношу листы бумаги, которые превращаются в загадочные картины. Вы пришли в волшебную мастерскую рисования. Рисунки тут могут бегать, прыгать и даже летать. Вы мне не верите? Скоро вы сами во всём убедитесь.
Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и …
Блок 2. Содержательная часть
Каляка-маляка: – Подождите. Пожалуйста, подождите меня (вбегает, ребята, я же бегу к вам, постойте.
Ой, ой, наконец, то я до вас добрался и нигде не потерялся.
Художник: – Ребята познакомьтесь это Каляка -маляка
Каляка-маляка: – Да я не просто Каляка-маляка. Я самый наблюдательный, подготовленный к любой погоде Каляка-маляка.
Художник: Каляка-маляка, где же так задержался?
Каляка-маляка: – Я вам расскажу. Я видел птицу, она летела плавно между облаков, представляете от взмаха её крыльев засветила радуга, пошёл снег, дождь, вихрем закружились осенние листочки и солнце по– летнему засияло на небе.И я очень перепугался, потому что такой неожиданной погоды я никак не ждал. Я побежал домой за зонтиком, за колошами, одел шарфик и оказалось, что пока я бегал за всем этим птица улетела, а я так хотел с ней познакомиться, и теперь я не знаю, что делать, где её искать. Ребята вы не знаете?
Художник: – Каляка-маляка, я, кажется, знаю, о какой птице идёт речь. Это волшебная птица времени года.
Каляка-маляка: – Её так зовут? А как ее увидеть? Я так хочу с ней подружиться!
Каляка-маляка: – Только я так запутался в этих временах года, снежинки перепутались с каплями дождя, солнечные лучи с ветром. Может вы мне подскажите их очерёдность, признаки?
Художник: – Конечно, Каляка-маляка, ребята тебе помогут. Правда ребята?
– Да.
(Показ иллюстраций на тему «Времена года» на интерактивной доске)
Художник: – Ребята, о каком времени года мы сейчас расскажем?
Скажите, какие краски у зимы? Холодные оттенки у зимы холодные или тёплые?
– Ребята, о каком времени года мы сейчас расскажем?
Скажите, какие цвета у весны? Холодные оттенки у весны холодные или тёплые?
– Ребята, о каком времени года мы сейчас расскажем?
Скажите, какие цвета у лета? Холодные оттенки у лета они холодные или тёплые?
– Ребята, о каком времени года мы сейчас расскажем?
Скажите, какие цвета у осени? Холодные оттенки у осени они холодные или тёплые?
Каляка-маляка: – Как интересно ребята. Вы такие молодцы! Я всё запомнил.
Художник: – Ребята, а вы знаете, что я умею рисовать волшебную птицу времени года, хотите я вас научу? – Да.
Рисование это волшебство. Сейчас вы все станете волшебниками. Пойдёмте рисовать?
Каляка-маляка: – А можно мне тоже с вами? Я пойду за свой стол, там я очень люблю рисовать и фантазировать.
(Дети проходят за столы)
Художник: – Ребята сейчас мы с вами будем рисовать волшебную птицу времени года. Для этого давайте возьмём бумагу, которую заготовили. Берите в руки простые карандаши. И ребята смотрите на меня, повторяйте вместе со мной.
Сначала мы нарисуем нашей птичке клюв. Рисуем в верхней части листа.
Теперь мы нарисуем нашей птичке голову, с такими забавными пёрышками с одной стороны и с другой стороны.
Дальше рисуем крылышки, вот такие крылышки.
Теперь рисуем птичке туловище и хвостик.
Ребята чего не хватает нашей птичке? Клюва и глаз.
Ну вот ребята у нас получились очень красивые птицы. Сейчас давайте возьмём в руки ножницы и вырежем наших птичек. Ребята ножницами следует пользоваться очень осторожно. И вот мы с ребятами вырезали наших волшебных птиц времени года…
– Ребята теперь давайте сделаем нашу птичку волшебной.
– Каляка-маляка: – У меня тоже птичка уже готова.
(Дети берут вырезанных птичек и проходят к столам, где все подготовлено для техники «монотипия»)
Художник: – Ребята мы с вами будем работать в технике монотипия, это очень интересная техника… мы будем ставить цветные пятна на стекле, потом приложим ваших птичек и сделаем красивые отпечатки. Давайте каждый вспомнит своё любимое время года и выберет те цвета, которые напоминают о любимом времени года. Теперь возьмите краску на кисточку и ставьте пятнышки на стекле, краски должны быть разных цветов, ведь у вашего времени года много цветов…
Теперь ребята возьмите вашу птичку и приложите к стёклышку, хорошенько придавите и вот ваш уникальный и неповторимый отпечаток готов.
Каляка-маляка: – Ребята мне так понравилось ставить пятнышки. А пока сохнут наши птички, хотите, поиграем? – Да.
Блок 3 Психологическая разгрузка
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали – Плавные покачивания
Это деревья в лесу. поднятыми вверх руками
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – Горизонтальные одновременные
Это к нам птицы летят. движения руками вправо-влево
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
(2 раза)
Блок 4. Головоломка
В качестве головоломки предлагается детям разгадывание друдла. Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы. Чем больше креативных подписей, тем лучше [7].
Художник: – Ребята, скажите, а на что похожа эта картинка? (Ответы детей, чем креативнее, тем лучше).
Рис. 1. Друдл
 
 
Блок 5. Интеллектуальная разминка
Каляка-маляка: – А сейчас еще одно очень интересное задание. Добавьте любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга [7].
 Рис. 2
Блок 6. Содержательная часть
(После игры дети берут птичек и проходят за столы)
Художник: – Ребята наши волшебные птички времени года высохли и сейчас мы наклеим их на цветную бумагу. Ребята выберете цвет бумаги, который подходит вашей птичке времени года.
Теперь хорошенько смажьте вашу птичку клеем и приклейте на лист цветной бумаги. Ну, вот мы приклеили. И сейчас ребята, я предлагаю взять в руки фломастеры и обвести ваших птичек по контуру, нарисуйте глазик и носик.
Каляка-маляка: – А ещё можно приклеить украшения нашей птице, и нарисовать как от взмаха крыльев разлетаются по всюду пушистые снежинки, осенние листочки, капли дождя, солнечные лучи.
(Ребята сделали птичек, Каляка – маляка приглашает их выйти показать своих волшебных птиц времени года)
Художник: – Ой. Ребята мы забыли о волшебной кисточке! Сейчас я взмахну волшебной кисточкой. … И (включается аудиозапись «щебет птиц»)
– Ребята, что это за звуки? Это ваши птички защебетали.
Каляка-маляка, давай с тобой посмотрим, какие птицы получились у наших ребят.
Блок 7. Резюме
Анализ детских работ:
– Ребята, с помощью какой техники мы выполнили свои работы
– Как мы выполняли?
– Ребята расскажите о своей птичке.
– Как её зовут? Где она живёт?
– У кого получилась самая осенняя птичка? У кого птица самая зимняя? Какие цвета вы выбирали для весенней птички? и т. д.
Художник: – Каляка-маляка, ребята сегодня вы научились рисовать волшебную птицу времени года, надеюсь, вам понравилось! Я хочу, чтобы вы продолжали рисовать, учились замечать прекрасное в природе, находить красоту в окружающем вас мире и приготовила для вас подарок, раскраски о времени года. (Достаёт из волшебной папки подарки)
Каляка-маляка: – Ребята, вы мне так понравились с вами было так интересно, я очень много узнал о временах года, можно я к вам ещё приду?
– Да.
Верьте в чудеса и до новых встреч!
(Художник с Калякой -малякой уходят)
Заключение. Таким образом, единственным плодотворным путем развития креативности в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Ссылки на источники
  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  3. Утёмов В. В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. – С. 70.
  4. Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 112 с.
  5. Кипнис М. Тренинг креативности. – М., 2004.
  6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности.
  7. Кинг Л. Тесты на креативность. – СПб., 2005.

Похожие публикации