Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы истории страны.
Произведения литературы о Великой Отечественной войне всегда являлись неотъемлемой частью программ по литературе в школе. Но по мере того, как меняется время, меняются взгляды, многое изменилось и в школьной литературе. Изменились произведения, авторы, жанры, подходы в преподавании литературы. Но остались (появились) произведения, пронизанные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь. Произведения, несущие ценностные смыслы литературы, способствующие формированию духовно развитой личности, идейно-нравственному воспитанию учащихся.
В литературе о войне произведения можно разделить на две группы. К первой относятся произведения, в которых явно отражена военно-патриотическая доктрина.
Авторы, придерживающиеся другого подхода к изображению войны, показывают реальный, страшный и беспощадный облик войны. Это писатели в большинстве своем сами побывавшие под огнем вражеских пуль. Отсюда появились в литературоведении такие понятия как «окопная правда», «лейтенантская проза». Эти произведения составляют основу целенаправленной системы изучения произведений о войне.
К ним «Горячий снег» Ю. Бондарева, «А зори здесь тихие» Б. Васильева «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Сотников», «Дожить до рассвета» В. Быкова, «Сашка» В.Кондратьева, «панические» повести К. Воробьева «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи», «Крик» и многие другие.. В советской литературе это были идейно «порочные» произведения, но знаменитые, читаемые, честные…
Константин Воробьев развенчивает военный романтизм как опасное явление, показывая в своих небольших рассказах разность между представлениями о войне и ее суровой реальностью.
А. Конторович в статье «В. Кондратьев «Сашка» пишет «Книга В.Кондратьева, в которой с таким бесстрашием нарисован жуткий лик войны – грязь, вши, кровь, трупы, - в своей основе светлая книга, потому что она проникнута верой в торжество человечности».
В статье «Слово, не сорвись на стон» свои размышления о повестях К.Д. Воробьева В.А.Чалмаев заканчивает вопросами: «Что же происходит в повестях Константина Воробьева? О чем они? Или это реквием по всем, преданным на заклание, или поиск выхода из безнадежности, преодоление катастрофы, точнейшая фиксация процесса самоспасения народа, начала войны народной?».
В этих произведениях мы видим, как в жесточайших условиях утверждается человеческое в человеке, война за правое дело рождает в сердце солдата мужество, верность и человечность. Поэт Семен Гудзенко, с суровой правдивостью воспроизводящий в своих произведениях военный быт, пишет: «А ты по-прежнему неправа – я все-таки стал нежней».
Это произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческая жизнь, личное достоинство и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений. Авторы этих произведений через образы своих героев показывают новые глубинные грани человеческой сущности,
Деятельность учителя на уроках литературы, в конечном счете, направлена на эмоциональный отклик ученика-читателя на содержание произведения, его образную систему и – через эмоциональное сопереживание героям – к важнейшим идейно-нравственным выводам – о сути героического, о выборе собственного пути в час тяжелых испытаний.
Во многом донесение идей и мыслей писателей и поэтов, их авторской позиции зависит от мировоззренческой позиции самого учителя, от выбранных методов, приемов, форм и видов деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект.
Приступая к изучению военной темы учитель литературы, прежде всего, должен думать о том, как создать эмоциональное впечатление у ребят, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить то время.
Конечно, современные дети в большинстве своем отдают предпочтение компьютерам, Интернету, телевизору, чем книгам. Сегодня чтение для ученика – это настоящий труд. Ведь еще великий педагог К.Д.Ушинский говорил: «Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное». Сегодня основная проблема, стоящая перед учителем, - сформировать активный читательский интерес к литературе, воспитать потребность работать с первоисточниками, любовь к чтению, к книге.
На уроках литературы наиболее эффективны такие способы возбуждения интереса к книге, как чтение отрывка или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с литературным героем; краткий рассказ об истории создания произведения, о судьбе писателя; сообщение читательского впечатления от книги самого учителя; сообщение полярных мнений о книге, высказанных литературными критиками, самими учениками.
При текстуальном анализе произведения важно провести детальный анализ эпизодов, исполненных особого драматизма с их предельной заостренностью нравственного выбора, в ситуациях, где герой обнаруживает себя «до дна» в добре или зле, мужестве или страхе, в духовном взлете или нравственном падении. Обратить внимание учащихся на психологическую наполненность ситуаций, на то, что ценность человека на войне меряется не выполнением боевых заданий, а его внутренними нравственными установками.
С помощью метода проблемных вопросов можно подвести к авторской позиции: жизнь на войне – это жизнь со всеми ее духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречии. Война не только не «отменяет», она делает еще более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности за свои поступки.
Различные творческие и занимательные задания позволяют ученикам-читателям проникнуть в творческую лабораторию писателя, обратить внимание на сюжет, стиль произведения, на его композицию, образы. Они учат ребят внимательно относиться к слову великих мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в осмыслении и анализе целого круга авторских проблем.
Метод беседы эффективен тем, что позволяет вести диалог с учениками. Обсуждение может вестись на самые разные темы: характеристики персонажей, их поведение, идея и основная мысль произведения, выразительные средства, с помощью которых они реализуются, собственные точки зрения учеников на произведение.
Беседы в форме проблемно-диалоговой технологии позволяют задать учащимся вопросы, поиск ответов на которые заставят их задуматься, представить себя в роли героев, выбрать «свой» путь, проникнуть в глубинную суть произведения и связать его с современностью. Метод проблемных вопросов позволяет стимулировать мышление учащихся на уроках, развивать самостоятельность суждений:
Как складывался нравственный облик поколения советских людей, разгромивших фашизм?
Как и откуда брались у героев те внутренние силы сопротивления, достойные уважения и восхищения?
Что способствовало становлению нравственно-патриотических начал в образе героев?
На чем основаны истоки победы над фашизмом?
Почему сегодня так актуальна тема войны?
Как сегодня мир может противостоять фашизму?
Почему ценность победы над фашизмом возрастает с каждым годом?
Чем настоящий патриотизм отличается от лжепатриотизма?
При изучении произведений о войне, безусловно, эффективна организация различных видов исследовательской деятельности по произведениям, по биографии автора и т.д. Важно использование разных форм фактологического контроля: опрос по историко-биографическим сведениям, по сведениям фабульно-сюжетного уровня, тестовые задания, зачеты и др. Современный учитель владеет большим арсеналом новых технологий, включая ИКТ-технологии, об эффективности которых на уроке литературы можно не говорить. Виртуальные экскурсии, презентации, диски для прослушивания, электронные материалы к урокам позволяют намного обогатить, улучшить содержательность урока, его структуру.
Книга призвана силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание. Эти книги о войне, неординарные по содержанию, необыкновенные по силе воздействия, заставляют думать и переживать сильнее, чем другие книги. Все эти произведения бессмертны, потому что они есть правдивая картина тяжелейших испытаний, выпавших на долю советского народа в период Великой Отечественной войны. Учителю важно донести мысль о том, что в этих произведениях о войне обстановка фронта, постоянной опасности рождает у героев чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности и доброты. Что любовь к родному краю, борьба за Родину, высочайшее чувство патриотизма есть одно из самых дорогих качеств того поколения, которое победило фашизм.
Эти книги бесценны, потому что они учат думать, чувствовать, анализировать, сопереживать. Учат жить...
Умение вдумчиво читать и сопереживать ведет к умению постигать идейный смысл произведения, а от него - к умению оценивать явления жизни и поступать согласно достоинству человека, гражданственности, совести и чести.
Время в недалеком будущем потребует от учащихся ответственности за свои поступки, заставит определить свои идейные и нравственные позиции. Им нужно знать, как вести себя в критической ситуации в жизни. Ведь неважно, что не рвутся бомбы, не свистят пули. Главное - научиться преодолевать трудности, выработать в себе силу воли, стойкость характера, здоровье души. Одержать победу над самим собой. Быть готовым к защите себя, окружающих, к защите Родины.