Войти / Зарегистрироваться

Искусство перевоплощение. Грим. План урока

Получить свидетельство
Автор: Каменева Наталья Альбертовна

Внешний облик героя —
отражение его внутреннего мира
и характера.
 
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития грима, а так же с профессией гримера. При сообщении новой темы используется презентации (I). В практической работе учащиеся используют приложение (II) (последовательность работы с гримом и др.), а затем выполняют грим по заданным образцам. Практическая музыка идет под музыку («Принцесса Турандот») (III). Урок способствует сплочению коллектива (работают попарно и по 3-4 человека), корректирует психологическое состояние ученика, помогает избавиться от комплексов. Кроме того, поддерживает интерес к предмету, развивает эстетическое восприятие театра, метапредметные связи и является профориентационной работой.
Учащиеся используют следующие средства выразительности:
1) композиция;
2) цвет;
3) линия;
4) штрих.
На основании этого, дальнейшую работу на уроке можно строить, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
Завершается урок фотосессией и просмотром своих работ на компьютере. Данная разработка урока может быть использована на уроках искусства, на уроках или элективах по профориентации, на школьных праздниках. 
Планируемы результаты 
Ученик должен понимать значение и взаимосвязь различных видов искусства, их место и роль в духовной жизни человека, эстетически воспринимать многообразие художественной картины мира. Осознавать особенности художественного языка различных видов искусств.
Универсальные учебные действия 
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом (мотив — освоить выразительные возможности грима и умение ими пользоваться; цель — изучение различных видов искусств (театр, хореография). 
Регулятивные:
– постановка учебной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
– предвосхищение результата и уровня его усвоения, его временных характеристик;
– сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
– внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;
– выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
– воспитание волевой саморегуляции. 
Познавательные:
- Преобразование объекта из чувственной формы в модель (загримировать себя или товарища по заданному образцу, использовать различные техники наложения грима для достижения дополнительных эффектов и большей выразительности).
- Выбор эффективных способов решения поставленных задач;
- Контроль и оценка процессов и результатов деятельности;
- Извлечение необходимой информации, умение структурировать знания;
- Самостоятельное создание способов решения задач творческого характера. 
Коммуникативные: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
 

Задание:

Освоить выразительные особенности грима, а так же умение ими пользоваться, выполнить грим по образцу, сочинить историю героя, представить и защитить проект.

Межпредметные связи:

Литература, история, музыка, театральное и изобразительное искусство, технология.

Тип урока:

Урок–презентация

Организация урока:

Работа в группах (попарно); подготовить столы с необходимым материалом. У каждого на груди необходима эмблема.

Оборудование и материалы:

Грим, зеркало, влажные салфетки, перемены, фото героя в гриме, технологическая карта, последовательность нанесения грима; фотоаппарат, банки с водой, фломастеры, булавки, скотч, клей, бумага, шариковые ручки.

Зрительный ряд:

На доске тема урока, компьютер, интерактивная доска.

Музыка:

Музыка к спектаклю «Принцесса Турандот»,
Yann Tiersen — La Valse d'Amélie (из х/ф «Амели Пулен»)

Видеоряд:

1. Презентация на тему «Тайны актерского мастерства»
2. Последовательность нанесения грима – технологическая карта.

 
Ход урока
 
I. Организационный момент (1-3 минуты).Приветствие, настрой на работу.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы (15 минут)
III. Практическая работа (20 минут)
Подведение итогов (5 минут). 
I. Организационный момент. 
Приветствие, настрой на работу, проверка готовности к уроку. 
II. Сообщение темы урока.
Мы продолжаем тему «Синтез искусств в театре, кино и на телевидении». Сегодняшний урок завершающий по теме и посвящен «Искусству перевоплощения». На уроке вы попробуете изобразительные средства перевоплощения: грим и способы нанесения грима.
Форма диалога:
— Так для чего нужен грим?
— Чаще всего грим применяют в театре, кино и цирке.
— Грим нужен для изменения лица.
— Чтобы было интересней и понятней кто есть кто в спектакле. 
Цель актерского искусства — лицедейство, игра, в которой актер перевоплощается в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Каким должен быть грим — решает режиссер с театральным художником. Грим не может быть найден в готовом виде, оторвано от образа, вне его. Правильно подобранный грим — большое и тонкое искусство. (Включить презентацию «История грима» музыка из к/ф. «Амели Пулен»).
История грима восходит к народным обрядам и игрокам, требовавшим от участников внешнего преобразования. В древности он имел религиозное, символическое значение. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при возникновении с древнейшими ритуальными обрядами, сохранился до настоящего времени.
Существует два способа актерского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Это традиции народного театра «представления» и театра «переживания». Драматургия «театра переживания» требовала от актера рождения на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит «воплощение на сцене жизни человеческого духа». Правда актерского существования основана на тончайшей внутренней технике.
Использование средств внешней выразительности (костюм, парик, грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа.
Во второй половине восемнадцатого века гриму пытались придать большую характерность, индивидуальную яркость. Но лишь развитие реализма в театре создало основу для искусства грима. Произведения Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, А.П.Чехова требовали от актера умения создавать грим — изображения, обобщающего индивидуальные и социальные черты человеческого образа. Огромную роль гриму в своей работе придавал К. С. Станиславский. С тех пор появляется новая должность художника-гримера, творческого помощника режиссера и художника. Гигантский вклад в развитие искусства грима в русском театре внесли многие художники–гримеры, среди которых стоит отметить М.Г.Фалеева, Н.М.Сорокина и И.В.Дорофеева. Создателем теоретических основ грима в СССР является художник–гример Р.Д. Раугул.
Одна из специфических особенностей театра — это необычайная контрастность его образов, которое создается живым действием играющих актеров. Все выразительные средства, в том числе и грим, способствует этой конкретизации образов. Посредствам грима актер может изменить свое лицо, придать ему такую выразительную форму, которая поможет актеру наиболее полно и всесторонне раскрыть сущность образа и в наиболее наглядном виде донести до зрителя.
В штате театра гример так же необходим, как режиссер или актеры. Именно гример колдует над лицами актеров перед спектаклем, помогая создать нужный образ. При помощи умело наложенного грима, можно изменить овал лица, состарить актера или сделать моложе, а так же подчеркнуть черты характера героя пьесы. Некоторые актеры гримируются самостоятельно. Для того чтобы удачно загримироваться, актер должен не только хорошо знать свое лицо, но и учитывать характер персонажа, образ которого ему предстоит воплотить на театральных подмостках.
Грим — активное средство внешней выразительности. Гримируясь, актер придает тот или иной оттенок коже, изменяет линию бровей, делает более выразительные глаза.
Художник–гример придумывает грим для создания определенного образа или сходства с историческим персонажем, подбирает парики, бороды, накладки, прически и другие детали, подчеркивающие образ героя. Это перевоплощение, создаваемое актером вместе с художником, иногда составляет даже суть всего представления.
Народные актеры средневековья (скоморохи, жонглеры и т.д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивным гримом пользовались участники средневековых мистерий.
В «театре представления» актер скрывается за личиной своего героя —  маской — в прямом и переносном смысле. Он скорее представляет персонажа, изображает его поведение, а не живет его жизнью. Это определенные типажи, в которых подчеркнуто обозначена какая-то черта характера. В создании игровой маски большую роль играют средства внешней выразительности: грим, пластика, особенности костюма.
Таковы маски итальянской комедии дель арте Карло Гоции (Бригелла, Коломбина, Арлекин, Пьеро и др.). Они являлись носителями неких человеческих черт и из спектакля в спектакль были неизменны.
Человек, прячась за маской, обретали большую свободу, он как бы скрывается за ней от зрителя, будто говоря «это не я, это он, мой персонаж».
На Руси переодевание в различные маски скорее связано с Рождеством и «колядой». Коляда — праздник языческого происхождения у славянских народов, связанных с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству. Ряженые пользовались масками, изображавшими зверей, шкуры, рога. Колядование — это прославление младенца Христа, одаривание коледовщиков, зимние игры и забавы. 
Вопрос:
— В чем же задача грима?
Ответ:
— Задача грима в том, что при помощи различных приемов, грим помогает отразить в мимике лица характерные особенности роли, усилить эмоциональное восприятие персонажа. 
III. Практическая работа. 
Образный, фантазийный макияж во многом сходен с гримом в театральных спектаклях–сказках. Темы могут быть самыми разными. (Продолжают презентацию фотографии учеников, прошедшие оформление с применением ПО Photoshop CS).
При выполнении практической работы по определенной теме нужно хорошо изучить следующий материал:
- анатомическое строение мышц лица;
- мимику (внешние выражения грусти, радости, гнева, страха);
- схемы грима (молодое, старое, худое и др.)
- лицо и прическа.
А сейчас я объявляю конкурс гримеров. Кто-то будет актером, а кто-то гримером. При помощи грима и небольшого реквизита нужно превратить «актера» в грустного «Пьеро», веселого «Рыжего» клоуна и хитрую «лисичку». Время ограничено! Оценивать будем работу «художника–гримера» и «актера».
Персонажей для гримирования разыграть простой жеребьевкой. Материалы для работы на столах. Раздать вместе с фотографией персонажа технологическую карту: «последовательность нанесения грима». 
IV. Подведение итогов.
Закончить урок фотосессией и просмотром работ на интерактивной доске. Оценить свою работу и друг друга. Выбрать лучшего гримера и актера. Поставить оценки.
Сегодня вы на практике убедились, как при помощи грима можно перевоплотиться, а так же и в том, как не проста работа художника–гримера. Надеюсь, знания, полученные на уроке, расширят ваш кругозор и где-то пригодятся.
Задать несколько вопросов по изученной теме, если останется время. Например:
- О каких профессиях вы сегодня узнали?
Ответ: актер, режиссер, художник–гример.
Какие виды грима вы знаете?
- Ответ: живописный и объемно-пластический. В живописном используют только краски для имитации объема — морщины, к примеру, рисуют, меняют цвет кожи. При объемном гриме используют наклейки, накладки, подтяжки, парики и прочее. 
Урок окончен.
Приведите кабинет в порядок.
Все свободны.
Приложение 1
Рабочие образцы
 
 
 Используемая литература
  1. Дружини В.Н. Варианты жизни. М., 2000.
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1991.
  3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000.
  4. С.Н. Дмитриев, В.Е. Волков. Москва профессиональная: молодежь и выбор профессий. — М.: Вече, 1997.
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  6. Ли Бейган "Грим для театра, кино и телевидения", 1997 г.
  7. https://ru.wikipedia.org — сетевой ресурс Википедия, свободная энциклопедия.

Похожие публикации