В условиях духовно-нравственного возрождения народов России, развития и утверждения национального самосознания, процесс формирования национальной толерантности претерпевает определенные изменения согласно задачам современного общества.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению русских традиций и обычаев.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Национально – культурное возрождение народов зависит от духовно-нравственного состояния семьи. Семья играет огромную роль в формировании личности, в передаче новому поколению этнокультурных ценностей, знаний.
Семья, как первый институт по социализации личности ребенка, сильна своими традициями. В условиях проживания без старшего поколения в большинстве молодых семей происходит потеря положительных семейных традиций по воспитанию детей, когда отец создавал или поддерживал культ матери, когда мать создавала или поддерживала культ отца, когда они вместе создавали культ семьи.
Поэтому, возрождение положительных семейных традиций, создание банка таких традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания является первоочередной и самой актуальной задачей не только нашего дошкольного учреждения, но и всей системы дошкольного воспитания России.
В каждой возрастной группе совместная деятельность проходит с разной степенью включенности и участия взрослых и детей. Она нацелена на решение самых разнообразных задач: ближе познакомиться с семьями воспитанников, подружиться, привлечь пап и мам к воспитанию и развитию детей, к обмену позитивным семейным опытом, способствовать внедрению в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе.
Ход занятия
Зал украшен в русском народном стиле. На центральной стене закреплена русская рубаха. Центральная стена закрыта шторами до окончания присказки. На боковой стене закреплена Матрешка, у которой из одной руки в другую протянута веревка. На веревку будут вешаться расписные платки - призовые очки за удачно выполненные задания. На середину зала выходит ведущий.
Ведущий: начинается наш рассказ: мы покажем всем, всем, всем про девиц наших красных, да про добрых молодцев. Разговор говорить хорошо, да пора и начинать.
Группа ребят показывает сказку «Царь и рубашка» (присказка), главным героем которой является русская рубаха.
Один царь был болен и сказал:
Царь: половину царства отдам тому, кто меня вылечит.
Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить.
Мудрец: если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя – царь выздоровеет.
Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются.
Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему кто-то говорит:
– Вот, слава богу, наработался, наелся, и спать лягу; чего мне еще нужно?
Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю.
Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было рубашки.
По окончании сказки открываются шторы. Под русскую народную мелодию входят взрослые и дети в спортивной форме. Взрослые в руках держат бельевую веревку, на которой висят русские народные рубахи для мальчиков и сарафаны для девочек.
Ведущий: нынче развлечение у нас. Поглядите сколько нас. Ой, сколько пришло, сколько привалило. Десять смеющихся, да десять улыбающихся, да десять в череду ожидающих, да рубаху одевающих. Дети надевают костюмы (кто быстрее это сделает, мальчики или девочки?). За победу (мальчиков или девочек) ведущий вешает на матрешку расписной платок.
Ведущий: какой праздник без веселых песен, хороводов?!
Первый участник (ребенок): нам давно бы встать, нам кругом походить, на людей посмотреть, да себя показать.
Ведущий: так выходите, покажите.
Второй участник: да без музыки не выходит. Ни песню не запоешь, ни пляску не заведешь. Группа ребят исполняет хоровод «Пряха».
Ведущий задает вопрос детям: «что носили наши прадеды и прабабушки 100 или 200 лет назад»?
Ответы детей: рубаху, шаровары, платки, тулупы, шапки-ушанки, валенки. Группа ребят исполняет танец «Валенки».
Ведущий: в старину у хорошего хозяина на дворе было много животных. Посмотрим какие. Инсценировка песни «У дедушки Егора».
После последнего конкурса под русскую народную музыку со стены снимается русская рубаха и раскладывается на полу. Воротник должен быть направлен к стене, а подол к центру зала. Девочки влезают в левый рукав рубахи и вылезают из подола, мальчики соответственно влезают в правый и тоже вылезают из подола.
Ведущий: вот какая рубаха, все в нее поместились. Только мы с вами нарядные, а рубаха нет. Сейчас мы ее попытаемся сделать нарядной. Дети и взрослые отделывают рубаху специальными заготовками, изготовленными преподавателем по изобразительной деятельности. Отделка накладывается на воротник, манжеты рукавов, подол. Затем все участники праздника поднимают рубаху.
Ведущий: Посмотрите, какая нарядная, замечательная получилась у нас рубаха. В завершении следует сказать, что национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, которые способствуют формированию толерантного отношения к людям других национальностей, обеспечивается в пределах педагогических условий.
Литература
1. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре [Текст]: методическое пособие / Н. Апполонова. – Москва,1991.
2. Архарова, Л. И. Воспитание на народных традициях [Текст]: методическое пособие / Л. И. Архарова. – Москва, 2001.
3. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре [Текст]: методическое пособие / Г. Н. Гришина. – Москва, 2005.
4. Давыдова, О. И. Этнопедагогический подход в работе детских садов [Текст]: методическое пособие / О.И. Давыдова. – Москва, 2003.
5. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога [Текст]: методическое пособие / О. И. Давыдова. – Магнитогорск, 2007.
6. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции [Текст]: методическое пособие / Л. Евстратова. – Москва, 2006.