Войти / Зарегистрироваться

Наглядно-информационный журнал для родителей "Копилка семейной мудрости"

Получить свидетельство
Автор: Майорова Татьяна Тихоновна

                                                                                                       История Ямала

Первые сведения о ямальской земле, о коренных народах испокон веку проживавших на ней – ненцах и ханты, относятся к XI веку. Однако новгородские купцы проникали на Край Земли (именно так переводится с ненецкого слово Ямал) и раньше. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах северной земли и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч. «Самородный зверинец», «кладовая мягкой рухляди» привлекала торговых людей и новгородские рати. С 1187 года нижняя Обь входила в «волости подданные» Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, к титулам которых с 1502 года добавились «Обдорские и Югорские».В 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель «великой Оби». В 1595 году один из казацких отрядов построил укрепление под название Обдорск (сегодня это столица Ямало-Ненецкого автономного округа – Салехард). В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея. Включение северных земель в состав сильного русского государства имело прогрессивное значение. Установление прочных экономических связей с народностями Обского Севера содействовало росту могущества России. Поступление пушнины принесло казне дополнительные доходы, расширило торговый оборот с заграницей. В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере. Постепенно росло население, менялось административное деление. В крае развернулась широкая торговля пушниной, северной белорыбицей, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. Этому способствовала знаменитая Обдорская ярмарка. В январе-феврале сюда съезжались ненцы и ханты, собирались купцы Тобольской, Енисейской, Архангельской губерний. Денежной единицей служил белый песец. Ярмарка по обороту капиталов была одной из первых в Тобольской губернии. К началу двадцатого века из Обдорска ежегодно вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы и около 50 тысяч меховых шкур (песец, лиса, белка, горностай и др.)
                                                                                            Недавнее прошлое

Социально-культурные задачи включали повышение общеобразовательного уровня людей – ликвидацию неграмотности; организацию школьной системы, первых очагов культуры – изб-читален, народных домов; создание первых больниц и фельдшерских пунктов.
10 декабря 1930 года президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». В числе новых восьми национальных округов РСФСР был образован в составе Уральской области Ямальский (Ненецкий) округ с центром в селе Обдорск. 20 июня 1933 года село Обдорск переименовано в поселок Салехард, а его сельсовет был реорганизован в поселковый. По данным Всесоюзной переписи населения в 1939 году в округе проживали 45734 человека, в том числе 15348 кочевников.                               
Основными отраслями экономики округа в предвоенные годы оставались рыбная промышленность и оленеводство, высокими темпами росли заготовки пушнины – в 10 раз с 1931 по 1940-й год. После образования округа стала развиваться совершенно новая отрасль – растениеводство. В При- и Заполярье стали выращивать картофель, овощи, кормовые корнеплоды.
В 1931-1932 годах на Ямале появились первые самолеты, а в 1937 году была установлена прямая авиасвязь с Омском.
Особое внимание было уделено народному образованию. В 1940 году в 46 школах округа обучалось 4500 учащихся, действовало 28 интернатов для детей коренного населения. К 1940 году в 10 библиотеках округа было 53 тысячи книг, работали пять Домов ненца, восемь красных чумов, две культурные базы. Народное образование последовательно решило задачи внедрения неполного среднего, а затем десятилетнего обучения детей.
В годы Великой Отечественной войны тысячи ямальцев отправились на фронт защищать Родину. Оставшиеся в тылу женщины, старики, дети самоотверженно трудились. На рыбацких станах, охотничьих тропах, оленьих пастбищах ямальцы помогали всей стране ковать Великую Победу.
После окончания Отечественной войны государством были приняты экстренные меры по преодолению экономических и социальных трудностей на Севере. Прежде всего, было усилено техническое оснащение рыбной промышленности и охотничьего промысла. Быстро развивалась новая отрасль хозяйства – звероводство. На фермах выращивали серебристо-черных лисиц, голубых песцов и норок. На путь наиболее рентабельной традиционной отрасли стало оленеводство – укрепилась производственно-техническая база, широко использовались достижения науки и техники.
В послевоенные годы бурно развивался транспорт и связь. В 1949 году в Лабытнанги пришла железная дорога. На реках курсировали пассажирские суда, пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С 1964 года введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24 в Тюмень, Тазовский, Тарко-Сале, а летом 1968 года – в Москву.
Произошло коренное перевооружение средств связи – электрической, телефонной, почтовой. В 1964 году в эфире впервые прозвучали позывные окружного радио, в 1968 году – засветились экраны телевизоров.В 60-е годы прошлого столетия выросла сеть учреждений культуры: работали 17 домов культуры, 39 сельских клубов, два народных театра, три музыкальные школы, краеведческий музей, дом народного творчества. В 64-х библиотеках имелось 500 тысяч книг, в киносети – более 100 киноустановок.

Познакомьте ребенка с родным краем
 
Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания программы "Детство" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине.
И главными помощниками ДОУ в этом благородном деле,  являются,  прежде всего - родители.
Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом...
Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое "я". Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав
все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Дошкольное детство - пора открытий. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными...
Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.
Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание   ребенка   постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, супермаркет, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу. Его знакомят с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города.
Родной город... В каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.
Что выбрать для знакомства ребенка с Ноябрьском? - Это зависит от того, в каком районе  живет семья (ведь везде есть свои достопримечательности) и, главное, от той цели, которую преследуют родители, знакомя ребенком с тем или иным объектом.
В.А. Сухомлинский  говорил: "Красота родного  края   ...-  это  источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина".
Старшему дошкольнику полезно рассказать: Ноябрьск  славится тружениками. Ноябрьск - центр культурной и научной жизни региона: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных, различных учебных заведений, институтов, музеев, домов культуры.
Жители Ноябрьска  гордятся дворцом  спорта "Ямал",  музейным ресурсным центром, музыкальной школой №1, Интеллект центром. В Ноябрьск съезжаются люди из разных краев земли на спортивные и молодежные встречи, фестивали музыки и искусства, фольклора и этнографии.
Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей и ноябрян.
Так, например, старшему дошкольнику модно рассказать, что жители Ноябрьска постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения, уже который год участвуют в конкурсе на самый благоустроенный город России. Значит, и он, маленький ноябрянин, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирования у ребенка чувства гордости за родной город.
Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвига ноябрян в дни Великой Отечественной войны.
Подытожьте: многие солдаты погибли, отстаивая независимость нашей Родины, имена некоторых из них остались неизвестными, народ увековечил славу известных и неизвестных героев, отдавших свою жизнь за Родину,  в честь них никогда не гаснет Вечный огонь.
И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.
  • Учите ребенка считаться с интересами и желаниями старших
  • Рассказывайте ребенку о работе близких, их общественных делах, если есть у близких награды, сообщите, за что они получены
  • Поддерживайте интерес к событиям  и явлениям общественной жизни
  • Воспитывайте любовь к родному дому, семье, к детскому саду, природе
  • Рассматривайте семейные альбомы, составьте с ребенком генеалогическое древо вашего рода
  • Создавайте условия ребенку для проявления заботы о младших братьях, сестрах
  • Приобщайте к традициям русского народа к праздникам: «Рождество», «Масленица», «Пасха» и т.д.
  • Совместно с ребенком нарядите елку, испеките блинов, украсьте пасхальные яйца и т.д.
  • Больше читайте русские народные сказки, слушая сказки, ребенок начинает любить то, что любит его народ
  • Используйте разные малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки и т.д.) – это жемчужины народной мудрости которые воспринимаются ребенком легко и естественно
  • Посещайте музеи, выставки, достопримечательные места города
Перед началом нашего разговора я предлагаю Вам немного рас­слабиться и поиграть.
Как Вы думаете, что означает слово — семья?
Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми.  (И. Даль).                                                               С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любо­вью. Из этого далека,  до нас   дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки.
Давайте-ка их вспомним. Продолжите…
- В гостях хорошо, а... (дома лучше).
- Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
- Каково на дому, таково и... (самому).
- Дети не в тягость, а... (в радость).
- Когда семья вместе, и... (сердце на месте).
Семья — это среда, в которой удовлетворяется фундаменталь­ная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддерж­ки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей (3. Матейчек).
Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и един­ство с родными. Социальная функция семьи — психологический тыл, защита, убежище. Мать - главная воспитательница дошколь­ника. Функция матери, родителей - научить ребенка жить. Но в то же время,  любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша. Современную семью укрепляют эмоциональные связи родите­лей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблаго­получия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.                                                                           
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семь­ях, учим ли этому своих детей.
Семейные традиции -конечно, это праздники, которые отме­чаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это мо­жет быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция - вместе с ребен­ком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родос­ловной и составление семейных альбомов. Это и коллекциониро­вание, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рож­дения ребенка.  Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома, осо­бенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка про­буждается потребность к созидательной деятельности, умение це­нить красивое и уважать труд людей.
Наша задача — помочь ребенку успешно войти в совре­менный мир, занять достойное место в системе отношений с ок­ружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоцио­нальное общение ребенка с родителями.    
Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского народа. 
Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную особенность. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают вырабатывать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, требованиями общественного долга.
 К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц.
На Руси, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День.
По преданию, первое пасхальное яйцо......святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, подтверждая её благую весть.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков, 
И зеленеет ближний лес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
- Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени
- Помните, природа - наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.
- Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.
- Учите детей правильному общению с живыми существами.
- Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок — живые, от грубого и жестокого отношения им больно
- Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
- Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
- Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
- Учите исправлять свои ошибки.
- Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, на­пример: подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
- Не унижать своего ребенка и не обсуждать его поступки при других.
- Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте
- Используйте положительные примеры из детской литерату­ры при воспитании ребенка.
- Разучите пословицы:
Добрые дела, целыми веками живут.
Доброе дело, веками помнится.
Доброму -  везде добро.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро помни, а зло забывай.
Желаем успехов и радости от общения!!!
Культура и традиции коренных народов Севера
Ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев.
Язык
Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов — тундрового, который распадается на западные и восточные говоры, общение между носителями которых не мешает взаимопониманию, и лесного, отличающегося своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров.
Ненць — в переводе с ненецкого означает «человек».
Кухня
Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству. Оленина — довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи. Это мясо подвергают часто посолу — простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом. В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например копальхем.
Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.
Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также широко используется рыба, которую вылавливают из внутренних водоемов: силь, щука, нельма. Ее, в основном, подвергают варке или тушению.
Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне - что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с макаронными изделиями.
На гарнир предпочитают макаронные изделия; рис, овощи потребляются крайне редко.
Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.
Хлеб предпочитают больше ржаной. 
Юрий  Леонтьев                           
                         

 Лунный  бубен
Промотали, распродали  то,
Чем  когда-то мы были  богаты.
Превратившиеся в решето,
Ветер  бодрые скомкал плакаты.

К небу тянется копоти яд,
Не рассвет на Ямале, а вечер….
Над усопшею тундрой  горят
Буровых поминальные  свечи.    

 ***

Белая медведица
Ловит звездных  рыб.
Лунный бубен светится
Смолкнув до поры.

До утра велел ему
Отдохнуть шаман
Тишь, По насту белому
Стелется туман.
                           Ольга Высотская

Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте.
Берегите друг друга
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.  

Семья
Очень люблю, когда  все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.

***
Тундра – северяночка,
Нет  ее  милей!
Северным  сиянием
Небо  светит  ей.

Будто  чудо – девица
Лунною  иглой
Вышивает  красочно
Мой  Ямал  родной.

Что нам стоит чум построить
Что нам стоит чум построить
В  лесотундре  из  жердей:
Приподнять его за ушки,
Поддержать чуть – чуть хорей,
Закрепить брезент веревкой,
Взять местами бечевой.
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку
По – хозяйски  растопить
И на наше новоселье
Всех соседей пригласи

Загадка о семье
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка,
а самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(6 человек: брат и сестра, их родители,
бабушка и дедушка)

 
Разучите с детьми стихотворение
Цветок красивый - это я.
Папа и мама - мои стебельки.
Дедуля с бабулей в семье - корешки.
Цветок наш красуется в зелени луга.
Все мы в семье своей любим друг друга.
Разучите пальчиковую гимнастику
«Семья»
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик Я. Вот и вся моя семья!
У кого мы учимся доброте?
У кого мы учимся
Доброте?
У черники дымчатой
На кусте,
У скворца, летящего
С червяком,
У лугов, причёсанных
Ветерком,
У колосьев, зреющих
На полях,
У дождя, приплывшего
В облаках,
У шута, дарящего
Людям смех
И у солнца ласкового
Для всех,
У больших кивающих
Нам слонов
И у песни папиной,
Что без слов -
У всего открытого
Нам вокруг,
Но сперва - у маминых
Добрых рук.
«Воспитание - лучший припас к старости » (Аристотель)
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» (Л. Толстой)
«Высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий и воспитания»  (А.В.Запорожец)    
«Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений»  (В.М. Бехтерев)     
«Быть другом своего сына или дочери значительно труднее, чем прокормить и одеть их»
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни» (А.С. Макаренко)
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»  (Антуан де Сент - Экзюпери)
 
Ненецкие народные приметы
 
Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.
Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.
С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».
А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».
Бывают моменты, когда чум ломится от гостей. Мамы стараются накормить детей и отправляют их на улицу играть. Вдруг в это время сытый ребенок становится напротив сидящих за столом гостей и начинает буквально пожирать их глазами. С грустью замечали, что его ожидает либо сиротство, либо большая нужда родителей.
Часто в тундре гости торопятся, а стол еще не убран. В этом случае ничего не остается, кроме одного, чтоб предотвратить плохую примету. Хозяйка должна взяться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи. Только после этого они имеют право выйти из-за стола. Хорошо воспитанный ненец сам должен попросить об этом хозяев, извиняясь за спешку.
Некоторые гости очень любят угождать: убирают со стола, моют и вытирают посуду. Очень мягко, без упрека, хозяйка не должна позволить им этого, иначе помощь гостьи обернется для нее неудачей. Говорят, стол обеднеет, все удачи в добыче перейдут гостье.
А о тех людях, которые постоянно жалуются на нехватку пищи и прибедняются, говорят: «Нужда их ждет в ином мире, никто и никогда не будет приходить на могилу этого человека. Невольно он будет забыт навечно.
Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение.
В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником. Старики с улыбкой говорят: Звери и птицы издали услышат скрип кастрюль и сковородок, с которых ты скреб остатки пищи. И звон посуды, которую мыл, им не по нраву".
Также будущий рыбак не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником и всегда последним ставить сети на использованные рыбные места.
Будущий хозяин не должен проходить под веревкой, иначе он будет бесхарактерным нюней, вечно сонным и вялым. А также он должен содержать нож в идеальной чистоте, иначе будущая жена будет неопрятной.
И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и мяса грязный инструмент. «Не забывай вытирать нож. Когда ты станешь мамой — будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи и вони», — так строго предупреждали, прививая им правила жизни.
Как только у девочек наступают «критические дни», для них начинает существовать ряд ограничений, вроде таких, что нельзя ходить вокруг чума, наступать на вещи и предметы быта, но особенно надо быть внимательной к мужским вещам.
Есть и правила-приметы, связанные с шитьем:
— нельзя шить одежду на себе;
— если девочка без причины прокалывает и втыкает несколько раз иголкой на себе одежду — это к покойнику;
— грех накладывать шов на другой, старый шов, — ослепнешь в будущем;
— нельзя забывать в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;
— если с пальца соскакивает наперсток, то у будущего мужа будет вторая жена или первый брак хозяйки наперстка разрушит соперница.
Частенько некоторые девочки, ожидая, пока мать проверяет качество работы, то ли от волнения, то ли еще по какой причине, начинают ковырять во рту концом ножа. Но это не ускользает от взгляда вроде бы занятой мамы. «Убери изо рта нож, став взрослой, будешь объектом для сплетен и всю жизнь будешь чувствовать себя, как на остром конце ножа», — строго скажет мать, возможно, желая, чтоб дочь не поранилась и не привила бы себе дурную привычку. С малых лет внушают девочкам об ответственности их роли создательницы нового очага, новой жизни. В течение нескольких столетий благодаря им, прекрасной половине человечества, ненецкий народ создавал, соблюдал и сохранял свои добрые традиции.
У ненцев существует почтительное отношение к пище и множество примет, связанных с ней.
Вот некоторые правила обращения с ней.
- Нельзя смеяться над едой.
- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.
- Если упал кусок. Надо бросить его около очага или печки. Это означает. Что ушедшие в Нижний мир хотят есть.
Приметы, связанные с бережным отношением к природе
- Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
- Не кидай камни, комья земли или снега в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь. 
- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды- может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.
- Не стреляй из лука, не имея мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
- Не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.                               Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они – за кругом, остальные – олени. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начали» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять, шесть раз. После чего считает отбитых оленей.
Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.
Играющие становятся парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят:
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладоши, потом в ладоши товарища.
Хлопают в ладоши до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети – «льдинки» разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – «большую льдинку». На сигнал «Мороз!» - все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры:
Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить «большую льдинку». Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят: «Хейро» («солнце»).
Ведущий «Хейро» («солнце») сидит на корточках в середине круга. Когда «Хейро» («солнце») встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны), игроки разбегаются.
Правила игры:
Все игроки должны увёртываться от «Хейро» («солнце») при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» - те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Обрядовая кукла народов Севера
Раньше, у крестьян была примета: когда дети много и усердно играют в куклы – в семье прибыль будет, если же небрежно обращаться с игрушками, - быть в доме беде.
Раньше верили, что безликая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка во сне. Особенно поощрялась игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.
В русских деревнях свекр разрешал своей молодой невестке играть в куклы, которые она привозила с собой после свадьбы и даже запрещал беспокоить ее во время такой игры. Так продолжалось до появления ребенка.
А вот еще один интересный  обряд народов севера.
Обрядовая безликая кукла, считается оберегом.
- Люди боялись злых духов. Духи, по их мнению, могли проникнуть в щели – глаза, рот, нос, - вот и не рисовали лица куклам. Девочки народов севера даже кусали голову своей кукле перед сном, чтобы ночью не пришел пугать ее дух, или дурной сон не приснился.
- Делали кукол с лицом для магии, только злые колдуны.
- Когда хотели избавиться от болезни, делали куклу - болезнь, давали ей имя болезни и избавлялись от недуга, сжигая куклу.
Одна старая бабушка из города Ханты – Мансийска мастерица по шитью обрядовых кукол (Нуху) показала своим правнукам стареньких кукол, которые ей достались по наследству от матери, бабушки, прабабушки. Нухуко – традиционная ненецкая кукла, состоит из клюва птиц (утки или гуся). Акань – хантыйская кукла которую для своих детей делала мать или бабушка. Подрастая девочка шила их сама. По качеству ее рукоделии жених судил об умении невесты. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей.       
Оказывается, в семье  был обычай: перед тем как родить ребенка, женщина начинала мастерить куклу, при этом в руки ножниц и иголки не брала. Тряпочки рвала со своей старой  рубахи, которую на теле носила, то есть ткань, помнящую тепло ее тела, чтобы это в куклу переходило. Когда кукла была готова, укладывала ее в люльку и качала, пела колыбельные песни, а кукла оберегала будущую мать от сглаза – и в это верили. 
Не только у детей есть куклы, но и у каждой старшей  в  семье женщины есть кукла. Даже у мужчин есть не мудреные деревянные  куклы.  Хранят  их  в специальной священной нарте – каханг канн,  и не  то, что трогать, подходить к  ним  запрещено.
Называли эту куклу – Мят - Пуша! - Хозяйка  чума.  Пока  Мят – Пуша  в семье ненцев, ничего плохого не случится. Она нас  защищает от злых духов. 

Похожие публикации