«Моим стихам, написанным так рано…»
Цели:
- рассмотреть разнообразие тематики поэзии М. Цветаевой, отметив важность темы Родины и темы творчества в стихах поэта;
- углубить понятия стихотворного лирического цикла и лирического героя;
- развивать навыки анализа поэтического текста.
- рассмотреть разнообразие тематики поэзии М. Цветаевой, отметив важность темы Родины и темы творчества в стихах поэта;
- углубить понятия стихотворного лирического цикла и лирического героя;
- развивать навыки анализа поэтического текста.
Оборудование: портрет поэтессы, её семьи, музыкальные записи В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена.
Вступительное слово учителя
Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам-мужчинам.
Предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, её историей, культурой, виртуозное владение словом позволило ей встать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века.
Тягчайшие испытания уготовила ей судьба: стремительный взлет к вершинам поэзии, обожание, поклонение сменились жестоким, унизительным, нищенским существованием после октября 1917 года (отсутствие собственного угла, постоянная тревога за судьбу своих близких и друзей, сплетни, травля, невозможность печататься…). Единственное, что спасало, – творчество, осознание своего избранничества. «Ни на какое другое дела своего не променяла бы», – признавалась М. И. Цветаева.
Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. Бытие, произраставшее из упорного подвижнического труда, побеждало быт. «Стихи – есть бытие», – так утверждала Марина Цветаева. И можно добавить: «Её бытие – в стихах».
Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась судьба.
Предоставим слово самой Цветаевой, послушаем строки из автобиографии.
Ученица в роли М. Цветаевой: Родилась 26 сентября 1892 года в Москве.
Отец – сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств. Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей… Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от неё, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать.
…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями».
Звучит 1 часть концерта №2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова
На фоне музыки слова:
Ученица читает:
Моим стихам, написанным так рано
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
В2: В дневнике матери есть строки: 4-х летняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет поэт?
В1: Отец? Иван Васильевич Цветаев, в 29 лет уже был профессором Московского Университета, создатель первого в дореволюционной России Государственного Музея изобразительных искусств. Мария Александровна Цветаева была незаурядным человеком. Упоение музыкой, громадный талант, способность к языкам , блестящая память, великолепный слог, стихи на русских и немецких языках, занятие живописью …» Она открыло детям глаза на никогда не изменяющее человеку вечное чудо природы , одарило их многими радостями детства. Дала им в руки лучшие книги
Звучит «Лунная соната» Л. Бетховена
На презентации репродукция картины Наумова «Дуэль».
Ученица в роли Цветаевой: Была картина в спальне матери «Дуэль». Первое, что я узнала о Пушкине, это –что убили. Потом я узнала, что Пушкин –поэт «мой первый поэт, и моего первого поэта убили». Мне нравилось к нему бежать и, добежав, обходить… Пушкин меня заразил любовью… Том, огромный сине-лиловый том с золотой надписью вкось- «Собрание сочинений А.С.Пушкина».
«Мне было 6, и это был мой первый музыкальный год… Давали сценку из «Русалки». Потом «Рогнеду» и «Евгения Онегина»» .
Звучит фрагмент из увертюры
к опере П.Чайковского «Е.Онегин».
Ученик читает:
Теперь в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним,
Мать спросила: «Что же тебе, Муся, понравилось?»
Марина: Татьяна и Онегин.
Мать: Это как же может быть? Ну что ты могла понять?
Ученица в роли Цветаевой: Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил меня (я это поняла), она любила, он ушёл, она осталась… Это моя первая любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной , невзаимной, невозможной любви.
Учащиеся под гитару исполняют песню из К/ф «Ирония судьбы» , сл. М. Цветаевой, музыка М. Таривердиева
«Мне нравится, что вы больны не мною…».
Ученица в роли Цветаевой: Но ещё не одно, не одно, а многое предопределил во мне «Е.Онегин». Если я потом всю жизнь первая писала, первая протягивала руку и руки, не страшась суда, то только потому что на заре моих дней Татьяна это на моих глазах - сделала. Если я потом, когда уходили (всегда уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
В2: Урок смелости. Урок гордости, Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.
Учащиеся под гитару исполняют песню из к/ф «Ирония судьбы»
«Хочу у озера, где муть…»
В1: В 1910, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили. Первый заметил её стихи поэт М.Волошин, встретился с Мариной, написал статью на её сборник, а затем стихи.
Ученик читает:
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов?
До весенних новолунных слов?
Ученик: Когда Марина Цветаева отдала в печать сборник «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу: любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго будет это длиться!).
Ученик читает на фоне музыки:
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов.
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
…Все бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
В2: М. Волошин знакомит Марину с Сергеем Эфроном, будущим мужем Марины. Они встретились 5 мая 1911г. на морском берегу 17 -летний и 18- летняя Марина. Марину поразила его внешность.
Ученик читает:
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя.
Что предвидишь чудеса
Есть огромные глаза
Цвета моря.
Звучит Соната № 3 Шопена.
В1: Это была любовь с первого же дня – и на всю жизнь.
Вдумайтесь: Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.
– 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.
– 31 августа 1941 года покончила с собой Марина.
Если кто-то скажет, что это – случай, совпадение – ошибется. Это судьба. Горькая!
Поэтическая зарисовка:
Девушка.«Сергей – имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая-то парность…»
Юноша.Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину…
Биограф. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.
Юноша.Сергей – Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…
Берегите себя, заклинаю Вас… Храни Вас Бог. Ваш С.»
Девушка.Марина – Сергею: «Мой Сереженька!.. Не знаю, с чего начинать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»
Биограф.Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности.
Девушка.Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге…
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Юноша.Разве это не поэтическое предвидение, не роковое пророчество гениального поэта и любящей женщины? Судьба, господа, судьба…
В1: Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912г. и короткий промежуток между встречей их и началом Первой Мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Ученица в роли Цветаевой:
Аля. Ариадна Эфрон родилась 5 сентября 1912г., в половине 6, под звон колоколов.
Ученица читает:
"Девочка! - Царица бала!
Или схимница, - Бог весть!
- Сколько времени? - Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола!"
В2: Первая Мировая война, год 1914. В 1914г. Серёжа отправляется на фронт с санитарным поездом, в качестве брата милосердия. После Октября С.Эфрон был рядах белой армии. М. Цветаева голодала, к этому времени у неё было двое детей. Аридна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где умирает Ирина.
В сборнике « Лебединый стан» прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому что там был её возлюбленный. С 1914г. по 1922г., вплоть до отъезда за границу, Цветаева жила в Москве. В течение 17 лет жизни в Германии, Чехословакии, Франции мысленно возвращалась к своему дому в Москве, к этому времени уже разрушенному. В 1933 г. в Париже её спросили, помнят ли о ней на Родине, она ответила, что её просто не знают. С1912 по 1922- ни одной книги. За границей - без читателя. В России – без книг. Уезжает к мужу, к любимому. Рождается сын -Георгий, очень светлый и счастливый период; издаётся сборник «Разруха и Психея», «Царь-девица», «Ремесло», 1928 г. «После России» и перестала издаваться. В эмиграции она, увы, не прижилась - возникает общество « Дружбы с СССР», и муж её –активный деятель этого союза, на западе их воспринимают чуть ли не как предателей и отступников.
В1: В 1939г. вернулась с сыном в Россию, вслед за мужем, за дочерью. Они там с1937г. Цветаеву терзают две боли: боль за сына и боль её самой за Россию. Сын её и дитя России ведь- родины нет, её предстоит обрести, в стихах- глубочайший психологический анализ. Два года стали расплатой – за что? – непохожесть, нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой?
Ученица читает:
С фонарем обшарьте
Весь подлунный свет!
Той страны на карте
Нет, в пространстве – нет!
Выпита как с блюдца, –
Донышко блестит!
Можно ли вернуться
В дом, который срыт?
Ученица читает (из дневника): Если бы сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю, какого-то тоскливого, умилённого.Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил… Буду любить его каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, за то, что он есть».
В2: В Москве Цветаева оказалась в отчаянном положении, вот часть её письма Павленко, писателю, заместителю А.А. Фадеева, секретаря Союза Советских писателей: Многоуважаемый т.Павленко. Вам пишет человек в отчаянном положении… Итак, я буквально на улице, со всеми вещами и книгами… 1 сентября мой сын пойдет в 167 школу – откуда? Частная помощь друзей и все их усилия не привели ни к чему. Положение безвыходное. Загород я не поеду, потому что там умру – от страха и черноты и полного одиночества. Я не истеричка, я совершенно здоровый, простой человек, спросите Бориса Леонидовича. Но – меня жизнь за этот год – добила. Исхода не вижу. Взываю о помощи».
В1: Есть у Цветаевой цикл стихов о Блоке. Блок у неё - рыцарь без укоризны, почти божество. Хотя с ним незнакома. Она очень ценила Б. Пастернака. Их близость в философичности и интеллектуальности.
Ученик в роли Б.Пастернака: « Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное, родное предназначенье, душа моя, Марина. Какие удивительные стихи Вы пишете. Как больно, что сейчас Вы больше меня. Вообще- Вы- возмутительно большой поэт…»
В2: Но годы шли. Устами письма Б.Пастернака Марина перестала вызывать их на себя. Незадолго до смерти: « Мне все эти дни хочется написать завещание. Мне вообще хотелось бы не быть».
В1:Без мужа и дочери, без жилья и друзей, без «надобы в себе» и абсолютно без всяких надежд… Следующий документ обличает всех убийц на свете: «В совет Литфонда.
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М. Цветаева».
Не приняли.
В1: Война 1941г. С сыном уехала в Елабугу. Неустроенность. Мысли о муже, кризисе, полное одиночество, полная депрессия. 3 августа 1941г. покончила с собой. Тут и настиг её «одиночества верховный час». Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души поэта.
Ученица в роли Цветаевой: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже… Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
Ученик:Мур не смог ничего передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет скоро расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.
В2: Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.- Слова её были пророческими. Интерес и любовь к поэзии М. Цветаевой возрастает, а не угасает.
Настанет свой черед.- Слова её были пророческими. Интерес и любовь к поэзии М. Цветаевой возрастает, а не угасает.
Звучит песня на сл. М.И.Цветаевой, музыка М.Мягкова
«Уж сколько их упало в эту бездну…»