Войти / Зарегистрироваться

Урок-проект: Поэзия военных лет "Когда говорят пушки, музы молчат?"

Получить свидетельство
Автор: Акишева Виктория Николаевна

Цели проекта:
Образовательная: Познакомить студентов с поэзией, созданной в годы Великой Отечественной Войны, и оценить ее значение.
Воспитательная: Способствовать воспитанию патриотизма на лучших примерах поэзии ВОВ, формировать уважительное отношение к истории своей страны. Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, творческие и интеллектуальные способности студентов, умение проектировать, вырабатывать свой взгляд на проблему
Задачи проекта:
Развивать интерес к предмету:
Развивать умение:
а) грамотно излагать свои мысли б) выразительно читать наизусть
Знания:
- основные биографические сведения о поэтах
- приемы и способы литературоведческого анализа
Умения:
- анализировать текст художественного произведения
- анализировать критическую литературу
- делать выводы
Навыки:
- самостоятельной работы с учебным материалом
- самоконтроля
- работы на персональном компьютере
Материально- техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:
Компьютер, видеопроектор, Интернет ресурсы:
Аннотация:
Поэзия Великой Отечественной изучается в рамках учебной программы. Учитывая, что знание этого важного материала способствует воспитанию патриотизма, формированию уважительного отношения к истории страны, нам показалась интересным погружение в этот непростой материал. Так возникла идея создания Проекта.
Этапы работы над проектом:
1. этап: организационный: выбор темы исследования, определение целей и постановка задач;
2. этап: поисковый и исследовательский: студентами изучается критическая литература, поэтические тексты, ведется систематизация набранного материала. Роль преподавателя - наблюдательная, студенты работает самостоятельно в группах. Продолжительность - 1 месяц.
3.этап: предъявление проекта и его продуктов: Роль преподавателя­ - сотрудничество. Продолжительность - одно занятие.
Методы, использованные в работе над проектом:
- Проблемный
- Частично-поисковый
Творческий
Тема: Когда говорят пушки, музы молчат?
Цели: 1. Образовательная:
Познакомить студентов с поэзией, созданной в годы Великой Отечественной Войны, и оценить ее значение.
2. Развивающая:
- прививать навыки самостоятельной работы;
- развивать творческие и интеллектуальные способности студентов.
3. Воспитательная:
Способствовать воспитанию патриотизма на лучших примерах поэзии ВОВ, формировать уважительное отношение к истории своей страны.
                                                                                                                   Ход занятия

Звучит запись песни «Вставай страна огромная», на экране хроника военных лет.
1. Слово учителя:
Цицерон сказал: «Когда говорят пушки, музы молчат», сегодня мы попытаемся понять так ли это. Наш урок посвящен поэзии ВОВ, поэзии, наполненной трагизмом, любовью к Родине, любовью к женщине.
Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы наша память была жива.
Поэтому мы не имеем права забыть тех, кто отдал жизнь за Победу. С полей сражений не вернулись поэты Муса Джалиль, Н. Майоров, П. Коган, А. Гайдар и многие другие.
Наше занятие будет проходить в форме защиты проектов.
Будут представлены проекты, посвященные поэзии А. Твардовского, К. Симонова, М. Исаковского, О. Бергольц, Ю. Друниной.
2. Защита поектов:
1 группа в составе: Н. Ворсиной, Л. Препелицы, В. Шелудковой, Е. Морозова, А. Люиндин, Царева Д., А. Аитова представляют проект, посвященный поэзии К. Симонова.
Презентация, посвященная творчеству К. Симонова - Е. Морозов (приложение 1)
Читается в форме монтажа всей группой
«Если родилась красивой ... »
Пускай она поплачет,
Ей ничего не значит.
М. Лермонтов
Если родилась красивой,
Значит, будешь век счастливой.
Бедная моя, судьбою горькой,
Горем, смертью - никакою силой
Не поспоришь с глупой поговоркой,
Сколько б ни молила, ни просила!
Все; что сердцем взято будет,
Красоте твоей присудят.
Будешь нежной, верной, терпеливой,
В сердце все равно тебе откажут
Скажут: нету сердца у счастливой,
У красивой нету сердца,- скажут.
Что любима ты, услышат -
Красоте опять припишут.
Выйдешь замуж - по расчету, значит:
Полюбить красивая не может.
Все добро на зло переиначат
И тебе на плечи переложат.
Если будешь гордой мужем
Скажут: потому что нужен.
Как других, с ним разлучит могила ­
Всем простят, тебя возьмут в немилость.
Позабудешь - скажут: не любила,
Не забудешь - скажут: притворилась.
Скажут: пусть она поплачет,
Ей ведь ничего не значит.
Если напоказ ты не рыдала,
Даже не заметят, как страдала,
Как тебя недетские печали
На холодной площади встречали.
Как бы горе ни ломало,
Ей, красивой, горя мало.
Нет, я не сержусь, когда, не веря
Даже мне, ты вдруг глядишь пытливо.
Верить только горю да потерям
Выпало красивой и счастливой.
Если б наперед все знала,
В детстве бы дурнушкой стала.
Может, снова к счастью добредешь ты,
Может, снова будет смерть и горе,
Может, и меня переживешь ты,
Поговорки злой не переспоря:
Если родилась красивой,
Значит, будешь век счастливой ...

«Жди меня» читает А. Аитов.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души ...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,­
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

«Кукла»- читает Настя Ворсина
Мы сняли куклу со штабной машины.
Спасая жизнь, ссылаясь на войну,
Три офицера - храбрые мужчины ­
Ее в машине бросили одну.
Привязанная ниточкой за шею,
Она, бежать отчаявшись давно,
Смотрела на разбитые траншеи,
Дрожа в своем холодном кимоно.
Земли и бревен взорванные глыбы;
Кто не был мертв, тот был у нас в плену.
В тот день они и женщину могли бы,
Как эту куклу, бросить здесь одну ...
Когда я вспоминаю пораженье,
Всю горечь их отчаянья и страх,
Я вижу не воронки в три сажени,
Не трупы на дымящихся кострах, ­
Я вижу глаз ее косые щелки,
Пучок волос, затянутый узлом,
Я вижу куклу, на крученом шелке
Висящую за выбитым стеклом.

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ?» - читает Валерия Препелица Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина ­
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

2 группа в составе: К.Сон, Д .Нурисламова, К. Плиева, И.Соколова представляет поэзию М. Исаковского.
«Катюша» - исполняется всей творческой группой
Презентация, посвященная поэзии М. Исаковского - К. Сон
«Враги сожгли родную хату» - читает Нурисламова Даша
Враги сожгли родную хату
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат - и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, -
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел ...»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам ...»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил - солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил ...»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

Звучит песня « Огонек».
3 группа в составе Т. Ворошиловой, Е. Цветковой, Н. Скуба, О. Жуковой, Е. Шепель представляет поэзию О. Бергольц и Ю. Друниной.
Презентация, посвященная поэзии О. Бергольц - Е. Шепель «Разговор с соседкой» читают - Т. Ворошилова, Е. Цветкова.
Дарья Власьевна, соседка по квартире, сядем, побеседуем вдвоем.
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем.
Вот мы прожили почти полгода,
полтораста суток длится бой.
Тяжелы страдания народа:
наши, Дарья Власьевна, с тобой.
О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба
он почти не весит на руке ...
Для того чтоб жить в кольце блокады,
ежедневно смертный слышать свист ­–
сколько силы нам, соседка, надо,
сколько ненависти и любви ...
Столько, что минутами в смятенье
ты сама себя не узнаешь:
- Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
- Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь-
Дарья Власьевна, еще немного,
день придет - над нашей головой
пролетит последняя тревога
и последний прозвучит отбой.
И какой далекой, давней-давней
нам с тобой покажется война
в миг, когда толкнем рукою ставни,
сдернем шторы черные с окна.
Пусть жилище светится и дышит,
полнится покоем и весной ...
Плачьте тише, смейтесь тише, тише,
будем наслаждаться тишиной.
Будем свежий хлеб ломать руками,
темно-золотистый и ржаной.
Медленными, крупными глотками
будем пить румяное вино.
А тебе, да ведь тебе ж поставят
памятник на площади большой.
Нержавеющей, бессмертной сталью
облик твой запечатлят простой.
Вот такой же: исхудавшей, смелой,
в наскоро повязанном платке,
вот такой, когда под артобстрелом
ты идешь с кошелкою в руке.
Дарья Власьевна, твоею силой
будет вся земля обновлена.
Этой силе имя есть - Россия
Стой же и мужайся, как она!

«Стихи о себе» - читает В. Боброва.
И вот в послевоенной тишине
к себе прислушалась наедине ...
Какое сердце стало у меня,
сама не знаю, лучше или хуже:
не отогреть у мирного огня,
не остудить на самой лютой стуже.
И в черный час зажженные войною,
затем чтобы не гаснуть, не стихать,
неженские созвездья надо мною,
неженский ямб в черствеющих стихах.
Но даже тем, кто все хотел бы сгладить
в зеркальной, робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на желтый снег пустынных площадей.
Как два ствола, поднявшиеся рядом,
сплетают корни в душной глубине
и слили кроны в чистой вышине,
даря прохожим мощную прохладу,-
так скорбь и счастие живут во мне
единым корнем - в муке Ленинграда,
единой кроною - в грядущем дне.
И все неукротимей год от года,
к неистовству зенита своего
растет свобода сердца моего,
единственная на земле свобода.

Презентация, посвященная поэзии Ю. Друниной,- Н. Ключерова
«Я ушла из детства»-читает Н. Скуба
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

«Зинка» - читает О. Жукова
1. Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет ...
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!» Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет.
2. С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы. -
Мы хотели со славой жить .
... Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав ...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

3. - Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла .
... Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

4 группа в составе: Д.Ионова, Т . Жук, Ю. Мамелиной, А.Резинкина, Е. Лакотош представляет проект « Поэзия А. Твардовского»
Презентация - читает Д. Ионов
«Я убит подо Ржевом»- читает Д. Ионов
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, ­
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире
До конца его дней -
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей.
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облаком пыли
Ходит рожь на холме.
Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.
Где - травинку к травинке ­
Речка травы прядет,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Летом горького года
Я убит. Для меня -
Ни известий, ни сводок
После этого дня.

Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю -
Наш ли Ржев наконец?

Инсценировка отрывка из поэмы «Василий Теркин» «Гармонь»
По дороге прифронтовой,
Запоясан, как в строю,
Шел боец в шинели новой,
Догонял свой полк стрелковый,
Роту первую свою.
Шел легко и даже браво
По причине по такой,
Что махал своею правой,
Как и левою рукой.
Отлежался. Да к тому же
Щелкал по лесу мороз,
Защемлял в пути все туже,
Подгонял, под мышки нес.
Вдруг - сигнал за поворотом,
Дверцу выбросил шофер,
Тормозит:
- Садись, пехота,
Щеки снегом бы натер.
Далеко ль?
- На фронт обратно,
Руку вылечил.
- Понятно.
Не герой?
- Покамест нет.
- Доставай тогда кисет.
Курят, едут. Гроб - дорога.
Меж сугробами - туннель.
Чуть ли что, свернешь немного,
Как свернул - снимай шинель.
- Хорошо - как есть лопата.
- Хорошо, а то беда.
- Хорошо - свои ребята.
- Хорошо, да как когда.
Грузовик гремит трехтонный,
Вдруг колонна впереди.
Будь ты пеший или конный,
А с машиной - стой и жди.
С толком пользуйся стоянкой.
Разговор - не разговор.
Наклонился над баранкой,­
Смолк шофер,
Заснул шофер.
Сколько суток полусонных,
Сколько верст в пурге слепой
На дорогах занесенных
Он оставил за собой ...
От глухой лесной опушки
До невидимой реки
Встали танки, кухни, пушки,
Тягачи, грузовики,
Легковые - криво, косо.
В ряд, не в ряд, вперед-назад,
Гусеницы и колеса
На снегу еще визжат.
На просторе ветер резок,
Зол мороз вблизи железа,
Дует в душу, входит в грудь
Не дотронься как-нибудь.
- Вот беда: во всей колонне
Завалящей нет гармони,
А мороз - ни стать, ни сесть ...
Снял перчатки, трет ладони,
Слышит вдруг:
- Гармонь-то есть.
Уминая снег зернистый,
Впеременку - пляс не пляс –
Возле танка два танкиста
Греют ноги про запас.
- У кого гармонь, ребята?
- Да она-то здесь, браток ... -
Оглянулся виновато
На водителя стрелок.
- Так сыграть бы на дорожку?
- Да сыграть - оно не вред.
- В чем же дело? Чья гармошка?
- Чья была, того, брат, нет ...
И сказал уже водитель
Вместо друга своего:
- Командир наш был любитель ...
Схоронили мы его.
- Так ... - С неловкою улыбкой
Поглядел боец вокруг,
Словно он кого ошибкой,
Нехотя обидел вдруг.
Поясняет осторожно,
Чтоб на том покончить речь:
- Я считал, сыграть-то можно,
Думал, что ж ее беречь.
А стрелок:
- Вот в этой башне
Он сидел в бою вчерашнем ...
Трое - были мы друзья.
- Да нельзя так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну ...
И ранение имею,
И контузию одну.
И опять же - посудите ­
Может, завтра - с места в бой ...
- Знаешь что,- сказал водитель,
Ну, сыграй ты, шут с тобой.
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.
Только двое тех танкистов,
Тот водитель и стрелок,
Все глядят на гармониста ­
Словно что-то невдомек.
Что-то чудится ребятам,
В снежной крутится пыли.
Будто виделись когда-то,
Словно где-то подвезли ...
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся.
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
А боец зовет куда-то,
Далеко, легко ведет.
- Ах, какой вы все, ребята,
Молодой еще народ.
Я не то еще сказал бы,­
Про себя поберегу.
Я не так еще сыграл бы,­
Жаль, что лучше не могу.
Я забылся на минутку,
Заигрался на ходу,
И давайте я на шутку
Это все переведу.
Обогреться, потолкаться
К гармонисту все идут.
Обступают.
- Стойте, братцы,
Дайте на руки подуть.
- Отморозил парень пальцы,­
Надо помощь скорую.
- Знаешь, брось ты эти вальсы,
Дай-ка ту, которую ...
И опять долой перчатку,
Оглянулся молодцом
И как будто ту трехрядку
Повернул другим концом
И забыто - не забыто,
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый
И кому еще лежать.
И кому траву живому
На земле топтать потом,
До жены прийти, до дому,
Где жена и где тот дом?
Плясуны на пару пара
С места кинулися вдруг.
Задышал морозным паром,
Разогрелся тесный круг.
- Веселей кружитесь, дамы!
На носки не наступать!
И бежит шофер тот самый,
Опасаясь опоздать.
Чей кормилец, чей поилец,
Где пришелся ко двору?
Крикнул так, что расступились:
- Дайте мне, а то помру! ..
И пошел, пошел работать,
Наступая и грозя,
Да как выдумает что-то,
Что и высказать нельзя.
Словно в праздник на вечерке
Половицы гнет в избе,
Прибаутки, поговорки
Сыплет под ноги себе.
Подает за штукой штуку:
- Эх, жаль, что нету стуку,
Эх, друг,
Кабы стук,
Кабы вдруг-
Мощеный круг!
Кабы валенки отбросить,
Подковаться на каблук,
Припечатать так, чтоб сразу
Каблуку тому - каюк!
А гармонь зовет куда-то,
Далеко, легко ведет ..
Нет, какой вы все, ребята,
Удивительный народ.
Хоть бы что ребятам этим,
С места - в воду и в огонь.
Все, что может быть на свете,
Хоть бы что - гудит гармонь.
Выговаривает чисто,
До души доносит звук.
И сказали два танкиста
Гармонисту:
- Знаешь, друг ...
Не знакомы ль мы с тобою?
Не тебя ли это, брат,
Что-то помнится, из боя
Доставляли мы в санбат?
Вся в крови была одежа,
И просил ты пить да пить ...
Приглушил гармонь:
-Ну что же,
Очень даже может быть.
- Нам теперь стоять в ремонте.
У тебя маршрут иной.
- Это точно ...
- А гармонь-то,
Знаешь что,- бери с собой.
Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту.
- Что вы, хлопцы, как же так?
- Ничего,- сказал водитель,-
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это - память про него ...
И с опушки отдаленной
Из-за тысячи колес
Из конца в конец колонны: «По машинам!» - донеслось.
И опять увалы, взгорки,
Снег да елки с двух сторон ...
Едет дальше Вася Теркин,­
Это был, конечно, он.
3. Слово учителя: Сейчас нам предстоим ответить на вопрос, который прозвучал в начале: Молчат ли музы, когда говорят пушки? Я прошу написать небольшое эссе на данную тему. 5-7 мин.
4. Выступления студентов
5. Слово учителя Итак, все проекты представлены. Сейчас вам необходимо провести анализ ваших выступлений. Что удалось, что не получилось. Выставить оценки каждому члену группы.
6. Работа в группах 5 мин.
7. Выступления студентов.
8. Слово учителя:
Подводя итог, я хочу сказать, что сегодня мы лишь прикоснулись к этой теме и назвали далеко не всех авторов, писавших о войне. Мне хотелось бы прочесть стихотворение А. Ахматовой «Мужество», которое, на мой взгляд, очень точно отражает основную тему поэзии ВОВ.
Песня« Майский вальс - Шепель Ж.


Похожие публикации