Войти / Зарегистрироваться

Очарование поэзии

Получить свидетельство
Автор: Трофимов Александр Владимирович

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Конкурс чтецов на лучшее исполнение поэтических произведений О. Э. Мандельштама (далее Конкурс) проводится 28.01.2016 г. в 1340 в аудитории № 1 общежития БОУ «Чебоксарский медицинский колледж».

1.2. Конкурс посвящается 125-летию со дня рождения русского поэта Осипа  Эмильевича Мандельштама.

1.3. Учредитель конкурса ЦМК ОГСЭ дисциплин БОУ «Чебоксарский медицинский колледж».

1.4. Информация о Конкурсе размещается на сайте БОУ «Чебоксарский медицинский колледж».

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Цель Конкурса – приобщение к творческому наследию  О. Э. Мандельштама.

2.2. Задачи Конкурса:

  • популяризация творчества О. Э. Мандельштама;
  • развитие творческой инициативы в области изучения  творческого  наследия поэта;
  • развитие творческих способностей учащихся.

3. Порядок организации и проведения Конкурса

3.1. В Конкурсе могут принять участие студенты 1-2 курсов колледжа.

3.2. 28.01.2016 г. в 1340 в аудитории № 1 общежития колледжа.

3.3. Номинации конкурса - «Лучшее выразительное чтение» О. Э. Мандельштама, «Приз зрительских симпатий» конкурса.

3.4. Заявки на участие в Конкурсе в электронном виде необходимо направить до 25.01.2016 г. организатору конкурса преподавателю Трофимову Александру Владимировичу на электронный адрес troalexander@yandex.ru.

3.5.  В заявке необходимо указать ФИО, группу и выслать текст выбранного вами стихотворения на указанный электронный адрес.

3.5. Критерии оценки чтения: соответствие условиям Конкурса, выбор произведения, выразительное чтение и исполнительское мастерство, музыкальное и художественное оформление номера.

4. Награждение победителей и участников Конкурса

4.1. Результаты Конкурса размещаются на сайте  БОУ «Чебоксарский медицинский колледж».

4.2. Победители конкурса  (3 первых места), а также победитель в номинации «Приз зрительских симпатий» награждаются дипломами и призами. Всем остальным участникам конкурса выдается сертификат участника.

4.3. Жюри конкурса:

В состав жюри конкурса входят 4 человека:

  • преподаватель русского языка и литературы Амаева Л. И.,
  • преподаватель русского языка и литературы Васильева Л. И.,
  • преподаватель иностранного языка Ерина Н. В. и методисты.

5. Участники: студенты групп с 1, 2 курса, чтецы, ведущие, жюри.

6. Оснащение:

  • поэтические художественные тексты;
  • мультимедийный проектор;
  • персональный компьютер;
  • видеоматериалы и фотографии.

7. Подготовительная работа:

  • подбор текстов;
  • предварительное прослушивание в группах;
  • составление оценочных листов для жюри;
  • приобретение призов.

Актуальность

Осип Мандельштам – поэт Серебряного века, человек трагической судьбы. Он увлекался поэзией, музыкой, театром, изучал историю, в совершенстве владел французским, немецким, английским языками.

В 2016 году отмечается 125 лет со дня рождения русского поэта и прозаика Осипа Эмильевича Мандельштама, он родился 15 января 1891 года. Программа празднования будет включать в себя различные мероприятия, начиная круглыми столами, концертами, вечерами памяти и заканчивая трансляцией клипов на телевидении с чтением стихов Мандельштама. Праздновать юбилей поэта будут на протяжении всего года.

Программу откроет город Воронеж, который был памятен для Мандельштама тем, что там он жил со своей женой Надеждой. Фестиваль «Улица Мандельштама» продлится с 4 по 7 декабря. Мероприятие будет включать в себя конкурсы, концерты и лекции. Также в Воронеже поступят в продажу тематически оформленные конверты и марки. На несколько месяцев в Литературном музее планируется открыть выставку, посвященную поэту. Посмотреть экспозицию можно будет с 25 декабря по 3 апреля.

В октябре пройдет фестиваль «Черешневый лес», а 12 октября состоится первый показ фильма Романа Либерова «Сохрани мою речь навсегда…». Кинолента расскажет зрителям о судьбе Мандельштама, наполненной трагизма. Фильм снимался в нескольких странах Европы и городах России. Для тех, кто не привык ходить по музеям и посещать фестивали придумали более современный способ почтить память Мандельштама. Летом следующего года на московских домах появятся гигантские граффити, посвященные творчеству и жизни поэта. Перечисленными мероприятиями празднование юбилея не ограничивается. В каждом городе России литературные сообщества готовят программу для школьников и любителей поэзии.

Долгие годы имя поэта, также как и его стихи, находились под запретом. Предсказуемым ответом власти на антисталинскую эпиграмму стала ссылка на северный Урал. Затем в Воронеж, пересыльный лагерь во Владивостоке, где Мандельштам скончался зимой 1938 года. Из советской литературы поэт был вычеркнут.

Сценарий

проведения творческого вечера - конкурса чтецов «Очарование поэзии» 

1. Вступление

Творческий вечер начинается с демонстрации видеоролика «Поэтический минимум».

 Далее ведущие рассказывают о творчестве О. Э. Мандельштама. Выступление ведущих сопровождается демонстрацией презентации «На стекла вечности уже легло мое дыхание, мое тепло…»

Слайд 1

Ведущий 1

Начало двадцатого века… Грядущий вихрь социальных потрясений, кажется, должен смести все. Но при грохоте оружия — Русско-японской, Первой мировой, других войн и революций — музы не молчат. Кажется можно увидеть, услышать, почувствовать, как бьются сердца поэтов, чьи стихи ворвались в наш век. Ворвались — и едва ли забудутся. 

Ведущий 2

«Серебряный век» — это время ярких метафор, неустанных поисков глубинного смысла слов, звуков, фраз. «Серебряный век»… Удивительно емкое слово, точно определившее целый период развития русской литературы. Это было время зарождение нового поколение литераторов, многие из которых покинули родину, многие погибли под жерновами революции, гражданской войны и сталинского террора.

Слайд 2

Ведущий 1

Имя одного из них – Осип Эмильевич Мандельштам. Мы представляем вам его сегодня. И уже тогда в начале ХХ века Мандельштам знал: на границе миров, когда заканчивается одна эпоха и грядет новая – только сохранение культуры может спасти общество от деградации и гибели. 

Ведущий 2

Его можно любить и не понимать, есть люди, которых Мандельштам просто раздражает: в его мыслях, в его поэзии, даже в его облике есть что-то царапающее, задевающее за живое. Отнестись к нему безразлично – не удается.

Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть

 

В памяти тех, кто знал Мандельштама, он остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг и потому никогда не утратившего чувство собственного достоинства. В этом убеждают и его стихи, рожденные счастьем жить на земле, глубокими раздумьями о времени и человеке, трагическими метаниями в предчувствии настигающей его гибели.


Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Кровь – строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.
……..
Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Надо флейтою связать.

Это век волну колышет
Человеческой тоской,
И в траве гадюка дышит
Мерой века золотой.

И еще набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!…

Слайд 3

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 в Варшаве в семье кожевенника и мастера перчаточного дела. Старинный еврейский род Мандельштамов со времен XVIII века дал миру известных раввинов, физиков и врачей, переводчиков Библии и историков литературы. Мать поэта была музыкантшей и ценителем русской классической словесности.

Я рожден в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году – и столетья
Окружают меня огнем.                                       

Слайд 4

Ведущий 1

Вскоре семья переезжает в Петербург, который стал для поэта родным городом. Детские воспоминания Осипа Мандельштама связаны с еврейским кварталом в Петербурге. Блеск столичного Петербурга «очень плохо вязался с кухонным чадом среднемещанской квартиры, с отцовским кабинетом, пропахшим кожами, … с еврейскими деловыми разговорами».

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в темной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали – воде и небу брат. 

Отец готовил старшего из трех сыновей, будущего поэта в раввины, но мать хотела видеть своих детей другими. «Насколько я понимаю, – замечает в своих воспоминаниях Надежда Яковлевна Мандельштам, – мать только и делала, что ограждала сыновей от отца. Она возила их на дачу и на курорты, выбирала для них лучшие гимназии, нанимала гувернанток, словом старалась создать для них обстановку интеллигентской семьи». 

Слайд 5

Ведущий 2

Тенишевское коммерческое училище, учеником которого Осип Мандельштам был в 1900 – 1907 годах, – одна из лучших школ тогдашней России. Здесь царила особая интеллигентско-аскетическая атмосфера, культивировались возвышенные идеалы политической свободы и гражданского долга. 

Ведущий 1

В годы первой русской революции 1905-1907 годов Мандельштам не мог не заразиться политическим радикализмом. Происходящее воспринимается им как обновляющая стихия: «Мальчики девятьсот пятого года шли в революцию с тем же чувством, с каким Николенька Ростов шел в гусары», – скажет он много позже, оглядываясь назад.

Ведущий 2

Получив 15 мая 1907 года диплом Тенишевского училища, Мандельштам пытается вступить в Финляндии в боевую организацию эсеров, но не принимается туда по малолетству. Обеспокоенные за будущность сына родители спешат отправить его учиться заграницу. В 1907-1908 годах Мандельштам слушает лекции на словесном факультете Парижского университета, в 1909-1910 годах занимается романской филологией в Гейдельбергском университете (Германия), путешествует по Швейцарии и Италии. Эхо этих встреч с Западной Европой уже никогда не покинет поэзию Мандельштама.

Ведущий 1 

В Париже в эти годы происходит внутренний перелом: Мандельштам оставляет политику ради поэзии, обращается к интенсивному литературному труду. Увлекается лирикой Валерия Брюсова. В Париже Мандельштам знакомится с Гумилевым, ставшим его ближайшим другом и сподвижником. Именно Гумилев «посвятил» Мандельштама в «сан» поэта.

Слайд 6

Ведущий 2

Этому знакомству суждено было укорениться в 1911 году уже в Петербурге, когда Мандельштам на вечере в «башне» Вячеслава Иванова впервые встречает супругу Гумилева Анну Ахматову. Всех троих объединит не только глубокая дружба, но и сходство поэтических устремлений.

В 1910 году стихи Мандельштама впервые напечатаны в альманахе «Аполлон» Сергей Маковский вспоминал: «Стихи Мандельштама стали печататься в «Аполлоне» очень рано. В редакции его полюбили сразу, он стал своим». 

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена
Истомой – какое сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.

Немного красного вина,
Немного солнечного мая –
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

Слайд 7 

В его первых стихах ощутимо влияние поэзии символистов, но  с 1912 года Мандельштам – один из создателей акмеизма, он часто бывал на собраниях «Цеха поэтов», где очень скоро стал первой скрипкой. Надежда Яковлевна Мандельштам вспоминала: «Мандельштаму повезло, потому что в его жизни был момент, когда нашлись люди, с которыми он мог объединить себя словом «Мы».

Ведущий 1:

Николай Гумилев очень рано и хорошо оценил стихи Мандельштама. В его поэзии окружающему хаосу противостоит мир культурно-исторических явлений, образов литературы и искусства.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

…….

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью. 

Слайд 8

Ведущий 2

Десятые годы 20 века – время очень важное в творчестве Мандельштама. В эти годы он заинтересовался идеями Чаадаева и принял католическую веру (лютеранство). Переход в другую веру для него – переход в европейскую культуру с одной стороны, а с другой – нужен для того, что продолжить образование в Петербургском университете на романо-германском отделении. Осип Эмильевич знал много иностранных языков – немецкий, французский, итальянский, польский, английский, древнегреческий и латынь.

Ведущий 1

В 1913 году вышла первая книга стихов Мандельштама «Камень». В период до Октябрьской революции личная поэзия, лирика – основная тема в стихах поэта. Анна Ахматова вспоминала: «Я познакомилась с Осипом Мандельштамом весной 1911 года. Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки… Когда он влюблялся, что происходило довольно часто, я несколько раз была его увлечением…»

Слайд 9

Вполоборота, о, печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль. 

Ведущий 2

Еще одна женщина – поэт оказала большее влияние на творчество и жизнь Мандельштама – это Марина Цветаева. С ней он познакомился в 1916 году. Надежда Яковлевна Мандельштам вспоминала: «Дружба с Цветаевой  сыграла огромную роль в жизни Мандельштама. Цветаева подарив ему свою дружбу, как-то расколдовала Осипа…»


Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,

От мира целого
Ты далека,
И все твое –
От неизбежного.

От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук
Неостывающих,

И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль Твоих очей.

Ведущий 1

Революцию Мандельштам встретил вполне сложившимся и уже известным поэтом. Не отдавая себе полного отчета в значении революции, он тем не менее решительно ее принял. Илья Эренбург писал: «Мандельштам – один понял пафос событий. Мужики голосили, а маленький хлопотун петербургских кофеен, постигнув масштаб происходящего, величие истории, прославил безумие современности: «Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, скрипучий поворот руля!».

Ведущий 2

В этой характеристике схвачено основное – понимание революции как величайшего события истории. Анна Ахматова писала: «Душа его была полна всем, что свершилось. Мандельштам одним из первых стал писать стихи на гражданские темы».

Слайд 10

Ведущий 1

В 1919 году Мандельштам приезжает в Киев. Из воспоминаний Н. Я. Мандельштам: «Киев гражданской войны с его минутным карнавалом, трупами, которые вывозятся телегами, и трехдневным ограблением города под вой обезумевших людей…». В это страшное время он знакомится с Надеждой Хазиной. 

Слайд 11

Ведущий 2

Судьбе было угодно, чтобы Осип и Надежда столкнулись, обратили друг на друга внимание, и… Из воспоминаний Надежды Яковлевны: «Мы легко и бездумно сошлись. Своей датой мы считали первое мая девятнадцатого года». Они полюбили друг друга. Хотя тот Первомай остался у Осипа и Надежды как день свадьбы, никакой свадьбы у них никогда не было. Они просто купили возле Михайловского монастыря два грошовых колечка, причем на руки их не надевали: Осип носил свое колечко в кармане, а Надежда – на груди, на цепочке… 

Ведущий 1

Это шуточное обручение связало их прочным союзом, который выдержал бедность, бесприютность, жестокие гонения властей. С марта  1921 года они не расставались до 2 мая 1938 года – дня его последнего ареста. 

Ведущий 2

Осип Эмильевич любил жену невероятно, неправдоподобно. Когда она болела, он не уходил из больницы и все время жил в каморке у больничного швейцара. Он не отпускал ее от себя ни на шаг, не позволял работать, просил ее советов о каждом слове в стихах, бешено ревновал.


Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.

Не утоляет слово
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Горячий воздух пуст.

Я больше не ревную,
Но я тебя хочу,
И сам себя несу я,
Как жертву, палачу.

Тебя не назову я
Ни радость, ни любовь.
На дикую, чужую
Мне подменили кровь

Еще одно мгновенье,
И я скажу тебе:
Не радость, а мученье
Я нахожу в тебе.

И, словно преступленье,
Меня к тебе влечет
Искусанный в смятеньи
Вишневый нежный рот.

Вернись ко мне скорее,
Мне страшно без тебя,
Я никогда сильнее
Не чувствовал тебя,

И все, чего хочу я,
Я вижу наяву.
Я больше не ревную,
Но я тебя зову.

Слайд 12 

Ведущий 1

Стихи поры войны и революции составляют у Мандельштама сборник «Tristia» (ТРИСЦИА - «книгу скорбей», впервые изданную в 1922 году и переизданную под названием «Вторая книга» в 1923 году в Москве). Цементирует книгу тема времени, грандиозного потока истории, устремленной к гибели. Эта тема станет сквозной во всем творчестве поэта вплоть до последних дней. Внутреннее единство «Tristia» обеспечено новым качеством лирического героя, для которого уже не существует ничего личного, что не причастно общему временному потоку, чей голос может быть слышен лишь как отзвук гула эпохи. 

Я знаю, с каждым днем слабее жизни выдох,

Еще немного – оборвут

Простую песенку о глиняных обидах

И губы оловом зальют.

Ведущий 2

«Беспомощная улыбка человека, // Который потерял себя», все чаще появляется в мандельштамовских стихах, в его поэзию именно тогда вползает зловещая тень безжалостного «века-Зверя». Мандельштамы возвращаются в Петербург. Надежда Яковлевна воспоминает: «Возвращаясь в Петербург в1920 г.  Мандельштам еще верил, что все сохранилось как было, что туда соберутся и другие странники, рассеянные историческими событиями, и он снова очутится среди тех, кого считал свои «мы». Но в Петербурге 20-х годов своего «мы» не нашел…»


Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских ночных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных. 

Ведущий 1

В марте 1922 года Мандельштамы оказались в Москве. Они осели в Москве – чужом  и чуждом для них городе. Двадцатые годы были тяжелыми не только для Мандельштама, для всей нашей культуры. Двадцатые годы с их грубой попыткой построения управляемого искусства, когда увеличивалось идеологическое давление, а политические обвинения надолго исключали художника из жизни.

Ведущий 2

Честным людям поколения Мандельштама было труднее всего как раз потому, что они всерьез отнеслись к революционным преобразованиям жизни и ощущали свою личную ответственность за искажение и подавление свободы, от которого задыхалось искусство. 

Ведущий 1

Все это не могло не сказаться на творчестве. Наступил творческий кризис: ни одного стихотворения за период 1925 –1930 гг. Но и в эти годы Мандельштам пишет – прозу: так появились автобиографические повести «Шум времени» и «Египетская марка».

Ведущий 2

Мандельштам написал стихотворение, которое стоило ему жизни, именно оттого, что он больше не мог ни жить, ни писать в этой бездушной атмосфере. Осенью 1933 года Осип Эмильевич Мандельштам написал небольшое стихотворение.

Слайд 13

Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразгворца,
Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются глазищи
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет.
Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, дарит за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.

Стихи против Сталина написал до смешного хрупкий и немощный человек. Поэт прочел это стихотворение по меньшей мере полутора десяткам человек. Надежда Яковлевна писала: «В наши притихшие, нищие дома они входили как в разбойничьи притоны… К нам они вошли ночью с 13 на 14 мая 1934 г. … Внезапно около часа ночи раздался отчетливый, невыносимо выразительный стук. «Это за Осей», – сказала я и пошла открывать». Мандельштам был арестован.

Ведущий 1

Поэт всегда был в напряженных отношениях с властями. Еще до революции за ним присматривала полиция, подозревая в нем возможное революционное бунтарство. Четырежды его арестовывали: дважды в 1920 г. (в Феодосии — врангелевцы и в Батуми — грузинские меньшевики), в третий раз ОГПУ в Москве в 1934 г. и в четвертый — НКВД в доме отдыха «Саматиха» в Мещере в 1938 г.

Ведущий 2

Борис Пастернак пошел просить за него в «Известия» к Н. Бухарину, Анна Ахматова – к Енукидзе в Кремль. Этим они смягчили развязку. Произошло чудо. Причиной «чуда» была фраза Сталина: «Изолировать, но сохранить».

Семье Мандельштамов разрешено было поселиться где угодно, кроме 12 крупнейших городов страны. Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна наугад назвали Воронеж.

Слайд 14

Пусти меня, отдай меня Воронеж:

Уронишь ты меня иль проворонишь,

Ты выронишь меня или вернешь, –

Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…

В Воронеже живя скудной помощью немногих друзей, практически в нищете, скитаясь по углам, Мандельштам вновь почувствовал себя свободным. За три года он написал около 200 стихотворений – это почти треть написанного им.

Слайд 15

Ведущий 1

Вернувшись в Москву в 1937 году, он сказал Анне Ахматовой: «Я к смерти готов». Видимо за эти годы он освободился от груза невысказанных мыслей, ненаписанных стихов. Анна Ахматова вспоминала: «В мае 1937 года Мандельштамы вернулись в Москву. Уже год, как, все нарастая, вокруг бушевал террор. Разрешения остаться в столице он не получил».

Ведущий 2

Около года они скитались по городам страны. Беда ходила по пятам за ними. У Мандельштамов не было денег. Жить им было уже совершено негде.  Никогда он не хотел торговать своим даром, предпочитая сытости и комфорту свободу: благополучие не было для него условием творчества. Несчастий он не искал, но и за счастьем не гнался. «Почему ты вбила себе в голову, что обязательно должна быть счастливой?» — говорил он, отвечая на упреки жены.

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,

Уведи меня в ночь, где течёт Енисей
И сосна до звезды достаёт,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьёт.

Слайд 16

Ведущий 1

Последний раз его арестовали 2 мая 1938 года в нервном санатории в Подмосковье. Надежда Яковлевна писала: «нас разбудили под утро. В комнату вошли трое… Никакого обыска не было, просто вывернули чемодан в заранее заготовленный мешок..»

Слайд 17

Ведущий 2

«В Бутырках приняли только одну передачу, а во второй раз сказали, что Осип Мандельштам отправлен в лагерь на шесть лет по решению Особого совещания. Из лагеря я получила письмо – одно – единственное … Немедленно я выслала посылку, и она вернулась ко мне «за смертью адресата…».

Ведущий 1

Надежде Яковлевне судьба отпустила еще четыре десятилетия, полных мытарств и скитаний. Но она сберегла и сделала достоянием потомков наследие Мандельштама. И она же, совершенно не испытывая внутреннего страха, написала и издала за рубежом свои воспоминания, которые потрясают читателя зоркостью наблюдений и беспощадной откровенностью размышлений. В 2010 году этой удивительной семье был поставлен памятник в Петербурге возле филологического факультета Санкт-Петербургского университета.

Ведущий 2

Надежда Яковлевна Мандельштам говорила: «Если бы я нашла его могилу, я написала бы на плите: «только стихов виноградное мясо мне освежило случайно язык!». В этом двустрочии – главный, решительно неповторимый Мандельштам, именно он, и только он. Его непрошедшая удивленность от редкой, сумасшедшей «случайной» удачи родиться на Земле человеком и вдобавок – поэтом!

Ведущий 1 

А сейчас мы переходим к конкурсу чтецов стихотворений Осипа Мандельштама «Очарование поэзии». Приглашаем участников на сцену.

Далее выступление конкурсантов.

 


Похожие публикации