№ |
Блоки урока |
Сокращение |
Время, в минутах |
Примечание |
1 |
Мотивация («Встреча с чудом») |
М |
5 |
|
2 |
Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф+пропедевтика ТРИЗ). |
СЧ-1 |
20 |
|
3 |
Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза). |
ПР |
5 |
|
4 |
Головоломка. |
Г |
10 |
|
|
Перерыв |
|
|
|
5 |
Интеллектуальная разминка |
ИР |
10 |
|
6 |
Содержательная часть программного материала(ТВ и Ф+пропедевтика ТРИЗ). |
СЧ-2 |
15 |
|
7 |
Компьютерная интеллектуальная поддержка |
КИП |
10 |
|
8 |
Резюме |
Р |
5 |
|
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
1. М |
- Ребята, сегодня на уроке мы постараемся, как обычно, не только вспомнить ранее изученный материал, но и узнать много нового. Но, прежде чем приступить, послушайте историю: Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала её. Тогда девочка отправила телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее:«Быть дома нельзя идти в поход». [6] |
|
|||||||||||||||
- Кто хотел бы, чтобы девочке разрешили идти? Как превратить предложение в «разрешительное»? |
- Нужно поставить запятую после слова «нельзя»: «Быть дома нельзя, идти в поход». |
||||||||||||||||
- Кто, как и бабушка, думает, что идти в поход только с одноклассниками, без сопровождения взрослых, неосторожно, превратите предложение в запрет. |
- Нужно поставить запятую после слова «дома»: «Быть дома, нельзя идти в поход». |
||||||||||||||||
- С помощью каких магических символов вам удалось выполнить мои задания? |
- Эти магические символы – запятые, знаки препинания, которые употребляются в предложениях. |
||||||||||||||||
- Как изменился смысл предложения? |
- Стал практически противоположным. |
||||||||||||||||
- Знакомы ли вам примеры подобного преобразования предложений в результате изменения места запятой в нём? |
- (Возможный ответ) В сказке «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака Принцесса писала предложение «Казнить нельзя помиловать». |
||||||||||||||||
- Как вы считаете, важно ли уметь правильно ставить знаки препинания в предложении? |
- Да. |
||||||||||||||||
- Сформулируйте тему урока. |
- Знаки препинания в предложениях. |
||||||||||||||||
2. СЧ-1 (ТВ +ф) |
Вспомните, в каких случаях в предложении ставится запятая? |
- Запятая отделяет друг от друга простые предложения в составе сложного; в простом предложении – отделяет однородные члены предложения друг от друга и обособляет сравнительные обороты.
|
|||||||||||||||
- Какова роль запятой в первом задании? |
Запятая отделила друг от друга простые предложения в составе сложного. (1 основа – быть, 2 основа – нельзя идти) или (1 основа – быть нельзя, 2 основа – идти). |
||||||||||||||||
- Давайте выполним творческое задание. Постарайтесь подобрать к каждому слову в данном предложении антонимы (помните, что антонимы могут быть и контекстуальные, ситуативные) |
Антонимы: - Быть – казаться, не существовать, ... - Дома – в гостях, на улице, в отъезде, ... - Нельзя – можно, допускается, ... - Идти – стоять, бежать, ... |
||||||||||||||||
Разгадайте предложение, зашифрованное мной с помощью антонимов: |
|
||||||||||||||||
«Здесь на знакомом бездорожьи Следы известнейших людей». |
- Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (Пушкин А.С. «Руслан и Людмила»). |
||||||||||||||||
- Охарактеризуйте предложение. |
Простое, назывное, основа выражена подлежащим «следы». |
||||||||||||||||
- Давайте постараемся создать в воображении пушкинских невиданных зверей, которых я назову. Составьте о них простые предложения, осложнённые однородными членами предложения - Быкозавр, крококот, белкомот |
- Быкозавр был могучий, высокий, с длинными острыми рогами. - Крококот имел зелёную пушистую, мягкую шкуру. - Белкомот прекрасно плавал, нырял, бегал по дну, пускал фонтанчики из ушей с кисточками. (дети записывают предложения, объясняют расстановку знаков препинания в простых предложениях). |
||||||||||||||||
- Прочитайте предложение: На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. Дайте характеристику данному предложению. |
- Предложение простое, осложнено однородными членами.
|
||||||||||||||||
- Сколько однородных членов насчитали? |
- 4 |
||||||||||||||||
- Запишите предложение дважды: чтобы в первом случае речь шла о пяти людях, а в другом случае – о четырёх. |
5 – На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. 4 – На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища. |
||||||||||||||||
|
(Версия: ...мать, сестру, брата своего, товарища – неверная, так как в данном случае допущена инверсия – нарушение традиционного порядка слов в предложении). |
||||||||||||||||
- Поднимите руку, кто из вас когда-либо был на вокзале. Сейчас мы выполним упражнение «Составь противоречие». - Назовите, пожалуйста, полезные характеристики вокзала. |
- Вокзал красивый, там много сидений, тепло, много интересных пассажиров, рядом – перрон, останавливаются поезда. |
||||||||||||||||
- Молодцы. А теперь – отрицательные характеристики вокзала. |
- На вокзале всегда толчея, в ларьках и магазинах на вокзале всё очень дорого, там разные люди, случаются кражи, иногда ожидание поездов затягивается из-за отставания в расписании |
||||||||||||||||
- А теперь, используя противоположные характеристики, попытайтесь составить сложные предложения. |
Здания вокзалов очень красивые, но в них почти всегда полным-полно народа. Рядом с вокзалом находится перрон, где останавливаются самые разные поезда, но иногда они опаздывают. |
||||||||||||||||
- Распространите любое из составленных предложений с помощью однородных членов предложения. |
Здания вокзалов очень красивые, просторные, величественные, но в них зачастую царит толчея. |
||||||||||||||||
- Давайте подведём итог: - В каких случаях в предложениях ставятся запятые? |
- Отделяют простые предложения в составе сложного и однородные члены в простом, если при них нет союзов «и», «да» в значении «и». |
||||||||||||||||
- Так ли важно ставить запятые в нужных местах, или место запятой в предложении может варьироваться? |
- Важно, так как запятая может изменить смысл сказанного на противоположный, а также она может привести к появлению инверсии в предложении. |
||||||||||||||||
3. Игра. |
Отдохнём. |
Дети выполняют упражнения. |
|||||||||||||||
Я буду называть пары слов. Если это синонимы, поднимите руки вверх, если антонимы, то – присядьте, а если слова случайные, стойте, опустив руки. Далеко – близко, орать – кричать, удалять – приближать, сесть – встать, кроить – шить, смелый – храбрый, добрый-сочувствующий, шустрый-быстрый, преступление – нарушение. |
|
||||||||||||||||
4. Головоломка. |
Чтобы немного развеяться, решите головоломку: |
Дети составляют таблицу: |
|||||||||||||||
Встретились три подруги: Белова, Краснова и Чернова. На одной из них было чёрное платье, на другой – красное, на третьей – белое. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо поменяться платьями, а то у всех троих цвет платьев не соответствует фамилиям» [7]. |
Либо решают данную задачу с помощью графа. |
||||||||||||||||
Перерыв. |
|
|
|||||||||||||||
5. Интеллектуальная разминка. |
|
|
|||||||||||||||
Лес – _ _ _ Горе – _ _ _ _ Мороз – _ _ _ _ _ Хотеть – _ _ _ _ _ _ Темнота – _ _ _ _ _ _ _ Крепость – _ _ _ _ _ _ _ _ Сообщение –_ _ _ _ _ _ _ _ _ Невиданный – _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Равнодушный – _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Бор, беда, стужа, желать, потёмки, твердыня, извещение, диковинный, безучастный. |
||||||||||||||||
|
В завершение – подводятся итоги, выясняется, кому задание далось легко, у кого – вызвало затруднение. |
||||||||||||||||
6. СЧ-2. |
- Прочитайте стихотворение. Восстановите пропущенные знаки препинания в данном стихотворении, объясните их расстановку. |
|
|||||||||||||||
Ты богат я очень беден, Ты прозаик я поэт; Ты румян как маков цвет, Я как смерть и тощ и бледен |
- Сравнения и сравнительные обороты «...как маков цвет...», «...как смерть...», обособлены запятыми, сложное предложение, «...и тощ, и бледен...» – однородные члены, обособлены, так как при них – повторяющийся союз «и». Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. |
||||||||||||||||
- Итак, назовите три случая, которые мы повторили, при которых в предложении ставятся запятые. |
- Обособление сравнений и сравнительных оборотов, - однородные члены при повторяющихся союзах «и», - сложные предложения. |
||||||||||||||||
- Отгадайте загадку: Как сумка, но без ручек, Как конверт, но не плоский, Как портфель, но лёгкий. Что это? |
- Папка.
|
||||||||||||||||
Автор этой загадки – ребёнок, ваш ровесник. |
|
||||||||||||||||
А теперь оглянитесь вокруг и выберите предмет из окружения.
Сформулируйте предложения, можно в рифму. |
Как солнце, но не в небе; Как груша, но несъедобная. Что это?
|
||||||||||||||||
А теперь давайте составим метафоры. Метафора создаётся путём переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. |
|
||||||||||||||||
Итак, метафора про шкаф. |
|
||||||||||||||||
1. Что? |
Шкаф. |
||||||||||||||||
2. Какой? |
Громоздкий, высокий, могучий. |
||||||||||||||||
3. Кто такой же? |
Богатырь. |
||||||||||||||||
4. Где? |
В классе, в углу. |
||||||||||||||||
5. В каком? |
В светлом, уютном. |
||||||||||||||||
6. Какого? |
Светлого, уютного. |
||||||||||||||||
Что получилось? |
Высокий богатырь в классе. |
||||||||||||||||
Составьте полное предложение. |
Высокий, могучий богатырь возвышался в углу уютного, светлого класса. |
||||||||||||||||
Какой случай употребления запятой представлен в данном предложении? |
- При однородных членах. |
||||||||||||||||
7. КИП |
- Начинаем работу с компьютером. Расставьте запятые в тексте, где это нужно, объясните их расстановку. Уместны ли варианты? |
|
|||||||||||||||
Коля пел так как пели все. |
Коля пел, так как пели все. Коля пел так, как пели все |
||||||||||||||||
Было светло так что всякий камешек был виден на дороге. |
Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге. (Инверсия: так светло) |
||||||||||||||||
Постарайтесь придумать и напечатать предложение, в котором постановка запятой также была бы уместна в разных местах. |
Варианты: |
||||||||||||||||
8. Резюме. |
Чтобы подвести итог урока, я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн – стихотворение, но не простое, а написанное по следующим правилам: |
|
|||||||||||||||
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. |
Запятая |
||||||||||||||||
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. |
молчаливая, беззвучная, |
||||||||||||||||
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. |
останавливает, обособляет, разграничивает, |
||||||||||||||||
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. |
ставится в предложении, в разных случаях |
||||||||||||||||
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). |
знак препинания. |
||||||||||||||||
- Я хочу поблагодарить вас за работу, и сказать, что мне было очень интересно с вами. Как работалось вам? Возьмите в руки листочки с заданиями для рефлексии. Кто не встретился с затруднениями на уроке, поставьте зелёный кружок, кто встретился, но в ходе занятия сумел их сам разрешить, жёлтый, а у кого остались вопросы – красный. Кто желает, запишите свой вопрос на листочке, мы постараемся на следующем уроке разобраться в нём. Спасибо за работу. |
|
Ссылки на источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897-ФЗ.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск. «Скандинавия», – 2003. – с.173 – 185.
- Кuehne N. Wie Kinder Sprache lernen. – Darmstadt: Primus Verlag, 2003. – 185с.
- Зиновкина М. М. – НФТМ-ТРИЗ.: Креативное образование 21 века. Теория и практика. М.: МГИУ, 2008. – 306 с.
- Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы.//Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Январь 2012, ART 1202. – Киров, 2012 – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1202.htm.
- Ходова Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 222с.
- Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2006. – 93с.