Войти / Зарегистрироваться

Внедрение педагогики креативного образования в процесс обучения будущих воспитателей дошкольных учреждений

Получить свидетельство
Автор: Михни Татьяна Михайловна

Современная наука связывает творческое развитие человека с личностным ростом, реализацией индивидуальности; творческое развитие человека означает развитие способности активизировать собственные резервы для жизни в постоянно меняющемся мире, преодолевать внешние препятствия и психологические барьеры и т.п.
Воспитание творчески активной личности студента – будущего воспитателя дошкольного учреждения, имеет большое значение, поскольку именно дошкольное образование является начальной ступенью непрерывного образования, сопровождающего человека на протяжении всей его жизни. И только на данном этапе можно выявить и развить выдающиеся творческие способности будущего специалиста с целью его дальнейшего активного овладения профессионально-творческой деятельностью, оказать содействие в скорейшем переходе из стадии потенциальной креативности к «специализированной» креативности [1].
Такое интегративное качество личности педагога, как профессиональная компетентность, проявляется в готовности обучаться всю жизнь, профессиональном самоопределении, способности к применению теоретических знаний в практической деятельности; имеет нравственную и коммуникативно-творческую направленность; соответствует требованиям специальности, стандартам квалификации, исполняемой служебной деятельности, и может быть сформирована только в процессе профессиональной деятельности (Г.В. Мухаметзянова, М.В. Рыжаков и др.).
Основными характеристиками профессиональной компетентности будущего педагога, формируемыми креативной педагогикой через опыт деятельности, являются креативность как способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач; когнитивность как профессиональная мобильность, умение адаптироваться в меняющихся жизненных и производственных ситуациях, культура системного мышления; коммуникативность как устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии; готовность к работе в профессиональной и социальной среде.
А. Маслоу, утверждал, что общество для своего выживания и самовоспроизведения должно воспитать «новый тип человека», умеющего жить в непрерывно изменяющемся мире, – это «творческий тип» личности выступает и как принцип антропогенеза (Н.И. Киященко), который обеспечивает плодотворную социокультурную жизнь человека, бесконечное совершенствование всего сотворённого, созданного, как мощь, открывающая новые пути познания (Н.А. Бердяев), механизм развития (Г.П. Щедровицкий), условие выживания человечества (Н.А. Бердяев, Н. Рерих, Т.де Шарден), фактор развития ноосферы и биосферы (В.В. Налимов), путь к формированию нового мира (Р. Мэй), базис социального переустройства (Д. Белл, Н.А. Бернштейн, М.С. Каган) [6].
В данной работе представлена разработка креативного урока для будущих воспитателей дошкольного учреждения, опора в которой делается на отдельные методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера. Данный урок включает в себя несколько блоков, подобранных с таким расчётом, что в процессе выполнения заданий обучающиеся непременно испытывают положительные эмоции успеха и желание перейти к выполнению очередных заданий урока, и изучению основ НФТМ (непрерывного формирования творческого мышления) [3].
Блок №1. Мотивация
Как известно, дети – это та часть населения, которая больше всего способна к выдумке, фантазиям и творческому подходу в решении любого вопроса. Именно в детстве, как никогда больше в другие жизненные периоды, человека окружают сказочные и выдуманные персонажи, которых он наделяет самыми разными, подчас невероятными качествами: способностью летать, читать мысли на расстоянии, превращаться в другие существа, и т.п. Более того, дети зачастую уверены и в собственных фантастических способностях. Нельзя не отметить, что огромную роль в развитии детского мироощущения и поддержании веры в чудеса играют многочисленные мультипликационные фильмы и литературные герои, знакомые малышам с самого раннего возраста. Давайте сейчас попробуем вспомнить и перечислить героев, населяющих воображаемый мир современного ребёнка, а также дать перечисленным персонажам небольшую характеристику. Конечно, мы с вами сейчас перечислили далеко не всех сказочных персонажей, но и того, что было названо, вполне хватает, чтобы понять, какую роль в жизни ребёнка играет вера в волшебство и выдумка.
Будущему воспитателю дошкольного учреждения в своей профессиональной деятельности предстоит иметь дело с детьми. А значит – ежедневно быть готовым к встрече с выдумкой и фантазией, которые ни в коем случае нельзя разрушать. Значительно разумнее в данной ситуации, посредством набора определённых педагогических приёмов, научить детей мыслить креативно, добиваясь получения ответов на самые каверзные вопросы путём цепочки логических умозаключений.
Понятие «креативное мышление» сегодня довольно широко используется в разных источниках и контекстах. Но в любом случае под креативностью понимается способность человека творчески подходить к решению любой поставленной перед ним задачи, внося тем самым в стандартные ситуации оригинальность и новаторство [5].
Над проблемой упрощения алгоритма решения творческих задач лучшие умы мира работают уже не одно десятилетие. Надо отметить, что окончательной победы в данном вопросе пока не одержано. Но, благодаря совместным усилиям, разработаны приёмы и методы психологической активизации творчества, которые помогают сделать процесс поиска правильного ответа на хитроумный вопрос более быстрым, продуктивным и максимально интересным. И в процессе нашего сегодняшнего общения мы подробно рассмотрим некоторые из них.
Блок №2 Содержательная часть
Сергей Уточкин, второй, как его называют, в России авиатор, в начале прошлого века прилагал много усилий к совершенствованию имеющихся в то время летательных аппаратов. Но самолёты были несовершенны, и один за другим терпели аварии.
Талантливый создатель авиадвигателей академик Александр Микулин вспоминал, что в молодости очень любил наблюдать за полетами первых русских авиаторов. Однажды он был свидетелем едва не произошедшей катастрофы. Известный в те годы летчик Сергей Уточкин облетал ипподром (аэродромов тогда еще не было), и внезапно двигатель остановился. С огромным трудом Уточкину удалось посадить машину, которая практически не могла планировать, но самолет разбился.
Микулин был потрясен произошедшим, поскольку очень любил Уточкина. Идя домой, он напряженно думал о случившемся. Вдруг навстречу ему попался мужик с подбитым и отекшим глазом. Тут же Микулин побежал обратно на ипподром, нашел Уточкина и посоветовал ему поставить для повышения надежности работы мотора второе магнето (магнето – устройство, отказ работы которого неизбежно влечет за собой остановку двигателя).
За эту идею, пришедшую в голову Микулину по ассоциации (вторым-то, здоровым глазом, мужик видел), Уточкин его катал на самолете и платил по 10 руб. за каждый удачный полет [7].
Возможно, у прославленного авиатора не возникло бы столько проблем, будь он знаком с теорией решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера, направленной на развитие творческого воображения и поиск решений сложных задач.
Очевидно, что решая проблему усовершенствования летательного аппарата, С.Уточкин пользовался так называемым методом «Проб и ошибок», который включает в себя простой перебор всех вариантов решения, включая и ошибочные. Графически это можно изобразить следующим образом:
1) Перебирая при поиске ответа различные варианты, мы порой отходим далеко от верного решения.
2) Мы, после долгих поисков, приближаемся к решению проблемы, но не достигаем его.
3) Мы применяем системный подход к поиску нужного варианта, и достигаем желаемых результатов.
4) Найден единственно верный способ решения задачи [14].
Если задуматься над тем, что же является основной причиной долгого поиска правильного варианта ответа на сложный вопрос, то можно понять, что виной всему – «инертность мышления». Проще говоря – мы «хватаемся» за первый, возникший в нашем мозгу, отнюдь не самый верный, возможно шаблонный, вариант решения и начинаем его активно рассматривать, отвергнув при этом пусть не совсем традиционный, но правильный вариант. Иногда наш образ мышления и наш жизненный опыт не позволяют нам сразу отыскать верное направление поиска.
Пример: Некий мистер Смит ехал в машине вместе со своим сыном Артуром. Их машина попала в катастрофу. Отец погиб на месте, а сын в тяжелом состоянии был доставлен в ближайшую больницу. Взглянув на пострадавшего, дежурный хирург побледнел и сказал: «Я не могу оперировать его. Ведь это же мой сын Артур!». Как вы это объясните?
Ответ: Хирург был матерью Артура Смита, но сразу найти правильный ответ нам мешают наши знания о том, что слово «хирург» – мужского рода. В данной ситуации мы мыслим стереотипно, не включая воображение [6].
В процессе творческого поиска можно встретиться со многими видами психологической инерции. Разберём только некоторые, наиболее характерные, из них:
- барьер неприятия нового, когда в наличии имеются уже проверенные варианты решения подобных задач, и нет видимой необходимости в новых вариантах. Отличным примером барьера неприятия нового может стать обычный топор. Как известно, он появился 8 000 лет до нашей эры, но с тех пор почти не претерпел изменений: это всё тот же рубящий клин на ручке. Изменился только его качественный состав, а внешний вид остался почти первобытным.
- инерция авторитета, при которой некоторая информация принимается на веру, без проверки (Во втором веке знаменитый астроном Птолемей построил модель Солнечной системы, в центре которой располагалась Земля. Эта модель считалась абсолютной и незыблемой истиной для всего западного христианского мира аж до 15-гостолетия, пока не была вытеснена гелиоцентрической (т. е. в центре которой находится Солнце) системой польского астронома Николая Коперника. Открытие А. Беккерелем в 1896 году радиоактивности не могло быть предвидено, т.к. доминировала непреложная истина о неделимости атома).
- инерция типовых условий применения, перешагнув которую, изобретатель из Милуоки, Франклин Кинг, запатентовал надувной водонепроницаемый купальный мешок для тех, кто лишён доступа к «удобствам обычной ванны». Отмывание в нём достигается «попеременным пригибанием и распрямлением в мешке, либо катанием по полу или кровати».
Задача: Морозной тёмной февральской ночью усталый охотник возвратился домой в свою хижину, Почти две недели он ходил по лесам, проверяя капканы. В хижине у него была керосиновая лампа, очаг и дровяная печурка, но у охотника осталась всего одна спичка. Как по-вашему, что он зажжёт сначала?
Ответ: Он зажжёт спичку, но каждый человек, не знакомый с ТРИЗ, сначала станет размышлять о том, что же важнее для усталого и замёрзшего охотника: свет или тепло?
- неумение увидеть возможность использования имеющихся или полученных решений в областях, отличных от решения задачи (Клейкие бумажки появились в результате неудачного эксперимента по усилению стойкости клея. В 1968 году сотрудник исследовательской лаборатории компании 3M пытался улучшить качество клейкой ленты (скотча). Он получил плотный клей, который не впитывался в склеиваемые поверхности и был совершенно бесполезен для производства скотча. Исследователь не знал, каким образом можно использовать новый сорт клея. Четыре года спустя, его коллега, который в свободное время пел в церковном хоре, был раздражен тем, что закладки в книге псалмов, все время выпадали. Тогда же он вспомнил о клее, который мог бы закреплять бумажные закладки, не повреждая страниц книги. В 1980 году Post-it Notes были впервые выпущены в продажу) [3].
Ещё пример: на мексиканских городищах, датированных периодом между 300 и 600 годами н.э., археологи глиняные фигурки зверей на колёсиках. Это позволило понять, что в Новом свете кто-то изобрёл колесо, однако применялось оно только в игрушках – инерция специальных терминов, при которой специалисты в каждой области используют определённые термины, которые навязывают решателю соответствующее им решение (первый лазер заработал только в 1960 году, хотя теоретически лазеры могли быть созданы непосредственно после появления работы Эйнштейна о квантовой теории индуцированного излучения (1916 г). Запаздывание связано с тем, что создание генератора было легче сделать радиофизикам, чем оптикам) [14].
Блок 3. Психологическая разгрузка
А сейчас я предлагаю вам самостоятельно найти и определить ещё один вид психологической инерции. Для выполнения поставленной задачи, вам требуется вспомнить и описать знакомый каждому ребёнку с детства персонаж: Колобка.
Из ответов становится ясно, что каждый из нас представляет себе известного героя в форме мяча. Именно так ему удобно будет катиться навстречу приключениям. Именно здесь нам и повстречался ещё один вид инерции – инерция привычной формы.
А между тем – испечь шар невозможно и в действительности наш Колобок имеет форму лепёшки…
Давайте вспомним и перечислим объекты, форма которых в процессе жизнедеятельности человека претерпевала изменения (самолёты, автомобили, телефоны, бутылки, пуговицы, и т.п.) Всё это наглядно показывает нам, что преодолеть психологическую инерцию – значит найти новое направление развития.
Блок 4. Головоломки
В качестве интеллектуальной разминки в данном блоке хочется предложить вам несколько задач:
1. За столом сидят три человека: профессор, сын отца профессора и отец сына профессора. В каких родственных отношениях находятся эти люди?
Ответ: Профессор, ее муж и брат
2. Что не влезет даже в самую большую кастрюлю?
Ответ: Крышка от нее
3. Есть стакан с очень дорогими одинаковыми хрупкими шариками из очень прочного материала. И есть лестница с сотней ступенек. Какой минимум шариков придётся разбить, чтобы выяснить предельную высоту (число от 1 до 100 – бросаем со ступенек), с которой можно ронять шарики целыми (т.е. чтобы они не разбились)?
Ответ: Можно обойтись только одним разбитым шариком. Сначала кидаем шарик с первой ступеньки, потом со второй и так далее пока шарик не разобьется. Как видите, решение очень простое. А подвох состоит в том, что многие люди «на автомате» начинают искать минимальное количество попыток.
4. С потолка абсолютно пустой комнаты на большом расстоянии друг от друга свисают две тонкие прочные нитки. Их концы находятся почти у самого пола. Ребенок, держа конец одной нитки в руке, пытается дотянуться до второй нитки, но не достает примерно на метр. Помогите ребенку, подскажите, как ему связать между собой концы ниток?
Ответ Ребёнок может привязать к одной из ниток свою обувь и раскачать её.
Решение данных задач помогло нам подробнее познакомиться на практике с одним из видов психологической инерции..(стереотипного мышления) [4].
Блок 5. Интеллектуальная разминка
Вашему вниманию предлагается пружина, знакомая каждому с детства. Она носит название «крадущейся». Сегодня эту игрушку довольно часто можно встретить и у воспитанников дошкольного учреждения.
Давайте попробуем придумать, в качестве чего её можно применить кроме, разумеется, игрушки?
А пока вы подбираете варианты ответов, думается, необходимо вам рассказать об истории появления этого, и по сей день популярного, предмета.
В 1943 году, во время испытания морского корабля, двадцатипятилетний инженер Ричард Джеймс проводил эксперименты по применению спиральных пружин для изоляции чувствительных навигационных корабельных приборов от колебаний судна.
Одна из пружин выкатилась из-под стола, ударилась о палубу и прыгала взад-вперёд, пока не израсходовала приобретённую во время падения энергию. Уже в 1945 году Джеймс создал пружину, которая могла ходить, перекидываясь с конца на конец и переливаясь витками, точно живая.
Сегодня «Джеймс индастрис инк» в городе Холлидейсберг, штат Пенсильвания, перерабатывает в год 100 000 тонн стали, чтобы мир мог наслаждаться проволочными спиралями.
Итак, выслушав все варианты ответов на поставленный вопрос, необходимо отметить, что «крадущаяся» пружина применялась во Вьетнаме, в качестве самодельной радиоантенны, а в штате Джорждия – в качестве машины для сбора пекановых орехов. Пружина демонстрировалась на международной выставке в Москве и проверяла влияние невесомости на пружины на борту космического челнока [2].
Блок 6. Содержательная часть
Много веков лучшие умы человечества добивались новых открытий методом «проб и ошибок». В процессе его совершенствования появились «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов». Цель данных методов – повышение интенсивности генерации идей и поиска верных ответов.
Неоценимую помощь в поиске правильных ответов на поставленные вопросы оказывает теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г.С. Альтшуллером. Это – дисциплина о технологии поиска высокоэффективных творческих решений.
ТРИЗ включает в себя:
- механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;
- механизмы подавления психологической инерции;
- базу наработанных материалов, содержащую в себе типовые решения определённого класса задач, таблицы использования технологических эффектов, приёмы устранения противоречий и сведения о ресурсах природы и техники, полученные в результате анализа концепций, инновационных технологий, новых методик, и т. п. [7]
Во время разработки своей системы, Генрих Альтшуллер поставил перед собой задачу помочь каждому грамотному ученому или инженеру быстро находить эффективные решения технических задач. Для этого нужно было превратить творческий процесс изобретательства в рутинную процедуру, которая требовала бы всего лишь четко выполнять установленные правила и аккуратно применять правильные инструменты.
Чтобы решить эту задачу, Альтшуллер проделал гигантский объем работы. Проанализировав десятки тысяч изобретений из патентных баз и технической литературы, он обнаружил, что огромное многообразие уникальных задач из разных областей техники можно свести к ограниченному числу типовых технических противоречий, решения которых уже кем-то когда-то найдены. Примеры таких противоречий: прочность-вес, скорость-маневренность, дальность-грузоподъемность и так далее.
Г. Альтшуллер считал, что техника развивается через возникновение и разрешение подобных противоречий. В противоположность широко распространенной идеологии поиска компромиссов он утверждал, что лучшее изобретательское решение «убивает» противоречие. Чтобы облегчить поиск таких решений, он собрал и систематизировал типовые решения часто встречающихся противоречий. Так появилась Таблица применения приемов разрешения технических противоречий, получившая впоследствии всемирную известность. Этот банк подсказок насчитывает 40 приемов, позволяющих устранить свыше полутора тысяч типовых противоречий.
Блок 7 Эксперимент
Давайте рассмотрим один пример, а затем, при помощи «Списка приёмов разрешения противоречий и примеров патентов», определим, какой приём был использован в процессе получения изобретения.
Итак, в 1878 году, когда, как мы понимаем, ни о каком ТИРЗ никто и не подозревал, служащий мыловаренной и свечной фабрики «Проктер энд Гембл» в Цинциннати, штат Огайо, отлучившись на обед, не выключил мешалку в чане с «Белым мылом». Осознав свою оплошность, рабочий решил провести перевзбитую, насыщенную воздухом, массу через весь стандартный производственный цикл. В результате, покупатели пришли в восторг от мыла, которое не тонуло в воде [2].
Воспользуйтесь, пожалуйста, таблицей Альтшуллера и назовите принцип, на котором основано данное открытие.
Конечно, в данном случае был применён принцип универсальности, когда объект выполняет несколько разных функций, и в данном случае отпадает необходимость в других объектах (мыльнице, подставке под мыло и т.п.).
Блок 8. Резюме
На этом занятии мы с вами лишь немного прикоснулись к очень многогранной и очень интересной теме: теме формирования и развития креативной личности. На данный момент возникла необходимость говорить о внедрении методов креативного образования в систему дошкольного образования.
Мы с вами живём в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Сегодня ничто не стоит на месте, в том числе – и система поиска новых креативных решений. А это значит, что при умелом использовании непрерывного креативного образования, мы гарантируем миру постоянное появление новых и новых изобретений, способных сделать нашу жизнь легче, интереснее и прогрессивнее.
Закончить наш сегодняшний тренинг мне бы хотелось словами Сергея Уточкина: – «Я летал над морем, над собором, над пирамидами. Четыре раза я разбивался насмерть. Остальные разы – «пустяки». Питаюсь только воздухом и бензином… Разбил все аппараты. Но – главное – мой головной мотор еще хорошо работает, и я выдумаю что-нибудь ещё…»

Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897-ФЗ;
  2. Гениальные изобретатели/Пер. с англ. С. Гинзбурга. – М. ТЕРРА – Книжный клуб. 1998 – 144с.- (Энциклопедия курьёзов и необычных фактов).
  3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
  4. Викентьев И.Л., Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приемы. "Журнал ТРИЗ", 1992 г., № 4, с. 40-52.
  5. Гладилина И.П. Развитие творческой одаренности студенческой молодежи в процессе профессионального становления личности / Сборник тезисов по материалам научно-практической конференции «Совершенствование системы формирования кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации» (20-21 марта 2009г., Москва). М., МГГУ им. М.А. Шолохова, с. 193-199
  6. Лалин С. В., Модестов С. Ю., Некоторые упражнения, использующиеся при обучении подростков ТРИЗ. "Журнал ТРИЗ", 2002 г., № 4, с. 53 – 55.
  7. Утёмов В.В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв» – Декабрь 2011г. ART1102. Киров, 2011г.
Mikhni Tatiana Mikhailovna,
Methodologist of the educational work ГБОУСПО «Noyabrsk College of professional and information technologies» YNAO, Noyabrsk
t.m.mihni@mail.ru
The introduction of creative pedagogy of education in the process of training of future teachers of pre-school institutions
Abstract. The author of the material explains the methods of scientific creativity, reveals the basic concepts of creative pedagogy and recommendations for the training of creative thinking among the students of the profession «teacher».
Key words: the inertia of thinking and its types, continuous formation of creative thinking (НФТМ), methods of increasing the efficiency of the generation of ideas, theory of inventive problem solving (TRIZ).
 

Похожие публикации