В стандартах второго поколения одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности [1]. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей.
Проблемой развития творческих способностей детей серьезно занимаются психологи, педагоги и родители. Сейчас выпускается довольно много различных пособий с логическими заданиями, с заданиями на развитие внимания, памяти, мышления и воображения. Такие упражнения развивают детей, но назвать выполнение таких заданий творчеством нельзя.
Даже если с детьми лепить, рисовать, играть, фантазировать, то эти упражнения не дают осознанных инструментов для творчества.
В этом смысле развитие творческого воображения и теория решения изобретательских задач дают уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое [2]. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. «Воображение важнее знания..» – говорил А.Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к управляемому воображению мыслителя. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ И РТВ, утверждает, что творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?
Блок 1. Мотивация.
Сегодня на занятии нам предстоит заселить вот такой красивый домик жильцами. Но этот домик необычный, он умеет поворачиваться в разные стороны, не смотря на то, что находится на плоской доске. Сейчас домик «смотрит» вправо. Попробуйте повернуть его влево.
Повернуть его просто, необходимо переложить только одну палочку, из которых он сделан.
Теперь наш домик «смотрит» на дорожку, по которой мы пойдем вперед навстречу приключениям.
Блок 2. Содержательная часть.
Сочинение загадок.
Перед нами поляна, а на ней столько животных! Назовите их. (Белка, медведь, осел, тигр, лев, бегемот, поросенок и т. д.)
С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы. Работа в парах.
По признакам
На доске и у ребят таблица
КАКОЙ |
ЧТО ТАКОЕ ЖЕ |
|
|
- Выбрать объект (например, динозавр)
- Заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т.д.)
- Заполнить правую часть таблицы «Что такое же? (Страшным может быть приведение, опасным может быть огонь, дикими могут быть кабаны, огромным можно назвать небо ….).
- Вставить слова – связки «…но не».
- Прочитать готовую загадку по таблице.
КАКОЙ |
|
ЧТО ТАКОЕ ЖЕ |
Страшный |
но не |
приведение |
Опасный |
но не |
огонь |
Дикий |
но не |
кабан |
Огромный |
но не |
небо |
Последовательность сочинения загадок по действиям.
- Выбрать объект.
- Придумать какие действия он выполняет.
- Придумать, какие еще объекты выполняют те же действия.
- Вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку.
Что делает |
|
Какой объект делает так же |
Летает |
а не |
муха |
Гудит |
а не |
пылесос |
оставляет след |
а не |
мел |
Ответ: самолёт.
При заполнении таблицы предпочтение отдается более оригинальным вариантам, желательно, называть характерные признаки (или действие предметов).
По итогам выполнения задания лучшие загадки будут включены в «Книгу творчества класса».
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Танец-импровизация.
Под веселую детскую музыку ученики изображают животного: по сигналу учителя показывают, как оно бегает, крадется, ловит добычу, играет с малышами и т.д.
Блок 4. Головоломка.
Волк и заяц, как вам известно, не могут жить дружно. Но, по воле судьбы, они оказались на необитаемом острове. Помоги им поделить этот остров на две равные части по границам клеток [5].
Блок 5. Интеллектуальная разминка
- Назови шесть животных, в названиях которых встречается буква «ж». (Еж, жираф, жук, жаба, стриж, чиж)
- Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
- Кто мост мостит без топора? (Мороз)
- Кто входит в окно, не ломая его? (Солнечный луч)
- Что растет со шляпой? (Гриб)
- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. Кто это? (Корова)
- Сколько рогов у двух ослов? (У ослов нет рогов)
- У какого зверька в нашем лесу самое короткое имя? (Еж)
- Что остается, когда съешь яблоко? (Огрызок) [3]
На этом этапе также могут быть использованы задачи открытого типа [4]. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие «препятствия». Вариантов результата решения много, нет понятия «правильное решение»: решение либо применимо к достижению требуемого условия, либо нет. Поэтому, можно говорить об эффективности, оптимальности и оригинальности выбранного решения.
Блок 6. Содержательная часть.
«Веселые художники» [5].
Посмотрите, кто изображен на рисунке?
Пофантазируйте и попробуйте нарисовать сами что-нибудь, соединяя точки [4].
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка воображения.
Найдите на рисунке образ второго музыканта.
Сколько животных и их образов скрыл в своей картине Стивен Гарднер?
Блок 8. Резюме.
- Поднимите руки те, у кого сегодня получилось придумать загадку.
- Кто нарисовал оригинальный и красивый рисунок?
- Кто увидел скрытый образ музыканта?
- Кто нашел на картине 5 и больше животных и их образов?
- Кому понравилось занятие – поаплодируйте себе и одноклассникам.
Таким образом, в начальной школе (1-4 классы), включая пропедевтические классы, изучается дисциплина «Развитие творческого воображения и фантазии» (РТВ и Ф) с учетом возрастных психологических особенностей. Осуществляется пропедевтика системного, диалектического подхода, обеспечиваются психологические условия принятия задач школьником [6]. Занятия строятся таким образом, что вначале изучается личность ребенка с помощью апробированных психологических и педагогических тестов. В дальнейшем занятия чередуются таким образом, что применяются методы и приемы, направленные на развитие воссоздающего и творческого воображения и фантазии, а также применяются методы мотивации (методы, направленные на подъем интереса к учению и обучению), методы на развитие творческих способностей и качеств творческой личности, в частности, обеспечивающих потребность в саморазвитии.
Cсылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373)
- Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
- Холодова, О.В. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей./Методическое пособие, 1 класс.- 5 изд.- Росткнига. – 2007.
- Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – 4 квартал 2011, ART 11-4-02. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225-1618.
- Саламатова, Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики./ Начальная школа. Плюс до и после. – 2004. – №9.- с. 47 – 48.
- Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с.
Evdokimova Тanya,
Primary school teacher MOAU «Lyceum № 21» Kirov
tanya_e1@list.ru
Development of creative imagination using the theory of inventive problem solving.1 class.
Abstract. In this paper the development of creative imagination graders using. TRIZ. The author describes the process of managing the creative imagination as an example of one class, built on innovative structure creative lesson.
Keywords: guided imagery, writing mysteries, puzzles, «Book art class»