Войти / Зарегистрироваться

Использование современных технологий в обучении истории искусств

Получить свидетельство
Автор: Головкина Елена Михайловна

Сегодня актуальным является использование в процессе обучения не столько традиционного урока, сколько креативного, главная цель которого – сделать процесс обучения подлинно развивающим. В качестве основы урока используется метод теории изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера [3]. Каждый креативный урок включает в себя несколько блоков, реализующие цели занятия, адекватные целям креативного образования в целом.
В настоящее время практически каждый учитель истории искусств применяет в своей деятельности нетрадиционные (креативные, творческие, необычные, нестандартные, инновационные) формы обучения школьников.
Это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников [4]. Их особенностью является то, что на них школьник участвует в «производстве» своих знаний, умений, способов взаимодействия с одноклассниками и педагогами. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь педагог (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. п.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера [1]. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода [5].
Изучение истории искусств – процесс интересный и увлекательный. Сегодня огромное значение в трансляции и тиражировании искусства приобрели современные СМИ, Интернет, массовая продукция книжных издательств. Каждый день мы знакомимся с культурными традициями и обычаями разных народов, стран, их современной культурой. На уроках учащиеся изучают творчество художников, архитекторов, музыкантов прошлых веков. Но и каждый учащийся может попробовать себя в творчестве, постигая необычными способами мировую культуру. Творческий дар есть в каждом, и каждый из нас способен креативно мыслить. А что значит креативно? Это значит видеть различные проблемные ситуации нетрадиционным, уникальным способом, уметь в прошлых событиях разглядеть значение для настоящего. Мы должны осознать свой собственный богатый, но зачастую непроявленный культурный опыт, систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, критически осмыслить информацию о культуре и искусстве, поступающую из повседневной жизни, средств массовой информации, на основе систематического знакомство с памятниками культуры получить представление о целостной и многомерной картине духовного развития человечества и на основе попытаться выработать собственный вариант развития. В это как раз и заключается наша задача.
Каждый день мы сталкиваемся с искусством. И интересным может быть предложено задание подумать, в каких ситуация мы соприкасаемся с произведениями искусства. А для того, чтобы нам интереснее было отвечать на вопросы, можно «поиграть в случайность».
Для этого необходимо сделать бумажные самолетики для «полетов во времени». Затем преподаватель напишет на самолетиках даты, страны, различные предметы, которые мы уже изучили раньше. «Хронолеты» запускаются, а отвечать будут те, к кому он «сядет» на парту. Причем, главные условия ответа: «Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг».
Например, «хронолеты» могут помочь детям «полететь» в Египет, Месопотамию, Грецию, Рим и другие страны, могут «отправить» в конкретный год, и тогда надо будет вспомнить, что же произошло в это время и т.д. Перед детьми была поставлена задача: путешествуя во времени, вспомнить, или предположить особенности культуры и искусства того времени и сопоставить с современностью: что сохранилось, что уже утратило свое значение.
В итоге у учащихся формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, активно усваиваются новые знания и закрепляется материал
В современных условиях каждому необходимо самостоятельно расширять свой объем знаний и умений, самостоятельно выбирая пути решения различных проблем, контролируя и оценивая результаты своей деятельности. Поэтому наиболее подходящим становится развитие эффективных способов решения задач, проблем.
Вариантами заданий, направленных на психологическую разгрузку учащихся могут быть задания, которые позволят не только выполнить некие физические упражнения, но и обеспечит эмоциональную разгрузку:
Игра «Ожившие картины». Этот прием используется при знакомстве или повторении жанров изобразительного искусства. Она помогает учащимся проникнуть в состояние героев картины, пережить вместе с ними ситуацию, в которой оказались герои картины. Ставя ребенка на место изображенного человека, учитель учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение (Например, изображение учащимися картины В. Г. Перова «Тройка»)
Игра «Крокодил». Ее смысл состоит в том, чтобы отгадать загаданное игроком слово. Учащиеся разбиваются на две команды. Друг другу загадывают сюжетные картины известных художников, как русских, так и зарубежных, которые демонстрировались преподавателям на прошлых уроках.
Среди творческих задач можно выделить задачи открытого типа [6]. Но среди творческих задач представляющих собой интеллектуальную разминку можно выделить следующий:
1. На выдвижение гипотез. Давайте подумаем, почему такие разные во всех отношениях эпохи и культуры (такие как Месопотамия, Египет, Античность, Франция 18 века и др.) избирали для демонстрации своего мировидения вариант геометрического тела, построенного на многоугольниках правильных (квадрат) и приближенных к правильным (равнобедренный треугольник), некую идеальную цилиндрическую форму? В чем заключается сходство и различие осмысления этих форм?
2. На нахождение закономерностей
Давайте попробуем историко-генетическое сравнение разных культур. Это задание особенно актуально в связи с кардинальной сменой художественных основ русской культуры в двух поворотных моментах ее истории.
Принятие христианства привело к переходу на византийские каноны, а петровская реформа – к своеобразному прыжку через ряд этапов и восприятию формального языка западноевропейского искусства Нового времени.
Интересным может быть сравнение древнерусской архитектуры с генетически близкими архитектурными школами средневековой Греции, Болгарии, Армении и Грузии
Если мы проанализируем имеющие данные и сможем правильно их интерпретировать и расположить в нужном порядке, то сможем лучше понять самобытность национальной культуры, чего не происходит при традиционном изучении региональных школ – владимиро-суздальской, новгородской и пр. Ведь нам так легче будет ответить на вопрос, что создали наши предки?
3. Метод «системного анализа» [2].
Он помогает рассмотреть мир в системе как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, функционирующих между собой.
-  Подбери слова, входящие в систему:
Египет, древнегреческий полис, Собор Парижской Богоматери
-  Составь цепочку подсистем и надсистем для системы «Лувр»
4.  Модель признаков, по которым можно составить описательный рассказ по портрету. Цель – последовательно, связано и образно составить рассказ по портрету, выражая свое отношение к персонажу.
Список имен признаков:
Пример:
  1. Обозначение места, где изображен персонаж.
  2. Обозначение времени года, времени суток.
  3. Обозначение ощущений с анализаторов.
  4. Обозначение объектов окружения.
  5. Обозначение цели действия персонажей.
  6. Обозначение проблемы объекта.
  7. Обозначение настроения (по выражению глаз, позе и цвету картины).
  8. Обозначение цели написания портрета автором.
  9. Название картины (ребенком) и авторское название.
Таинственная красота.
Я смотрю на картину и вижу, что это портрет. На нем изображена молодая женщина не в полный рост. Она похожа на ангела, который спустился с небес. Это реальный мир. На ней одето пышное белое платье, похожее на легкое нежное облако, в котором она поедет на бал. На поясе у нее атласная бирюзовая лента, расшитая золотом. Одна рука куда-то спрятана, а с другой свисает брас лет, который переливается на солнце. На плечи накинут легкий палантин. Она позирует художнику на фоне природы. Похоже, что это конец лета, так как художник выбрал желто-зеленые краски. Женщина очень красива. На ее лице полу улыбка и внимательный взгляд. Она смотрит на нас карими глазами цвета шоколада. У нее густые волнистые волосы забраны в прическу. Кажется, что она думает о чем-то приятном. Я думаю, что автор нарисовал этот портрет, чтобы показать женскую красоту.
Я бы назвала эту картину «Таинственная красота», а художник В.Л. Боровиковский назвал «Портрет М. Лопухиной».
Таким образом, уроки с использованием моделей ТРИЗ-технологий являются средством формирования успешности обучения школьников [7].
Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.
У детей формируется высокая мотивация к учебе, ошибка не вызывает у них боязни, так как сама тоже является результатом работы.
Одним из критериев успешности на уроке является доступность и посильность. В НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной разработаны модели, использование которых позволяет сделать сложный материал более простым для усвоения. Овладев тем или иным алгоритмом, дети легко могут применять его в после дующей работе. Ребята с интересом и удовольствием создают свой творческий продукт не только в классе на уроках, но и дома – самостоятельно [8].
Чтобы создать успешность в обучении младших школьников, необходимо овладевать новыми идеями, новыми методами и новыми технологиями.
ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы. Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса. Приведенные выше примеры тризовских заданий формируют у учащихся умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала. Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное – формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.
Ссылки на источники
  1. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. – М.: «Просвещение», 1998 г.
  2. Майоров В. В. Теория и практика создания тестов для системы образования. Система творческих заданий. – М.: 2000 г.Обломова Н. В. Использование ТРМЗ в развитии креативных способностей дошкольников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/314082/
  3. Петров В. М. Основы теории решения изобретательных задач. – URL: http://www.triz.natm.ru/articles/petrov/02.htm
  4. Приоритетный Национальный проект «Образование». Инновационное образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/education/ed3/ed31/aed31.shtml
  5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  6. Утёмов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научно- методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». – Май 2012, ART 1257. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm.
  7. Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – Январь 2012, ART 1202. – Киров, 2012 г. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/1202.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225- 1618.
  8. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с.
Golovkina Elena,
Teacher of the cultural Children’s Art School, Pervomaiski
elena.golovkina.89@mail.ru
The use of modern technology when teaching history of art
Abstract. In article the features of modern technologies for the development of creative thinking from history of art considered. The author gives examples of creative assignments.
Keywords: creative problems, creativity
 

Похожие публикации