«Учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения… убивает в ученике
охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»
К.Д. Ушинский
Известно, что ребенок в дошкольном и младшем школьном возрасте не страдает такими «комплексами», как «не умею», «не могу», «не знаю». Он с интересом идет в детский сад, смело лепит, строит, рисует, без стеснения поет, с радостью впервые приходит в школу. А через некоторое время многие дети перестают радоваться, созидать, творить – только по той простой причине, что их начинают учить и только учить, не давая при этом свободы саморазвития, свободы выбора. Ученики сами не ставят перед собой задач, не ищут пути их решения, они просто следуют за указкой учителя, у многих исчезает мотивация обучения, они перестают творить [3, 6].
Наше современно развивающееся общество требует образованных, предприимчивых, коммуникативных людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся динамизмом, мобильностью, конструктивностью и обладающих развитым чувством ответственности. Задача учителя – дать ребенку все это, научить его учиться, научить его творчески мыслить.
Задача развития творческого мышления, расширения творческих возможностей давно и прочно вошла в концепции развития образовательных учреждений. И, понимая, что устаревшие методы бесполезны, мы должны развивать и создавать свой способ преподавания и обучения, думать по-новому, учить по-новому. Под «творчеством» понимать не только процесс создания качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания объективно нового, а саму способность ученика более гибко рассуждать, находить альтернативные решения, взаимодействовать с одноклассниками и с учителем, добиваться успеха на каждом шаге своей деятельности [2].
«Творчество – акт творения мира из ничего» - писал американский лексикограф Н. Уэбстер. И современный учитель в современной школе должен показать современному ученику, как можно создавать этот мир. Существуют теории и методики, позволяющие научить человека творчески мыслить. Это известные и широко применяемые методы Генриха Альтшуллера (ТРИЗ), Роберта Штернберга (интеллект успеха), Эдварда де Боно (латеральное мышление), методы развития критического мышления, проблемное обучение и многие другие [4, 8, 9].
Появился и еще один новый метод – это слияние образования и игры.
«Эдьютейнмент» («эдьютеймент», «эдутэймент») – обучение с развлечением. Этимологию слова легко проследить, оно произошло от слияния двух английских существительных: education – образование и entertainment – развлечение.
Впервые слово появилось еще в 1948 году в студии Уолта Диснея для обозначения формата захватывающего документального сериала. Но сегодня смысл немного другой. Эдьютейнмент – это образование в развлекательном формате, «учись развлекаясь, развлекайся в процессе обучения». Суть развлекательного обучения – знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме. Можно рассказывать о чем угодно – истории, литературе, фотографии, общественных проблемах. Главное, чтобы не было скучно.
На Западе – это называют образование через развлечения. В России – это тренинги, мастер-классы, публичные лекции, семинары. Все то, что заменяет академическую форму чем-то более современным, способным увлечь, заинтересовать, научить творить, размышлять…
Подобная форма обучения: «учимся и играем» активно используется во многих центрах дополнительного образования. Но применима она и в классно-урочной форме.
Это современный, эффективный способ обучения, который позволяет сделать увлекательным процесс изучения трудно воспринимаемых для некоторой части детей предметов, таких как математика, физика, да и любая исследовательская деятельность, эта форма обучения – «эдьютеймент» – дает возможность через организованную совместную деятельность получить ученикам необходимые знания для эффективного развития.
Вся учебная деятельность составлена таким образом, чтобы знания, умения и навыки, полученные учениками, пригодились им не только при дальнейшем обучении в школе, но и в повседневной жизни. Ведь знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
«Эдьютеймент» не только позволяет заинтересовать учеников, не только повышает их активность, но и способствует формированию таких качеств, как находчивость, самостоятельность, мобильность, активность.
Работа учителя сложна тем, что нельзя просто превратить урок в игру, нужно моделировать ситуацию таким образом, что бы ученики, играя, развивали умение проектировать, способности к взаимодействию, к работе в коллективе, овладевали культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения [1].
Часто сама форма обучения напоминает по своим этапам исследовательскую деятельность («Что будем изучать, в чем проблема?», «Цели, задачи, объект, предмет», «Гипотеза», «Методы»).
Все моменты игровой деятельности имеют общую структуру: теоретическое введение, практическую часть и рефлексию учениками этапа полученного опыта. Этапы отличаются друг от друга по форме проведения: работа в парах, дискуссия, мозговой штурм, мини-исследование, поиск в Интернете, работа с текстами, моделирование и другие.
Играя, моделируя, исследуя, ученик создает свой мир, на основе своих знаний, он – творит! Процесс обучения можно строить по-разному. Можно многократно повторять упражнения, имеющие одинаковый уровень трудности, доведя до совершенства результат. При этом формирование определенных знаний умений и навыков будет проходить только на высокие оценки. Но более результативным, с точки зрения развития личности ученика, способом обучения, по-моему, является постановка перед учащимися задач в условиях нарастающей системы трудностей от репродуктивной работы до настоящей творческой деятельности с созданием собственного интеллектуального продукта [5, 6, 9]. Именно игра, по все время усложняющимся правилам, предоставляет эту возможность.
Учитель выступает не просто как носитель информации, но и как помощник, сотрудник. Изменяется характер управления, воздействия на ученика. Общение во время урока позволяет учащимся и учителю выслушать друг друга, спорить, искать вместе решения и факты, изменяется характер взаимодействия и стимул к развитию учащихся. Позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачивается, взамен их утверждается позиция демократических взаимодействий, помощи, вдохновения, понимания и поддержки личностной инициативы ученика.
У ученика затруднения в учебе часто возникают по трем причинам: из-за низкой оценки собственных возможностей, тогда ее необходимо повышать, из-за отсутствия мотивации в достижении цели, тогда необходимо ученика заинтересовать и из-за негативного прошлого личного опыта, который надо заменять на позитивный. Все эти вопросы легко решаются обучением через игровую деятельность, «эдьютеймент» приходит на помощь [7]. И ученик увлекается игровым моделированием, которое строится от интересов ученика и позволяет себя проявить в различных качествах.
Информация, которую учитель раньше передавал ученику теперь имеет другой смысл и значение. В современном мире знания, получаемые учащимися, стали доступнее: множество справочных пособий, сайтов Интернета, знания – это системное обобщение информации. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой и мыслительной деятельности, как продуктивный, творческий процесс.
Важнейшим принципом передачи информации в системе «эдьютеймента» является подход поэтапного усложнения в обучении. Это касается не столько содержания материала, сколько приемов и методов обучения. Усложнение, по-моему, это не увеличение количества материала, а использование творческих заданий, привлечение ученика к самостоятельному поиску знаний, анализу и обобщению полученной информации, то есть как раз к развитию творческого мышления.
Одним из главных принципов «эдьютеймента» является построение моделей, моделирование жизненных ситуация, моделирование игры, построение модели поведения в той или иной обстановке. Вообще, какую бы жизненную задачу ни взялся решать человек, первым делом он строит модель – иногда осознанно, а иногда и нет. Ученик «примеривает» на себя роли, ставит себя на место другого и «переживает» или проигрывает ситуацию, то есть моделирует. При этом он выделяет главное, ищет пути решения, анализирует, применяет известные формулы, «превращает информационный хаос в стройную модель стоящей перед ним задачи» [1, 4].
Учителю необходимо показать ученикам примеры построения моделей, что бы потом они сами могли строить аналогичные, похожие модели или альтернативные, противоречивые. В любом случае построение модели – это опыт, и этот бесценный опыт, который ученик получает, пытаясь моделировать, проигрывая ситуацию, помогает ему в его дальнейшей жизни.
Урок математики в 7 гуманитарном классе, я предлагаю ученикам окунуться в 10-11 век и почувствовать себя новгородскими или иноземными купцами, участниками Ганзейского союза. На уроках истории они уже читали об этом, и поэтому с удовольствием присваивают себе имена и сообщают с чем они на Торговый двор пришли. Задумываемся какие знания необходимы были купцам? Конечно – арифметика, споров не возникает. И в этот момент учитель предлагает ряд задач, где необходимо знание статистики – таких понятий как мода, размах, среднее арифметическое, медиана.
Например, в кожевенном ряду Сбыслав продавал сапоги, а Тихон записывал размеры сапог, которые покупали: 42, 42, 40, 39, 42, 41, 36, 37, 44, 42, 42, 38, 44, 45, 37, 41. Чтобы понять каких размеров сапоги надо завтра принести. Сможем помочь ему? Идет обсуждение, споры, предположения, варианты ответов... Ученики находят среднее арифметическое – понимают, что эта не та характеристика, которая отражает действительно необходимые на завтра размеры. Кто-то предлагает выписать все числа по возрастанию, обсуждение продолжается. Кто-то предлагает построить диаграмму зависимости размера сапог от количества. (Рис. 1. Размеры сапог). Мозговой штурм в самом разгаре, учитель может советовать, подталкивать в нужном направлении, но обычно ученики сами справляются с нестандартной ситуацией. И вопрос решен!
На этом же уроке, при решении еще ряда задач, возникало предложение построить график или диаграмму. Я осознанно располагала рядом друг с другом графики и диаграммы, которые строили ученики.
Ученики самостоятельно делают выводы. Решение еще ряда задач подтверждает необходимость статистических характеристик и ученики с большим энтузиазмом приступают к решению стандартных задач статистики. А построение еще ряда диаграмм привело к тому, что кто-то заметил, что на всех диаграммах получается картинка – напоминающая колокол, где самое частое число стоит на вершине (рис. 1. Размеры сапог)
Ученики нашли закономерность, открыли ее для себя. Учитель рассказывает о кривой Гаусса, о кривой нормального распределения, о том, что Карл Фридрих Гаусс считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков». Но ученик не понимает: почему Гаусс, ведь это он сейчас открыл?!
И тогда в тетрадке появляется запись: «Кривая. Открыта Гауссом в 18 веке, повторно открыта 7-а классом в 2012 году».
И такой ученик захочет открывать еще, захочет и дальше находить закономерности, анализировать, захочет творить!
Урок математики в 10-м экономическом классе – рассматриваем задачи планирования производства. Ученики задумываются, кто должен заниматься планированием, и тут же превращаются в директоров предприятий, программистов, технологов, работников производства. Начинают искать пути решения, определять, какие данные для решения задачи им потребуются, на какой главный вопрос необходимо ответить.
И уже через некоторое время формулировка готова: нам нужны количество начальных запасов, необходимых для производства, нужны показатели затрат на производство, цены на производимую продукцию и тогда мы сможем узнать максимальную прибыль при минимальных затратах и именно так попробуем спланировать свою производственную деятельность.
Строим таблицы, графики, находим способы решения задачи. Ученики работают, потому что им интересно. Это «эдьютеймент».
Конечно важно, чтобы такие уроки не были постоянными, чтобы они рождались спонтанно. Не обязательно весь урок тратить на одну игровую ситуацию или построение одной модели, всегда можно использовать элементы игры, некоторые этапы построения модели.
На уроках использую различные типы моделей. Вот пример одной из классификаций. Классификация моделей по области использования:
Учебные модели – используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.
Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик.
Например, модель корабля исследуется в бассейне для изучения устойчивости судна при качке, модель автомобиля «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования обтекаемости кузова и т.д.
Научно-технические модели – создаются для исследования процессов и явлений. К таким моделям можно отнести, например, прибор для получения грозового электрического разряда или стенд для проверки телевизоров.
Игровые модели – это экономические, ролевые, деловые игры. Эти модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника.
Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперименты с моделями проводят при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы. Такой метод подбора правильного решения получил название «метод проб и ошибок».
Одна из важных особенностей построения моделей для ученика заключается в том, что он не боится фантазировать, пробовать, придумывать.
Для меня стало традиционно начинать или заканчивать урок логической задачей или ребусом, или софизмом, или построением логической цепочки, или логической игрой. Ученики с увлечением пытаются разгадать, найти ответ, быть первыми, и часто обсуждение продолжается за рамками урока и кабинета математики. Я с уверенностью могу сказать, что игра помогает учить математике!
Наблюдения показали, что использование элементов «эдьютеймента» на уроках математики повышает мотивацию учеников к предмету, приводит к более глубокому его изучению, развивает самостоятельность и творчество.
Ссылки на источники
- Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи..Методы. Примеры. – М.: Наука, 1997.
- Лодатко Е. А. Методологические основы моделирования социокультурных процессов // RELGA : Научно-культурологический сетевой журнал.— 2007.
- Бердяев Н.А.Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994.
- Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
- Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
- Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976.
- Гормин А.С. Психологические основы барьерной педагогики // Теория развивающего образования одаренных подростков. В.Новгород, 2003.
- Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
- Утёмов В.В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв» - Декабрь 2011г. ART1102. Киров, 2011г.
Vitova Alyona,
Mathematics teacher, MAOU «Gymnasium No. 1», Veliky Novgorod
avitova@mail.ru
Edutainment at mathematics lessons.
Summary: In article such form of education to mathematics as "edutainment" is considered. The author shows need of development of creative thinking at lessons of mathematics and gives examples of use of game activity and modeling at lessons.
Keywords: training excitedly, training with entertainment, an edutainment, game activity, creative thinking.