Войти / Зарегистрироваться

НФТМ-ТРИЗ в начальной школе (ознакомительная презентация для учителей начальных классов, часть – 1)

Получить свидетельство Получить диплом
Автор: Ткачев Алексей Иосифович

Анализ традиционной педагогической системы
и переход к инновациям в педагогике.
Известно, что педагогика – это искусство воспитания, наука о воспитании и обучении человека. Это динамический и развивающийся педагогический процесс, который сегодня представлен как система из пяти основных элементов: цель обучения (для чего учить), содержание (чему учить), методы и приемы обучения (как учить), учитель, учащийся. В семнадцатом веке для обозначения искусства обучения Вольфганг Ратке (1571–1635) немецкий педагог в своих сочинениях о теории обучения объединил эти элементы в один термин – дидактика (от греч. «didaktikos» – поучающий и «didasko» – изучающий). Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику Я.А. Каменский.
Развитие педагогической системы, как любой другой развивающейся системы, например технической, биологической и др., можно проследить по S-образной кривой (Г.С. Альтшуллер) [3]. Кривая показывает, как меняются во времени главные характеристики педагогической системы [1] (рис. 1).
 
 



Рис. 1.

Линии «жизни» педагогических систем
S – Линия «жизни» дидактических принципов традиционной системы образования, ведущей свою историю от А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др.
S+ – Линия «жизни» дидактических принципов новой зарождающейся системы, в данном случае – многоуровневой системы непрерывного креативного образования.
По оси (время развития педагогической системы) откладывается время «жизни» системы. Здесь: 1 – период зарождения, становления системы, 2 – период бурного развития системы, 3 – период угасания системы, ее «выработки» и «ухода со сцены», 1+ – период зарождения системы, приходящей на смену уходящей системе и т.д.
По оси (главные показатели педагогической системы) откладывается интегрированный показатель – эффективность системы образования в каждый период ее развития. Под ним понимается обеспечение адаптации учащихся к потребности развивающегося общества и удовлетворение собственных образовательных потребностей.
В начале своего возникновения система (S) (участок 1) развивается медленно. Проводятся длительные педагогические эксперименты, уточнения гипотезы, разрабатываются новые подходы, принципы, педагогические технологии и средства обучения и воспитания, дидактические и методические материалы, пособия и т.д. Затем, когда работоспособность и эффективность системы доказана практикой, система начинает быстро развиваться, наступает ее массовое применение (участок 2). Но с какого-то момента темпы развития начинают замедляться, и наступает «старость» (участок 3) – система деградирует, «требуя» замены принципиально другой системой. Появляется новая система (S+), соответствующая потребностям уровня развития общества (участок 1+).
Многолетние (более 30 лет) педагогические исследования Зиновкиной М.М. (рис.2.) [2] показали, что одной из причин традиционной репродуктивной педагогики являлись ошибки при выборе педагогами-исследователями объекта исследования.
 

Рис. 2.

 
Это повлекло за собой грубые методологические ошибки, а впоследствии – ошибки и просчеты в массовой педагогической практике. В результате Зиновкиной М.М. и возглавляемой ею научной школой в Межвузовском научно-образовательном центре инженерного творчества Московского государственного индустриального университета (МНОЦИТ МГИУ) были выявлены предпосылки появления новой педагогической системы (на рисунке 1 – S+), названной креативной педагогикой – системой НФТМ-ТРИЗ, которая уже доказала востребованность этой системы и успешную жизнеспособность.
НФТМ-ТРИЗ – система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых (дошкольников, учащихся начальной и средней школы, студентов и специалистов) с активным использованием теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Системообразующим фактором креативного образования является его главная, стратегическая цель – развитие человека как творческой личности в процесс
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Структура и функции.
Собственно, это наука о том, как решать технические проблемы. Возникла она в нашей стране в 40-е годы прошлого столетия. Автор ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), советский (а позднее – российский) инженер-изобретатель, писатель-фантаст [3].
 

Рис. 3.

ТРИЗ возникла, когда стало понятно, что для решения технической проблемы в принципе нужно одно решение, которое удовлетворяло бы некоторым основным требованиям: давало бы желаемый результат, не приносило бы затрат, если возможно, добавляло бы в систему дополнительные полезные свойства. Другими словами, если раньше изобретатели старались максимально быстро исходить вдоль и поперёк все поисковое поле в надежде натолкнуться на продуктивные идеи, теперь задача была поставлена иначе: КАК СОКРАТИТЬ, СУЗИТЬ ПОИСКОВОЕ ПОЛЕ И ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧИТЬ ГАРАНТИРОВАННО КАЧЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ? Именно эту задачу и решил Г.С. Альтшуллер (рис. 3), создав ТРИЗ.
В основе ТРИЗ лежат очень простые идеи:
1.  Все искусственные системы создаются и развиваются по определенным законам. Например, они стремятся к идеальности, чтобы затрат было как можно меньше, а функций выполнялось как можно больше. Например, идеальная лазерная указка – это еще и ручка и фонарик и даже термометр. Закон стремления к идеальности объективно существует, и люди, улучшающие искусственные системы, выполняют этот закон. Значит, улучшая системы, мы должны опираться на законы их развития.
2.  Все системы развиваются, преодолевая противоречия. Например, мел очень удобен для учителя, потому что он хорошо оставляет след на темной доске, но пачкает руки и одежду. Поверхность брусочка мела смазали силикатным клеем и нежелательный эффект исчез. Если мы хотим решать проблемы, мы должны уметь разрешать противоречия.
3.  Для разрешения противоречий в системах используются ресурсы конкретной системы. Например, текст должен быть большим по объему, чтобы передать необходимую информацию и должен быть маленьким, чтобы его легко было читать. Это противоречие в детской книжке решается за счет замены частей текста рисунками, а на Интернет-портале – с помощью использования схем, разворачивающихся только по мере необходимости. Значит, чтобы решать проблемы, надо знать и уметь использовать ресурсы систем.
Итак, на этих трех «китах» базируется ТРИЗ: законы, противоречие, ресурсы.
Основной инструмент ТРИЗ – Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), позволяющий нечеткую проблемную ситуацию перевести в конкретную задачу и затем построить её решение. Кроме того, в ТРИЗ имеются мощные инструменты для получения типовых решений: стандарты на решение изобретательских задач, постоянно пополняемые банки физических, химических, геометрических и др. эффектов.
ТРТЛ – теория развития творческой личности. Она появилась в 80-е годы 20-века, когда стало ясно, что для успешного применения ТРИЗ нужны определенные личностные качества: умения ставить цели, добиваться результата, отстаивать свои идеи. Как цели должна ставить для себя Творческая Личность, и какими способами наиболее эффективно двигаться к достижению этих целей – на этот вопрос отвечает ТРТЛ.
Авторы ТРТЛ Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин исследовали более 1000 биографий творческих личностей и выявили качества, необходимые для решения творческих задач высокого уровня. Анализ биографий позволил составить жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ), написанную в форме шахматной партии между личностью и внешними обстоятельствами. Личность стремится к Цели, обстоятельства препятствуют.
В ТРТЛ четко показано, что личность зависит от системы, которую она развивает. Если система сама по себе нова и требует решения сложных творческих задач, это формирует определенные личностные качества. И наоборот, системы, остановившиеся в своем развитии «разрушают» людей, которые пытаются ими заниматься.
Основные инструменты ТРТЛ – Жизненная стратегия Творческой Личности и трехэтапная стратегия продвижения вверх (построения системы целей). Сегодня эта теория находит широкое применение в педагогике. 
РТВ развитие творческого воображения. Так называется один из курсов, который преподается в процессе обучения ТРИЗ.
Автор ТРИЗ, Генрих Саулович Альтшуллер, был не только ученым и изобретателем, популяризатором и преподавателем ТРИЗ, он был еще и писателем-фантастом (псевдоним Генрих Альтов). Много лет он «коллекционировал» фантастические идеи – вел регистр, где фиксировал «изобретения и проекты», описанные в научной фантастике.
Из фонда фантастических идей были получены 12 приемов фантазирования, большинство из которых парные: увеличение-уменьшение, дробление-объединение и т.п. Эти приемы, «наложенные» на инструменты системного подхода, дали фантограмму – таблицу, позволяющую получить идеи фантастических преобразований.
Другой задачей курса РТВ было обучение управлению психологической инерцией. Полезная в быту (по инерции мы одеваемся, моем посуду, открываем двери и т.д.), психологическая инерция является большой помехой в творчестве. В курс РТВ вошли специальные методы, позволяющие снять психологическую инерцию. Среди них используются так называемые неалгоритмические методы изобретательства (например, метод фокальных объектов, морфологический анализ), а также специальные «психологические операторы», разработанные в самой ТРИЗ (метод Золотой рыбки, метод Маленьких человечков и др.).
2.  ОТСМ – общая теория сильного мышления [4].
Эта область знаний «выросла» из ТРИЗ, когда стало понятно, что инструменты, с помощью которых решают проблемы, могут быть применимы не только в технике, но и в самых различных областях знаний, если их определенным образом преобразовать. Развитие ТРИЗ в этом направлении привело к разработке Общей теории сильного мышления (ОТСМ). Начал эту работу автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер, а продолжил мастер ТРИЗ Николай Николаевич Хоменко (1954 – 2011).
Если ТРИЗ решает проблему сужения поискового поля без потери качества, перед ОТСМ встала уже иная проблема. Появляются исследования на базе ТРИЗ художественных систем (Ю.С. Мурашковский), попытки ее использования в биологии и педагогике (В.А. Бухвалов), рекламе и PR (И.Л. Викентьев, С.В. Сычев), политических технологиях (С.А. Фаер) и т.п. И каждый раз возникал вопрос: как приложить инструменты ТРИЗ к нетехнической области? Ведь в ней действуют свои законы, отличные от законов, по которым живут технические системы. Конечно, есть общие закономерности развития систем, возникновения и разрешения противоречий. Но общих закономерностей и правил оказалось явно недостаточно для получения четкого и конкретного описания решения.
На вопрос о том, как, пользуясь общими инструментами построить решение для конкретной ситуации, как раз и отвечает Общая теория сильного мышления. Разработанные в ней инструменты позволяют шаг за шагом строить решение, как из кирпичиков, собирая необходимые для его описания признаки, разрешая противоречия, подбирая и преобразовывая ресурсы. 
Автор ОТСМ Николай Хоменко рассматривал эту область знаний как систему инструментов для построения нового знания. Он разработал структуру прикладной научной теории и саму ОТСМ рассматривал в рамках этой структуры: ключевая проблема (вопрос), на который отвечает теория, аксиомы или постулаты, задающие границы применимости теории, модели, в которых теория работает и инструменты для ее приложения в практике.
Итак, ОТСМ построена из трех «этажей»:
1.  Аксиомы – основные принципы, которые описывают область применимости теории и допущения, ограничения, в которых эта теория работает. В ОТСМ они задают ориентиры для анализа проблем и синтеза решений.
2.  Модели, в которых работает теория, в данном случае – способы представления информации, удобные для решения проблем.
3.  Инструменты, позволяющие применить теорию на практике. В данном случае это технологии, с помощью которых выявляют и решают проблемы.
ОТСМ эффективно работает при решении сложных комплексов проблем: социальных, технических, организационных. Когда ОТСМ была разработана настолько, что ее инструменты смогли использовать педагоги, появилась группа исследователей, системно разрабатывая и используя эти инструменты в образовании всех возрастных уровней.
3.  Использование инструментов ОТСМ-ТРИЗ в начальной школе
Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний в любой предметной области. Отмирают старые специальности, а вместо них появляются новые, растут темпы изменения культуры.
В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано яркое противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания, умения и навыки культуры, но, с другой стороны, педагогика не знает, каким будет завтрашний мир, ведь сегодняшние знания быстро устаревают, соответственно непонятно какого рода знания должны передаваться. Педагогика не может этого делать, так как не знает, каким будет мир икультура 21-го века. Приходится лишь строить об этом догадки. Отсюда объективно вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания:
  • необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления;
  • способность быстро входить в новые предметные области;
  • обучать работе с информацией;
  • адаптировать к динамичной картине мира.
Данный подход заставляет сосредоточиться на поиске инструментов для обучения решению проблем. И такая система инструментов сегодня выстраивается только в рамках проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ. Познакомимся с некоторыми инструментами, позволяющими работать с проблемами [5].
Каждому из вас приходится иметь дело с различными наборами инструментов. У каждой женщины есть набор расчесок и насадок для фена, позволяющий сделать прическу на все случаи жизни. У каждого учителя есть набор методических разработок, конспектов, сборников задач, упражнений и правил, позволяющих учить детей. У каждого мужчины – наборы отверток, сверл и прочих необходимых в быту вещей. У каждого школьника есть набор учебников, печатных тетрадей, задачников – это инструменты для обучения.
У каждого инструмента своя роль. Инструменты ОТСМ-ТРИЗ – не исключение. Обсудим, как они должны быть устроены.
Инструменты, о которых идет речь, – это модели. Модель (в широком понимании) – условный или мысленный образ. Это изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п. Или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов. Так, моделью Земли служит глобус, а моделью различных частей Вселенной – экран планетария. Фотография и анкетные данные в паспорте – модель владельца паспорта. Пример модели для текстовой информации – ключевые слова, которые используются для поиска нужных текстов в библиотечном каталоге или в сети Интернет. Это информационные модели. Они отражают в объектах и ситуациях те стороны, свойства, которые важны человеку для решения его проблемы. Эти «отражения» строятся и хранятся в сознании человека, но могут быть представлены в материальном мире разными способами: словами, схемой, рисунком и т. д.
Теперь посмотрим, из чего строятся информационные модели. Маленький мальчик в задумчивости стоит около высокой жерди, воткнутой в землю у которой нужно измерить высоту. Высоту надо измерить и чем точнее, тем лучше. Для этого есть разные способы. Во-первых, можно позвать взрослого дядю, который это сделает за счет своего высокого роста. Но представим себе, что мальчик у нас, хоть и маленький, но самостоятельный. Мальчик начинает оглядываться в поисках чего? Подходящего предмета. Он ищет, что можно подставить, чтобы с этого предмета дотянутся до вершины жерди. Как только он понял, какими признаками должен обладать необходимый ему предмет, – считайте, что он решил свою нехитрую проблему. Неважно, что он использует – лестницу, пенек, табуретку или просто сумеет уронить жердь. Важно, что он нашел решение, и это решение сложилось в его голове из признаков.
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА – НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СТРОИТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ. СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ЭТИХ МОДЕЛЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТОВ.



Рис. 4. Модель: Элемент – Имена признаков – Значение признаков.

 
Маленькие дети не случайно любят экспериментировать с различными предметами. Сломать и посмотреть, что внутри, а заодно выяснить: хрупкое оно или не очень; намочить и обнаружить, что оно стало тяжелее и изменило цвет; постучать и послушать, как звучит. Они накапливают информацию о признаках объектов окружающего мира.
Рисунок 4 отражает основной инструмент для обучения детей построению информационных моделей: «Элемент – Имена признаков – Значение признаков».Элемент – это все о чем можно получить информацию. Получить информацию – значит узнать значения некоторых признаков. Признак (имя признака) – название характеристики, параметр описания. Каждый признак имеет множество значений. Признак – это вопрос об элементе, а значение признака – ответ на вопрос.
Примеры. Какого цвета (признак) шарик (элемент)? – красного (значение признака). Элемент – ручка, имя признака – цвет чернил, значение признака – черный, красный… Элемент – существительное, имя признака – падеж, значение признака – именительный, родительный….
Предметные области отличаются друг от друга тем, какие элементы и какие признаки они рассматривают. Так, если мы рассмотрим кирпич с точки зрения геометрии, нас будут интересовать его форма и размеры, но не будет интересовать вес и состав. В физике нас будут интересовать вес, температура, теплоемкость, электропроводность, плотность; в химии – состав и т.д.
Важная особенность этой модели в том, что дети учатся разделять в признаке ИМЯ ПРИЗНАКА и ЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКА.
А дальше все очень просто и закономерно. От накопления информации об объектах окружающего мира и накопления информации об их признаках ребенок переходит к осознанному, целенаправленному использованию этих объектов. Он начинает понимать, что все объекты окружающего мира, в котором он живет, созданы для чего-то, для выполнения какой-то цели человека. Это позволяет ему начать рассматривать объекты как системы, нацеленные на выполнение определенной функции. В дальнейшем выясняется, что системный подход применим и к рассмотрению природного мира. Теперь ребенку уже небезразлично, какие признаки исследовать: интересны, прежде всего, те признаки, которые обеспечивают выполнение функции. Возникает необходимость рассматривать объект в системной иерархии и отслеживать его изменения во времени. А отсюда у учителя должна возникать следующая задача.
ВТОРАЯ ЗАДАЧА – НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССМАТРИВАТЬ ОБЪЕКТ КАК СИСТЕМУ, УЧИТЫВАЯ ЕГО МЕСТО В СИСТЕМНОЙ ИЕРАРХИИ, ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ПРИЗНАКИ.
Чтобы этого добиться, необходимо добавить к модели «Элемент – Имена признаков – Значения признаков» Системный оператор или Многоэкранную схему, предложенную Г.С. Альтшуллером для формирования системного взгляда на мир (рис. 5.). Это тоже модель ОТСМ-ТРИЗ. Модель взаимодействия, обеспечивающая обучение установлению закономерных связей между объектами.



Рис. 5. Многоэкранная схема талантливого мышления.

Но понимать, как устроен окружающий мир и как можно применять различные его элементы, недостаточно. Важно научить ребенка самостоятельно изменять этот мир под собственные цели – под цели его требований. Их тоже удобнее всего предъявлять на языке признаков. Часто эти требования противоречат наличной ситуации: чтобы достать игрушку из-под шкафа, рука должна быть длинной, а она короткая; чтобы не скользить по льду зимой, ботинки должны быть шершавыми, а они гладкие, чтобы измерить высоту жерди ребенку надо быть высоким, а он низкий. Это значит, что один и тот же объект в разное время или в разных ситуациях должен обладать разными признаками. Окно должно быть прозрачным в пасмурную погоду и матовым или затемненным в жаркий солнечный день; ботинки должны быть абсолютно гладкими, когда хочется кататься по льду – и очень шершавыми, когда надо перейти скользкую дорогу. Проблемы предстают в виде противоречий – противоположных требований к одним и тем же объектам и ситуациям. Для работы с противоречиями нужны специальные инструменты, и они тоже строятся из признаков. Появляется еще задача.
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА – НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПЕРИРОВАТЬ ПРИЗНАКАМИ ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
 


Рис. 6. Модели алгоритма решения изобретательских задач – АРИЗ.

Эта группа инструментов также принадлежит ТРИЗ, позволяющих шаг за шагом строить решение проблемы, сужая поле поиска, формулируя и разрешая противоречия.
Формулируя противоречие в виде: «если [типовое решение], то [положительный результат], но [отрицательный результат]», мы ориентируемся на идеальное решение – Идеальный Конечный Результат (устранение «минуса» при сохранении «плюса»), и при этом стремимся, чтобы окончательное решение было незатратным, т. е. использовало бы ресурсы системы.
Если мел крошиться, то оставляет след на доске – это хорошо (+), но пачкает руки и одежду – это плохо (-).
Если учебник толстый, то вмещает много учебного материала – это хорошо (+), но его тяжело носить – это плохо (-).
Итак:
1. триада связанных между собой моделей «Противоречие – Идеальный конечный результат (ИКР) – Ресурсы» – составляют основные инструменты из АРИЗ – алгоритма решения изобретательских задач (рис. 6.).
2. На основе модели «Элемент – имена признаков – значения признаков» строятся инструменты:
– для описания и изучения объектов;
– для описания и изучения объектов как систем;
– для описания и изучения проблем, возникающих в системах.
Перечисленные модели представляют информационный блок нашего набора инструментов. В комплексе они позволяют учить изменять мир, опираясь на объективные законы, которые этим миром управляют.
Следующее важное открытие, которое предстоит сделать ребенку, заключается в том, что у разных людей к одним и тем же элементам мира возникают разные требования и, соответственно, разные проблемы. Живя в обществе, человек должен учитывать интересы других его членов, а значит, понимать, какие проблемы возникают у них, какие решения будут для них приемлемыми. Для этих целей используется еще один инструмент – «Точка зрения».
МОДЕЛЬ «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» ПОЗВОЛЯЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ГЛАЗАМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ВЫДЕЛЯЯ В ЭЛЕМЕНТАХ МИРА ТЕ ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИМ КОНКРЕТНЫМ ЛЮДЯМ.
Решение проблем требует включения воображения, выхода за рамки привычных представлений, создания ярких, целостных образов. Этому тоже надо учить. Инструментом для этого служит модель «ТРИ МИРА», позволяющая применять все описанные выше инструменты в трех разных контекстах. В Реальном мире все объекты имеют реальные признаки. Например, окно прозрачное, стеклянное, пластиковое, твердое и т. п. В Фантастическом мире возможен выход за рамки реального мира. Так, окно становится жидким или воздушным и т. п.Подобные преобразования необходимо уметь делать.
В мире Образов вместо объектов «живут» метафоры. «Мир Образов», по сути, является разновидностью «Фантастического мира», но строится с другими целями и по иному принципу. Построение данной модели начинается с вопроса «На что похож объект»? Например, выяснив, что лес похож на море, ребенок строит системное сравнение: снег – волны, ветер – течение и т.д.
МОДЕЛЬ «ТРИ МИРА» ПОЗВОЛЯЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ В РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ, ОПИРАЯСЬ НА СОБСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ.
Итак, Вы познакомились с основными моделями и инструментами, которые используются в ОТСМ-ТРИЗ – системе непрерывного формирования творческого мышления – самым современным инновационным педагогическим направлением XXI века. Не случайно в презентации было уделено особое внимание обучению и воспитанию младших школьников, поскольку у Вас – учителей начальных классов есть преимущество, которое позволяет учить и воспитывать будущие творческие личности, находясь, все время рядом с ними. Используйте это. Применяя в своей работе идеи ТРИЗ, Вы будете значительно меняться сами и конечно, обязательно пополните элиту талантливых учителей.
Взглянуть сверху на общую систему моделей и инструментов, которую Вам предстоит освоить и в дальнейшем использовать можно на рисунке 7.

Рис. 7. Общая схема моделей и инструментов ОТСМ-ТРИЗ.

 
Для каждой модели в проблемно-ориентированном обучении есть ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ, позволяющие ввести модель в учебный процесс и обеспечить ее полное или частичное применение в разных контекстах и КОНСТРУКТОРЫ ЗАДАНИЙ-ЗАГАДОК на освоение модели. Этим мы практически займемся с вами во второй части презентации, поскольку на базе моделей строятся ПРОЦЕДУРЫ, позволяющие обучать детей ИССЛЕДОВАНИЮ, ПРЕОБРАЗОВАНИЮ, ПРИМЕНЕНИЮ изученных объектов, а также СОЗДАНИЮ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ. Для этого нужна практика.
И, наконец, инструменты проблемно-ориентированного обучения не привязаны к конкретным областям знаний, ими пользуются педагоги, работающие по различным учебно-методическим комплектам. Они дают педагогу определенную независимость, т.к. очень многие дидактические задачи здесь решаются на материале, собранном самими детьми (информационных копилках).
Заключение.
Общая система моделей и инструментов (рис. 7.), разработанная на базе ОТСМ-ТРИЗ и скорректированная для развития творческой личности в начальной школе, является одной из подсистем НФТМ – системы непрерывного формирования творческого мышления
Представленные модели креативного подхода в обучении и воспитании детей позволят учителям начальных классов по новому взглянуть на развитие творческого воображения и фантазии, а также методов мотивации (методов, направленных на подъем интереса к учению и обучению), методов развития творческих способностей и качеств творческой личности, обеспечивающих потребность в саморазвитии.
 
Ссылки на источники
  1. Основные инструменты ТРИЗ, ТРТЛ и РТВ представлены на сайте фонда-архива Г.С. Альтшуллера http://altshuller.ru
  2. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Москва – 2002.
  3. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика. Монография. Москва 2007.( covenok.ru/training/login/)
  4. Материалы по ОТСМ из архива Н.Н. Хоменко публикуются на сайте http://otsm-triz.org
  5. Нестеренко А.А. «Синтез малых форм как инструмент проблемно-ориентированного обучения». Педагогические технологии – 2009, № 6.

Похожие публикации