Специфика предмета литературы состоит в том, что она помогает сформировать эмоционально-ценностное отношение к жизни, воспитывает позитивное отношение к миру, формирует желание самосовершенствоваться. В современной школе становится все более актуальной проблема деятельностного, творческого подхода к процессу обучения, активизации познавательного интереса учащихся. Ведь не секрет, что у многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, отсутствие мотивации к обучению. Многими исследователями доказано, что одним из самых эффективных способов развития речи учащихся, прежде всего, его творческих способностей, является умение создавать собственные тексты. В этом плане как нельзя лучше, на наш взгляд, подходит сочинение хокку как универсального средства познания окружающего мира и развития речи. Универсальность (актуальность) данного жанра – это краткость стихотворной формы и художественная выразительность. Такие стихи можно сочинить быстро, под влиянием непосредственного чувства (переживания) и в то же время суметь передать особую идейную глубину. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах.
Простота хокку – это гениальная совершенная простота, за которой происходит тонкое восприятие окружающего мира.
В книге «Буддийская культура: история, языкознание, искусство» ученый-востоковед М. П. Петрова пишет: «Современный мировой литературный процесс невозможно представить без такого поэтического жанра как хайку (хокку)… С семидесятых годов 20-го века устойчивый интерес к жанру хокку наблюдается и в монгольской поэзии. В настоящее время вышло несколько поэтических сборников, где представлены исключительно хайку. Еще в 19-ом веке известный монголист А. М. Позднеев справедливо замечал, что «духу монгола присуще созерцательное направление...».
А известный бурятский ученый С.Ж.Балданов в журнале «Байкал» (за январь-февраль 2006 г.) в статье «Бурятская литература: современное состояние. Проблемы и перспективы» пишет: «… Хочу обратить внимание еще на одну особенность современной поэзии. Это восточная манера письма, которая достаточно широко начала проявляться в современной нашей поэзии. Наряду с Д.Доржиевой японское хокку и танка активно используют Л.Тапхаев, Б.Дугаров, М.Чойбонов и другие».
Учащиеся проводят сопоставление шедевров выдающихся японских мастеров хокку с произведениями бурятских и монгольских поэтов; создают стихотворные тексты в жанре хокку.
Здесь приведены несколько произведений разных авторов, которые наглядно показывают универсальность жанра хокку для передачи взаимосвязи - слияния человека и природы.
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
(Басе)
Гэрэй буланда
Гэрээ баряа хараасгай
Гэрлээ гээшэл даа.
(Л.Тапхаев)
Безмолвно сижу у воды
Много часов подряд.
Застыл неподвижной горой.
(Д.Батбаяр)
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же…
(Исса)
Ургын узууртэ
Ялас гээд, алдууршаба…
Ай, хайран шулэн!
(Л.Тапхаев)
В далеких горах
Не олень ли взревел?
Здешняя мгла всколыхнулась.
(Г.Аюурзана)
В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!
(Исса)
Ялтар – хэлтэр гээ.
Ямба ехэ ноен гу?
- Ябаган галуун.
(Л.Тапхаев)
Восходит луна.
Листья, что плывут по озеру,
Белеют.
(Т.Эрдэнэцогт)
Ажабайдалдаа –
Аягаа убэртэлhэн
Аяншан мэтэб.
(Л.Тапхаев)
Месяц, что светит сквозь тооно,
Котел с молоком переполнил.
Летняя ночь.
(С.Билигсайхан)
Басе говорил, что поэзию можно извлечь из всего, что окружает человека, ее только нужно заметить в простых вещах, с которыми человек сталкивается в своей обычной жизни. Во всех приведенных строках нет ничего лишнего, все предельно просто. При помощи нескольких умело выбранных деталей создана картина поздней осени, летней ночи. Поэты изображают не только реальный пейзаж, но и реальное состояние души – одиночество. Они обращаются к людям с призывом оглянуться, вглядеться в окружающий мир природы, увидеть красоту и глубинный смысл в обыденном.
Хокку может быть понято по-разному, отсюда и его глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определенный способ мышления. И поэтому хокку требует от читателя работы воображения, участия в творческом труде поэта. В этом главная особенность хокку. Художественную силу поэтики этого жанра составляют мастерство намека, прелесть недоговоренности.
Таким образом, хокку – это универсальная поэтическая формула, обладающая особой идейной глубиной и художественной выразительностью.
Маленькие шедевры японских поэтов завораживают, их переводят на разные языки, ими восхищаются, им подражают. Создание собственных стихотворных строк в жанре хокку значительно обогащает художественное воображение, помогает «услышать» окружающий нас мир.
Из сочинений учащихся
Вечерняя заря
Над тихой улочкой.
Черемухи аромат.
Комаров легкий рой
Висит над цветами.
Вместо бабочек.
Осыпает тополь
Белый пух.
Жара.
Ветер играет ветвями,
Словно прощается.
До весны…
Одинокий куст
Печально шелестит.
Вспоминает лето…
Еще поют -
по утрам птицы.
Но уже холодно.
Черемухи цвет
Ароматом кружит голову.
Не хочется идти в дом.
Бабочка в моей руке
Трепещет крыльями.
Жизнь или вечность?
Засверкали в траве
Капельки росы.
Словно бриллианты.
Шумит река.
Прохладой веет ночь.
Молчанье скал.
Уходит август.
Падает первый лист.
Завтра осень…
Листик ажурный
Прилип к моему окну,
Как прощальный привет.
Капельки дождя
на ветвях березы.
Неподвижно спят.
В утреннем лесу
Кукушка поет.
Считает мои года…
Июньская ночь.
Крики лягушек в пруду.
И звезды в полнеба.
Паучок лесной
Качается на паутинке.
Размышляет о жизни.
С каждым утром все ярче
Утопает в цветах
Июльский день.
Деревня моя
Спит в снегах,
Как в колыбели малыш.
Гордо смотрит на всех
Красавица-рябина
Но кругом лишь снег.
Лето. Вечер.
Стихли все звуки.
Только лягушки поют.
Жаворонок в небе поет,
Кузнечик ему вторит.
Цветы улыбаются.
Молния блеснула в тишине.
Грянул гром.
Бабушка молится.
Качается ковыль
На холодном ветру.
Укроет его скоро снег.
Луна задумалась о чем-то.
Одна над всей землей.
О чем ты думаешь?