Войти / Зарегистрироваться

Создание простейших проектов в среде Lazarus

Получить свидетельство
Авторы: Чудакова Любовь Ильинична, Давидюк Ольга Ильинична

Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные:
расширить возможности применения компонентов языка Lazarus при создании простых проектов, правильно применять простые алгоритмические структуры при создании  проекта, уметь создавать проекты в среде  Lazarus.
2. Метапредметные:
в результате урока студенты смогут
регулятивныепродолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль, развить ИКТ-компетентности;
познавательные: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации; структурирование знаний; поиск лишнего.
коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, уметь работать в группе, регулировать собственное речевое поведение.
3. Личностные:
в результате урока студенты смогут выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; понимать значение построения алгоритма при решении задач; использовать свои знания для создания простейших проектов и в процессе обучения другим предметам, а также в жизни.
Словарь урока: компоненты: TLabel, Teditи их свойства; функции преобразования: IntToStr(x),StrToInt(x), FloatToStr(x), StrToFloat(x)
Ресурсы урока:
Литература:
  1. Никита Культин  Основы программирования в Delphi , Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2010
  2. А. Желонкин «Основы программирования в интегрированной среде Delphi. Практикум. Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2006
Дидактические материалы:
  • Мультимедийная презентация проведения урока  Приложение 1;
  • Тест Приложение 2
  • карточки с заданиями для каждой группы  Приложение 3;
  • Регистрационная карточка  Приложение 4 .
ЭОР: электронный учебник
Оборудование:
  • Компьютерный класс с компьютерами, объединенными в сеть;
  • Мультимедийный проектор и экран;
  • Программа Lazarus  на каждом рабочем месте студента.
Урок – деловая игра. Участвуют две подгруппы
 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 этап

Орг. момент

- приветствие студентов, просьба проверить наличие учебных материалов на рабочем столе

 

не более

1 мин.

2 этап.

Мотивация

Эпиграф к уроку: китайская пословица

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Представим, что вы пришли не в кабинет информатики на занятие по дисциплине «Практикум по решению задач на ЭВМ», а в НИИ, который занимается вопросами математики, экономики, статистики. Я (Любовь Ильинична)– директор этого института, Ольга Ильинична заместитель директора по кадрам.

В НИИ функционируют 2 отдела  «Отдел сбора и обработки информации (ОСиОИ)», «Отдел информационных технологий (ОИТ)», у каждого из которых свое направление работы – решение математических задач, статистическая обработка данных.

Ольга Ильинична.  Вы пришли с целью поступления в фирму  на работу. Как вы думаете, что для этого нужно?

-    участвуют в обсуждении;

-    отвечают на вопросы;

-    формулируют тему занятия

«Создание простейших проектов в среде Delphi»

 

 

не более

3 мин.

3 этап.

Актуализация знаний.

Я, как зам. по кадрам подготовила вам тест и вам  необходимо его  пройти, т.е. ответить на вопросы по пройденному материалу. Итак, раз вы здесь – значит, готовы к разговору. Начнем тестирование (приложение 2).

Правильные ответы и критерии оценок на слайде.

Поднимите руки,  кто получил «5», потом «4», «3», «2»

Вы приняты в институт. Некоторые с испытательным сроком (перечислить фамилии у кого 3). Сядьте по отделам.

-    отвечают на вопросы теста

-    осуществляют взаимопроверку

не более

7-10 мин.

4 этап. Целепола-

гание и планирование

 

- Формулирование целей урока через виды деятельности студентов (планируемые результаты).

Цели занятия: закрепить навык работы в среде  Delphi по созданию простейших проектов в форме деловой игры.

-    отвечают на вопросы:

1)Какие знания вам нужны, чтобы закрепить тему занятия?

2) Какие вопросы касаются теме создания проектов в среде Lazarus и могут войти в план занятия?

не более 1 мин.

План

  1. Создание проектов по линейному или разветвляющемуся алгоритмам.
  2. Защита проектов.

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий.

 

 

 

 5 этап.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

Правила деловой игры

 

 

Любовь Ильинична: вам необходимо выбрать начальника отдела. Это должен быть тот, кто (Приложение1слайд 4):

  1. Сумеет организовать работу в отделе, распределить правильно задания, то есть всё сделает для того, чтобы получить наилучший результат.
  2. К кому можно обратиться за консультацией и получить её.
  3. Может предотвратить конфликт между сотрудниками.
  4. Может справедливо оценить трудовой вклад рядового сотрудника в общее дело.

Начальник отдела распределяет задания, обсуждает вместе с сотрудниками алгоритм выполнения, следит за ходом работы, консультирует.

Если на какие-то вопросы у начальника отдела нет ответа, то он идёт с этим вопросом к директору, то есть ко мне.

За 15 минут до конца занятия – собрание трудового коллектива, где каждый начальник отдела отчитывается за работу своего отдела по форме:

  1. В разработке решений приняли участие:

                                              

                                              

                                              

                                              

 

  1. Интересные алгоритмические разработки ...
  2. Трудности
  3. Оценка каждого сотрудника ...

Следите за временем.

-    участвуют в обсуждении, выбирают начальника отдела.

 

не более 2-3-х мин.

 

 

 

 

 

.

 

6 этап. Включение знаний в систему знаний

- Организация проектной деятельности:

начальники отделов подойдите ко мне за пакетом документации:

  1. Задания на отдел (Приложение 3).
  1. Регистрационная карточка, которую заполняет начальник отдела (Приложение 4)

-    работают в подгруппах над проектом;

-    анализируют реальные социальные условия;

-    планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата.

15-20 мин.

-          Практическая работа на ПК

Создают проекты приложения 2.

7 этап.

Физкультминутка

-          Забава первая – «А ну, попробуй!»

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони большой палец. Остальные пальцы должны быть развернуты. А теперь прижмите мизинец. Получилось? Не тут-то было!

-          Забава вторая – «Отдай честь!»

Отдай честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!»
Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

-    выполняют физкультминутку.

1 мин.

8 этап.

Защита проекта

 

-          Вы, знаете, что реклама двигатель прогресса. Поэтому для расширения контактов с другими фирмами, для увеличения сбыта своей продукции фирмы используют рекламу своего товара. Вам предлагается составить рекламу для своей продукции.

-          Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп).

-    проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

по 2 мин. на одно выступление

9 этап.

Отчёты

 

 

Ты скажешь, эта жизнь – одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай – она твоё творенье.

Сейчас мы узнаем, что вы натворили из отчетов начальников отделов.

1) Отчёт начальников отделов.

2) Заключительное слово директора по форме:

- оригинальные дополнения к условиям задач;

- красивые решения (указать отдел, начальника, сотрудника, в чём оригинальность решения)

- отдельно оценивается работа начальника отдела (как организатора, руководителя, специалиста, объективность оценок)

- выступление начальников отделов;

- выступление директора фирмы.

5-7 мин.

8 этап. Рефлексия и оценивание.

Подведем итоги занятия. Чтобы подвести их, давайте вспомним эпиграф к нашему уроку.

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Почему мы выбрали именно этот эпиграф?

Фразы из рефлексивного экрана:

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. я понял, что…
  4. у меня получилось …
  5. урок дал мне для жизни…
  6. мне захотелось…

-    отвечают на вопрос;

 

-    высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.

 

2-3 мин.

9 этап.

Домашнее задание.

-          указания к выполнению домашнего задания

-    записывают в тетрадь

 

1-2 мин.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1.Презентация к занятию
Приложение 2. Тест
1)   Компонент TEdit используется для:
1)   Редактирования текста программы;
2)   Ввода и вывода числовых значений;
3)   Ввода и вывода однострочных текстов.
2)   Функция StrToInt:
1)   Преобразовывает целое число Value в строку S;
2)   Преобразовывает строку S в действительное значение Value;
3)   Преобразовывает строку S в целое число.
3) TComboBox - это:
1)   Комбинация нескольких компонентов;
2)   Компонент, который отображает список столбцов в виде таблицы;
3)   Компонент, который отображает список строк в развернутом виде или в виде выпадающего списка.
4)   TButton - это:
1)   Кнопка с рисунком для выполнения команд;
2)   Простая кнопка для выполнения пользователем команд;
3)   Кнопка с фиксацией для выполнения команд;
5)   Компонент Tlabel используется:
1)   Для ввода значений исходных данныx;
2)   Для отображения текста, который не может быть изменен пользователем;
3)   В качестве описательного раздела процедуры для перечисления меток;
6)   Функция StrToFloat:
1)   Преобразовывает строку S в действительное значение Value;
2)   Преобразовывает действительное значение Value в строку S;
3)   Преобразовывает строку S в целое число;
7)   Text - это:
1)   Текст, содержащийся в качестве заголовка данного компонента;
2)   Строковая информация, содержащаяся, например, в окне редактирования;
3)   Текст процедуры, обрабатывающей событие для определенного компонента.
8)   Что такое Width?
1)   Вертикальный размер компонента или формы;
2)   Размер компонента или формы по главной диагонали в дюймах;
3)   Горизонтальный размер компонента или формы;
9)   Функция IntToStr:
1)   Преобразовывает строку S в целое число;
2)   Преобразовывает целое число в строку S;
3)   Преобразовывает строку S в действительное значение Value;
10)TMemo используется для
1)   ввода, отображения и редактирования многострочных текстов;
2)   временного хранения в оперативной памяти промежуточных значений переменных;
3)   редактирования текста программы.
Приложение 3. Практический материал к деловой игре
1 отдел.
Организуйте диалог продавца (компьютер) и покупателя (пользователь) при покупке какого-либо товара по следующей схеме: предложение товара по определенной цене, запрашивание количества покупаемого товара, определение и вывод на экран денежной суммы, которую должен заплатить покупатель за покупку.
2 отдел.
Составьте диалог пользователя с компьютером на произвольную тему. Например, машина задает два вопроса “Как тебя зовут?” и “Сколько тебе лет?”; после введения имени (Антон) и числа (15) выводит на экран “Да... Через 50 лет тебе уже будет 65 лет, а звать тебя будут не Антон, а дед Антон”.
Приложение 4. Регистрационная карточка
Отдел «название»
Начальник отдела (Ф.И.О.)
1. В разработке решений приняли участие:
                                              
                                              
                                              
2. Интересные алгоритмические разработки ...
3. Трудности
4. Оценка каждого сотрудника ...

Сотрудник

Оценка

Примечания

 
 
 

Похожие публикации