Войти / Зарегистрироваться

Образы на уроках сольфеджио

Получить свидетельство
Автор: Дутова Ольга Анатольевна

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений
Цель урока: показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха на уроках сольфеджио через образную ассоциацию.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний  о теоретических правилах построения аккордов;
- знакомство с основными закономерностями гармонического языка;
- овладение навыком грамотной записи аккордов;
- овладение умением осуществлять гармонический анализ нотного текста;
- овладение навыками жанрового варьирования;
- овладение навыками трёхголосного пения;
- формирование начальных навыков вокальной импровизации;
- закрепление умение проводить слуховой анализ.
Развивающие:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения;
- развитие внутреннего, гармонического слуха.
Воспитательные:
- развитие коммуникативной культуры поведения и общения;
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
Методы:
- наглядно-образный;
- словесный;
- аналитический;
- объяснительно- иллюстративный;
- проблемно – поисковый.
Реализуемые педагогические технологии:
- личностно- ориентированные (развивающего обучения);
- информационно-коммуникативные;
- предметно-ориентированные;
- групповой деятельности.
Оборудование: фортепиано; доска с магнитами.
Наглядные пособия: Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
Раздаточный материал:
  • Карточки с обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64; S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество комплектов по количеству учащихся;
  • Карточки - ноты;
  • Альбомные листы форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству учащихся;
  • Листы со стихами каждому учащемуся.
  • Нотный материал:
План урока
1. Организационный момент. Приветствие, сообщение названия темы и цели урока.
2. Основная часть
- беседа о гармонии.
- интонационная настройка в Ре мажоре.
- повторение основных закономерностей гармонического языка, определение "краски" аккордов.
-  гармонический анализ нотного текста.
-  игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.
- слуховая работа и запись аккордовой цепочки на слух.
- пение трёхголосной последовательности.
- вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
3. Заключительная часть
- подведение итогов: формулировка вывода, выставление оценок.
- формулировка домашнего задания - сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
- рефлексия учеников.
Конспект  урока
На доске заготовлены наглядности.
Преподаватель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?
Ученики:
- Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
Преподаватель:
- А что такое аккорд?
Ученики:
- Аккорд - это сочетание трёх и более звуков.
Преподаватель:
- Ребята, а какие вы знаете аккорды?
Ученики:
- Трезвучие, септаккорд, секундаккорд:
Преподаватель:
- Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?
Ученики:
- Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
Преподаватель:
- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора".
- Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
Ребята поют, преподаватель прикрепляет на доске карточки с названием аккордов Т53, S53 D53
Преподаватель:
- Итак, Тоническое трезвучие - это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие - Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем "краску" трезвучий.
Ученики поют и определяют "краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 - уменьшенное.
Учитель на доске прикрепляете карточки с названиями аккордов под изображениями придворных.  Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.
Преподаватель:
- Итак, всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов (прикрепляет надписи на доску). Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход
D - S. Ребята, повторим, что такое плавное голосоведение?
Ученики:
- Общие звуки аккордов остаются на месте.
Преподаватель:
- А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Давайте проведем Гармонический анализ - определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.
Один Ученик выходит играть к инструменту.
Преподаватель:
- Ребята, по нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот (определение вешает на доску)
Ученики выполняют задание.
преподатель:
- Где используется кадансовый оборот и  из каких аккордов он состоит?
Ученики:
- Кадансовый оборот  используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода.
- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.
Преподаватель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.
преподаватель:
- Хорошо ребята, а сейчас переходим к следующему заданию. Теперь нужно сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.
Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.
преподаватель:
- А сейчас слуховая работа. Надо Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
Учитель играет аккордовую последовательность
Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53
Преподаватель:
- Ребята я играю, а вы показываете а затем записываете ноту которая в басу  и обозначения аккордов. Затем расшифровываем, расписываем нотами все аккорды и поём по голосам, затем трёхголосие.
Ученики по слуху определяют ноту которая в бас, показывают ее на карточках, затем записывают бас и обозначение аккордов,  далее  строят аккорды. Один ученик выходит к доске и выполняют задание.
Далее все поют по голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют "змейкой": первый аккорд - снизу вверх, второй - сверху вниз и т.д. Затем распределяются по голосам и поют трёхголосно.
преподаватель:
- ребята молодцы. Вы успешно справились с заданием. Следующее задание будет такое: Нужно сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
Один ученик играет, остальные неслышно поют - про себя.
Стихи
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист.
Преподаватель:
- Кто хотел бы показать, что получилось?
Один ученик играет, другой поёт.
преподаватель:
- На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии.  Домашнее задание сегодня будет следующим: на данную аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш и записать ее в тетрадь.
- На этом наш урок подошел к концу. Ребята давайте сделаем вывод о том, что мы сегодня делали на уроке (идет беседа о приемах развития гармонического слуха. которые использовали на уроке). Таким образом, можно сказать. Что цель сегодняшнего урока была достигнута, задачи выполнены.
Всем спасибо. До свидания.

Похожие публикации