Войти / Зарегистрироваться

Первые уроки или начинаю играть на рояле

Автор:

1 урок

Встань перед фортепиано. Нажми какую – нибудь клавишу в правой стороне инструмента. Ты  услышишь светлый и тонкий звук. Попробуй нажать какие-нибудь соседние клавиши. Звук будет другой, но такой же светлый, такой же тонкий. Он прозвучал и быстро исчез…
А если нажать клавишу в левой части инструмента? Звук станет темным и густым. Вслушайся в него: он медленно-медленно затухает. И вот он уже исчез, наступила тишина. И её надо послушать…
Извлеки теперь какой – нибудь звук в середине инструмента. Какой он? Вслушайся! Сравни со звуками в правой и левой сторонах фортепиано!
Не правда ли, когда нажимаешь одну за другой клавиши, идя вправо по клавиатуре, звуки становятся все светлее и светлее, все тоньше и тоньше, все выше и выше? Проверь!
И напротив, когда, нажимая клавиши, идешь влево по клавиатуре, звуки становятся все темнее и темнее, все толще и толще, все ниже и ниже.
Извлеки самый низкий звук на фортепиано! А затем – самый высокий!
Сядь за фортепиано так, чтобы тебе было удобно. Ноги поставь на скамеечку. Внимательно – внимательно посмотри на белые и черные клавиши – на клавиатуру.
Посмотрел? Теперь закрой глаза и представь себе клавиатуру. Какими группами расположены черные клавиши? Сколько клавиш в каждой группе?
Названия пальцев ты знаешь: большой указательный, средний, безымянный, мизинец. А теперь каждый палец получит еще и свой номер. И его можно будет записать цифрой.
Положи руки на стол или крышку фортепиано и слегка согни пальцы. Закрой глаза и отдавай пальцам команды. Например:
- Приказываю приподняться 3-му пальцу правой руки!
- Приказываю приподняться 3-му пальцу левой руки!
- Приказываю приподняться 2-му пальцу правой руки и 3-му левой!
После каждого приказа приоткрой глаза и проверь, выполнили ли твое повеление пальцы.
Какой палец правой руки лежит на белой клавише между двумя черными? А какой палец  левой руки?
Послушай музыку: (играю марш С. Прокофьева.) [1, с. 5 ]
Под такую музыку так и хочется ровно и мерно ходить. Прошагай и ты под эти звуки музыки марша. Теперь сыграй марш на фортепиано вместе со мной. Твоя задача проста: передай шаги, которые слышишь в музыке, или, как принято говорить, передай пульс музыки.
Один раз начни с левой руки, другой раз - с правой.(ребенок играет «соль» 2-ой октавы, левой рукой, и «соль» 3-ей октавы, правой рукой, вместе со мной).
Теперь запишем палочками шаги на бумаге. (Я играю- ребенок записывает).
Не только в марше, но и в каждой песне или марше можно хорошо вслушаться, и услышать ровные шаги музыки. Попытайся вслушиваться, как «вышагивает» музыка!
Как ходит папа медведь? Переваливается  с боку на бок  медленно, покачиваясь. Только что проснулся  после зимней спячки.  Шаги, передай  сама на   этих двух клавишах. («до- диез» большой октавы, правой рукой  3 –м пальцем и» соль диез» контроктавы 3-им пальцем левой рукой). Играется пьеса «Медведь» Г.Галынина, [1, с. 6] чередуя правую и левую руки.
Начать пьесу должен ты. Начать и решить, сколь медленны будут шаги папы медведя. Ты выполняешь важную роль: задаешь скорость или, как принято говорить, задаешь темп в этой пьесе. Преподаватель вместе с ребенком начинает играть пьесу «Медведь» Г. Галынина.- сыграли один раз, преподаватель при этом подстраивается под ученика. У него будет столько радости, потому что на первом уроке он уже играет сам. А как ты думаешь шаги мамы медведя будут такими же медленными или уже по - быстрее? (играем побыстрее). Если ребенок вошел в игру то перед игрой ему нужно  с открытыми глазами начать говорить, например: «Маме нужно сходить в магазин,  купить продукты, сходить в садик , привести ребенка домой  и приготовить ужин.»  - Как ты думаешь , в каком темпе мама будет  бегать?  Он  и играть будет тоже  с интересом, даже  глаза  у него откроются (играем побыстрее).   А сын у папы с мамой, какими шагами будетходить? (ответ) Какой сынишка у мамы с папой ?  Озорник наверное, все время бегает  на месте не сидит. Правильно?  Давай в таком темпе и сыграем. (еще быстрее играем).   Ребенку очень понравится.
А хочешь на качелях покататься? Играю песню «Крылатые качели». [1, с. 7]
(еще быстрее играем). Нужно будет передать звуками шаги, которые слышны в музыке. Какие они? Грузные? Легкие? Тяжелые? Воздушные? Твои руки, чередуясь, будто покачиваются на качелях: когда правая вверху, левая внизу.  (Преподаватель  играет песню « Крылатые качели», а ученик передает шаги в этой песне, правая  рука  играет  тремя  пальцами  2-3-4  в 3- ей октаве  на «фа-диезе, соль-диезе, ля- диезе», а левая рука играет «до-диез, ре- диез, 3-им и 2- ым пальцами во 2 –ой октаве). Все время говорить: «Летаем в одну сторону потом в другую» при этом даже показывать движением тела « шаги»  ведь ребенку сразу трудно понять,  поэтому ему нужно помогать всеми средствами.- Тебе понравилось?  Может еще сыграем?  (в зависимости от состояния усталости ребенка).
Если осталось еще 5минут до конца урока, я играю что-либо из «Детского альбома» П.И. Чайковского для начала подходят две ярко контрастные пьесы (например, «Болезнь куклы» и «Полька»). Не давая название пьес, я стараюсь побудить ученика самого определить характер музыки, ее настроение, а иногда и самому придумать название к услышанной «музыкальной картинке».
Домашнее задание:  выучить «Лесенку»  До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Для первого урока достаточно.
2 урок

Ты знаешь, что после 1 (единицы) следует цифра ….. какая? Правильно 2 (два), дальше 3 и т. д.
А вот если мы рукой будем показывать ступеньки вверх, вниз как идет «Песенка-лесенка» при этом зная, что  после «до» (вверх) идет «ре», (вниз) после «ре»  будет «до» , (вверх) от «до» опять будет «ре», (вверх) от «ре»  будет «ми», и т.д.   Все это показываем рукой, чтобы ребенок видел куда пошла мелодия. Вверх или вниз. И на каждом уроке вводить по одной или две ноты зависимости от ребенка. Выполняется 2-3 мин.
-  пение обычной гаммы, то есть последовательности семи ступенек.
«Давай мы с тобой будем  петь песенку по очереди: одну ступень - ты, другую - я». Такое задание требует повышенного внимания, чтобы точно вступить с пением  правильной  ноты, но оно выполняется с интересом. Бывает, что звукоряд сверху вниз исполняется неуверенно, тогда предлагаю повторить чередование ступеней, как скороговорку, поделив «Песенку-лесенку» пополам: «До - си - ля - соль», вдох, «фа – ми – ре – до». Появляется уже второе домашнее задание: выучить звукоряд в обратном   движении твердо и уверенно.
А теперь поучимся голосом «подбрасывать» звуки на октаву вверх, «как мячи­ки». «До — до», «ре — ре» — вверх и вниз. Сначала я подыгрываю пению все звуки, а потом беру на рояле только первый звук, а малышу нужно самому найти голосом октаву вверху или внизу. Как правило, «мячики» оказываются очень занимательны­ми. Давай поиграем в  «Угадай-ку» . Например: играю «до» 1 ой октавы и называю его. Потом от этого звука играю три ступеньки вверх  и прошу догадаться, какие ступеньки я сыграла? Можно попросить сначала посчитать, сколько ступенек я играю, в какую сторону идет мелодия вверх или вниз. Дальше прошу  спеть эти ступеньки. (Во время «Угадай-ки» ученик стоит рядом со мной, отвернувшись от клавиатуры.) При этом упражнении  развивается слух.
А ты знаешь, что все звуки делятся на короткие и длинные звуки. Вот, например, песня «Елочка», давай её прохлопаем, и будь внимательным  при прохлопывании  наблюдай, где у тебя останавливается  музыка, а, где быстро идет? Где длинные протяжные звуки, а где короткие. Например: Ма-а-а-лень-кой, е-е-елоч-ке  холодно зимо-ой. Там где мы тянем слог там будем писать длинную палочку, где проговариваем  быстро там пишем короткие палочки. Сначала хлопаем, потом можно показать  кистью руки, если тянется звук, то сверху вниз прочерчиваем как бы длинную палочку, если короткий звук , то небольшой взмах кистью, как бы короткую палочку.
Запишем песенку палочками, но так, чтобы, взглянув, можно было сразу узнать, как записаны звуки короткие, а как – долгие (длинные). (Записываем).
Записать-то мы записали.  Но как неудобно читать такую запись: легко  спутать короткие палочки с  длинными. Поэтому условились: короткие палочки (восьмые) соединять друг с другом перекладинкой, а длинные палочки (четверти) не соединять с другими.[1, с. 9]
Вот так будет выглядеть  теперь запись начала песенки:
Прохлопай слова «Соловей, Зяблик, Воробей, Ласточка, Журавли да цапли». А теперь мы их запишем ритмическим рисунком на бумаге. Можно имена.
Нужно все время стараться переключать ребенка с одного вида деятельности на другой, что бы он не уставал.
Садимся за инструмент и по карточкам играем «бусы». (это как на ниточке нанизаны бусы одна за одной, то вверх, то вниз, или стоит на месте мелодия без длительностей)
Научить графическому восприятию нотной записи «движение вверх». «движение вниз»,и «повторяющая нота».Учить сразу и басовый ключ не надо бояться что ребенок не справиться. Просто объяснить ребенку, что, нота «ДО» она везде одинаковая и в скрипичном ключе и в басовом, только в басовом ключе от  «до»  мелодия идет вниз, а в скрипичном  вверх. И, что после «до» вниз идет  КАКАЯ НОТА? (ну конечно же «СИ»).[2, с. 27] Не нужно долго сидеть на «БУСАХ», все время включаются какие  - нибудь пьесы на двух нотах, знакомые. Например  «Сорока». Ставиться карточка с крупными  нотами нарисованные на двух строчках. (при этом не говоришь ребенку какие  там написаны ноты, главное чтобы ребенок видел куда пошла мелодия  вверх или вних.) Играем.
Сначала покажем движением руки смотря на  нотную запись, сколько нот вверху, сколько внизу, вспоминаем, что у нас есть длинные ноты и короткие. Короткие мы записываем с перекладиной  вверху  две, а длинная – одна. Можно даже говорить вслух ДВЕ, и при этом услышать две нотки и показать их вверху, ДВЕ, и при этом услышать и показать их внизу, ОДНА –А-А и вверху показать и губами и рукой и  протянуть, ОДНА –А-_А и тоже самое показать внизу.
(сорока,со-ро-о-ка-а). Когда мы показываем рукой две нотки вверху, две нотки внизу мы при этом поём и «Со-ро-ка, со-ро-о-ка-а, когда идут длинные нотки мы тянем слог и  показываем рукой, что это длинная нотка, чтобы ребенок увидел это и рукой и губами  ро-о-о,ка-а-а.
Пробуем сыграть на двух ступеньках песню «Сорока». Задание – от разных нот подобрать песню.
- ставятся карточки с ритмическим рисунком, сначала с простым (восьмые, четвертные в разброс), потом усложняется  в зависимости от ученика.( [2, с. 23]).Встаем с ребенком друг против друга, ноги на ширине плеч и на правую ногу наклоняемся, Я, в это время говорю «две» и хлопаем два раза. Наклоняемся в левую сторону, и Я опятьговорю « две»  и хлопаем в левой стороне  два раза. При этом смотрим на карточку, и если написаны восьмые, то хлопаем два раза, а, если написана четвертная , то хлопаем один раз. При этом все время смотрим на карточку и говорим вслух «одна», «две».
В конце урока сыграю три песенки из «Детского альбома» П.И. Чайковского («Старинную французскую», «Итальянскую» и «Немецкую»), заранее предупредив ученика, что ему нужно постараться услышать разницу в их настроении и поста­раться рассказать об этом. Теперь можно записать в дневник название прозвучав­ших пьес.
 
Примерный открытый урок

Тема: «Некоторые особенности работы с первоклассниками»
Цель урока:  развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта
Задачи:
- обучающие – закрепление гаммы, постановка рук, приобретение исполнительских навыков;
- развивающие - развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели;
- воспитательные - воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству во всех формах, укрепление связи ребенка с педагогом, формирование художественно- эстетического вкуса.
Дидактический материал: Карточки с различными ритмическими  длительностями, нотами
Музыкальный центр с дисками
Книга Т. И. Смирновой (тетрадь 0) иллюстрированная
Диктофон с различным  ритмом
Книга «Муха- цокотуха»
Упражнение: « Здрасьте, здрасьте» - каждый палец здоровается с каждым пальцем.
Упражнение об стенку – как бы отжимаемся на стене на пальцах
 

Гамма

Рукой показываем гамму  вверх ,вниз ( до, ре, снова до, ре, ми, ре, ми, фа, ми, фа, соль, и. т. д.) т.е. куда пошла мелодия

«Фокус покус»

- Читает стихотворение и показывает рукой  короткие и длинные

- на столе отстукивает  пальцами 1122113311441155

1122113 -1144115 все пальцы

карточки

Ритмическую гамму

- прохлопать, сыграть

- посоветовать свой ритм, сыграть

«Топи, топи, тошки

-петь словами и играть нотами

-аккомпанировать квинтами и петь со словами

- спросить какой характер в мажоре

- какой в миноре

«Елочка»

- ставится сборник Т.И.Смирновой  (тетрадь 0) , включается диск и

-играть и петь нотами

-играть и петь словами

- в какой тональности играем (спросить) (в до мажоре)

- а с какой ступени начинается песня?

-пробуем играть в ре мажоре (подбираем) третья ступень в ре мажоре – какая (фа диез).

карточки

Простучать ритм разными длительностями

«Муха –цокотуха»

-читаем стихотворение

-хлопаем ритм

-придумываем сами ритм

-придумываем мелодию  вместе со стихами и новым ритмом

-на стихи пробуем по карточке продекламировать новый ритм

«Калинка»

-ансамбль  вместе с педагогом

Ученик играет определенный ритм

«Снеговик»

- ставится сборник Т.И.Смирновой  (тетрадь 0) , включается диск и

1. вместе с диском  проговариваем песню нотами

2.поем нотами (включаем диск)

3. читаем стихи

4. поем со стихами (включаем диск)

5. поем второй куплет

-понравилось? Давай еще одну песню посмотрим

Полька «Карабас»

- ставится сборник Т.И.Смирновой  (тетрадь 0) , включается диск и

1. вместе с диском  проговариваем песню нотами

2.поем нотами (включаем диск)

3. читаем стихи

4. поем со стихами (включаем диск)

5. поем второй куплет

-понравилось?


Список литературы
1. Л.Баренбойм  Путь к  музыке.   Издательство: Советский композитор
2. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ «Крипто-лотос»,1992,56 с
3. Стрельбицкая Е.А. Начинаю играть на рояле, или Первая академическая программа маленького пианиста: Записки педагога.Ч.П.-М.: ПРЕСТ,2006

Похожие публикации