Войти / Зарегистрироваться

Интонация - средство музыкальной выразительности. Развитие творческого начала

Получить свидетельство
Автор: Агунькина Светлана Ивановна

Цель: развитие творческих способностей ученицы, ее самостоятельности, активности, целеустремленности и эмоциональности посредством музыкального воспитания.
Задачи:
- обучать навыкам игры на фортепиано через осознание интонационной и метроритмической природы музыки;
- развивать у ученицы музыкальные, актерские, творческие способности, речевое развитие ребенка посредством музыкальной интонации;
- воспитывать у ребенка чувство прекрасного и умения наслаждаться красотой во всех ее проявлениях.

Ход урока

- Скульптура - это вид искусства, а значит, так же как и музыка, живопись, поэзия, она выражает что? (отвечает) -Чем можно выразить?
- Какие выразительные средства есть у человека, кроме слов? (перечисляет) -Как ты сможешь показать, что ты не хочешь скушать ложку горчицы? (показывает) -Какие ещё жесты ты знаешь?
- Твои руки, голова будут опущены или подняты, если тебе нужно изобразить радость? -А если грусть?
- Как ты покажешь только лицом, что ты уже съела ту ложечку горчицы? -Да, мимика лица у тебя очень выразительна! Давай поиграем по очереди - сначала я покажу мимикой своё состояние, а ты должна будешь отгадывать, что я чувствую, что со мной случилось. (Показываем)
- У нас есть огромное преимущество перед скульптурой - живые глаза.
- Что значит фраза: «По глазам девочки стало ясно, что она хитрит», или такая: «Взгляд
был настолько выразителен, что я догадалась, чего она хочет», (отвечает)
- Сможешь изобразить задумчивость, тревожность, ласку, возмущённость (печаль, восторг,
покой, нежность, хитрость, умиление, жалость, свирепость, мольба).
Показывает:
Что чувствует твой персонаж?
Какие чувства выражает твоя скульптура?
Что должны были ощутить зрители, глядя на твою скульптуру?
Всё ли удалось в твоей скульптуре?
Если бы ты был скульптором, что бы ты добавил или убавил в своём произведении? (ученица встала в позу и изобразила образ)
- Ну, хорошо мы ещё на следующем уроке будем работать над скульптурой, но ты и дома потренируйся.
- Предлагаю выучить стихотворение М.Лермонтова «Белеет парус одинокий», но предупреждаю, что прочитать каждую строчку можно с разным чувством, - как тебе больше нравится, как ты хочешь.
Сначала я произношу текст, который надо запомнить ребенку, спокойным, невыразительным голосом
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом....
Затем я декламирую его несколько раз,,раскрашивая его разными чувствами:
Удивленно, неожиданно, радостно
Умиротворенно, мечтательно, безмятежно
Грустно, печально, задумчиво
Спрашиваю:
- Как узнать, с каким чувством надо читать? От чего зависит, с каким чувством? Хочешь научиться?
Рассказываю ситуацию:
-Сидит Лена с мамой на берегу реки Волги. И вдруг, неожиданно Лена увидела неподалеку красивый корабль с парусами. Так прекрасно стало, так сказочно! Лена так обрадовалась этому, что ей захотелось, чтобы мама увидела, удивилась и обрадовалась этому:
- Мама! Мама! Смотри, «Белеет парус одинокий.. .(ЧИТАЕТ Лена)
- Скажи, с какими чувствами ты прочитала эти строчки (радостно, удивленно)
- Лена, а ты смотришь фотографию, где'тебя сфотографировали, когда ты отдыхала на море прошлым летом (или на озере). Тебя посетили очень приятные воспоминания...Расскажи дальше сама, какое было море (озеро), какие чувства у тебя возникли. Войди в это состояние и наши строчки(мечтательно).
- Лена, а ты представь, что твой лучший друг или подруга отправилась в кругосветное путешествие на целых 3 года. Ты стоишь на берегу, смотришь, как парус удаляется, тает в тумане и думаешь... Расскажи нам о чем. И что у тебя в душе, какие такие мысли в голове? (рассказывает)
- Ещё есть одна ситуация. Устала? Больше не будем, или ещё раз попробуем. Если ещё. Устала, тогда я пробую.
- Я, например, отчаянная, смелая, люблю приключения. Я попала на необитаемый остров, а кругом ни души, ни деревца - только песок, солнце и море. Думаю, кто меня спасёт? И вдруг... в дали...
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом...
Предлагаю дома подготовить свою интерпретацию, прорепетировать перед зеркалом, поучить маму работать над текстом (пусть и она предложит свою интерпретацию).
Хитрым голосом, потирая руки, говорю: «Как интересно, что вы там напридумываете. Скорее бы следующий урок!»
Домашнее задание. Я читаю несколько вариантов, каждый раз выделяю разные слова и спрашиваю у ребенка: «Какое ей больше понравилось, на каком хочется остановиться?»
Н. Гумилёв «Маэстро» В красном (Выделяю в красном) фраке с галунами
Надушённый, (выделяю надушенный) встал маэстро. Второй раз читаю:              
В  красном фраке (выделяю фраке) с галунами
Надушённый, встал маэстро.(выделяю маэстро)
-спрашиваю: «Какое тебе понравилось больше, на каком хочется остановиться?». Ребёнок начинает выбирать.  Дальше диалог:
-  А может, всё-таки предыдущее?
-  Давай прочту предыдущее.
-  Я выбираю это!
-  А почему ты выбрала это, чем оно тебе ближе?
-  А послушай ещё вот это: В красном фраке с галунами
Надушённый, встал маэстро.
И предлагается продекламировать самой ученице. Как она чувствует и что ей ближе. Текст произносится несколько раз и поэтому совершенно незаметно для малыша . Сменим вид деятельности.
Давай посмотрим сказку «Муха-цокотуха» - и под ритм синтезатора придумаем оперу. 4 строчки ты придумываешь, 4 придумываю Попробуй петь голосами букашек, злого таракана, счастливой мухи, изобрази страх, радость.
Я теперь буду читать эту сказку-оперу, а ты изобрази на клавишах то же самое, с тем же ритмом.
Притча на внимание. Где внимание, там и жизнь
Жил царь и послал он своего молодого сына учиться в Германию, когда он выучился, то приехал к царю и говорит: «Я выучился, много всего знаю, могу и царем становиться.
- Да ты много знаешь, но ты не знаешь главного
и он отправляет сына к мастеру. Он приходит к нему и говорит: «Учи меня». А мастер отвечает: «Что я тебе скажу, то и будешь делать, но я в любой момент могу ударить тебя палкой». Сначала он несколько раз получал по голове, но когда уже начал ловить эту палку, то сказал:
- Ну, всё, я уже все могу и все знаю
- Нет, теперь я в любой момент могу подойти к тебе с мечом.  И когда он уже стал ловить меч
- Ну, всё я уже готов стать царем
- Нет, еще не можешь, теперь я могу подойти к тебе с мечом, когда ты спишь. Когда он и этого достиг совершенства, тогда мастер ему сказал:
- Вот теперь ты всегда внимательный и можешь стать царем.
(Идет работа с карточками)
У нас есть размер 2/4, 3/4, 4/4. Темп задается четвертями, он может быть и быстрым, и медленным ( я выстукиваю на коленке четверти, и потом говорю, что на этих четвертях можно сыграть 2 нотки, 3 нотки, 4 нотки. И затем отстукиваем ритм. Вспоминаем аккорды (тоническое трезвучие) и на них придумываем мелодию под любой ритм (с карточек). Ставятся ноты с песней «Лягушка» Обр. С. Шадриной. И я начинаю рассказывать:
- Гофман говорил своим ученикам, что -игра на фортепиано всегда должна быть на втором месте, а сначала на первом месте «Учащийся окажет себе очень хорошую услугу, если он не устремится к клавиатуре, до тех пор, пока не осознает каждой ноты, секвенции, ритма, гармонии и всех указаний, имеющихся в нотах. Только когда овладеешь музыкой таким образом, можно её «озвучивать» на рояле.. .ибо игра - это только выражение при помощи рук того, что исполнитель прекрасно знает»
- Сыграть мелодию по нотам:
- Убрать ноты и попробовать сыграть без нот.
- Включается диск и играется мелодия с песней
- Эта же песня поется нотками '
- Эту же мелодию она играет под аккомпанемент с диска
В ансамбле с преподавателем в четыре руки играется эта же мелодия.
Угадай-ка. Играю П.И. Чайковского. Марш, Полька, Болезнь куклы
Предлагаю придумать самой название каждому произведению и в конце сыграть в ансамбле «Болезнь куклы» в четыре руки.   

Похожие публикации