Методы и приемы формирования креативных способностей у детей дошкольного возраста
В своих выступлениях выдающийся психолог А. Г. Асмолов неоднократно подчеркивал, что мы стоим на этапе, когда возможен антропологический прорыв. Ученые подсчитали, что гениями рождается один человек на сто тысяч, а становится один на пять, десять миллионов, что уже в начале XXI века около ста тысяч людей на миллиард жителей могли бы развить свои умственные способности до уровня гения. Обыкновенные люди реализуют только десять процентов запасов нейронов, а гении – только двадцать процентов.
В «Основах нейропсихологии» Т. Г. Визель пишет: «Большая часть участков мозга способна включиться в функционирование только в детстве. В зрелом возрасте они лишь дозревают, опираясь на приобретенное в детские годы. То, этo упущено в детстве, закрывает путь к овладению многим [1]. Исходя из сказанного, понятно, какую огромную роль, едва ли не самую главную роль играют дошкольное воспитание и образование. Особую неоценимую помощь в развитии интеллектуальных креативных способностей у дошкольников оказывают методы и приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Среди множества современных инновационных технологий и методик, предпочтение отдано тем, которые не только результативны, но еще и увлекательны. Ведь дошкольников, в силу их возрастной специфики, увлекает то, что интересно. Этим и оправдан выбор креативной педагогической системы НФТМ-ТРИЗ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённом приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. говорится, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности [2]. Занятия по развитию креативных способностей ребенка через радость созидания формируют его творческое мышление, развивают творческие способности, развивают смекалку, заряжают духом творчества [3].
Многоуровневая система непрерывного креативного образования НФТМ–ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач) направлена на формирование творческой личности обучаемых. Система создана и описана профессором Зиновкиной М. М. на основе результатов обобщения новых психологических и педагогических концепций обучения, инновационных технологий, на основе результатов собственных фундаментальных исследований, исследований ученых-педагогов и психологов, а также разработчиков Теории решения изобретательских задач и др. Подцелями системы НФТМ-ТРИЗ являются формирование в учебном процессе, прежде всего, дивергентного мышления и воспитания креативных качеств личности [4].
Наша система образования в общем направлена на развитие созидающего творческого воображения, опираясь на технологические карты, инструкции и т.п. Гораздо ценнее для развития креативного творческого воображения было бы применять приемы фантазирования. У большинства дошкольников и школьников способности к фантазированию в процессе обучения так и не развиваются. К сожалению, во взрослой жизни такие выпускники встречаются с трудностями, ведь привыкшие действовать по инструкции, они не способны проявлять креатив, творчество. Огромную помощь в этом может оказать методика развития творческого воображения и фантазирования.
Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ предусматривает изменение структуры занятий, представленной блоками, и их оригинальное наполнение. Оптимальная структура содержит следующие элементы:
Блок 1 (мотивация) Это система оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки, которые реализуются через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока [5].
Рассмотрим в данной статье методику фантазирования и развития творческого мышления и воображения.
Содержание методики можно разбить на два класса:
* приемы и методы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательнопсихологических барьеров;
* приемы и методы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.
Приемы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др. Именно они подойдут для развития креативного творческого мышления детей дошкольного возраста.
Эпиграфом к замечательной фантастической повести Рэя Бредбери "451 градус по Фаренгейту" служат слова Хуана Хименеса: "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек". Не знаю, думал ли американский фантаст о теории развития творческого воображения, но эпиграф выбрал очень точно.
Блок 1 Мотивация
Использование задач открытого типа позволят окунуть детей в мир научного творчества, разбудить их фантазию и креативное мышление.
«Увидеть невидимое» (рис. 1)
Что может быть вообще невидимым? Мысли, кислород, время, звуки.
А что может быть видимым для всех? Это и небо, и радуга, и ëлки.
А вот видимое не для всех? Это может быть, например, воображаемый друг или твоя десятая рыбка в аквариуме.
В «Основах нейропсихологии» Т. Г. Визель пишет: «Большая часть участков мозга способна включиться в функционирование только в детстве. В зрелом возрасте они лишь дозревают, опираясь на приобретенное в детские годы. То, этo упущено в детстве, закрывает путь к овладению многим [1]. Исходя из сказанного, понятно, какую огромную роль, едва ли не самую главную роль играют дошкольное воспитание и образование. Особую неоценимую помощь в развитии интеллектуальных креативных способностей у дошкольников оказывают методы и приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Среди множества современных инновационных технологий и методик, предпочтение отдано тем, которые не только результативны, но еще и увлекательны. Ведь дошкольников, в силу их возрастной специфики, увлекает то, что интересно. Этим и оправдан выбор креативной педагогической системы НФТМ-ТРИЗ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённом приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. говорится, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности [2]. Занятия по развитию креативных способностей ребенка через радость созидания формируют его творческое мышление, развивают творческие способности, развивают смекалку, заряжают духом творчества [3].
Многоуровневая система непрерывного креативного образования НФТМ–ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач) направлена на формирование творческой личности обучаемых. Система создана и описана профессором Зиновкиной М. М. на основе результатов обобщения новых психологических и педагогических концепций обучения, инновационных технологий, на основе результатов собственных фундаментальных исследований, исследований ученых-педагогов и психологов, а также разработчиков Теории решения изобретательских задач и др. Подцелями системы НФТМ-ТРИЗ являются формирование в учебном процессе, прежде всего, дивергентного мышления и воспитания креативных качеств личности [4].
Наша система образования в общем направлена на развитие созидающего творческого воображения, опираясь на технологические карты, инструкции и т.п. Гораздо ценнее для развития креативного творческого воображения было бы применять приемы фантазирования. У большинства дошкольников и школьников способности к фантазированию в процессе обучения так и не развиваются. К сожалению, во взрослой жизни такие выпускники встречаются с трудностями, ведь привыкшие действовать по инструкции, они не способны проявлять креатив, творчество. Огромную помощь в этом может оказать методика развития творческого воображения и фантазирования.
Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ предусматривает изменение структуры занятий, представленной блоками, и их оригинальное наполнение. Оптимальная структура содержит следующие элементы:
Блок 1 (мотивация) Это система оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки, которые реализуются через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока [5].
Рассмотрим в данной статье методику фантазирования и развития творческого мышления и воображения.
Содержание методики можно разбить на два класса:
* приемы и методы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательнопсихологических барьеров;
* приемы и методы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.
Приемы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др. Именно они подойдут для развития креативного творческого мышления детей дошкольного возраста.
Эпиграфом к замечательной фантастической повести Рэя Бредбери "451 градус по Фаренгейту" служат слова Хуана Хименеса: "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек". Не знаю, думал ли американский фантаст о теории развития творческого воображения, но эпиграф выбрал очень точно.
Блок 1 Мотивация
Использование задач открытого типа позволят окунуть детей в мир научного творчества, разбудить их фантазию и креативное мышление.
«Увидеть невидимое» (рис. 1)
Что может быть вообще невидимым? Мысли, кислород, время, звуки.
А что может быть видимым для всех? Это и небо, и радуга, и ëлки.
А вот видимое не для всех? Это может быть, например, воображаемый друг или твоя десятая рыбка в аквариуме.
Блок 3. Интеллектуальная разминка «Обновлялка»
«Почему поливальную машину называют поливалкой? Она всё вокруг поливает водой, поэтому и поливалка. Зачем сделан стул? Для того, чтобы сидеть. Как можно это сказать одним словом? Сиделка! Получается стул – это сиделка»
Варианты детей разнообразны: кружка – поилка, окно – смотрелка, кровать – лежанка, одежда – одевалка, сумка – носилка.
Блоки 2 и 6 (содержательная часть)
«Неуловимое время»
Детям предлагается встретиться с волшебником «Быстрее-Медленнее» и привести примеры процессов, в которых волшебник «Быстрее-Медленнее» ускорил и замедлил время.
Фантазии дошкольника нет предела. «Замедлить время – подольше можно поспать утром и выспавшимся пойти в детский сад, а если ускорить, то не будешь высыпаться, будет все время плохое настроение», «Ускорить времена года – утром – зима, днём – весна, вечером – лето, ночью – осень; а если замедлить, то длится зима будет долго, и всему живому будет тяжело жить в таких условиях, «Уборку можно сделать быстро, если ускорить, много будет свободного времени, а если замедлить, то не успеешь убраться в одной комнате, а в другой снова надо убираться».
«Чуть не забыл!»
В задаче надо определить, какие действия были пропущены в следующих цепочках:
1. Проснулся – встал с кровати – умылся – пошёл в школу.
2. Почистил картошку – положил на сковородку – помешивал – положил на тарелку.
3. Придумай свою цепочку.
Дошкольники быстро включаются и в эту игру:
1. Пришёл в магазин – выбрал товар – ушёл из магазина (забыл заплатить);
2. Решил пообедать – накрыл на стол – убрал все со стола (забыл пообедать);
3. Пожарные приехали на пожар – оценили ситуацию – уехали (забыли потушить пожар).
Блок 4 (головоломка)
В данном блоке можно предложить детям увидеть симметрию в окружающем мире. Исследовать объект с помощью безопасного зеркала, предложить поиграть с одним или двумя зеркалами. Создать вместе с ними трехмерную симметрию используя кубики, орнаменты.
Блок 5. Игровой тренинг
В данном блоке можно рассмотреть данные приемы. Прием фантазирования «наоборот». Как следует из названия, суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. Его также легко заметить в детской и фантастической литературе: человек-невидимка Уэллса, вредные советы Остера, нестрана с невещами (неножик, невешалка, непушка, нетруба) у Родари «Страна, где все слова начинаются с «не».
Агглютинация – создание нового образа путем соединения частей имеющихся представлений или образов [4]. Благодаря этому способу появились такие мифические герои как русалка (женщина с рыбьим хвостом вместо ног), или обаятельный Тяни- Толкай К. Чуковского. Варианты детских образов представлены в рис. 2
«Почему поливальную машину называют поливалкой? Она всё вокруг поливает водой, поэтому и поливалка. Зачем сделан стул? Для того, чтобы сидеть. Как можно это сказать одним словом? Сиделка! Получается стул – это сиделка»
Варианты детей разнообразны: кружка – поилка, окно – смотрелка, кровать – лежанка, одежда – одевалка, сумка – носилка.
Блоки 2 и 6 (содержательная часть)
«Неуловимое время»
Детям предлагается встретиться с волшебником «Быстрее-Медленнее» и привести примеры процессов, в которых волшебник «Быстрее-Медленнее» ускорил и замедлил время.
Фантазии дошкольника нет предела. «Замедлить время – подольше можно поспать утром и выспавшимся пойти в детский сад, а если ускорить, то не будешь высыпаться, будет все время плохое настроение», «Ускорить времена года – утром – зима, днём – весна, вечером – лето, ночью – осень; а если замедлить, то длится зима будет долго, и всему живому будет тяжело жить в таких условиях, «Уборку можно сделать быстро, если ускорить, много будет свободного времени, а если замедлить, то не успеешь убраться в одной комнате, а в другой снова надо убираться».
«Чуть не забыл!»
В задаче надо определить, какие действия были пропущены в следующих цепочках:
1. Проснулся – встал с кровати – умылся – пошёл в школу.
2. Почистил картошку – положил на сковородку – помешивал – положил на тарелку.
3. Придумай свою цепочку.
Дошкольники быстро включаются и в эту игру:
1. Пришёл в магазин – выбрал товар – ушёл из магазина (забыл заплатить);
2. Решил пообедать – накрыл на стол – убрал все со стола (забыл пообедать);
3. Пожарные приехали на пожар – оценили ситуацию – уехали (забыли потушить пожар).
Блок 4 (головоломка)
В данном блоке можно предложить детям увидеть симметрию в окружающем мире. Исследовать объект с помощью безопасного зеркала, предложить поиграть с одним или двумя зеркалами. Создать вместе с ними трехмерную симметрию используя кубики, орнаменты.
Блок 5. Игровой тренинг
В данном блоке можно рассмотреть данные приемы. Прием фантазирования «наоборот». Как следует из названия, суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. Его также легко заметить в детской и фантастической литературе: человек-невидимка Уэллса, вредные советы Остера, нестрана с невещами (неножик, невешалка, непушка, нетруба) у Родари «Страна, где все слова начинаются с «не».
Агглютинация – создание нового образа путем соединения частей имеющихся представлений или образов [4]. Благодаря этому способу появились такие мифические герои как русалка (женщина с рыбьим хвостом вместо ног), или обаятельный Тяни- Толкай К. Чуковского. Варианты детских образов представлены в рис. 2
Гиперболизация – изменение предмета в размерах, выделение отдельных частей [4]. Это и Маленький Мук, у которого выросли очень большие уши, и Алиса в Стране Чудес, и Гулливер.
Кроме преодоления стереотипности мышления, эти приемы позволяют увеличить количество предлагаемых вариантов путем перебора.
Интересен метод морфологического анализа. Суть метода заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа [4]. Для удобства все предлагаемые характеристики заносятся в таблицу 1. На основе данных этой таблицы можно придумать новое фантастическое животное.
Кроме преодоления стереотипности мышления, эти приемы позволяют увеличить количество предлагаемых вариантов путем перебора.
Интересен метод морфологического анализа. Суть метода заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа [4]. Для удобства все предлагаемые характеристики заносятся в таблицу 1. На основе данных этой таблицы можно придумать новое фантастическое животное.
Таблица 1
Аналогично можно придумывать с дошколятами новые рукотворные предметы. Если в морфологическую таблицу внести героев сказок и описание места событий, то уже можно придумать новые волшебные истории.
Блок 8 Резюме
Наша память хранит все, о чем мы узнали, что увидели. Это детям старшего дошкольного возраста уже известно. У каждого из них есть «сундучок», в который они складываете все, что запомнили. А когда нужно, они могут достать нужную информацию из этого сундучка. В данном блоке можно предложить детям рассказать, чем пополнились их «сундучки» сегодня.
Приемы стимулирования воображения, фантазии, рассмотренные в данной статье, не ограничиваются данным перечнем. На сегодняшний день известно около 70 методов развития творческого воображения [4]. В данной работе были рассмотрены лишь часть из тех, которые используются на наших занятиях.
Используя приемы фантазирования, мы развиваем у дошколят воображение, которое непосредственным образом связано с мышлением. Тем самым, решая практические творческие и умственные задачи, ребенок выполняет цепочку определенных мыслительных операций, таким образом развивая креативные способности.
Блок 8 Резюме
Наша память хранит все, о чем мы узнали, что увидели. Это детям старшего дошкольного возраста уже известно. У каждого из них есть «сундучок», в который они складываете все, что запомнили. А когда нужно, они могут достать нужную информацию из этого сундучка. В данном блоке можно предложить детям рассказать, чем пополнились их «сундучки» сегодня.
Приемы стимулирования воображения, фантазии, рассмотренные в данной статье, не ограничиваются данным перечнем. На сегодняшний день известно около 70 методов развития творческого воображения [4]. В данной работе были рассмотрены лишь часть из тех, которые используются на наших занятиях.
Используя приемы фантазирования, мы развиваем у дошколят воображение, которое непосредственным образом связано с мышлением. Тем самым, решая практические творческие и умственные задачи, ребенок выполняет цепочку определенных мыслительных операций, таким образом развивая креативные способности.
Ссылки на источники:
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель. – М.: Аст:Астрель: Транзиткнига, 2005. – 384 с.
2. Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ Креативное образование XXI века. (Теория и практика) // Монография – М: МГИУ, 2007. – 306 с.
4. Корзун А.В. Веселая дидактика. Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – 2000
5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.