Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет на занятиях графики
Художественно-эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Эстетическое развитие на занятиях изобразительной деятельности в учреждении дополнительного образования необходимо для самореализации учащихся. Моя профессиональная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет на занятиях графики по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Композиция» для детей 5-6 лет, основывается на многолетнем систематизированном опыте работы с разновозрастными детьми в этом направлении.
Познавая новое, дети развиваются, становятся лучше, осмысливают окружающий мир с позиции красоты, добра, гармонии. Актуальность темы обусловлена тем, что изобразительная деятельность в детском возрасте предстает как средство самовыражения, а из-за недостатков знаний и умений необходимых для создания рисунка, дети не могут точно передать какой- либо образ. В этом возрасте также плохо развита мелкая моторика. Ребенок еще не умеет точно управлять мелкими движениями руки, делает много лишних движений. В процессе рисования дети допускают большие неточности в передаче контуров изображаемых предметов часто потому, что рука не всегда «слушается». Для закрепления этого навыка даю несложные упражнения, отрабатываю только основы владения выразительными средствами графики. Считаю важным научить ребенка владеть гелиевыми ручками, показывать, как их правильно держать, это существенно влияет на аккуратность, красоту формы рисунка и способствуют скорейшему усвоению и развитию техники рисования.
Для изображения нужны ясные и отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. На моих занятиях по программе дети получают знания, умения и навыки, чтобы развиваться и отходить от стадии наивного детского творчества и подходить к более декоративному изображению предметов.
Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветными гелиевыми ручками позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы. Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг друга.
Овладев графическими умениями, дошкольники смогут наиболее точно выражать свои мысли на бумаге.
Рисунок является основой всякого произведения изобразительного искусства, но особенно важен он в графике.
Моя программа способствует эстетическому развитию учащихся и для этого предусматривает использование элементов педагогических технологий, различные методы и приёмы работы (репродуктивный метод, метод индивидуального и дифференцированного обучения, проблемный метод, наглядный метод, метод вживания в образ, метод коллективной работы, ситуации успеха.
Материалы:
- Ватманы белого цвета или тонированные формата А4;
- Гелевые ручки разного цвета или фломастеры;
Технологии, применяемые в процессе проведения занятия:
-образовательная: личностно-ориентированного подхода: развивающее обучение и игровые технологии;
- информационно-коммуникационная: использование интерактивной доски, показ мультимедийной презентации;
-здоровьесберегающая: гимнастика для пальчиков рук.
Цель занятия:
- познакомить с техникой «зендудлинг»;
- изготовить открытку к празднику, используя эту технику.
Процесс обучения это не простой, но потенциальные творческие возможности, заложенные в детях, помогают мне выполнять следующие задачи:
Образовательные: включают знакомство с техникой зендудлинг, формирование первичных знаний в данной технике, а также овладение начальными навыками– использование приёмов;
Личностные включают развитие мышления, произвольного внимания, памяти воображения, создание условий для личностного развития ребенка его творческого самовыражения, развитие творческого воображения, эстетического вкуса, усидчивости, внимания, объективной самооценки
К метапредметным задачам относится формирование работоспособности и активности.
Воспитательные задачи включают воспитание поведения взаимопомощи, а также воспитание творчески активной коммуникативной личности.
Определены этапы занятия:
- Организационный этап. Организационный момент, имеющий своей целью активизировать внимание детей, эмоционально их настроить, вызвать интерес и желание работать на занятии.
- Теоретический этап. Объявление темы, цели и задач занятия, настройка детей на усвоение нового материала. На этом этапе через побуждающий диалог с детьми проводится увлекательная беседа о технике.
В процессе подачи нового материала включаю детей в диалог, задаю наводящие вопросы.
- Практический. Работа над открыткой.
- Оценочно-результативный. Дети показывают свои готовые работы, обсуждают получившиеся открытки, делятся эмоциями.
Этапы выполнения работы:
1.Начертим на листе бумаги форму задуманного предмета.
2. Заполняем нашу форму элементами (дудлами и зентанглами).
3.Раскрашиваем элементы цветными гелиевыми ручками или фломастерами
. Рассмотрим эти этапы на примере создания композиции в технике Зендудлинг.
На начальном этапе обучения важна теоретическая часть занятия, включающая знакомство с этой техникой, с ее преимуществом:
- простота (не нужно уметь красиво рисовать, нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им рисунок, это может быть прямая линия, волнистая, точка и тд.);
- доступность (для этой работы требуется минимум материалов, это гелиевые ручки и лист бумаги);
- эффективность (рисование мелких однотипных элементов концентрирует внимание, процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации, когда ребенок пытается найти нестандартные варианты изображения).
Каждое занятие по графике начинаю с обращения к детям, разговора с ними, а часто применяю показ какого-либо наглядного материала. Считаю важным и необходимым воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу.
Наглядность содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.
Процесс обучения графике это особый объект творческой деятельности, его появление - процесс поиска, находок и отбора наиболее выразительных элементов действительности, композиции, и является фундаментом творческого обучения.
Поэтапно в занятиях предусматриваю освоение выразительных возможностей графических средств: точки «.», штриха «-» и линии «—» и их трансформацию в изобразительной композиции. Все эти элементы использую не только как как самостоятельные части, но и вместе.
Все графические изображения на бумаге делятся на четыре основные группы: 1. линейные (в основе линия); 2. штриховые (в основе штрих); 3. пятновые (в основе пятно); 4. точечные (в основе точка).
Существует смешанная группа, состоящая из изображений, построенных на основе линии и пятна, линии и штриха, пятна и штриха, пятна и точки, линии, пятна и штриха, точки линии, пятна и штриха.
С помощью этих средств есть возможность не только передать внешние проявления объемного, пространственного, материального мира, но и отразить его внутренние качества и состояния. С помощью этих средств, можно создается графический образ, особенно декоративные графические композиции.
На занятии имея в своем распоряжении не более, чем линию дети могут творить на бумаге настоящие чудеса. При помощи линии передают свои переживания и чувства. Рисуем, ограничиваясь одной лишь тонкой контурной линией. Линия при этом может иметь одну неизменную толщину и одно направление, вьющееся словно нитка; или менять ее в больших пределах, то почти исчезать в плоскости бумаги, то выходить из нее; неровной, словно нанесенной дрожащей рукой, имеющей неровности и передающей особую чувствительность. В любом случае она должна быть живой, гибкой, певучей, теплой. Дети учатся рисовать энергичным крупным штрихом или вылепить форму предметов аккуратной тонкой штриховкой.
А еще мы можем построить изображение на основе точек разной величины, но одинаковой конфигурации. Точку на бумаге можно определить, как след от прикосновения концом острого пера, кисти, карандаша, ручки, без движения в какую-либо сторону. Нужно заметить, что на рисунках видны не только линии, точки, но и заполненные тоном плоскости, говоря профессиональным языком - пятна.
Провожу упражнения, которые позволяют развивать умение владеть графическим материалом, развивают умения менять направления движения руки. Например, на занятиях каждое направление линий отрабатываю с детьми отдельно. Провожу упражнения, которые развивают и закрепляют навыки рисовальных движений руки с различными инструментами и в работе с разными графическими материалами.
Теоретическая часть основ обучения графике в технике зендудлинг служит базой для дальнейшего творческого развития и совершенствования. Техника зендудлинг произошла из двух техник: дудлинг и зентангл. Если их соединить вместе, получиться зендудлинг. Зендудлинг – вид интуитивного рисования, не требующий специальных навыков. Достаточно иметь карандаш или ручку и лист бумаги. Наверное, поэтому зендудлинг становится всё более популярным с каждым днём и становится новым модным увлечением в России. Слово зендудлинг имеет две составляющие. «Дзен» в переводе с японского «сосредоточение», «doodle» в переводе с английского «бессмысленный рисунок, каракули». Произошло в результате смешения стилей Zentangle и Doodling. «Tangle» в переводе с английского путаница, сплетение. Дудлинг часто используют для оформления предметов интерьера, одежды, посуды.
Занятия зендудлингом сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему. Дети включают свою фантазию и результат удивляет. Что это будет: сказочный лес, морские обитатели или просто причудливые узоры решать только нам! Эта работа оказалась достаточно интересной и тогда родилась идея по созданию проекта на тему: выполнение открыток в графике к праздничным дням.
Познавая новое, дети развиваются, становятся лучше, осмысливают окружающий мир с позиции красоты, добра, гармонии. Актуальность темы обусловлена тем, что изобразительная деятельность в детском возрасте предстает как средство самовыражения, а из-за недостатков знаний и умений необходимых для создания рисунка, дети не могут точно передать какой- либо образ. В этом возрасте также плохо развита мелкая моторика. Ребенок еще не умеет точно управлять мелкими движениями руки, делает много лишних движений. В процессе рисования дети допускают большие неточности в передаче контуров изображаемых предметов часто потому, что рука не всегда «слушается». Для закрепления этого навыка даю несложные упражнения, отрабатываю только основы владения выразительными средствами графики. Считаю важным научить ребенка владеть гелиевыми ручками, показывать, как их правильно держать, это существенно влияет на аккуратность, красоту формы рисунка и способствуют скорейшему усвоению и развитию техники рисования.
Для изображения нужны ясные и отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. На моих занятиях по программе дети получают знания, умения и навыки, чтобы развиваться и отходить от стадии наивного детского творчества и подходить к более декоративному изображению предметов.
Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветными гелиевыми ручками позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы. Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг друга.
Овладев графическими умениями, дошкольники смогут наиболее точно выражать свои мысли на бумаге.
Рисунок является основой всякого произведения изобразительного искусства, но особенно важен он в графике.
Моя программа способствует эстетическому развитию учащихся и для этого предусматривает использование элементов педагогических технологий, различные методы и приёмы работы (репродуктивный метод, метод индивидуального и дифференцированного обучения, проблемный метод, наглядный метод, метод вживания в образ, метод коллективной работы, ситуации успеха.
Материалы:
- Ватманы белого цвета или тонированные формата А4;
- Гелевые ручки разного цвета или фломастеры;
Технологии, применяемые в процессе проведения занятия:
-образовательная: личностно-ориентированного подхода: развивающее обучение и игровые технологии;
- информационно-коммуникационная: использование интерактивной доски, показ мультимедийной презентации;
-здоровьесберегающая: гимнастика для пальчиков рук.
Цель занятия:
- познакомить с техникой «зендудлинг»;
- изготовить открытку к празднику, используя эту технику.
Процесс обучения это не простой, но потенциальные творческие возможности, заложенные в детях, помогают мне выполнять следующие задачи:
Образовательные: включают знакомство с техникой зендудлинг, формирование первичных знаний в данной технике, а также овладение начальными навыками– использование приёмов;
Личностные включают развитие мышления, произвольного внимания, памяти воображения, создание условий для личностного развития ребенка его творческого самовыражения, развитие творческого воображения, эстетического вкуса, усидчивости, внимания, объективной самооценки
К метапредметным задачам относится формирование работоспособности и активности.
Воспитательные задачи включают воспитание поведения взаимопомощи, а также воспитание творчески активной коммуникативной личности.
Определены этапы занятия:
- Организационный этап. Организационный момент, имеющий своей целью активизировать внимание детей, эмоционально их настроить, вызвать интерес и желание работать на занятии.
- Теоретический этап. Объявление темы, цели и задач занятия, настройка детей на усвоение нового материала. На этом этапе через побуждающий диалог с детьми проводится увлекательная беседа о технике.
В процессе подачи нового материала включаю детей в диалог, задаю наводящие вопросы.
- Практический. Работа над открыткой.
- Оценочно-результативный. Дети показывают свои готовые работы, обсуждают получившиеся открытки, делятся эмоциями.
Этапы выполнения работы:
1.Начертим на листе бумаги форму задуманного предмета.
2. Заполняем нашу форму элементами (дудлами и зентанглами).
3.Раскрашиваем элементы цветными гелиевыми ручками или фломастерами
. Рассмотрим эти этапы на примере создания композиции в технике Зендудлинг.
На начальном этапе обучения важна теоретическая часть занятия, включающая знакомство с этой техникой, с ее преимуществом:
- простота (не нужно уметь красиво рисовать, нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им рисунок, это может быть прямая линия, волнистая, точка и тд.);
- доступность (для этой работы требуется минимум материалов, это гелиевые ручки и лист бумаги);
- эффективность (рисование мелких однотипных элементов концентрирует внимание, процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации, когда ребенок пытается найти нестандартные варианты изображения).
Каждое занятие по графике начинаю с обращения к детям, разговора с ними, а часто применяю показ какого-либо наглядного материала. Считаю важным и необходимым воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу.
Наглядность содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.
Процесс обучения графике это особый объект творческой деятельности, его появление - процесс поиска, находок и отбора наиболее выразительных элементов действительности, композиции, и является фундаментом творческого обучения.
Поэтапно в занятиях предусматриваю освоение выразительных возможностей графических средств: точки «.», штриха «-» и линии «—» и их трансформацию в изобразительной композиции. Все эти элементы использую не только как как самостоятельные части, но и вместе.
Все графические изображения на бумаге делятся на четыре основные группы: 1. линейные (в основе линия); 2. штриховые (в основе штрих); 3. пятновые (в основе пятно); 4. точечные (в основе точка).
Существует смешанная группа, состоящая из изображений, построенных на основе линии и пятна, линии и штриха, пятна и штриха, пятна и точки, линии, пятна и штриха, точки линии, пятна и штриха.
С помощью этих средств есть возможность не только передать внешние проявления объемного, пространственного, материального мира, но и отразить его внутренние качества и состояния. С помощью этих средств, можно создается графический образ, особенно декоративные графические композиции.
На занятии имея в своем распоряжении не более, чем линию дети могут творить на бумаге настоящие чудеса. При помощи линии передают свои переживания и чувства. Рисуем, ограничиваясь одной лишь тонкой контурной линией. Линия при этом может иметь одну неизменную толщину и одно направление, вьющееся словно нитка; или менять ее в больших пределах, то почти исчезать в плоскости бумаги, то выходить из нее; неровной, словно нанесенной дрожащей рукой, имеющей неровности и передающей особую чувствительность. В любом случае она должна быть живой, гибкой, певучей, теплой. Дети учатся рисовать энергичным крупным штрихом или вылепить форму предметов аккуратной тонкой штриховкой.
А еще мы можем построить изображение на основе точек разной величины, но одинаковой конфигурации. Точку на бумаге можно определить, как след от прикосновения концом острого пера, кисти, карандаша, ручки, без движения в какую-либо сторону. Нужно заметить, что на рисунках видны не только линии, точки, но и заполненные тоном плоскости, говоря профессиональным языком - пятна.
Провожу упражнения, которые позволяют развивать умение владеть графическим материалом, развивают умения менять направления движения руки. Например, на занятиях каждое направление линий отрабатываю с детьми отдельно. Провожу упражнения, которые развивают и закрепляют навыки рисовальных движений руки с различными инструментами и в работе с разными графическими материалами.
Теоретическая часть основ обучения графике в технике зендудлинг служит базой для дальнейшего творческого развития и совершенствования. Техника зендудлинг произошла из двух техник: дудлинг и зентангл. Если их соединить вместе, получиться зендудлинг. Зендудлинг – вид интуитивного рисования, не требующий специальных навыков. Достаточно иметь карандаш или ручку и лист бумаги. Наверное, поэтому зендудлинг становится всё более популярным с каждым днём и становится новым модным увлечением в России. Слово зендудлинг имеет две составляющие. «Дзен» в переводе с японского «сосредоточение», «doodle» в переводе с английского «бессмысленный рисунок, каракули». Произошло в результате смешения стилей Zentangle и Doodling. «Tangle» в переводе с английского путаница, сплетение. Дудлинг часто используют для оформления предметов интерьера, одежды, посуды.
Занятия зендудлингом сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему. Дети включают свою фантазию и результат удивляет. Что это будет: сказочный лес, морские обитатели или просто причудливые узоры решать только нам! Эта работа оказалась достаточно интересной и тогда родилась идея по созданию проекта на тему: выполнение открыток в графике к праздничным дням.
Практическую часть занятия могу видоизменять, дополнять. Насыщенный сотворческий процесс в динамичном развитии и обучении раскрывает потенциальные возможности ребёнка
Определившись с техникой, приступаю к выбору рисунков для открыток.
Для детей 5-6 лет использую в рисунках изображение таких элементов, как: птичек, рыб, животных, травки, цветы, геометрические фигуры.
Игровые компоненты, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Чтобы заинтересовать детей в изображении какой-либо композиции, в начале занятия провожу игровой момент: угадывание загадки, определение рисунка по точкам. Даю выбор из двух рисунков: а как вы думаете, кто будет лучше смотреться на открытке, чтобы поздравить маму, папу, бабушку, мышка или птичка?
Это оживляет занятие, заинтересовывает детей при выборе темы рисунка, создает атмосферу доверия и психологического комфорта.
Основная часть.
Практическая часть занятия обеспечивает развитие и совершенствование специальных навыков в технике зендудлинг, создание условий для развития грамотного выполнения компоновки рисунка в листе, глазомера у детей, мелкой моторики, тренировки рук, что в комплексе способствует раскрытию внутреннего богатства личности ребенка, его индивидуальных достоинств, характеризует его отношение к окружающему миру.
Дети начинают рисовать без предварительного рисунка карандашом, сразу гелиевыми ручками. Так как если малыши нарисуют сначала все карандашом, по большей части, у них уже нет желания обводить карандаш гелиевыми ручками. Также карандаш потом плохо стирается, так как при работе дети сильно начинают давить на него. И в последствии работы получаются неаккуратными. Цвет ручки дети выбирают самостоятельно, или педагог может предложить два-три цвета на выбор.
На интерактивной доске, педагогом выполняется последовательность основных элементов рисунка. Дети выполняют эту основу.
А потом предлагается самостоятельно дорисовать более мелкие элементы для завершения композиции и украсить их точками, линиями, штрихами, пятнышками. Напоминать детям, что надо не полностью закрашивать тот или иной элемент, а красиво заполнять его точками, линиями и т. д. Постоянно показывая примеры как своих работ, так и работы детей. Это очень важно, ведь каждому нужен успех. Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволило на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию
Оценочно-результативный этап занятия включает анализ учащимися полученных на занятии знаний и умений, домашнее задание, а также поощрение обучающихся за продуктивную деятельность на занятии.
Таким образом, объём, темп, форма организации деятельности учебного занятия в технике зендудлинга, а также различные методы и приёмы в комплексном сочетании способствовали достижению наилучшего результата в обучении. Занятие получилось плодотворным, удалось заинтересовать детей, вызвать их активность и желание снова прийти на занятие.
Занятия графикой в технике зендудлинга позволят педагогам более активно осуществлять эстетическое воспитание, дают возможность познать эстетическую красоту окружающей природы, развить творческий потенциал, художественный вкус. Занятия в технике «зендудлинг» идеально подходит для работы с детьми дошкольного возраста при создании красивых композиций для открыток. Работы получаются яркие и достаточно индивидуальные. Данная техника не только дает возможность сделать открытку современной, красивой, но и помогает воплотить свои творческие замыслы в жизнь. Позволяет творчеству ожить, рассказать о человеке, который создал эти зендудлы.
Определившись с техникой, приступаю к выбору рисунков для открыток.
Для детей 5-6 лет использую в рисунках изображение таких элементов, как: птичек, рыб, животных, травки, цветы, геометрические фигуры.
Игровые компоненты, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Чтобы заинтересовать детей в изображении какой-либо композиции, в начале занятия провожу игровой момент: угадывание загадки, определение рисунка по точкам. Даю выбор из двух рисунков: а как вы думаете, кто будет лучше смотреться на открытке, чтобы поздравить маму, папу, бабушку, мышка или птичка?
Это оживляет занятие, заинтересовывает детей при выборе темы рисунка, создает атмосферу доверия и психологического комфорта.
Основная часть.
Практическая часть занятия обеспечивает развитие и совершенствование специальных навыков в технике зендудлинг, создание условий для развития грамотного выполнения компоновки рисунка в листе, глазомера у детей, мелкой моторики, тренировки рук, что в комплексе способствует раскрытию внутреннего богатства личности ребенка, его индивидуальных достоинств, характеризует его отношение к окружающему миру.
Дети начинают рисовать без предварительного рисунка карандашом, сразу гелиевыми ручками. Так как если малыши нарисуют сначала все карандашом, по большей части, у них уже нет желания обводить карандаш гелиевыми ручками. Также карандаш потом плохо стирается, так как при работе дети сильно начинают давить на него. И в последствии работы получаются неаккуратными. Цвет ручки дети выбирают самостоятельно, или педагог может предложить два-три цвета на выбор.
На интерактивной доске, педагогом выполняется последовательность основных элементов рисунка. Дети выполняют эту основу.
А потом предлагается самостоятельно дорисовать более мелкие элементы для завершения композиции и украсить их точками, линиями, штрихами, пятнышками. Напоминать детям, что надо не полностью закрашивать тот или иной элемент, а красиво заполнять его точками, линиями и т. д. Постоянно показывая примеры как своих работ, так и работы детей. Это очень важно, ведь каждому нужен успех. Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволило на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию
Оценочно-результативный этап занятия включает анализ учащимися полученных на занятии знаний и умений, домашнее задание, а также поощрение обучающихся за продуктивную деятельность на занятии.
Таким образом, объём, темп, форма организации деятельности учебного занятия в технике зендудлинга, а также различные методы и приёмы в комплексном сочетании способствовали достижению наилучшего результата в обучении. Занятие получилось плодотворным, удалось заинтересовать детей, вызвать их активность и желание снова прийти на занятие.
Занятия графикой в технике зендудлинга позволят педагогам более активно осуществлять эстетическое воспитание, дают возможность познать эстетическую красоту окружающей природы, развить творческий потенциал, художественный вкус. Занятия в технике «зендудлинг» идеально подходит для работы с детьми дошкольного возраста при создании красивых композиций для открыток. Работы получаются яркие и достаточно индивидуальные. Данная техника не только дает возможность сделать открытку современной, красивой, но и помогает воплотить свои творческие замыслы в жизнь. Позволяет творчеству ожить, рассказать о человеке, который создал эти зендудлы.
Список литературы:
1. Зендудлинг. http://gamejulia.ru/dudling-i-zentangl-dlya-detey.html
2. Что такое зендудлинг? http://liveposts.ru/articles/creative-handmade/chto-takoe-zendudling
1. Зендудлинг. http://gamejulia.ru/dudling-i-zentangl-dlya-detey.html
2. Что такое зендудлинг? http://liveposts.ru/articles/creative-handmade/chto-takoe-zendudling