Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
«10 МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДСКАЗОК КОНЦЕРТМЕЙСТЕРАМ
ПО РАБОТЕ В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ»
ПО РАБОТЕ В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ»
Составитель: Сакаева Эльмира Иршадовна
концертмейстер МАУДО «ДТДиМ»
концертмейстер МАУДО «ДТДиМ»
2021 г
На занятиях классического танца в классе хореографии работают, как опытные, так и начинающие концертмейстеры-пианисты. Предлагаемые 10 методических подсказок могут быть использованы в практической работе, как молодыми, так и опытными концертмейстерами.
Занятия детьми хореографией развивают у них:
• музыкально-творческие способности,
• формируют эстетическое восприятие окружающего мира,
• способствуют формированию всесторонне развитой гармоничной личности юного танцора.
Ведущую роль в этой работе играют совместно преподаватель-хореограф и концертмейстер-пианист.
Предназначение концертмейстера-пианиста в работе с учащимися хореографического класса:
• научить детей услышать музыку,
• понять и полюбить музыку,
• развить эмоциональную открытость у детей,
• раскрыть их талант,
• помочь в творческой работе педагогу-хореографу.
Для успешной работы в хореографическом классе концертмейстеру-пианисту рекомендую 10 методических подсказок:
1. умение правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению (движению);
2. развитие музыкального восприятия метроритма у детей;
3. умение ритмичного исполнения музыки в точном соответствии с танцевальными движениями под музыку;
4. умение распределить музыкальный материал (характер музыки) в соответствии с характером движений;
5. развитие воображения, художественно-творческих способностей у юных танцоров;
6. повышение мотивации у учащихся к занятиям хореографией и музыкой;
7. раскрытие эмоциональной способности у детей воспринимать музыку;
8. расширение музыкального кругозора детей;
9. искусство концертмейстера – необходимое «звено» в ансамбле с танцорами;
10. эстетическое воспитание детей в классическом направлении.
Занятия детьми хореографией развивают у них:
• музыкально-творческие способности,
• формируют эстетическое восприятие окружающего мира,
• способствуют формированию всесторонне развитой гармоничной личности юного танцора.
Ведущую роль в этой работе играют совместно преподаватель-хореограф и концертмейстер-пианист.
Предназначение концертмейстера-пианиста в работе с учащимися хореографического класса:
• научить детей услышать музыку,
• понять и полюбить музыку,
• развить эмоциональную открытость у детей,
• раскрыть их талант,
• помочь в творческой работе педагогу-хореографу.
Для успешной работы в хореографическом классе концертмейстеру-пианисту рекомендую 10 методических подсказок:
1. умение правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению (движению);
2. развитие музыкального восприятия метроритма у детей;
3. умение ритмичного исполнения музыки в точном соответствии с танцевальными движениями под музыку;
4. умение распределить музыкальный материал (характер музыки) в соответствии с характером движений;
5. развитие воображения, художественно-творческих способностей у юных танцоров;
6. повышение мотивации у учащихся к занятиям хореографией и музыкой;
7. раскрытие эмоциональной способности у детей воспринимать музыку;
8. расширение музыкального кругозора детей;
9. искусство концертмейстера – необходимое «звено» в ансамбле с танцорами;
10. эстетическое воспитание детей в классическом направлении.
1. Знание и владение танцевальной терминологией позволяет концертмейстеру правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению (движению). Для музыкального сопровождения лучше использовать фрагменты музыкальных произведений, доступные для слухового восприятия и понятные детям. Во время занятий по классическому танцу целесообразно в практике применять классические музыкальные образцы (В. Моцарт, Л. Бетховен Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, П.И. Чайковский, А. Хачатурян, С. Прокофьев).
2. Развитие музыкального восприятия метроритма способствует развитию внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных процессов и музыкальности у детей.
3. Умение ритмичного исполнения музыки в точном соответствии с танцевальными движениями детей под музыку способствует формированию двигательных навыков, умения выполнять простейшие перестроения в пространстве, вырабатывает быструю реакцию и сконцентрированное внимание у юных танцоров в атмосфере звуковой красоты.
4. Умение распределить музыкальный материал (характер музыки) в соответствии с характером движений является довольно важным моментом. Красивая мелодия, насыщенная гармония, яркое профессиональное исполнение музыкального сопровождения концертмейстером – всё это способствует взаимопониманию танцовщиков и концертмейстера, что несомненно помогает в учебном процессе максимально. Концертмейстер помогает юному танцору выражать в движениях характер музыки и ее настроение, пере¬давать все контрасты, в том числе и разнообразный темп, включая ускорения и замедления.
5. Развитие воображения, художественно-творческих способностей у юных танцоров невозможно без музыки. Музыка – это высоко эмоциональное выражение чувств, художественного образа, представлений ребенка. Художественный образ, воплощённый в хореографических движениях для полноты понимания дополняется музыкальным сопровождением. В классическом танце творческое воображение может развиваться эффективнее лишь при наличии музыкального материала, сопровождающего все движения танцора.
6. Повышение мотивации у учащихся к занятиям хореографией и музыкой очевидно! Благодаря занятиям хореографией и музыкой у детей происходит знакомство с собственными эмоциями, чувствами, они открывают для себя ранее неизвестный мир различных музыкальных и художественных образов.
7. Раскрытие эмоциональной способности воспринимать музыку у детей – это прежде всего развитие потенциала ребёнка, его способностей, воспитание у них необходимых в жизни таких качеств, как уверенность в собственных силах и в достижении поставленной цели. Преподаватель-хореограф и концертмейстер-пианист учат юных танцоров использовать своё творческое воображение, эмоциональность, фантазию, передавая всё это в движениях под музыку.
8. Расширение музыкального кругозора детей включает в себя:
• воспитание у них интереса и любви к музыке;
• потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения;
• желания двигаться под музыку;
• способность различать жанр произведения — танец (вальс, полька, старинный и современный танец), песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш;
• умение различать по характеру музыку;
• выражение характера музыки в соответствующих движениях;
• развитие любознательности (желание узнать, что это за музыкальное произведение звучит как сопровождение танцу, кто его написал);
• знания о музыкальных инструментах;
• развитие музыкальных сенсорных способностей;
• формирование элементарных знаний о природе музыки.
9. Искусство концертмейстера – это необходимое «звено» в ансамбле с танцорами. Концертмейстер работает в ансамбле с танцорами и играя, концертмейстеру необходимо понимать, что он своей игрой должен помогает юному танцору глубже проникнуть в эмоционально образную окраску танца, включая детей в процесс сотворчества.
10. Эстетическое воспитание детей в классическом направлении позволяет приобщить детей к творческой деятельности, воспитывая у них классическое чувство красоты, способности любоваться ею. Классическое эстетическое воспитание способствует позитивному учебному настрою ребёнка. На занятиях дети приобщаются к лучшим образцам мировой музыки разных эпох, стилей и жанров. Благодаря этому у них формируется музыкальная культура, развивается образное мышление. Всё это помогает юным танцорам в учебном процессе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Концертмейстерское искусство требует постоянного совершенствования. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические, психологические функции и их трудно отделить друг от друга, как в учебном процессе, так и во время концертных и конкурсных выступлений. Концертмейстер, как бы всегда находится «в тени», но роль его значима – без него не обходятся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические колледжи и вузы.
2. Развитие музыкального восприятия метроритма способствует развитию внимания, воли, памяти, подвижности и гибкости мыслительных процессов и музыкальности у детей.
3. Умение ритмичного исполнения музыки в точном соответствии с танцевальными движениями детей под музыку способствует формированию двигательных навыков, умения выполнять простейшие перестроения в пространстве, вырабатывает быструю реакцию и сконцентрированное внимание у юных танцоров в атмосфере звуковой красоты.
4. Умение распределить музыкальный материал (характер музыки) в соответствии с характером движений является довольно важным моментом. Красивая мелодия, насыщенная гармония, яркое профессиональное исполнение музыкального сопровождения концертмейстером – всё это способствует взаимопониманию танцовщиков и концертмейстера, что несомненно помогает в учебном процессе максимально. Концертмейстер помогает юному танцору выражать в движениях характер музыки и ее настроение, пере¬давать все контрасты, в том числе и разнообразный темп, включая ускорения и замедления.
5. Развитие воображения, художественно-творческих способностей у юных танцоров невозможно без музыки. Музыка – это высоко эмоциональное выражение чувств, художественного образа, представлений ребенка. Художественный образ, воплощённый в хореографических движениях для полноты понимания дополняется музыкальным сопровождением. В классическом танце творческое воображение может развиваться эффективнее лишь при наличии музыкального материала, сопровождающего все движения танцора.
6. Повышение мотивации у учащихся к занятиям хореографией и музыкой очевидно! Благодаря занятиям хореографией и музыкой у детей происходит знакомство с собственными эмоциями, чувствами, они открывают для себя ранее неизвестный мир различных музыкальных и художественных образов.
7. Раскрытие эмоциональной способности воспринимать музыку у детей – это прежде всего развитие потенциала ребёнка, его способностей, воспитание у них необходимых в жизни таких качеств, как уверенность в собственных силах и в достижении поставленной цели. Преподаватель-хореограф и концертмейстер-пианист учат юных танцоров использовать своё творческое воображение, эмоциональность, фантазию, передавая всё это в движениях под музыку.
8. Расширение музыкального кругозора детей включает в себя:
• воспитание у них интереса и любви к музыке;
• потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения;
• желания двигаться под музыку;
• способность различать жанр произведения — танец (вальс, полька, старинный и современный танец), песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш;
• умение различать по характеру музыку;
• выражение характера музыки в соответствующих движениях;
• развитие любознательности (желание узнать, что это за музыкальное произведение звучит как сопровождение танцу, кто его написал);
• знания о музыкальных инструментах;
• развитие музыкальных сенсорных способностей;
• формирование элементарных знаний о природе музыки.
9. Искусство концертмейстера – это необходимое «звено» в ансамбле с танцорами. Концертмейстер работает в ансамбле с танцорами и играя, концертмейстеру необходимо понимать, что он своей игрой должен помогает юному танцору глубже проникнуть в эмоционально образную окраску танца, включая детей в процесс сотворчества.
10. Эстетическое воспитание детей в классическом направлении позволяет приобщить детей к творческой деятельности, воспитывая у них классическое чувство красоты, способности любоваться ею. Классическое эстетическое воспитание способствует позитивному учебному настрою ребёнка. На занятиях дети приобщаются к лучшим образцам мировой музыки разных эпох, стилей и жанров. Благодаря этому у них формируется музыкальная культура, развивается образное мышление. Всё это помогает юным танцорам в учебном процессе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Концертмейстерское искусство требует постоянного совершенствования. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические, психологические функции и их трудно отделить друг от друга, как в учебном процессе, так и во время концертных и конкурсных выступлений. Концертмейстер, как бы всегда находится «в тени», но роль его значима – без него не обходятся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические колледжи и вузы.