Войти / Зарегистрироваться

Функции и специфика деятельности концертмейстера в классе вокала

Получить свидетельство
Автор: Литвяк Анна Владимировна

Концертмейстер – одна из самых распространённых профессий среди пианистов. Без участия концертмейстера невозможно провести контрольные уроки, академические концерты и экзамены ни по одной из исполнительских дисциплин, кроме основного музыкального инструмента. Деятельность концертмейстера необходима при обучении в классе вокала и вокального ансамбля, дирижирования, на занятиях в хоровом коллективе.

При этом существует ошибочное пренебрежительное мнение, что искусство концертмейстера не требует особого мастерства. Однако музыканты знают, какого высокого исполнительского профессионализма, художественной культуры и особого призвания требует концертмейстерское искусство. Уточним, что речь идёт не о «подыгрывании» солисту или хору (так называемое аккомпанирование), а о деятельности концертмейстера.

Функции и специфику деятельности концертмейстера мы раскроем, опираясь на исследования Виноградова К., Кубанцевой Е., Шендеровича Е. и других опытных педагогов-практиков. 

Рассмотрим функции концертмейстерской деятельности на примере работы в классе вокала.

Мы согласны с мнением выше названных учёных в части определения 3-х основных функций концертмейстерской деятельности: педагогической, психологической и художественно-творческой.

Выявим значение каждой их них.

1. Педагогическая функция. Она раскрывается в процессе занятий вокалом со студентами. Прежде всего, это – разучивание нового репертуара: упражнения, вокализы, песни различных жанров и стилей, романсы, арии из опер. При этом концертмейстеру необходимы знания вокальных трудностей и причин их возникновения, умение подсказать правильный приём к исправлению недостатков, умение правильно организовать работу студента-вокалиста над «трудными» местами нотного текста (интонация, дыхание, темп и тембр, фразировка, динамические оттенки и т.п.).

Сопровождая занятия вокалом в классе, концертмейстер не только готовит студента к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей фортепианной партией. В период подготовки произведения солист и концертмейстер совместно проходят ряд этапов: многократное повторение фрагментов или произведения целиком, работа над наиболее сложными фрагментами, апробирование различных темпов, анализ характера произведения, координация динамики и т.д.

То есть, педагогическая функция концертмейстерской деятельности требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специальных навыков и знаний из области смежных исполнительских дисциплин (гармонии, сольфеджио, анализа музыкальных произведений, вокала, педагогики) в их взаимосвязи. 

2. Психологическая функция. Прежде всего, она подразумевает педагогическое чутьё и такт концертмейстера, его дружелюбие и сопереживание. Продуктивность и результативность занятия со студентом-вокалистом во многом зависит от   умения концертмейстера настроить студента на «ситуацию успеха», вселить в него уверенность в своих силах. От мастерства, уверенности и вдохновения самого концертмейстера часто зависит психологическое состояние солиста во время концертного выступления студента на сцене (экзамен, зачёт, конкурс и т.д.).

3. Художественно-творческая функция. Данная функция значительно проявляется при создании исполнительского ансамбля. Здесь концертмейстер наравне с солистом участвует в развитии музыкального содержания произведения, в создании художественного образа. Творческое участие концертмейстера особенно ярко проявляется во фрагментах, где партия фортепиано выступает самостоятельно (во вступлении, проигрыше, заключении произведения). Способность почувствовать настроение и замысел солиста, чутко следовать за ним и сочетать с его замыслом трактовку своей партии – в этом заключается особое художественное концертмейстерское чутьё.

Далее кратко рассмотрим специфику концертмейстерского искусства.

Опыт показывает, что главной специфической чертой концертмейстерской деятельности является необходимость развития навыка и умения слушать не только себя, но и солиста. Проводя занятия в классе, концертмейстер не только готовит студента к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо в момент выступления на сцене или на экзамене он является творческим партнером солиста. Длительный период деятельности в вокальном классе вырабатывает у концертмейстера так называемый вокальный слух. Слух концертмейстера должен фиксировать различные параметры вокальной партии: манеру подачи звука, то есть близость вокальной позиции, моменты звуковысотности, внимание к ритму, поэтическому тексту, артикуляции и дикции вокалиста.

Органическая составная часть деятельности концертмейстера – это чтение с листа. Без этого умения ни один пианист не сможет стать концертмейстером. Это необходимый компонент музыкально-исполнительского потенциала концертмейстера. Заметим, что данный навык нужен концертмейстеру не сам по себе. Для того, чтобы понять художественную сущность произведения, нужно уметь быстро осваивать музыкальный текст, охватывая его комплексно, уметь сразу понять как строится произведение, какова его структура, художественная идея, и соответственно его темп, характер, направленность образного развития, тембро-динамическое решение. В этом, пожалуй, заключена цель данного навыка.

Специфика работы концертмейстера предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость, обладать такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, проигрышей, заключения, варьирования фортепианной фактуры при повторении куплетов, транспонирования аккомпанемента и т.д. Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого должно отражать два главных содержания мелодии – ее жанр и характер. Поэтому концертмейстеру необходимо постоянно импровизировать и читать с листа, вырабатывать навыки подбора по слуху и транспонирования.

Концертмейстерское искусство неразрывно связано с концертным исполнительством. Важно, чтобы концертмейстер совершенствовал свое исполнительское мастерство. Концертное выступление – итог и кульминационный момент всей проделанной работы пианиста и вокалиста над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения. Для студента-солиста концертмейстер должен быть равноценным партнером. При этом деятельность концертмейстера предполагает наличие таких качеств, как чуткость к солисту, психологическая поддержка перед выступлением, исполнительская поддержка непосредственно на выступлении.  Студент на сцене от волнения может забыть слова, не вовремя вступить, интонационно не «попасть» в тональность и.п.. И тогда концертмейстер оказывает помощь: шепотом подсказывает слова, не переставая играть; наигрывает мелодию вокальной партии, повторяет или растягивает свое вступление, если певец опаздывает, но эту помощь оказывает так, чтобы это было незаметно для слушателей. Поэтому во время выступления пианист должен быть предельно внимательным к вокалисту.

В итоге мы хотим подчеркнуть, что концертмейстер – это особое призвание. И деятельность его по своему предназначению сродни деятельности педагога. Функции концертмейстера разносторонни, а его деятельность глубоко специфична.

Список литературы

  1. Виноградов, К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988
  2. Доливо, А.Л. Певец и песня. М.; Л., 1948
  3. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность Музыка в школе – 2001 - № 4
  4. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002
  5. Крючков, Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961
  6. Шендерович, Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996

 


Похожие публикации