Войти / Зарегистрироваться

Методы научного творчества на онлайн-занятиях по развитию креативного мышления для школьников старших классов

Получить свидетельство
Автор: Загребина Ирина Владимировна

В рамках курса по развитию креативного мышления «Школы навыков будущего Skillsgarden» для школьников 8–11 классов (14–18 лет) была проведена серия из 6 занятий. Изначально планировалось очное проведение уроков в специально оборудованном для этого помещении, но введение карантинных мер в период с конца марта по июнь 2020 года внесло свои коррективы в программу и форму проведения занятий. Было принято решение перевести занятия в онлайн-формат. В качестве платформы была выбрана программа Zoom, которая позволяет объединить в видеозвонке достаточное количество участников (в нашем случае в одной группе 8 человек). Также программа предоставляет возможности интерактивного взаимодействия с учениками через чат, «поднять-опустить руку», доску для рисования с доступом для каждого участника и демонстрацию экрана. Все эти полезные свойства конференции были использованы на уроке с целью вовлечения участников, а также для применения дидактических принципов НФТМ-ТРИЗ [1].
В связи с особенностями онлайн-среды: невозможностью прямого контакта с учениками, проблемами с качеством связи Интернет и сложностями с проведением групповых игр и физических упражнений, длительность урока составила 45 минут. Структура занятия несколько отличалась от традиционного урока по структуре НФТМ-ТРИЗ [2], но включала в себя все его основные блоки, позволяющие усвоить материал в игровой форме и стимулировать системность и диалектичность мышления.
В статье описан пример урока по развитию креативного мышления учащихся старших классов на тему постановки вопросов по методу SCAMPER.
1.Блок мотивации. В начале занятия на экране показывается серия необычных картинок, разглядывая которые можно по-разному трактовать их смысл. Преподаватель просит внимательно их разглядеть и каждого ученика пояснить, что он видит и какие детали картины привели его к этому мнению.
Давайте посмотрим на эту картинку (рис. 1). Кого вы на ней видите? Старую женщину, укутанную в платок и теплый меховой воротник? А если присмотреться внимательнее и сменить угол зрения? Да, на картине также можно увидеть стильную молодую женщину. Опишите ее.
 
Рис. 1.Загадочная женщина
А теперь посмотрим на эту картинку (рис. 2). Что вы видите?
 
Рис. 2. Лягушка в болоте
А если перевернуть картинку? Поворот картинки на 90 градусов полностью меняет вид животного (рис. 3).
 
Рис 3. Голова лошади
А если эту картинку перевернуть на 180 градусов, то довольный кот превратится в злую зубастую собаку (рис. 4):
 
Рис. 4. Картинка перевертыш «кот-собака»
В зависимости от того, как мы смотрим на любую картинку, в том числе картину мира – его устройство, поведение других людей и ситуации, мы делаем разные выводы. А эти выводы приводят нас к определенным решениям.
2. Содержательная часть программного материала 1.
Как мы уже с вами поняли, решение любой творческой задачи, ситуации или проблемы зависит от угла зрения. Сегодня на занятии мы попробуем с вами задавать разные вопросы, которые помогут нам стимулировать появление новых идей и решений.
Я хочу познакомить вас с методом SCAMPER. Его разработал в 1970х гг. Роберт Эберле, работавший в системе образования, чтобы помочь детям стать более творческими личностями.
SCAMPER - это аббревиатура, которая состоит из первых букв слов и словосочетаний. Каждая буква в этой аббревиатуре представляет собой отдельный метод, по которому можно работать с характеристиками задачи или идеи.
Давайте посмотрим на эти вопросы (таблица 1).
Таблица 1.
Вопросы метода SCAMPER
 

Сокращение

Модификация

Перевод на русский

Значение

S

Substitute

Заменить

Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей

C

Combine

Комбинировать

Комбинировать, например, с другими функциями, приборами

A

Adapt

Адаптировать

Добавить что-то, новые элементы, функции

M

Modify/Magnify

Модифицировать

Модифицировать, например, изменить форму, цвет, размер

P

Put to Other Uses

Предложить другое применение

Применить для чего-то другого, в другой отрасли

E

Eliminate

Устранить или уменьшить

Удалить части, упростить

R

Reverse

Поменять на противоположное

Поменять местам, перевернуть, найти применение в чем-то противопоположном

 
Прежде чем применять эту методику, нужно четко определить задачу, которую вы хотите решить или идею, которую нужно придумать и реализовать. После этого вам нужно задавать вопросы по данной теме по порядку, используя предложенные вопросы. Всего разновидностей таких вопросов может быть более 60.
Техника SCAMPER основана на наблюдении, что все новое есть модификация уже существующего. Многие известные нам изобретения, от велосипеда до покрытия на космических кораблях были изобретены с помощью этого метода.
Приведу пример. Тефлоновое покрытие было изобретено для препятствия сгоранию космических кораблей в плотных слоях атмосферы. В настоящее время этот материал использует на кухне практически каждая хозяйка. Догадались, о чем речь? Конечно, о тефлоновых сковородках. Благодаря несмачиваемости и теплостойкости тефлон в виде покрытия широко применяется для изготовления форм для выпечки, сковород и кастрюль. Идея применения этого материала в быту возникла благодаря вопросу: «Как можно использовать тефлон для других изделий?» (по методу SCAMPER – это вопрос A = Adapt (адаптировать).
Эта идея пришла в голову французскому физику Марку Грегуару [3]. Он был любителем рыбалки. Проблема состояла в том, что его удочка плохо раскладывалась, части в ней прилегали очень плотно. Тогда ученый нанес на удочку специальный полимер, и в результате она стала легко раскладываться, да и леска скользила как по маслу. Но его богатый улов пригорал на сковородке, на которой готовила его жена. Тогда она попросила его нанести материал на ее сковороду. Это изобретение стало большим подспорьем для многих хозяек и было запатентовано. В 1956 году Марк Грегуар основал компанию «Тефаль», которая стала выпускать изделия с антипригарным покрытием.
3. Головоломка. А теперь посмотрим на картинку. Она называется невозможный слон и нарисована Роджером Шепардом (рис. 5).
 
Рис. 5. Невозможный слон
Смогли бы вы нарисовать такого слона? Давайте посчитаем сколько у него ног. Автор рисунка создал оптический обман – как бы вы ни посмотрели на слона, у него всегда будет 4 ноги, но его фигура не завершена. На примере этой картинки мы также можем увидеть, что от угла зрения зависит восприятие объекта. Также от модификации объекта с помощью вопросов зависит создание нового объекта или идеи.
4. Интеллектуальная разминка. Знаете ли вы, в какой стране впервые появился хот-дог? Считается, что родоначальником «горячих собак» стал мясник из Франкфурта. В 19 веке он первым наладил производство по изготовлению длинных колбасок.
Как вы думаете, почему эти сосиски стали называть «горячими собаками», а по-немецки - Daschhund? Тому, кто знает немецкий язык найти отгадку будет легко. Daschhund означает «такса», длинные сосиски напоминали мяснику продолговатое тело этого животного.
Но уже всем известный хот дог появился в результате постановки в нужное время нужных вопросов. И этот вопрос был «Как найти обычной булочке другое применение?». В 1904 году Антуан Фейхтвангер продавал сосиски на выставке в Луизиане. Сначала он подавал их на тарелках, но это оказалось слишком дорого. Потом он предлагал покупателям перчатки из ткани, но и они были неудобны в использовании. Кроме того, покупатели часто прихватывали их с собой. Тогда Антуан и шурин-пекарь стали думать, как предложить более простое решение. И тогда шурин предложил: «А что, если я начну печь длинные булочки и делать на них продольный надрез, чтобы можно было положить сосиску внутрь? Ты будешь продавать сосиски в тесте, а я буду продавать тебе булочки.» Так и родилось простое и гениальное решение. В настоящее время в мире благодаря этому изобретению насчитывается более 100 разновидностей хот-догов.
5. Содержательная часть программного материала 2. Посмотрим на натюрморт. Представьте, что вы начинающий художник. Перед вами стоит задача нарисовать картину, на которой изображены груша и яблоко на тарелке. Но вам совсем не хочется повторять множество уже известных натюрмортов и техник рисунка. Давайте с помощью метода SCAMPER попробуем изменить картину и получить 7-8 новых решений. Вопросы, которые нужно задать я указала на рисунке (рис. 6).
 
Рис. 6. Натюрморт
Заменить. Итак, какие части рисунка можно заменить? Сами фрукты, тарелку, на которой они лежат, фон и его цвет, материал. Можно также заменить саму технику рисунка с акварели на гуашь, с реализма на авангард и так далее.
Применительно к другим идеям или задачам этот вопрос может звучать: «как заменить часть проблемы, продукта или процесса чем-либо другим?».
Комбинировать. Теперь попробуем соединить или скомбинировать части в рисунке.  Можно ли скомбинировать или слить воедино яблоко с другими объектами? Можно ли соединить свойства объектов? Например, у нас получится вместо груши и яблока – яблока грушевка или яблочно-грушевый компот.
Адаптировать. Что на рисунке можно увеличить или уменьшить? Например, яблоко сделать равным по размеру груше, уменьшить тарелку, увеличить площадь фона.
Также вам помогут вопросы [4]:
- Какие идеи из других областей знания я могу применить?
- Чьи идеи я могу использовать или адаптировать?
- С каким другим подтекстом можно представить мою концепцию рисунка?
- Как я могу использовать свой опыт рисования подобных картин?
Модифицировать. Кроме этих вопросов мы можем что-то модифицировать на рисунке. Например, перевернуть рисунок. Изменить цвета, сделать его черно-белым, использовать вместо привычных форм геометрические фигуры.
Вопросы, которые вам помогут:
- Что может быть модифицировано или увеличено?
- Что может быть преувеличено или развито?
- Что может быть сделано выше, больше или сильнее?
- Что можно скопировать и повторить?
Предложить другое применение. Можно ли предложить другое применение объектам на картине или самой картине? Например, можно использовать картину как доску для разделывания овощей, если она будет нарисована на пластике или дереве. А если бы эту картину рисовал Ван Гог, как бы он изобразил ее? А что, если рисунок выполняет 3х летний ребенок? Он может рисовать пальчиковыми красками прямо на стене или на скатерти. А если эту картину будет рисовать ваша бабушка? Дрожащими руками она выводит большие фрукты, не уделяя внимания деталям, так как она плохо видит.
Подумайте, возможны ли другие способы применения этой картины? А что если мы изменим полностью материал полотна или метод нанесения краски? Есть ли другие способы применения этой картины в ее теперешнем виде? Как можно применить эту картину на других уроках или в других областях знаний? А как можно предложить частям натюрморта другое применение?
Убрать. Что можно на этой картине убрать или свести до минимума? Давайте попробуем оставить только один предмет – яблоко, грушу или тарелку. А можно ли упростить картину? Да, можно нарисовать ее просто карандашом или просто закрасить фон. А можно ли упростить сам процесс рисования? Вы можете просто распечатать готовую картинку или обвести готовый рисунок и закрасить его самостоятельно. Давайте подумаем, что на картине является необязательным, нелепым или ненужным? Или какие характеристики можно уменьшить? Например, интенсивность цвета, размер мазков кисти. Можно ли пойти против правил или освободиться от них? Так, современные художники могут не пользоваться кистью, а просто разлить краску по полу и потом положить на нее холст. Еще по этому методу можно разделить картину на несколько частей или разрезать сами объекты. Тогда у нас получатся яблоки и груши, нарезанные дольками. Или картина будет выглядеть как мозаика, состоящая из мелких разноцветных кусочков – частей объектов.
Перевернуть или перестроить. Последний вопрос – что можно перестроить на картине? Можно ли поменять порядок объектов? Например, можно поменять расположение объектов на плоскости, расположить их вертикально, рассыпать на полотне и так далее.
Таким образом, с помощью постановки множества вопросов по предложенной системе мы получили огромное количество вариаций простого натюрморта (рис. 7).
 
Рис. 7. Варианты натюрмортов с помощью вопросов SCAMPER
6. Практическая часть. В приложении Zoom есть специальный инструмент под названием «White board».  Он позволяет в режиме реального времени участникам конференции рисовать на виртуальной доске, подписывать и комментировать материал. Итак, откроем доску для рисования и нарисуем картинку из квадрата, круга и треугольника в рамке. С помощью метода SCAMPER попробуем его по очереди изменить. Каждый из 8 учеников задает вопросы метода по порядку и вносит изменения в картину: увеличивает и уменьшает, переставляет и переворачивает, добавляет или убирает объекты, используя новые цвета, геометрические фигуры, символы и стили рисования.
В результате каждый ученик проговаривает вопросы, предлагает свои решения по модификации картины и тренирует навыки рисования.
Для закрепления материала участникам предлагается пройти 3 задания. В каждом из заданий описана ситуация изобретения нового товара или изменения его свойств для улучшения качеств или получения новых функций.
Задания:
1. Компания JBL сделала комбинирование своей портативной колонки и светильника, получив один из самых популярных продуктов линейки – JBL Pulse. Какой метод SCAMPER они применили? Выберите ответ. А) Соединить Б) Увеличить В) Перевернуть.
2. Новая техника современного искусства – разбрызгивание краски по полу. Показывается картина Линды Бергли «Угловая композиция» 1969г. Какой метод SCAMPER применила художница? Выберите ответ. А) Изменить порядок Б) Уменьшить В) Убрать.
3. Бренд «Боржоми» увеличил продажи, начав выпускать свою воду в пластиковых бутылках, снизив конечную стоимость и предложив альтернативу своей же более дорогой минеральной воде в стекле. Какой метод SCAMPER они применили? Выберите ответ. А) Заменить Б) Убрать В) Соединить.
7. Резюме урока. Наше занятие подошло к концу. Благодарю всех участников за активность инестандартные решения творческих задач, предложенных на уроке. В завершении я хочу рассказать вам притчу о слепых индийских мудрецах. К ним привели большого слона и попросили его описать. Первый, трогая бок животного, сказал, что это отвесная стена. Второй, ощупывая бивень, ответил, что совсем не стена, а острое наточенное копье. Третьему достался хобот, помяв который в своих руках, мудрец подумал, что это змея. Они начали спорить, доказывая свою правоту, но ни один из них не смог описать животное целиком. Как мы сегодня с вами поняли, каждый видит объект или задачу только со своей стороны. Лишь всестороннее изучение предмета и способность задавать правильные вопросы позволит вам объективно взглянуть на вещи или сменить привычный угол зрения.
В ходе нашего урока мы узнали о методе SCAMPER, научились применять предложенные системой вопросы в творческих учебных заданиях, а также узнали о научных изобретениях, которые появились на свет благодаря этому методу.

Ссылки на источники
  1. Зиновкина М. М. Педагогическое творчество: Модульно-кодовое учебное пособие. – М.: МГИУ, 2007. – 258 с.
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
  3. Скользкий тип: тефлон // Журнал «Популярная механика». - июнь 2005. – URL: http://popmech.ru
  4. Методика SCAMPER - творческое решение проблем. – URL: http://magicportal.ru/articles/scamper-metodika-tvorcheskogo-resheniya-problem.html

Похожие публикации