«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык,
он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
*Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель;
*оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,
среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;
*оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
*оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения,
которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ…»
(К. Д.Ушинский)
- Актуализация
В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире 2014 год в Российской Федерации объявлен Президентом Годом культуры.
В настоящее время очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Безусловно, при интенсивном внедрении в жизнь компьютеризации, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Современная среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.
2. Краткий обзор теории
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный.
Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Фольклор называют «живой стариной». В нем, как в волшебном ларце, есть потешки и считалки, игры и песенки, загадки и скороговорки. Народная педагогика (а она лежит в основе детского фольклора) учитывает все особенности развития наших детей.
Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.
Пестушки и потешки помогают родным нянчить малыша в первый год его жизни. Существовала давняя русская традиция — все действия, связанные с уходом за детьми, сопровождать песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически выстроенная речь обостряет восприятие окружающего мира, вызывая у детей чувство радости.
Всевозможные игры (горелки, салки, жмурки, хороводы и т.д.) отвечают физическим потребностям ребенка, его активной природе. Они помогают малышу найти свое место в коллективе, учат общаться не только со сверстниками, но и с детьми старше и младше его. Это незаменимый опыт социальной адаптации, который, к сожалению, сегодня утерян.
Потешки о животных помогают ребенку познавать окружающий мир. Они развивают его память, внимание и воображение.
Сочный и образный язык небылиц, перевертышей и сказок отвечает желанию взрослых передать ребенку ощущение многокрасочности окружающего мира и способствует развитию у него чувства юмора.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Шутливые диалоги и загадки — основной материал для развития речи ребенка, его памяти и внимания, а скороговорки, чистоговорки — своего рода «народная логопедия».
Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Малые фольклорные жанры, если смотреть шире, задают ребенку определенную позитивную «программу развития».
В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира - речемыслительный; при этом не накопление знаний само по себе, а обеспечение в процессе их приобретения единства мысли и слова. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивает мыслительную деятельность. Ребенок получает возможность познавать то, что нельзя воспринимать с помощью органов чувств, учится управлять своим поведением, осознавать свою активность. Развитие речемыслительной деятельности – важная задача подготовки дошкольников к школе.
3. Методологические основы
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались К. Д. Ушинский (29), В.И. Даль (12), Д.Б. Эльконин (33), Н.Х. Швачкин (32).
Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К.Д Ушинский (29): «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он верил в принцип «народ без народности – тело без души». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков» и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно – живой образец народного развития.
4. Результаты обследования
В большинстве случаев, дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи.
В старшем возрасте эти дети обладают определёнными знаниями и интеллектуальными умениями, однако их логическая деятельность отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак, характеристику предмета или явления. Детям сложно выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщённые слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый характер, грамматически неоформленный характер.
Вывод: Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
5. Цель работы
Оптимизация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования малых фольклорных форм.
6. Задачи
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
1.Определить теоретико-методологические основы использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5 лет с ОНР;
2. Выявить особенности понимания и употребления малых фольклорных форм детьми старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. Разработать тематический блок использования малых фольклорных форм в работе с детьми 5 лет с ОНР с целью развития у них полноценной речевой деятельности и повышения эффективности логопедического процесса;
4. Проверить эффективность использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5 лет с ОНР.
7. Принципы
Свою работу по развитию речи детей средствами детского фольклора мы строим на следующих основных принципах:
- интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (чтение художественной литературы, ознакомление с природой, развитие речи, различные игры, продуктивная деятельность);
- активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
- на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной детской деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
- бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. 8. Внедрение
Для решения поставленных задач используем комплекс методов: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме, обследование детей, беседы с родителями, консультации, совместные праздники, досуги, выставки, чтение художественной литературы, объяснение, разучивание, игры – драматизации, создание картотеки для детей по народному фольклору: потешки, чистоговорки, скороговорки, альбом «Звукарик», дидактические игры по мотивам сказок…
В коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет следует знакомить с небылицами, частушками, былинами.
Основными формамиорганизации обучения детей, на которых используется фольклорный материал учителем - логопедом, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:
- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка;
- занятия по формированию навыков связного рассказывания;
- занятия по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи);
- логоритмические занятия.
Используются фольклорные произведения в различных структурных компонентах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, мимической гимнастики, при выполнении различных видов массажа, дыхательных упражнений.
При использовании в коррекционно-логопедической работе фольклорного материала мы убедились в том, что:
- При условии отбора малых фольклорных форм с учетом возрастных возможностей детей и организации систематической работы, они могут быть доступны пониманию детям с тяжёлыми нарушениями речи.
- Использование малых фольклорных форм в логопедической работе способствуют решению таких задач, как:
- образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи;
- развивающие – развитие фонематического слуха, развитие наблюдательности, развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
- воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.
9. Поэтапность
Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:
- проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
- проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
- проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
- проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
- проговорить громко, как можно четче и быстрее.
Каждую скороговорку проговариваем с разными интонациями: вопросительной, весело, грустно, «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:
- предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
- уровень развития речи детей;
- учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.
Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить его составлять собственные.
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.
Сочинение пословиц и поговорок как вид творческой деятельности можно включать как часть занятия или проводить отдельным занятием. Важно объяснить детям, что в пословице мысль выражается кратко, сжато. При составлении пословиц и поговорок нельзя добавлять лишние слова (в отличие от ответов на вопросы, где нужно формулировать полные предложения). Важно составить новую пословицу, поговорку, но при этом сохранить форму, интонационный рисунок и смысловое значение прежней.
Среди пословиц и поговорок можно найти образцы готовых игровых упражнений. Пословиц, подобных этой: «У него правды, как у змеи ног, не найдешь», можно составить очень много. Например, у жирафа не найдешь полосок, у льва - пятен, у кошки - копыт, у петуха - зубов, у крокодила - панциря, у щуки - клешней… Важно, чтобы дети научились подмечать особенности окружающего мира, закрепили бы знания, приучились бы выражать мысль словами, особым образом формулируя ее.
Работая над пониманием переносного смысла пословицы, мы развиваем у них ассоциативное мышление. «Вертит языком, как корова хвостом» - здесь язык болтливого человека, разглашающего свои и чужие секреты, сравнивается с коровьим хвостом. Пословицы и поговорки – это благодатный материал для развития и ассоциативного мышления, и образной речи.
Следует учитывать, что развитие творчества не может идти без опоры на наглядность. Использование картинок в таких играх обязательно. Они помогают детям быстрее понять и выполнить задание, создают положительный эмоциональный фон. При составлении пословиц, аналогичных такой, как «Гусь свинье не товарищ» (или «Волк коню не товарищ»), картинки не обязательно выставлять сразу парами. Детям предлагается выбрать картинки животных, кто кому, по их мнению «не товарищ». Дети сами составляют пары по этому принципу и затем сами придумывают пословицы. Только после тренировочных упражнений с наглядностью у детей появляется способность абстрагироваться.
Ознакомившись с эффективными приемами и методами работы с пословицами, можно сделать выводы:
1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.
2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.
3. У детей повышается уровень познавательной и речевой деятельности, обогащается словарный запас.
4. Через пословицы и поговорки развивается и формируется грамматический строй, связная речь, речевая активность дошкольников с ОНР.
Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей и логопеда, а также повысить уровень усвоения материала по лексическим темам.
10. Заключение
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
Использование малых форм фольклора в работе с детьми с ОНР позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях.
За небольшой промежуток времени, дети стали более раскрепощенными, они не боятся говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками. Занятия по речевому развитию стали более интересными как для них, так и для логопеда.
В дальнейшей своей работе мы будем активно использовать все виды и формы детского фольклора, чтение и рассказывание сказок, так как малые формы фольклора развивает устную речь детей, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Перспективы дальнейшей работы мы видим:
- в углублении коррекционно-развивающих возможностей малых фольклорных форм, применяемых в процессе логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР,
- в поиске путей обеспечения эффективного взаимодействия специалистов по данной проблеме,
- в интеграции коррекционно-логопедической работы на материале малых фольклорных форм с детьми, имеющими речевые нарушения.
Ссылки на источники:
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. 240с;
- Аникин В. П. К мудрости ступенька. М., 1988;
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор. М., 1957;
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 328с;
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования М-Л., 1938г.;
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения Сб. М-Л., 1935г.;
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961;
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя языка В 2-х ч. М., 1949г.;
- Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.;
- Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.
- Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы// Сост. В. Агафонников. М., 1973г.;
- Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С.185-193;
- Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи /Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1958г.;
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958г.;
- агрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22;
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1976. 127с.;
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. 143с.;
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26;
- Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. М.: Просвещение, 1967. С.46-60;
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.239с.;
- Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.;
- Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.;
- Сергеева Д. А как речь то говорит, словно реченька журчит (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23;
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. 78с.;
- К.Д. Ушинский / Избранные педагогические сочинения в двух томах / Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М. «Педагогика», 1974;
- Хватцев М.Е. «Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей». - М., 1962 г.;
- Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21;
- Швачкин Н.Х. «Развитие речевых форм у младшего дошкольника».//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995 г.;
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Просвещение, 1960. 348с.