Войти / Зарегистрироваться

Использование технологии развития творческой деятельности на уроках истории и искусства

Получить свидетельство
Авторы: Горбушина Светлана Юрьевна, Юдакова Мария Васильевна

Современное общество предъявляет к ученику высокие требования. Согласно им, он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разных проблем, работать с информацией, уметь анализировать ее и аргументировать, мыслить критически и творчески, искать рациональные и креативные пути решения, уметь выразить свои мысли и применить на практике.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образование стремится сформировать личность, которая обладает таким качествами, как навык самообразования, быть мотивированным на получение образования на протяжении жизни, социальной адаптивностью, быть успешным в современном мире. Современное образование дает возможность всем учащимся проявить свои таланты и творческие возможности. Сформировать такие навыки помогают такие школьные дисциплины как «История» и «Искусство». Они помогают обучающимся достичь необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов.
В своей статье мы хотим описать некоторые методы, помогающие развить креативные способности обучающихся, с учетом их интересов и индивидуальных способностей.
Развитие этих умений и многих других позволяет осуществить технология развития творческой деятельности. На уроках истории и искусства творческое мышление, есть мышление самостоятельное, оригинальное и нестандартное. Начинается с открытия для себя новых путей саморазвития. Казалось бы, сделано столько открытий, изучены все тайны истории и культуры человечества. Нужно ли учить современных ребят пытливости мысли, нужно ли увеличивать количество решаемых загадок на уроке. И мы, считаем, что да, безусловно, необходимо. Наша задача, подчеркнуть актуальность данной технологии. Современные школьники мало читают, мало общаются с прекрасным, часто сталкиваются с тем, что не могут разобраться с основными понятиями истории и культуры, им сложно выразить свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Именно желание видеть своих учеников обладающими всеми этими навыками и умениями и обратило наше внимание на эту тему применение технологии развития творческой деятельности.
1. Блок мотивация.
Практически на всех своих уроках и в повседневной жизни у нас возникают ассоциации, которые, ведомо или неведомо, связывают нас либо с прошлым человечества,либо с эстетическими категориями.
Часто видя произведения искусств, ученики видят только внешнюю сторону этого исторического памятника, а ведь здесь скрывается историческая эпоха, история создания, стиль и манера исполнения, способ выражения, и конце концов, конкретная история, стоящая за каждым произведением культуры, ситуации.
В начале урока мы предлагаем на рассмотрение несколько фото (рис. 1) и предлагаем ответить на ряд вопросов:
 
  
 Рис. 1.
 
  • Как вы думаете, что это?
  • Что вас навело на мысль о назначении данного предмета искусств?
Итак, о чем, как вы, думаете, пойдет речь на сегодняшнем уроке – Развитие античного искусства на примере города Афины. Проблема урока – Классика – вечная красота и мера; эллинзм – закат классики, это было слишком для эстетики Греции.
2. Содержательный блок.
В этой содержательной части используется больше материала по истории, но связан он с темой искусство античности.
  • Район Керамик. Можно предложить групповую форму работы, с материалом изображение амфор и пифос разных видов, раздаточный материал, рис. 2)
 Рис. 2.
 
  • Сравните чернофигурную краснофигурную вазовую роспись: элементы, фон, техника изготовления.
  • Поясните, в каких случаях греки использовали пифос, амфору.
  • Объясните, почему на Керамике работали большей частью свободные люди, при этом ремесленники имели рабов?
После работы самостоятельно, учитель выводит на доску некоторые рисунки и предлагает ребятам ответить на поставленные вопросы перед классом.
  • Агора. Ребятам предлагается совершить путешествие на Агору – Охарактеризуйте, какую роль Агора играла в жизни греков?
  • Акрополь. Храм Парфенон, храм Эрехтейон и статуя богини Ники
(что можно было делать в этих храмах, почему Ника, описание, виды колонн).
3. Психологическая разгрузка
Данный блок предполагает использование разных форм, например, поэтический вернисаж. Ребятам предлагаем иллюстрации детей к подвигам Геракла, можно их на доску и сопроводить вступительным и последующими стихами, 4 - 5 стихов)12 подвигов Геракла в стихах
Александр Пальянов (Вступление)
Двенадцать подвигов Геракла,
Программа школы – пятый класс,
Любовь людская не иссякла,
История волнует нас.
Здесь героические будни,
И путешествия на судне,
И битвы с чудищами есть,
И неоправданная месть,
И обязательная служба,
Победы, слава, мастерство,
Богини Геры колдовство,
И бескорыстная есть дружба.
И заключительный парад -
Так было много лет назад.
Первый подвиг. Немейский лев
Вторая, третья, стрелы все попали
В цель, лев оскалил пасть,
Да, стрелы шкуру не прорвали,
Вот вам еще одна напасть.
Царя зверей дразнить негоже,
Исход печальный тут возможен.
Лев в три огромнейших прыжка
Вмиг оказался у стрелка,
Замах могучей лапы,
Р-р-раз …
И тут дубиной между глаз
Геракл ударил, хуже папы.
Зверь завыл, потом в пещеру отступил,
С собой корову прихватив.
И там затих, зализывая раны.
Второй подвиг. Лернейская гидра
Клешней ухвативши Геракла за ногу,
Живущий в трясине огромнейший рак
Заставил Геракла позвать на подмогу,
В таких передрягах без друга никак.
Конец вожжей с камнем закинувши другу,
Ему Иолай оказал вновь услугу,
Сквозь бульканье газа услышавши зов,
На помощь прийти оказался готов.
Геракл вожжами обвил поясницу,
И помощь ему оказалась как раз,
Потом торопливо отправил приказ,
А Иолай привязал их за колесницу,
Кони рванули, Геракл по воде
К другу скользил, как к Полярной звезде.
Третий подвиг. Стимфалийские птицы
С востока солнце птиц слепило,
Они Геракла видеть не могли,
Тимпанов звоном их глушило,
И перья им не помогли.
Собравшись в стаю птицы улетели,
Герой в тимпаны бил неделю,
Потом, собравши птиц тела,
Развел костер и сжег дотла.
Свои собрал Геракл стрелы,
Они содержат гидры яд,
Хотя просты на первый взгляд,
Смертельные в руках умелых.
Убитым птицам чтоб не рыть могил,
Дым крематория немало дней чадил.
Четвёртый подвиг. Керинейская лань
Лань, как-то пробегая мимо
Подсохших зарослей кустов,
Геракл рядом был незримо,
Включила резко «останов»,
На расстоянии в два ярда (35а)
Лань увидала леопарда.
Могучий хищник был красив,
К Гераклу бросилась: «Спаси!»
При лани увидав Геракла,
У зверя ярость вмиг прошла,
И агрессивность вдруг ушла,
И на загривке шерсть обмякла.
Геракл обнял лань: «Моё!»,
Аркан накинул на неё.
4. Головоломка.
Ситуация «Ошибки» предлагаемая нами позволяет преодолеть «инертность мышления». Что это такое? Под инерцией понимают предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале.
Чаще всего, ученики, привыкшие к стандартным ответам, теряются и боятся выйти за рамки уже известного всем им алгоритма своего выступления. Однако, мы пытаемся заставить их мыслить более широко, оригинально, погружаем их в проблемную ситуацию: перед вами фото нескольких храмов, многие из которых находились в Афинах, найдите отличия, выделите необходимы элементы (портик, фронтоны, Кариатиды)
Сложно запомнить конкретные личности и термины, с которыми мы встречаемся на уроках истории и искусства, тем более, что они часто переплетаются друг с другом. Проблема состоит в том, что ученик зачастую заучивает поверхностное восприятие предмета материальной и духовной культуры.
5. Интеллектуальная разминка.
Рассмотрим еще одну форму интеллектуальной деятельности. Основные проблемы – сложность материала, а, следовательно, его скучность и монотонность, отсутствие стимулирования внимания и активности. Что можно сделать, чтобы избежать этих ошибок? Начинаем продвижение от «старых» знаний к «новым». Учащимся предлагается написать стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. «Синквейн».
1 строка – заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно (два) слова, существительное (обычно).
Пример:
Античность
классическая, поздняя
зародилась, разрушили, угасла
цивилизация древней Греции и древнего Рима
древность…
6. Содержательная часть.
Данная часть урока содержит тот материал, который необходимо изучить именно он помогает сформировать творческое мышление учеников. Ребятам предлагается обратить внимание на доску, где демонстрируются иллюстрации с изображением разных видов колонн. Главный вопрос, который стоит перед учениками – особенные черты ионического и коринфского ордера колонн. Что бы усложнить материал и начать работу на опережение, можно предложить сравнить элементы античности с элементами культуры эпохи Ренессанса, выявить, что общего и отличного было в двух, таких разных как по времени, так и в пространстве эпохах. Для сравнения можно так же использовать готическую культуру средневековья, классицизм периода нового времени.
7. Компьютерная интеллектуальная поддержка
Современный мир невозможно представить без использования информационных технологий. На уроках мы активно используем компьютер, интерактивные доски и другие информационные технологии. Такая работа всегда находит большой отклик от учеников, она им очень нравится т заставляет более активно участвовать в обсуждении или отгадывании той или иной загадки. Например, игра «Да/Нет», это может быть работа по командам, а можно организовать работу на весь класс (рис. 3).
 
 
Рис. 3.
 
 
Если есть такая техническая возможность, то можно предложить создать мини-презентацию и представить ее классу, здесь удобнее организовать работу по парам, уместным будет и обсуждение между ребятами, например, придумать вопросы к оппонентам, что позволяет получить навыки участи в дискуссии.
8. Резюме.
В современном уроке, построенному по стандартам ФГОС, «рефлексия» является последним этапом урока. Что же должно происходить на этом этапе и как этот этап позволяет реализовать технологию развития творческого мышления. Итак, «рефлексия» переводится с латинского – «возврат», согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова «Рефлексия – это размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ». Таким образом, говоря об обратной связи на этом этапе урока, мы будем подразумевать что информация, которую узнают ученики подвергается их тщательному осмыслению, взвешиванию и оценке, если на первом этапе она была «новой», то теперь она становится собственной.
На этом этапе учителю важно организовать обсуждение пройденного материала, при чем сделать это таким образом, чтобы ученик мог сам продемонстрировать, как изменилось его знание от первой стадии к следующей. Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям, теперь можно внести изменения, дополнения, выполнить творческие исследовательские задания на основе полученной информации. Например, предложить ребятам, используя записи в тетради, а также представленные наглядные изображения ставить рассказ, начав со слов «Наконец-то прибыв в Афины из далекой Финикии, я увидел все чудеса, о которых мне рассказывали…»
На стадии рефлексии работа ведется в группах, парах или индивидуально. Механизм используемых методов и приемов может быть самый разный – ответы на вопросы, кластер, синквейн, проверка и обсуждение таблиц, возврат к ключевым словам, верным/неверным утверждениям, анализ и оценивания проделанной работы. Важно в процессе диалога учителю дать возможность ученику увидеть различные варианты мнений на один и тот же вопрос.
 
Ссылки на источники
  1. Утемов В.В., Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ// Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. - АRT53572. URL: http://e–concept.ru/2013/53572.htm. -Гос.рег.Эл No ФС 77 – 49965. – ISSN 2304 – 120Х.
  2. Лимаренко А.В. Задачи великих. Эвристическая технология преподавания истории в школе. – Дальневосточный центр ТРИЗ, 1999. – 157 с.
  3. Утемов В.В., Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ – ТРИЗ // Концепт. – 2013.– Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL:http://e–concept.ru/2013/53572.htm. - Гос.рег.Эл No ФС 77 –49965. –ISSN2304 –120Х.