Войти / Зарегистрироваться

Реформы Петра Первого в Марийском крае

Получить свидетельство
Автор: Комиссарова Елена Сергеевна

Тема реформ Петра Первого, их претворение в жизнь и их значение всегда популярны и вызывают множество исторических дискуссий. Эта тема актуальна для учащихся 7 класса по предмету Отечественная история. Реформы Петра Первого изменили почти все стороны жизни населения Российской империи Нам стало интересно узнать, как этот период реформ затронул Марийский край.
Они затронули наш Марийский край в большей степени в системе управления и налогообложения. В исторической литературе этот период развития Марийского края в составе Казанской губернии рассматривается чаще всего как время увеличения налогового гнета: появление новых чрезвычайных налогов, рекрутская повинность, переход от ясака к подушной подати.
В своей работе я изучал историческую литературу и исторические документы по данной теме. Мне хотелось разобраться, какие стороны жизни марийских крестьян затронули реформы Петра Первого. Не только с точки зрения налогообложения, но и с других сторон жизни марийцев.
Кроме этого, мне стало интересно перевести размер ясака, до введения подушной подати в современные деньги. Узнать, сколько бы сейчас составлял размер подушной подати.
Цель нашей исследовательской работы: изучить, какие стороны жизни марийских крестьян изменили реформы Петра Первого.
Объектом исследования являются Марийском край в первой четверти XVIII века, а предметом – положение и налоговые повинности ясачных марийцев.
Чтобы реализовать данную цель нам потребовалось решить следующие задачи:
1) изучить указы Петра Первого, касающиеся ясачных марийцев
2) рассмотреть особенности христианизации марийцев Казанской губернии в первой четверти XVIII века
3) сравнить размеры налогообложения ясачных марийцев и подушную подать.
4) изучить какое сопротивление оказывали марийские крестьяне реформам
5) проанализировать собранный материал и сделать выводы.
6) усовершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности.
В ходе реализации цели и задач, мы использовали разные методы: анализ исторических документов, исторических монографий, обработка данных.
Наше исследование, имеет практическую значимость. Собранный материал будет использоваться на уроках истории в 7 классе. 

Глава I. Марийский край в составе Русского государства в конце XVII - начале XVIII

1.1 
Управление марийскими землями
В конце XVI века на марийских землях были построены города-крепости Козьмодемьянск, Кокшайск, Царевококшайск, Царевосанчурск, Яранск, Уржум, Малмыж. Города стали центрами уездов с марийским населением и начавшим переселяться в Марийский край русскими поселенцами. Значительная часть луговых марийцев вместе с тем относилась к Казанскому уезду, в который входили: часть Арской, Галицкая и Алатская дороги.
Следующий, «бунташный» XVII век начался стихийными бедствиями, голодом и смутой. Марийский край постоянно охватывали антифеодальные крестьянские войны, потрясавшие Российское государство. Так было и в 1606-1609 гг., позднее это повторилось во время восстания Степана Разина в 1670-1671 гг., а в 1774 году уже при «просвещенном» абсолютизме Екатерины II с особой силой проявилось во время крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Потенциал сопротивления угнетателям, сохранявшийся в марийском народе, был значителен. Не случайно царское правительство в XVII веке, опасаясь новых восстаний, издало ряд указов, запрещавших марийцам заниматься кузнечным делом и изготовлением оружия.
В XVII веке фактор пограничья для Марийского края отошел в прошлое. Постепенно складывается административная система управления с делением территории на уезды и волости. Козьмодемьянск и Царевококшайск, утратив прежнее военное значение, стали уездными городами, в которых сосредоточились местные органы управления, получили развитие торговля и ремесла. В это время начинается монастырская колонизация, сопровождавшаяся захватом угодий у марийцев. Раздача земель марийских крестьян-ясачников монастырям, русским помещикам и служивым татарам имела ограниченный характер. При этом крестьян-мари совсем не было среди помещичьих, монастырских и удельных крестьян, при передаче их угодий новым владельцам они выселялись со своих земель.
В конце XVII -начале XVIII вв. Марийский край управлялся Приказом Казанского двора. По реформе 1708г., край был в составе Казанской губернии. При Петре территория Марийского края была разделена между несколько губерний. С 1708 года марийцы оказались в составе Казанской губернии. (2, с. 190) С 1719года губернии были поделены на провинции. В составе Свияжской провинции оказались Царевококшайский, Кокшайский, Козьмодемьянский , Царевосанчурский и Яранские уезды и половина края в составе Казанского уезда одноименной губернии.
Местное управление краем в начале XVIII было сосредоточено в руках уездных воевод, которые подчинялись Казанскому губернатору. Например, воевода Царевококшайского уезда подчинялся Казанскому губернатору.
Численность населения края постепенно увеличивалась. Крестьяне к началу XVIII составляли 93% от общего населения. Число жителей трех городов: Козьмодемьянск, Царевококшайск и Кокшайск в начале XVIII составляло окало 3,5 тыс. человек. В Марийских городах проживали дворяне, чиновники, священники, податное население: посадские люди (купцы, ремесленники), ямщики, дворцовые и монастырские слуги, государственные крестьяне. В большинстве своем городское население было русским. [2, c.176]
1.2 Основные занятия марийцев в XVII - начале XVIII в.
Основным занятием марийских крестьян было земледелие. Урожайность была невысокой, часты были неурожаи и голод. Только за первую половину XVII века было 10 неурожайных годов. [4, С.98]
Крестьяне занимались животноводством. Содержали лошадей, коров, овец, коз, и домашнюю птицу, ловили рыбу. Марийские крестьяне владели бортными угодьями, которые передавались по наследству, развивалось пасечное пчеловодство. Значительную роль в жизни крестьян имела охота.
В XVIII веке заметных размеров достигли лесные промыслы. Крестьяне были заняты на заготовке и сплаве леса. Русские крестьяне Царевококшайской дворовой волости были заняты на извозе купеческих товаров в другие города.
Главный собственник земли в марийском крае было государство. Казне принадлежало 1/3 лесных массивов, оборочные сенокосные угодья и пахотные участки.
В начале XVIII в. две трети всех земель края находилось в пользовании общин марийских ясачных крестьян. Помещичьи землевладения были малочисленны.
Крестьянская община выступала и как важнейший инструмент регулирования всех сторон хозяйственной и духовной жизни (языческие моления народная педагогика) ясачных марийцев. Для решения всех «мирских» дел все взрослые мужчины-дворохозяева обязаны были присутствовать на общинном сходе. Важнейшим среди них был вопрос о наделении ясачных людей пашней и сенокосами. В середине XVII века в среднем на 1 ясачный двор приходилось от 4,5 до 9 десятин пашни и выше (в трёх полях) 70-80 копен сена. Обычно пахотные и сенокосные участки давались каждому дворохозяину после переделов по жребию. Иногда марийцы свои земельные участки передавали по наследству или, по решению общинного схода, отдавали родственникам. [4, с. 98]
В совместном пользовании всех общинников были пастбища, озёра, речки, леса, болота, а иногда и сенокосные угодья. Собственные бортные деревья в общинных лесах их владельцы обозначали своей «тамгой» - родовым знаком индивидуальной собственности корректного крестьянского двора. Равные в своих правах, ясачные марийские общинники обычно помогали друг другу. В особенности в страдную пору и при новостройках. На общинные «помочи» приходили не только родственники, но и соседи. Обычно эти коллективные работы выполнялись исключительно за «угощение». Вместе с тем внутри марийской общины в имущественном отношении появилась небольшая прослойка зажиточных дворохозяев, владевшая значительными площадями пашни, сенокосов и использовавшая труд обедневших сородичей. Основная масса общинников еле сводили концы с концами в хозяйстве.
1.3 Система налогообложения ясачных марийцев.
Марийские крестьяне были государственные. Они платили ясак- это натуральная и денежная повинность за пользование государственной землей. Он взимался в качестве ренты- налога с определенной площади пашни, сенокоса, бортных угодий. Ясачная марийская община выступала как фискально-податная единица. Общинники, связанные круговой порукой, обязаны были своевременно вносить в царскую казну, требуемую денежную сумму, выполнять различные повинности и вносить подати. Раскладка податей и повинностей между отдельными дворохозяевами обычно производились по ясакам на общинных сходках, исходя из посильных возможностей каждого крестьянского хозяйства. Обычно на один марийский двор приходилось 0,5 ясака. По данным 1678 года в 22 общинах-волостях Галицкой дороги Казанского уезда (Коркатово Большой Карамас Парат и др.) почти 4/5 дворов платили в размере 0,5 ясака. С незначительной части крестьянских дворов взыскивали лишь 0,25 ясака. С обедневших взимали лишь «бобыльский» оброк. В тоже время небольшое число деревенских богатеев платили 1,5-2 ясака с двора. В 1624-1664 в среднем с каждого ясака взыскивали в казну деньгами по 48 копеек, а продуктами по 64 кг ржи и овса и 32 кг ячменя. К 1678г. денежная часть ясака выросла до 52 коп, а продуктовая почти в 2 раза, не считая многочисленных оброчных платежей, податей и повинностей. Это было весьма обременительно для марийской деревни, где труд был дёшев, а деньгиииоченьооредки.
Особенно резко возросли разнообразные натуральные повинности марийцев в пользу государства в конце XVII- первой четверти XVIII вв. Кроме денежного ясака крестьяне должны были выполнять множество обязательных повинностей. Были введены окладные, неокладные и чрезвычайные сборы и хлебные подати (канальные и канатные деньги, корма на рижский провиант, наряженным работникам в Азов, Петербург и т.д.) [4, с.102] 

Глава II. Положения марийских крестьян в период реформ Петра I

2.1 Повинности марийских крестьян в пореформенный период
Ради победы в войне, которая должна была вывести Россию в число великих европейских и мировых держав, царь не жалел ничего и не щадил никого. Нужно было – брал людей и гнал их на войну, на строительство флота, городов. Большую часть Козьмодемьянских стрельцов царь забрал на азовские походы против турок. Те, кто остались в живых после походов 1695-1696гг. поставили в Козьмодемьянске Стрелецкую часовню, сохранившую до наших дней. Другую часть стрельцов, ходивших под Азов, царь отправил на флот, который создавался на Балтике. Часть посадских людей из Козьмодемьянска была переведена ”на вечное житьё” в строящийся Санкт-Петербург и другие города. Множество крестьян были отправлены на строительство городов и крепостей. После обязательных работ посадские люди писали донесения о разрешении жить своим двором в родном городе и освобождении от "переведения". Характерны для того времени были донесения посадских людей разрешения жить своей семьей в родном городе и прошения об освобождении от «переведения». Например, из донесения посадского человека И.Я. Шмакова о разрешении жить своим двором в г. Козьмодемьянске и освобождении от «переведения» от марта 1723года. Он просит разрешения остаться в Козьмодемьянске после смерти отца, который был оставлен переведен в Санкт – Петербург для строительства дома, затем был отпущен домой для «купечества и домашних нужд» и умер. Его дети просили, чтобы их не переводили в другой город. [2,с.205]
Неудивительно, что деревни обезлюдели, целые волости состояли из беглого населения. Крестьяне как могли сопротивлялись ограблению, уклоняясь от ревизий и утаивая ревизские души. Особенно много было беглых в марийских волостях в 1707- 1712гг., в разгар Северной войны. Недоимки росли из года в год. Ясак достиг неподъемной величины- 14 рублей в год. Большинство ясачников могли платить от четверти до половины ясака. Сверх денег платили еще 16 пудов ржи. Такая политика вынуждала марийцев бежать от царских чиновников на восток в башкирские земли. Кроме этого вспышки чумы и неурожаи периодически поражали марийский край. С введением подушной подати с 1724года с ревизской души брали 1 рубль 14 копеек. Льготы по рекрутскому сбору тоже были отменены. С 1721 года рекрутов начали брать с марийских деревень.[5,с.88]
2.2 Что тяжелее ясак или подушная подать?
Для сравнения мы взяли объем обязательного ясака второй половины XVII века и повинности вместе с подушной податью в первой четверти XVIII века. Объемы старинных мер перевели в килограммы, а денежный оброк выразили в стоимости коровы и перевели на современные цены.
Повинности марийских крестьян: ясак составлял в среднем один рубль, 27 копеек, одна четверть ржи и овса. [4,с.102] Это стоимость 1 коровы 100 кг ржи и 96 кг. овса. Современные цены на сельхозпродукцию мы взяли из сайта https://agroserver.ru. Коровы средняя цена в зависимости от веса от 30. 000 руб. до 63.000 руб. черно- пестрой породы. Один кг. ржи стоит 6 руб., овес – 6 руб., пшеница 7 руб, 1 кг. муки -11 руб.

Таблица перевода ясака и подушной подати в стоимость продуктов и в современные цены

Размер ясака в конце XVII века до 1704г.

Размер ясака и чрезвычайных сборов с 1704-по 1723гг.

Размер подушной подати с 1724 года.

Один рубль, 27 копеек, одна четверть ржи и овса

 

1 корова, 100 кг ржи, 96кг овса.

6р. 30 коп до 14 рублей, по две четверти муки и овса, осьмине ржи.

Две коровы 182 кг. муки, 192 кг овса, 51 кг. ржи до 7 коров.

6 рублей, 15 алтын, муки ржаной -3 четверти,

На подряд Генерального провианта по 1 рублю. на подряд Морского провианта по 13 алтын и полуторы деньги, на канальное дело по 6 алтын полполуденгою. на жалование ландратам и комиссарам по 6 алтын, на житнишную поделку по 2 алтына.[2,с.197]

3 коровы, 80 кг. муки

47 200 рублей

95 000 рублей- 300000 рублей.

138800 рублей

 
Для расчета меры объема сыпучих тел мы перевели четверти в пуды, а затем в килограммы: четверть –это 9,5 пуда пшеницы; 6,25 пуда ржи; 7,25 пуда ячменя; 6 пудов овса, 5 пудов муки.
Чтобы рассчитать денежную часть налогов, мы сложили из деньги копейки, а из алтына –рубли: алтын- 3 копейки, деньга-0,5 копейки.
В результате новой ясачной переписи 1704г. были введены множество чрезвычайных денежных сборов и хлебных податей. В результате этого, до введения подушной подати в 1924 г. ясачные крестьяне платили ясак от 6р. 30 коп до 14 рублей , по две четверти муки и овса, осьмине ржи. Для сравнения: в то время лошадь стоила 2-4 рубля, корова 1-2 руб, один пуд ржи -2-3 коп. [4,с.102]
Для сравнения мы переведем стоимость ясака на современные цены. На денежный ясак можно было купить три коровы, 182 кг муки 192 кг овса 51 кг ржи.
Сравнив полученные вычисления, мы поняли, что самым тяжелым положением марийских крестьян был период ведения Северной войны, строительство флота, Строительство Санкт –Петербурга.
2.3 Льготы для марийцев принявших христианство
Значительно меняется положение марийского населения со времени царствования Петра I. В этот период Московское государство подготавливает почву для полной ассимиляции марийцев с крестьянством центральных районов Русского государства того времени. По-прежнему наиболее подходящим средством для этого считалась христианизация марийского населения. Но в отличие от прежних лет Петр берется за это дело решительно и организованно.
В 1700 году был отправлен в Казань митрополит Тихон со специальным заданием - призывать к христианству и крестить марийцев, живущих в Казанской епархии, т. е. в уездах Уржумском, Яранском, Царевосанчурском и Царевококшайском ("луговые" марийцы). Митрополит должен был привлекать марийцев к христианству, "обнадеживая их милостью и льготными годы".
1 сентября 1720 года Сенат вынес постановление, предоставлявшее принявшим христианскую веру марийцам в государственных сборах и "изделиях" льготу на 3 года. В следующем году после правительственного распоряжения о льготах для "новокрещенцев" митрополиту Тихону удалось крестить 438 марийцев. В письме по этому поводу новгородскому архиепископу Феодосию Тихон сообщает (17 апреля 1721 года), что христианизация мари велась бы еще более успешно, если бы не было "препятствий" со стороны "гражданских командиров", которые не соглашались предоставлять новокрещеным обещанных им, согласно сенатскому указу, льгот.
О этих льготах мы узнали из императорского указа казанскому губернатору об освобождении от рекрутской повинности марийцев, принявших православную веру от 2 ноября 1722 г в нём говорится о что новокрещённых марийцев на воинкую службу не брать, «а которые служат в Казанском гарнизоне отпустить домой, а которые крестится не хотят и дальше брать на воинскую службу». [2,с.217]. Кроме этого в 1723 г был издан Указ сената об освобождении от наказания за утаивание ревизских душ ясачных марийцев, принявших христианскую веру. [2. с. 217] Эти льготы были введены не в первые о них упоминается в правлении Фёдора Алексеевича. [2, с.166].
Митрополит Тихон практиковал и раздачу новокрещеным денежного жалованья. По указу 1 сентября 1720 года, было отпущено на эти надобности по 1000 рублей из неокладных сборов Казанской губернии. Но в действительности эта сумма отпускалась только в одном 1720 году, а затем давать эту сумму Сенат отказался, ссылаясь на то, что она должна поступать из средств синода. [6,с.43].
Можно сказать, что христианизация марийского края при Петре Первом была более мягкой и носила необязательный характер. Марийцев пытались привлечь льготами и привилегиями. Это носило не массовый характер как например, в в1740-1760-е года. Эти льготы в большинстве случаев не соблюдались. А рекрутская повинность вернулась на марийских крестьян в 1722году.

Глава
III. Сопротивление марийцев реформам в начале XVIII

3.1 Бегство марийских крестьян на восток и другие земли от тяжелых повинностей. 
Многие сотники утаивали ревизские души так как ясак был непосилен. Многие ясачные марийцы уходили на заработки из деревень в другие уезды, умирали от болезней и община не могла выплачивать весь ясак. Из показаний выборных марийцев Нолинской волости Уржумского уезда мы узнали какие ясачные платежи были обязательны в 1723г.: денежный ясак с новокрещенных черемисов - 6 рублей. 15 алтын. муки ржаной по три четверти, временные запросные денежных доходов. На подряд Генерального провианта по рублю. на подряд морского провианта по 13 алтын и полуторы деньги, на канальное дело по 6 алтын полполуденгою. на жалование ландратам и комиссарам по 6алтын, на житнишную поделку по 2 алтына. [2, с. 197].
Многие выборные марийцы жалуются в своих показаниях о том. что в деревне есть пустующие дома, беглые крестьяне, но за ними числиться ясак и крестьянская община должна его выплачивать, что становиться непосильной повинностью.
О бегстве марийских крестьян можно судить по Показаниям выборных марийцев, когда они сравнивают количество жилых домов с прослой ревизии и сегодняшнее состояние. Например, из показаний выборных марийцев Ошлинской волости в деревнях было 133 дворов, а «ныне у них жилых 85 дворов, пустых 47 дворов того ради, что тех пустых дворов их братья черемисы померли, а иные бежали». [2, с.200]. Только в 1707- по 1710 гг. из Казанского и Уржумского уездов в бегах были жители 1350 ясачных марийских дворов, в 1710-1712гг -2350, более 55 процентов наличного населения. Крестьяне уходили деревнями, сотнями и волостями. За 1704- 1712гг. В Козьмодемьянском уезде в «бегах» было 3568 душ мужского пола, четвертая часть. В марийских волостях Царевококшайского уезда в 1712-1723гг опустело 25 процентов крестьянских дворов.[4,с.111].
Из этого можно сделать вывод, что самым тяжелым периодом для податного населения Марийского края был период ведения Северной войны, строительства Санкт – Петербурга. Спасаясь от чрезмерно тяжелых налогов, переселений и обязательных работ, марийцы уходили из родных мест дальше на восток или в новые, необжитые лесные массивы. 
3.2. Участие марийских крестьян в Башкирском восстании
В начале XVIII века произошло уравнение мари и русских и в податном отношении. Но черемисы были уравнены с тяглыми русскими крестьянами только в повинностях, а не в правах. В то время как русские могли торговать, заниматься промыслами и ремеслами, - черемисы, за исключением служилых людей, не могли жить в городе. В город они только приносили ясак; могли приходить туда и с другими целями, но в небольшом числе и без оружия. Запрещалось проживать в городе, ночевать, завязывать сношения с русскими, есть и пить с ними. Правительство запрещало ввозить к иноверцам вино и табак. Торговать иноверцы могли только после уплаты ясака. Об этом говорится в наказе окольничему, князю П. Л. Львову, определённому воеводе в Казань в 1697 г.
Стеснено было и развитие местной промышленности. Взамен ясака мари должны были платить подушно подать по 1 рублю 10 копеек с души. Мари встретили эту подать враждебно, так как она была тяжелее ясака. При Петре I уравнены были ясачные и тарханные марийцы: ясачные стали отбывать воинскую повинность, а тарханные стали платить подушную подать. В 1722 году указом от 19 января Петр I приказал брать рекрутов с мордвы, марийцев, татар и чувашей наравне с русскими тяглыми людьми. Чтобы сохранить марийцев как тяглую силу, при Петре I запрещалось брать в заклад у них за долги оброчные и ясачные земли.
В 1707-1708 гг. крестьянские волнения охватили значительную часть Уфимского и Казанского уездов. Они стали перерастать в общее восстание всех нерусских национальностей Приуралья и Среднего Поволжья. Активное участие в нем принимали марийцы. Восставшие выдвинули единые требования: « С них, с башкирцов, и с татар, и с вотяков (Удмуртов), и черемисы ( марийцев) для их скудности новонакладную на них прибыль снять». [4, с.112]
В начале 1708 г. Отряды башкирских и марийских повстанце в переправились через Каму и углубились в пределы Казанского уезда. Но воинская команда во главе с князем П.И. Хованским вынудила восставших отступить.
Об этом же говорится из отписки Верхотурского воеводы Б. Д. Глебова об участии марийских крестьян в башкирском восстании от 5.02.1708 г. Из этого документа я узнал, что марийцы и вотяки подержали башкир в национальном восстании, вместе сожгли множество деревень около Сарапула и Елабуги. Затем башкиры и вотяки пошли вверх по Каме, марийцы дальше не продвигались. [2,с.189]
Участие марийцев в восстание народов Поволжья отражало общее недовольство политикой реформ и своим тяжелым положением.
Заключение.
При Петре жизнь людей в России существенное преобразилась. По его указанию изменен календарь. Новый год теперь начинался с 1 января, а летоисчисление после 7207 года начали отчитывать 1700 год от Рождества Христова. При нем был исправен гражданский шрифт, которым печатали учебные издания, появилась первая газета, первый музей. При Петре Первом упразднено патриаршество и проведена реформа государственного управления, он учредил губернии. Его усилиями был изменен облик самих подданных. Была введена медная копейка, серебряный рубль и золотой червонец. Царь заботился о развитии в России горнорудного дела, учредив Берг-коллегию. Петр Первый поощрял своих подданных к поиску рассыпного золота и серебря. При нем развивалась металлургия на Урале. Самодержец стремился внедрить в своем Отечестве искусства, развивающиеся в Европе. Оттуда выписывал он мастеров, художников и архитекторов. Царь стремился развить торговлю с иностранными государствами и ввести Россию в число мировых держав. «Окно в Европу» было прорублено Петром решительно, так что в России он стал символом модернизации и западничества.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что реформы были нужны России, но проводились они самым жесточайшим образом, с огромными потерями людских ресурсов.
Абсолютизм Петра I принес крестьянам еще большие тяготы. Резко увеличились размеры разнообразных денежных платежей и натуральных повинностей в пользу государства. В начале XVIII века крестьяне-ясачники были включены в категорию казенных (государственных) крестьян. В эту же категорию оказалась переведена основная масса служилых марийцев за исключением небольшой их части, которая, приняв христианство и обрусев, вошла в состав русского служилого сословия. В довершение всего в 1724 году, согласно указу Петра I, ясачные люди Среднего Поволжья переводились на подушное обложение. Как следствие этого тысячи марийцев стали переселяться на восток, в Башкирию и Предуралье.
 Для марийского крестьянства реформы Петра I имели для марийского края свои последствия, выделим самые основные:
1. Стихийная волна переселений марийских крестьян в земли Прикамья, Приуралья и Башкирии. Формирование группы восточных мари.
2. Распространение христианства, строительство церквей в марийских деревнях. Соответственно, рост числа грамотных среди населения
3.Развитие ремесла и торговли в городах Царевококшайск, Кокшайск, Козьмодемьянск. Так как указом 1699 г. города управлялись не воеводами, а земской избой(ратуша, магистрат).
Изучив историческую литературу, исторические источники по данной теме, сравнив путем вычислений размеры ясака и подушной подати, мы пришли к выводу, что самым тяжелым положением марийских крестьян был период активный петровских преобразований. Когда шло строительство флота в Воронеже, Северной войны, строительство Санкт –Петербурга. Размер ясака в денежном выражении вырос в два раза, а обязательные платежи составляли список из десяти пунктов. Кроме этого, т.к. марийские крестьяне были государственные, они выполняли обязательные повинности, их переселяли на строительство Азова, Санкт –Петербурга.
 
Список используемых источников:
 
  1.  Айплатов Г.Н. История Марийского края с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие. Йошкар Ола, 1994
  2. Айплатов Г.Н., Иванов А.Г., История Марийского края в документах и материалах - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1992-564с.
  3. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История Марийского народа: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2011- 180с.
  4. История Марийской АССР. Том I/ Хлебников А.В. Сануков К.Н, Айплатов Г.Н. и др.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1986г -.300с.
  5. История Марийского края в лицах XIV- начало XX веков. Йошкар-Ола: Мар НИИЯЛИ, 2012.-392с., илл.
  6. Савич А.А. (электронный ресурс) Исторический журнал, № 5, Май 1938, C. 32-46. Режим доступа к ресурсу: http://libmonster.ru/
  7. Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев, с 1552 по 1867 год. (электронный ресурс). Режим доступа http://www.runivers.ru/bookreader/
  8. https://agroserver.ru.

Похожие публикации