Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческого мышления и творческих способностей на уроках физической культуры

Получить свидетельство
Авторы: Белов Алексей Владимирович, Нилова Галина Федоровна, Шарафутдинова Рамиля Дабировна

Человек – это солнце, только дайте ему светить.
Сократ

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте. Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер, и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Система образования в нашей стране в целом направлена на развитие созидающего творческого воображения, а не фантазирования, что было бы существенней для развития личности. Имеющиеся задатки у большинства людей с годами постепенно гасятся и это плохо. Огромную помощь в этом может оказать методика развития творческого воображения и фантазирования. При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность – это способность создавать нечто новое, оригинальное. Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Содержание методики можно разбить на два класса:
- приемы и методы активизации творческого воображения и фантазирования, преодоление психологической инерции мышления и познавательно-психологических барьеров;
- приемы и методы генерирования творческих идей и повышение эффективности решения творческих задач.
Приемы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др.
Методы второго класса позволяют получать фантастические идеи путем целенаправленного преобразования исходной ситуации. Кульминация креативного процесса: озарение, новое видение предмета, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, поиску ответов. В итоге появляется информационный запрос, у каждого – свой. Возникает потребность в движении и получении знаний под руководством учителя или с помощью родителей.
Успешное развитие креативности возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
  4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
  5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству [1–4].
В творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
  1. Научить детей мыслить в разных направлениях;
  2. Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
  3. Развить оригинальность мыслительной деятельности;
  4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
  5. Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.
Основными приемами, обеспечивающими воспитание креативности на занятиях физической культурой, являются:
  1. Вооружение занимающихся специальными знаниями в связи с их знаниями по другим предметам учебного плана школы.
  2. Использование взаимообучения, которое помогает решать как минимум три задачи. Во-первых, обучая товарища, каждый занимающийся начинает глубже понимать содержание упражнения, его технику, что способствует лучшему усвоению двигательного действия. Во-вторых, взаимообучение помогает формировать инструкторские навыки. В третьих, оно способствует оптимизации обучения на уроках. Учитывая это, к взаимообучению следует привлекать всех занимающихся без исключения. Взаимообучение имеет и воспитательное значение. Оно воспитывает чувство сопереживания успехам и неудачам товарища, повышает ответственность занимающихся в процессе физического воспитания.
  3. Развитию креативности учащихся способствует также воспитание критического отношения к себе. С этой целью следует пробуждать у занимающихся интерес к собственному развитию, научить их ставить ближайшие цели, чтобы самостоятельно и целенаправленно воздействовать на определенные стороны собственного развития.
  4. Инициативность, самостоятельность и креативное отношение к учебному процессу воспитываются посредством привлечения учеников к выполнению ими обязанностей капитанов команд, физоргов, дежурных, групповодов. При этом педагог должен оценивать и поощрять общественную деятельность занимающихся.
  5. Креативность учеников стимулируется, как показывает опыт, эмоциональностью занятий. Для оптимизации уровня эмоционального состояния, а следовательно и интереса к занятиям, необходимо обеспечить каждому ученику посильную нагрузку [5].
Развитию креативности и инициативы занимающихся способствует организация самостоятельных форм физического воспитания учеников, которые проводятся без участия учителя. В основу принципа сопряженного психофизического развития школьников на уроках физической культуры входит не только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты (осознание собственного «я» в условиях постоянного физического и психического развития). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также для интеллектуального развития. При соответствующем подборе игр и упражнений физическое воспитание способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль при стрессовых ситуациях, сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения. Развитие творческой активности школьников осуществляется учителям через обучение на занятиях подвижным и спортивным играм, через систему внеклассных и внешкольных мероприятий [6]. Игры – прекрасное средство развития ребенка. Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей:
Игры на развитие творческого воображения:
Игра «Разнобой» Эту игру, предшественницу знаменитого КВН, придумали в молодежном лагере «Орленок». Она относится к серии так называемых коллективных творческих дел ребят, обитателей этого знаменитого лагеря. Игра подходит для любой хорошей разновозрастной группы детей, для дня рождения и для других праздников. Должно быть несколько организаторов. Они проводят подготовительную работу. Главное – придумать творческие задания. Примеры: создать живую статую юбиляра, сочинить стихотворение на заданную тему и т.д. Все задания пишутся на лепестках большой ромашки, которую вырезают из бумаги. Все участники «Разнобоя» делятся на команды. Выбирают название команды и командира. Командиры подходят к ромашке и по очереди отрывают лепестки с заданиями. Затем идут к своим командам. Начинается подготовка, которая длится примерно 10–15 минут. После этого команды по очереди представляют свои номера. Выбранное заранее жюри (это может быть компания организаторов) оценят каждый номер и определят победителя.
Эстафеты. Каждый знает, что такое эстафеты, поэтому здесь приводятся лишь некоторые идеи по организации заданий для этапов эстафет.
  1. Со стаканом воды, которую нельзя расплескать.
  2. С яйцом в ложке.
  3. Вращая хула-хуп.
  4. Прыжками, сидя, как лягушка.
  5. Отбивая рукой воздушный шарик.
  6. На ходулях.
  7. В ластах, очках и резиновой шапочке.
  8. Верхом на метле.
  9. Прыжками, удерживая мяч между ногами и т. д.
Игра «Шарады». Это лучшая игра для праздника. Она особенно интересна, когда в ней принимают участия и взрослые и дети. Все – и гости, и хозяева делятся на две команды. Сначала одни загадывают, другие отгадывают, потом – меняются. Загадывающая команда уходит в другую комнату для подготовки. Придумывается слово для шарады. Оно должно состоять из нескольких частей, которые сами являются словами. Ну, например, слово «парад» можно разбить на «пар» и «ад». Затем загадывающая команда должна представить две три короткие сценки с каждой из составляющих слово. Перед каждой сценкой выходит один из участников команды и объявляет: «Первое!» «Второе!» «Целое!». Последней идет – сценка, представляющая все слово целиком. Не обязательно всю сцену посвящать загадываемому слову или его части. Достаточно, чтобы это слово хоть раз прозвучало в устах кого-то из играющих. Отгадывающие могут удалиться на совещание. Им предоставляется какое-то время на попытку отгадать слово. Если им это удалось, то команда зарабатывает очко [7].
Игры на психологическую активизацию творчества (Мозговой штурм.)
Игра «Знатоки спорта». Команда, желающая ответить, дает свисток, если ответ неправильный – может отвечать другая команда. Если её ответ не верен – отвечает ведущий.
Вопросы:
  • В каком году и где Россия впервые участвовала в олимпийских играх? (1912 г. в Стокгольме)
  • Какие упражнения относятся к прикладным?
(ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье, перелезание, переползание, поднимание, переноска грузов)
  • Каков размер ворот в сандболе? (3*2 м.) Игра со зрителями.
  • Какова длина марафонской дистанции? (42 км. 195 м.)
  • Какова ширина штанги сандбольных ворот? (8см.)
  • Назовите разновидности лыж (гоночные, слаломные, прыжковые, туристские)
Игра «Блиц-турнир».
1-я команда.
На ответ команде дается 1 минута 30 секунд – 2 минуты.
  • Как называется (называют) бегун на короткие дистанции? (Спринтер)
  • Какова ширина беговой дорожки?(125 см.)
  • В каком виде спорта самый высокий старт?(В парашютном)
2-я команда
Время на ответ то же.
  • Как называют бегуна на средние дистанции? (Стайер)
  • Назовите вес гранаты для юношей (700г.)
  • В каком виде спорта самый низкий старт? (В подводном).
Игры на поиск и обоснование возможных причин и последствий.
Игра «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Играют в две команды (команда Шерлока Холмса и доктора Ватсона). Сначала команды расходятся по комнатам на подготовку. Необходимо придумать ситуацию и подобрать «улики». Например, можно задумать так: хозяйка рассыпала стиральный порошок, принесла ведро с водой и тряпку, но раздался телефонный звонок, и она срочно ушла (улики: рассыпанный стиральный порошок, ведро с водой, тряпка, раскрытая телефонная книга и т.д.). Вторая команда должна, изучив улики, разгадать ситуацию. Жюри должны оценить не только мастерство разгадывания ситуации, но и мастерство придумывания и разгадывания ее. Победитель определяется по суммарным оценкам.
Игра «Наскальное письмо». Играющие делятся на две команды. Команды некоторое время готовятся. Они должны выбрать рисовальщиков, придумать и записать небольшой рассказ. Пример рассказа: «Охотники вышли из пещеры, встретили мамонта, побежали от него, но мамонт споткнулся о пень и потом побежал от охотников». Затем в отдельной комнате встречаются рисовальщики. Они обмениваются рассказами и пытаются за короткое время передать полученный от другой команды рассказ короткими символами-рисунками. Затем эти рисунки передают командам, собравшимся вместе. Теперь их задачи расшифровать истории. Судит действия обеих команд жюри [7].
Игры на построение ситуации по алгоритму
Туристический поход. Все ребята мечтают отправиться в поход со своими одноклассниками, друзьями или родителями. Жить в палатке, готовить на костре, купаться, загорать, ловить рыбу – все это очень здорово!
Заранее намечается маршрут. Желательно, чтобы он проходил по живописным местам, в лесных массивах с чистым воздухом, вблизи водоемов. Любое мероприятие в школе, связанное с выходом на природу – это, прежде всего, ряд сложных головоломок, которые нужно решать быстро и правильно. Поэтому организация туристических эстафет и походов школьников целиком ложится на плечи актива туристической группы и педагогов.
Для того, чтобы поход прошел успешно, заранее необходимо провести туристическую эстафету в школе, которая способствовала бы развитию основных умений и навыков, необходимых в походе. Эстафета может включать:
  • Сбор рюкзака.
  • Переправа по бревну через ручей.
  • Подъем на склон.
  • Перенос раненого.
  • Разжигание костра.
  • Установка и снятие палатки.
  • Кочки.
Игра «Казаки – разбойники». Игра требует выдумки, хитрости, тренирует тактическое мышление, навыки общения, умение не сдаваться в самых трудных ситуациях. Кроме того – прекрасная физкультурная тренировка. Очень увлекательная игра, любимая многими поколениями детей. Есть несколько вариантов, вот один из них.
Группа детей делится на две команды: казаки и разбойники. Одних от других можно отличить, например, по нарукавным повязкам или каким-нибудь другим признакам (например, казаки могут надеть «папахи» – зимние шапки).
Договариваются о границах территории, где будет идти игра.
Казаки выбирают место для «темницы» и огораживают его камешками.
Разбойники убегают и прячутся. По дороге они мелом рисуют стрелки, которые предназначены не столько для того, чтобы показать, куда они побежали, сколько для того, чтобы сбить преследователей со следа.
Казаки расходятся в поисках разбойников. Разбойника надо не только найти, но догнать и запятнать.
Как только первый разбойник попался, его приводят в «темницу». Казак ведет разбойника за руку или за воротник, тот не имеет права вырываться и убегать. Постепенно в «темницу» попадает несколько разбойников.
Оставшимся «на воле» разбойникам необходимо спасти своих. Для этого разбойники должны тайком пробраться к «темнице», отвлечь стражу и запятнать пленников. Если это удалось – они свободны. Но если до этого казаки успели запятнать «спасателей», они тоже попадают в «темницу».
Игра закончится, если всех разбойников посадят в «темницу», но сделать это очень не просто.
Игра «Лапта». Для игры нужны: небольшой резиновый мячик (например, теннисный), лапта – палка длиной 60 сантиметров, желательно с рукояткой.
Все играющие делятся на две равные команды. На площадке с двух сторон на расстоянии примерно 20 метров чертят две линии. Пространство за линиями называется: с одной стороны «город», с другой стороны – «кон».
Перед началом игры члены одной команды собираются в «городе» (дальше мы их будем называть «защитниками города»), играющие другой команды расходятся по всей площадке.
Техника метания мячей такова. Один из играющих подбрасывает мяч на небольшую высоту, в это время «метальщик» с лаптой в руках размахивается и бьет по мячу. При удачном метании мяч отлетает далеко, при неудачном – падает рядом.
Один из «защитников города» бьет по мячу. Теперь задача метальщика – добежать до «кона» и вернуться назад в «город». Задача же игроков другой команды – поймать мяч и запятнать им метальщика (пока он находится на «ничейной» территории). При этом, поймав мяч, они могут перебросить его игроку, который стоит ближе к бегущему метальщику, чтобы кидать мяч было удобнее.
Если метальщика удалось запятнать, то команды меняются местами и считается, что «город взят». Если же метальщик выполнил свою задачу, то в игру вступает новый метальщик. По очереди каждый из «защитников города» может стать метальщиком.
Если мяч «срезался» и упал слишком близко, то метальщик может ине решиться в этот раз бежать к «кону». Тогда он должен бежать со следующим метальщиком одновременно.
Игра заканчивается выигрышем «защитников города», если каждый из них сумел добежать до «кона» и вернуться назад.
Игры на стратегическое развитие
Игра «Морской бой». Играют два игрока. У каждого игрока и по две таблицы размером 10х10.Сверху на каждом квадрате пишут буквы по алфавиту, а сбоку цифры от 1 до 10. Таким образом, каждая клетка в квадратах обозначена сочетанием цифры и буквы. Вторая таблица – карта расположения «кораблей» противника. Право первого хода определяет жребий. Далее ходы делаются по очереди. Игрок, который делает ход, то есть «стреляет», называет координаты противника, по которой осуществляется выстрел, например, «А-3». Если в клетке с этими координатами нет корабля, то второй игрок говорит: «Промах». Если там есть корабль, то он говорит: «Попал». Выигрывает тот, кто первым затопит корабли соперника.
Игры на логическое мышление
Игра «Крестики-нолики» (во всех разновидностях) – великая игра, потому что она развивает умение размышлять, причём использует самую простую из всех досок – 3х3. И эту доску никто и никогда не таскает под мышкой – просто потому, что ее легко нарисовать, нужно провести всего 4 черточки.
Обычные «Крестики-нолики». Эта игра – одна из самых распространенных среди детей и тех взрослых, которые помнят своё детство.
«Крестики-нолики» для тех, кто учится в первом классе или для дошкольников. Она хороша как развивающая именно в этом возрасте. Поэтому – рекомендуем! – научите ребенка играть в нее как можно раньше.
Однако, «Крестики-нолики» любят не только маленькие дети. Можно увидеть и десятиклассника, играющего в них. Почему? Да потому что «специалисты» в этой игре учитывают не только простейшие её свойства, но и многообразные тонкости, часто психологические (например, неожиданность!) – и добиваются победы соединением логики и хитрости. Этим-то и хороша эта игра.
Итак, играют на поле 3х3. Договариваются, кто играет крестиками, кто – ноликами. «Крестики» начинают.
Каждый игрок ставит крест или ноль по очереди в одну из клеток «доски». Побеждает тот, кому удалось поставить три крестика (или соответственно нолика) в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.
Победили крестики.
«Крестики-нолики» с «довеском»
Этот вариант классической игры «Крестики-нолики» продлит очарование старинной игры. Обычно ведь дети, поиграв немного в «Крестики-нолики», говорят: «Эх, скучно! Всегда ничья!». И вот тут-то выходите Вы: «А что, если вот так сыграть?..»
Правила обычные. По очереди ставятся крестики и нолики, выигрывает тот, кто сумел поставить три крестика или нолика в ряд. Меняется только доска.
Заключение
Таким образом, единственным плодотворным путем развития креативности в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.
 
Ссылки на источники
  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  3. Утёмов В.В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся. Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. С. 70
  4. Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 112 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ.
  6. Годик М. А. «Спортивная метрология» – Москва: ЮНИТИ, 2007 – 481с.
  7. Беляков Е. А. «365 развивающих игр» – Москва: Айрис-пресс, 1999 – 304с.
 
Aleksei Belov,
a teacher of physical education of the Municipal Autonomous providing general education Establishment «Gymnasium №77», Naberezhnye Chelny, Republic Tatarstan.
Galina Nilova,
a teacher of physical education of the Municipal Autonomous providing general education Establishment «Gymnasium №77», Naberezhnye Chelny, Republic Tatarstan.
Ramilia Sharafutdinova,
a teacher of physical education of the Municipal Autonomous providing general education Establishment «Gymnasium №77», Naberezhnye Chelny, Republic Tatarstan.
Developing creative thinking and creative abilities at PE lessons
Abstract. In the article training creative thinking and creative abilities at PE lessons is considered. The authors describe methods providing these abilities through sports games and extra-curricular activities.
Key words: creativity, creative potential, generation of creative ideas, brainstorming.
 
 

Похожие публикации