Войти / Зарегистрироваться

Развитие творческого мышления и способностей учащихся общеобразовательных школ на уроках технологии

Получить свидетельство
Автор: Гадирова Ирада Мабуд кызы

«Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К. Роджерс
 

«Начинать целенаправленное развитие творческого
мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить
весьма богатые возможности детского возраста»
М. Н. Скаткин.
 
Одна из педагогических задач на современном этапе состоит во внедрении в образовательный процесс развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии [11].
Практический опыт показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее затруднительной и сложно реализуемой. С одной стороны, необходимо для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. С другой стороны, обучение должно происходить в рамках программы. В связи с этим, грамотно выбранные технологии образования помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Как известно, творческая деятельность человека направлена на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства, это всегда прорыв в неизвестное. Но творческому процессу предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество [11].
Способностями называют такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Стало быть, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается, когда учащиеся осваивают навыки самостоятельного применения своих ранее полученных знаний, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», – пишет М. Н. Скаткин (М. Н. Скаткин «Школа и всесторонне развитие детей»). Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
Уроки технологии охватывают все сферы жизни, дают девочкам знания и умения, которые необходимы каждый день. В наш век, когда у родителей не хватает времени на общение со своими детьми, чтобы передать свои умения, этот предмет просто необходим. И для учителя одного желания мало, необходимо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, учитывать особенности школьников (в т. ч. психические), предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала. Занятия по технологии позволяют сформировать у школьников нравственные качества личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие. Важно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
Большое значение для успеха обучения имеют продуманное оформление класса, обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий и раздаточного материала. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, и психологический комфорт учащихся во время работы. Чистота и порядок в кабинете воспитывают аккуратность, дисциплинированность, формируют хороший вкус, а главное – повышают мотивацию обучения [11].
Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но наиболее важно то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы.
Одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования – теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера.
ТРИЗ – это определённая последовательность действий и различные методы образовательного процесса (мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др.). Применяются они с учётом активного мышления и воспитания творческой личности для решения сложных задач в различных сферах деятельности.
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии по овладению способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Первоначально, ТРИЗ применялась только для решения инженерно-технических задач, но со временем уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.
Предмет «Технология» достаточно креативный предмет. Он даёт большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета в школе созданы все условия: хорошая материально-техническая база, множество наглядных средств, творчество учителя. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать эффективный способ и метод выполнения работы и другие ценные качества.
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки формируются в результате самостоятельной работы с информацией [11].
В начале 80-х годов советские исследователи Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин выявили, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин, проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
– умение поставить творческую цель и ее достигать;
– умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль;
– умение находить и решать проблему.
Указанные качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся. Этому способствует применение метода проектов на уроках технологии.
На уроках могут быть использованы разные виды творческих задач. Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» учащиеся выполняют проектные работы, в которых они на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании школьники приобретают опыт решения типовых и нетиповых задач, находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только раскрыть творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Учащиеся самостоятельно выбирают интересующую их тему проекта, ориентируясь на предложенный минимальный список примерных тем. В раскрытии темы проекта по определенному плану реализуется творческий подход. Так, например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны рассмотреть известные идеи, а также придумать свои рецепты, модели и т. п. В пункте проекта «Дизайн-спецификация» учащимся предложено творчески оформить схему [11].
При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа, в ходе которой учащимся необходимо практически представить придуманную идею. Большое внимание уделяется оформлению проектов, поощряется проявление творческой фантазии, яркость и красочность проектов. При составлении тематического планирования учитываются основные разделы программы («Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла» и «Кулинария») и возрастные особенности учащихся. На уроках используются различные уровни обучения, применяются дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука в 5-м классе предлагаются учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – передник с простейшими элементами отделки; средний уровень – цельнокроеный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень – отрезной с изменением деталей (например, форма, измененного нагрудника и передника, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т. п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т. д.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математики, черчения и др.). При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве. К основным темам составлен учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению заданий и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы. Например, при изучении в 5-ом классе темы «Производство ткани» предлагается творчески выполнить схему получения ткани, т. е. не просто описать схему: волокно – нити – ткань, а придумать форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т. д.). В 5–7 классах при изучении темы «Свойства тканей» учащимся дается задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить работу в виде творческой композиции. Тему «Интерьер» в 6 классе изучаем, выполнив макет комнаты, оформляя интерьер комнаты, украшая окна шторами и др.
Учащиеся 5 класса в разделе «Технологии домашнего хозяйства» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме все вещи связаны общим настроением, дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.
Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему разделу «Художественные ремёсла». Предлагается детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.
Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток или грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники. Эта тема включает целый блок уроков по работе с тканью. Учащимся предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнить ручные и машинные швы, разметку тканей по выкройке, одновременный раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам выстегивания. Опыт показывает, что эти работы получаются очень интересными и индивидуальными.
При объяснении теоретического материала используются различные энциклопедические сведения, исторические факты. Учащимся предоставляется возможность подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему. На занятиях используется проблемный метод: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
В процессе работы создаются на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т. е. решать проблему.
При изучении раздела «Кулинария» у девочек формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т. д. На данных уроках применяем элементы творчества. Примеры. В 5-ом классе учащимся дается задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т. п. На дом дается задание выполнить творческую работу «Воскресный бутерброд». На урок дети приносят фотографии своих работ.
Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд. Показываются некоторые приёмы изготовления украшений блюд и дается учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо. В течение прохождения кулинарных работ девочкам дается следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.
После прохождения кулинарных работ дается задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т. п.).
При изучении раздела «Рукоделие» учащиеся знакомятся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками и лентами, выполняют изделия для кухни из лоскутов, вяжут мягкие игрушки.
На занятиях школьники учатся строить и читать чертежи. Причем, используется традиционный способ (на бумаге) и лекальный метод (на ткани). После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Предлагается моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняется несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы проводится показ лучших вариантов.
Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяется практической работе, поощряется творческая инициатива, всячески поддерживаются любые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, используются и такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т. п. Урок-подиум является заключительным уроком по проектированию, где ученицы представляют свои сшитые модели и защищают проекты.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности, учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда.
Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
На протяжении многих лет работая над проблемой: «Развитие творческих способностей на уроках технологии», наиболее ярким примером в достижении поставленной цели считаем творческий подход и работу по разделу «Художественные ремёсла» («Художественная обработка материалов»).
Например, в 6 классе при изучении темы «Вышивка» после показа образцов вышитых изделий, украшения одежды вышивкой детям предлагается не просто вышить картинку, а украсить вышивкой полотенце, распашонку для малыша или детскую кофточку. Дети с удовольствием приносят изделия и выполняют работы, не похожие на другие. В 8 классе при изучении темы «Вышивка гладью», девочки знакомятся ещё и с объёмной вышивкой гладью, такой популярной в последнее время.
Участие в районных олимпиадах способствует проявлению творчества, самостоятельности и инициативы детей. В последние годы в школах России стала весьма популярной научно-исследовательская работа школьников, которая часто проводится под впечатлением от прочитанного и в целях удовлетворения своего познавательного интереса. В этой ситуации школьный учитель должен стать достойным первым научным руководителем свои подопечных, поддержать и развивать их интерес в своей области знаний.
Проведение научных исследований – это процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи. Любознательность – самый важный элемент научного творчества.
На урок приходят дети с различными способностями. Для некоторых уроки трудового обучения оказываются чуть ли не единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться как личность. Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительные знания и владения умениями), общий (хорошие знания и владения умениями) и продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы). Как правило, школьники третьей группы участвуют в городских и областных олимпиадах и творческих конкурсах.
Для подготовки учащихся в олимпиадах и конференциях проводятся индивидуальные практические занятия, тестирования по основным темам учебной программы, углубленная работа по конкретным темам, систематизация поискового материала.
В книге «Современные образовательные технологии» Д. Г. Левитес определил следующие функции учителя при работе над проектом: учитель «помогает ученикам в поиске источников, полезных в работе над проектом; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом».
Наиболее интересными являются изобретательские и исследовательские задачи. Изобретательская задача содержит проблему, которую надо решить. Например, моделирование юбки. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях мы просматриваем журналы, рисуем модели юбок, затем перед девочками ставлю задачу: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры ткани, экономной раскладки. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет учащимся самостоятельно найти ответ на вопрос: «Как быть?», т. е. решать проблему.
Исследовательская задача включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Учитель, имея «в руках» интересный фактический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Так, в разделе «Материаловедение» (5 класс) в качестве примера можно использовать следующую задачу: используя дополнительную литературу и знания об окружающем мире, учащимся предлагается дать сравнительную характеристику ткани и, анализируя свойства, объяснить области её применения. Другой пример: при изучении темы «Графическое изображение деталей и изделий» предметом исследования может быть масштаб какого-либо изделия.
Решению творческих задач детей надо учить. Необходимо познакомить учащихся с инструментарием ТРИЗ: противоречие, системный оператор, идеальный конечный результат, ресурсы, приёмы, алгоритм решения и т. д. Желательно сделать это на факультативных занятиях. Если такой возможности нет, то на конкретных задачах можно на уроках знакомить ребят с «мыслительными инструментами» ТРИЗ. Серьёзной помехой творческому мышлению часто является критика или боязнь критики выдвигаемых идей. В целях устранения этой помехи американский психолог А. Осборн разработал метод мозгового штурма («брейнсторминг»), получивший широкую известность. Сущность его состоит, прежде всего, в запрете критики. Выдвигаются любые идеи, в том числе самые фантастические, явно ошибочные, шуточные, так как они могут стимулировать появление более реальных и ценных. Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно».
Определим цели данной методики при работе с детьми:
– Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
– Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях».
– Научить детей фантазировать.
– Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
– Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.
– Оценить общую активность детей
Мозговой штурм включает три обязательных этапа:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
– Главное – количество идей, не делайте никаких ограничений.
– Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
– Необычные идеи приветствуются.
– Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Можно использовать разные модификации данной технологии: «свободное плавание», «атака вслепую», «наглядный штурм». Эта активная форма работы позволяет развивать творческий стиль мышления у детей. Поиск ответов вызывает у ребят большой познавательный интерес и положительные эмоции. Применять данную технологию можно при работе с одаренными детьми и просто на уроках, чтобы сделать их более интересными динамичными, познавательными. Применение ТРИЗ–задач возможно на разных этапах урока, это зависит от цели урока [11].
Рассмотрим фрагмент урока «Технология приготовления блинов с различными начинками» в 6 классе.
На этапе закрепления полученных знаний можно предложить учащимся такое задание, которое позволяет отработать понятие системного эффекта.
Учитель. Девочки, данную работу выполняем в парах. Вам необходимо выписать из каждой колонки таблицы по одному слову так, чтобы эти слова связывало что-то общее. Каждое слова можно использовать только один раз. Составьте из этих слов по одному предложению.
Таблица
 

Фарш

Блины

Яйцо

Молоко

Мясорубка

Творог

Мука

Мясо

Фрукты

 
Например: 1. Молоко – Мука – Блины. Блины можно приготовить из молока, муки, яиц. Если возникнут затруднения, можно попросить подсказку для приготовления начинки. Учащиеся дают свои ответы: Фарш – мясорубка – яйцо. (Чтобы приготовить начинку, с помощью мясорубки приготовим фарш, добавим специи); Начиненные блины с мясом и фруктами уложим на противень и отправим в духовку) [6].
Учить мыслить нестандартно, преодолевать шаблонность ума, управлять процессом мышления трудно, но интересно. На уроках можно использовать игровые упражнения, направленные на развитие и активизацию креативности – системы творческих способностей. Задача этих упражнений – научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого [7].
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
Что это? Откуда это взялось? Как это можно использовать? При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения – брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно), а обломки чего-либо – такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения: Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Обсуждение: Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными? «Необычные действия». Описание: Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1–2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:
– В чем именно они видят необычность этого действия?
– Что, с их точки зрения, к нему побудило?
– Как они оценивают это действие «задним числом» – к чему оно привело, стоило ли его совершать?
Если в классе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем числе участников группу лучше разделить на 2–3 подгруппы, которые будут работать параллельно.
Смысл упражнения: Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.
Обсуждение: Как необычные действия влияют на нашу жизнь – делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то, что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» – правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить? [8].
Вышеперечисленные инструменты ТРИЗ нашли широкое применение в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач), разработанной М. М. Зиновкиной [4]. Целью системы НФТМ-ТРИЗ является формирование творческой личности учащихся. Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ предусматривают изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение. Предлагаем разработку креативного урока [4, 5].
 
Разработка урока в  7 классе.
Тема: Вязание крючком

Цели урока: ознакомить учащихся со способами вязания изделий по кругу, приемами вязания крючком, спицами; воспитательная – прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.
Оборудование и инструмент: образцы вязания крючком, крючки, пряжа для вязания, ножницы, рабочие тетради, инструкционные карты, компьютер, проектор, экран.
Ожидаемые результаты:
– общее представление о материалах и инструментах для вышивки лентами;
– формирование умений выполнять вышивку нитками мулине;
– приобретение навыков самооценки, рефлексии.
Объект работы: образцы вязания крючком.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: рассказ, мозговой штурм, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Ход урока.
Блок 1 (Мотивация)
Учитель предлагает, используя метод мозгового штурма ответить на вопросы: Как продеть в ушко иголки нитку? Как закрепить нить на ткани, можно ли для этого сделать узелок? Ответы обсуждаются, выбираются наиболее подходящие. После обсуждения ответов учитель формулирует цели и задачи урока.
Блок 2. (Содержательная часть 1)
Учитель показывает образцы и работы, выполненные в технике вязания крючком, знакомит с историей данной техники. Знакомство с материалами для этой техники вязания крючком, спицами. Какие существуют номера инструментов. Крючки, спицы изготавливают из различных прочных материалов. Важно помнить, что толщина крючка, спиц должна быть равна толщине пряжи, сложенной вдвое. Для более плотного вязания нужно взять крючок, спицы тонкие. Для более рыхлого вязания – крючок, спицы толстые. В заключении учитель рассказывает о том, как лучше оформить работу.
Блок 3. (Психологическая разгрузка)
Из числа детей выбирается ведущий, который под музыку показывает движения руками, затем ногами, а ребята повторяют. Упражнение направлено на снятие мышечного напряжения, развитие внимания.
Блок 4. (Содержательная часть 2)
Перед выполнением работы проводится первичный инструктаж. 1. С крючками, спицами необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу. 2. Крючки и спицы другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках. 3. Нельзя делать резких движений рукой с крючком, спицами в направлении рядом сидящего человека. 4. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой. 5. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед. 6. Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом. Для ножниц есть закон простой: Ты для начала их закрой. И лезвиями от себя. Всегда клади, себя щадя. Подруге захочешь ты их передать, Колечки вперед не забудь ей подать.
Блок 5 (Резюме)
Подведение итогов урока, учащиеся отвечают на контрольные вопросы в конце параграфа № 37, учитель обсуждает с детьми результаты выполнения практической работы, отмечает лучшие работы.
Домашнее задание: Приготовить и принести на следующий урок материалы и инструменты для выполнения проектной работы по разделу «Художественные ремёсла» [7].
Использование ТРИЗ технологии положительно влияет на общеучебные компетенции учащихся, в частности на развитие нестандартного мышления, социализацию личности.
 
Ссылки на источники
  1. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5–9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.
  2. Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения, т. 1–3, М., 1939–1941.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.1967.
  4. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 64054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64054.html
  5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013.
  6. Тищенко А. Т. Технология. Индустриальные технологии. Методическое пособие. 6 класс. – Москва, издательский центр «Вентана-граф», 2015.
  7. Синица Н. В Технология. Технологии ведения дома Методическое пособие. 7 класс. – Москва, издательский центр «Вентана-граф», 2015.
  8. Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей.
  9. Синица Н. В., Симоненко В. Д. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: «Вентана-граф», 2012.
  10. Миронова И. В. Развитие творческих способностей на уроках технологии. – URL: https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-na-urokah-tehnologii-1212193.html.

Похожие публикации