Войти / Зарегистрироваться

Активизация творческой деятельности ребенка в мастерской как модели диалогового взаимодействия

Получить свидетельство
Авторы: Приходько Ирина Васильевна, Чубинец Елена Леонидовна

Новая философия образования потребовала отказаться от привычных для учителя объяснений и представить детям самим строить, открывать, создавать знания. Главная задача педагога – помочь ребенку понять, что он обладает творческими возможностями, высвободить из человека человека, воспитать гражданина.
Педагоги GFEN (Французская группа нового образования) свято верят в то, что лишь творческая деятельность может сделать человека счастливым. Они не только говорили об этом на обсуждениях стажировок, но и постоянно демонстрировали свою философию через структуру мастерских, в которых мы участвовали. Их задания помогали нам стать более открытыми, ощутить свою ответственность за образование в России, осознать справедливость их установок, что трудно быть гражданином, если ты не открыт для других людей.
«Новое образование», - писал А. Бассис, - это борьба идей в масштабе истории, отстаивание позиции «все способны», отказ от понятия одаренности, врожденного неравенства [1].
«Новое образование», - подлинное столкновение с миром, который предстоит познать, это отказ от старого и сотворение нового.
Согласно концепции «Нового образования», ребенок – мыслитель, осознающий могущество плодотворных идей, а учитель – сеятель, который может взрастить ребят, знающих то, что он сам не знает.
«Новое образование» - не воспитание легкостью. Примирение с несправедливостью и несчастьем – привычная склонность людей. Но изучать самого себя вместе с другими, проявлять неведомые способности – это долгий путь, одновременно и трудный, и вдохновенный.
Свобода на занятиях GFEN пронизывает каждое действие ребенка, отменяя тем самым принуждение, на котором основано традиционное воспитание. Цель воспитания с позиции GFEN – пробудить человека, помочь ему родиться для собственной жизни, выбрать вектор устремленности в обретении себя. Для этого образовательная технология GFEN (мастерская) настойчиво включает ребенка в познавательный, художественный, нравственный поиск, обогащая их субъективный опыт – основной источник собственного развития личности. Субъективный опыт позволяет детям самим понять, в чем благо. В постоянной корректировке субъективного опыта, в сопоставлении его с опытом других и происходит выбор собственного пути, происходит самоактуализация, осуществляется процесс воспитания. Это соответствует и позиции самого воспитуемого, которого всегда и везде возмущало насилие воспитания. А. Маслоу пишет: «Необходимо представить жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продолжение или отступление…» [2].
На такой же позиции стоят педагоги GFEN, также ратующие за собственную ответственность человека за свое воспитание. На своих занятиях (мастерских) педагоги GFEN предоставляют ребенку возможность к себе, к собственному «Я», раскрыть то, что он собой представляет, что для него хорошо, а что плохо, понять цель своей жизни; задуматься над значением таких понятий, как мир, свобода, равенство, взаимодействие, демократия, личность, права и справедливость. Совместные рассуждения, постановка вопросов, выработка суждений и организуют самостоятельный процесс воспитания, процесс выстраивания жизненно важных, смыслообразующих ценностей человеческой личности.
В слова «мастерская» и «демарш» вкладывается один и тот же смысл. Французские коллеги из GFEN отдают предпочтение слову «демарш», тем самым показывая, что их занятия выстроены иначе, чем урок, на иных принципах, иногда прямо противоположных: слепое подчинение – свобода, «поглощение» готового знания – самостоятельно выстроенное знание, педагогика запретов – педагогика выбора, технократическая парадигма – гуманистическая парадигма.
«Мастерская…- пишет И.А. Мухина, - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия»[3].
«Мастерская, - считает она, - это форма организации многомерного, многоуровневого диалога, создающего единое эмоциональное и смысловое поле, которое в последствии может определить направление дальнейшего движения, структуру будущего знания или только создать мотив».
В «Новом образовании» школьник перестраивает свой прошлый опыт с учетом того нового содержания, которое он сам открыл на мастерской. Поэтому знания являются подструктурой личности, включающей в себя не только отражение объектов действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного.
«Новое образование» ориентируется на стимулирование внутренних  мотивов, на собственное развитие в процессе учения, на действие вместе с другими и для других, на познание нового, неизвестного. На это направлена вся деятельность мастера, это – предмет его размышлений при подготовке мастерской, это – стержень всей конструкции мастерской.
М. Г. Ермолаева сформулировала принципы «Нового образования», которые, с нашей позиции, в первую очередь относятся к мастерской, к ее философской и дидактической основе [4]. Перечислим их:
-принцип равенства и способности всех;
-принцип поиска;
-принцип бытийности (т.е. безусловный учет и опора на индивидуально - личностные смыслы ребенка); 
-принцип целостности (взаимодействие с учащимся с учетом многообразия его проявлений в этом мире);
-принцип нелинейности (непросчитываемости, непредсказуемости до конца до конца любого педагогического акта, присутствие момента неопределенности, импровизации);
-принцип субъективности ( опора на субъективный опыт учащихся);
-принцип рефлексивности;
-принцип деятельности;
-принцип смены социальной позиции личности в группе.
Как видно руководство познавательной деятельностью класса на уроке и на мастерской не одно и тоже. Они в корне и по стилю, и по содержанию отличаются друг от друга. Отличаются они и по результату работы. Результат урока -  это овладение всеми учениками основами изучаемого непосредственно на уроке. Результат мастерской – сам познавательный процесс, позволяющий каждому ученику выстроить свое знание, свое понимание. Мастерская меняет деятельность ученика, привыкшего к подчинению и его, к послушанию, к монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки, так как мастерская выстраивается с учетом принципа «включения личности в значимую деятельность, принципа социальной позиции личности в группе». Результат работы в мастерской описывается словами: сделал, открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался, выбрал, приблизился, сделаю, почитаю, рассмотрю, понаблюдаю, проанализирую.
Ниже приводятся обобщенные высказывания школьников.
На мастерской: бурное обсуждение, творческий подход к решению проблем; больше свободы, раскованности; возможен философский взгляд на явления; приходится искать более оригинальные решения; стараемся увидеть науку с точки зрения философии; дается воля мыслям; можно высказывать свои мысли; можно говорить умные и смешные вещи; сами все открываем, углубляем и развиваем каждую мысль, высказанную в группе; дается тема и надо самому определить и свою «высоту», и свой «маршрут».
На мастерской: каждый скидывает свои мысли в общий котел, затем ненужные отбрасывает; обсуждение идет в группе, сплоченной одной целью; любое «сборище», решающее какую-либо задачу, - конденсатор противоположных идей, которые ведут борьбу за право на существование; обсуждение, решение общих задач, устранение неверных гипотез и с помощью одноклассников приход к истине; учитель сначала производит действия, поднимающие настроение, вызывающие вдохновение, а оно в свою очередь вызывает мысли правильные и неправильные, вызывает рассуждения.
На мастерской: новые знания запоминаются лучше и быстрее, так как интереснее обсуждать и их надо доказывать; узнать точку зрения других учеников, сравниваешь со своей; философское понимание мира, что для меня важнее, чем знание предмета; дает человеку высказаться; возможность проверить свои способности оригинально мыслить; результат мастерской – результат индивидуальности; радость; разочарование; добрались до истины, но не дошли до конца; медленно погружались, но потом дошли до самого дна, и у нас созрели мысли; после мастерской мы обычно еще долго размышляем; я глубоко вникаю в тему, начинаю философствовать; долго думаю о мастерской, обсуждаю с товарищами.
На мастерской: попытка «перевернуть знания», получение неординарного решения за счет творческого подхода; учились слушать, понимать одноклассников; ответ на мучивший тебя вопрос; это уже уложившиеся знания, которые не требуют чтения параграфа учебника; приводит к собственному мнению по данной теме.
Цель мастерской – преобразовать внутренний мир человека, позволить ребенку искать себя и стать в конце концов самим собой, разбудить в нем чувство достоинства, уважения и принятия себя, открыть себя  и для других, научить его росту, направить его развитие вперед и вверх.
Мастерская организует процесс возвышения ребенка над самим собой, дает установку на само исследование, тем самым предоставляя ему возможность уйти от фатальности и социальных ограничений, активизирует его шаги в построении своей собственной истории.
Темами мастерских конструирования знаний могут быть:
-ключевые вопросы курса, от понимания которых зависит успех учения, структура логических приемов (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.);
-общие виды познавательной деятельности (умение запомнить, быть внимательным, умение наблюдать и др.);
-категории, определяющие нравственную и жизненную позицию человека.
Характерной особенностью восприятия знаний на мастерской является то, что сами знания и процесс и процесс их рождения воспринимаются как единое целое. Присутствуя при рождении нового знания, помогая вхождению его в мир познанной реальности как нечто целого, ученик выстраивает свой процесс обучения, пробираясь от реальности к образу, который «примиряет имя с образом, представление с реальностью. И именно поэтому между субъектом и объектом на миг воцаряется согласие». Таким образом, мастерская учит оперировать с новизной, не боясь ее, вглядываясь в нее, наслаждаясь ею. Новизной, которая на каждой мастерской по-своему раскрывает глаза ребенка на уже виденное, рождая новый тип видения, более трепетное отношение к непознанному, еще не увиденному, еще не понятому.  Мастерская – пробуждение сознания, пробуждение своего «Я», рождение нового «Я», более свободного, верящего в возможности своей самореализации, обращенного к людям, воспринимающего свое бытие как непрерывный процесс замены настоящего на прошлое, а будущее – на настоящее.
Педагогическая мастерская отвечает требованиям ФГОС и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Мастерская приближена к исследовательским и проблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия и связи. Творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.
Проведенная нами мастерская называется «Русские народные сказки». Она разработана для учащихся 2 класса и представляет собой интеграцию предметов чтения и технологии (оригами).
Эта мастерская позволяет по-новому взглянуть на такие традиционные для урока литературного чтения задания, как дать характеристику героя сказки, сравнить, сопоставить его в разных сказках. Другая задача, с которой, так или иначе, работают в этой мастерской – создание устных и письменных высказываний, подбор образных, выразительных средств языка. Достичь успеха, двигаясь в этом направлении традиционным путём, довольно сложно. Живые мысли и чувства учеников на обычном уроке оказываются зачастую попросту невостребованными. Их индивидуальность подчас намеренно стирается, а иногда и вовсе подавляется.
В мастерской «Русские народные сказки» создаются, на наш взгляд, условия для максимальной личностной заинтересованности каждого ученика, для их живого и непосредственного отклика на происходящее, для разнообразного взаимодействия в процессе самой мастерской.
Для мастерской потребуется: тетрадные листочки, листки бумаги (5х10 см). фломастеры, пишущие средства для каждого ученика, цветная бумага, схемы сборки животных, источники с фразеологизмами, книги с русскими народными сказками
Ход урока представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Ход урока

Технологические этапы

Действие учителя

Действие учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Пишет на доске названия зверей из русских народных сказок: медведь, мышь, кот, лиса, баран(овца). Предлагает выбрать и написать на доске одного из зверей, которое ему нравится или интересует его, или, считает, что достаточно прочитал, чтобы о нем рассказать, поделиться знаниями со своими одноклассниками.

Дети думают, вспоминают, выбирают, рисуют на листке одного из зверей.

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта

Учитель предлагает записать все, что Вы знаете об этих животных (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного зверя и т.п.)

Вспоминают, листают книги, записывают все, что знают о том или ином животном.

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь листочками и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". Выполняют из бумаги по схемам оригами фигурку выбранного животного. .-Предлагает подобрать фразеологизмы к своему зверю.

- Работают в парах по заданию учителя.

-Изготовляют фигурку животного.

-Подбирают фразеологизмы к своему зверю.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
- Предлагает обратить внимание на качества характера зверей, которые пригодятся в жизни человеку, в каких ситуациях.

-Предлагает дополнительные задания.

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах животными.

-  Находят и обсуждают качества характера.

Выполняют дополнительные задания.

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений – фигур зверей и подобранные фразеологизмы.

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации для уточнения качеств характера зверя.

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают со сказками.
- Уточняют полученные знания

Рефлексия

- Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

- Осуществляют рефлексию.

 -Я узнал о том, что…

-Меня удивило то, что…

-Я запомнил то, что…

-Меня заинтересовало то, что…

-Хочу прочитать о…

На этой мастерской ребята сообща вспомнили русские народные сказки. В общении поделились своими знаниями. Учились выступать, слушать друг друга, выделять главное, делать открытия, обобщать, спорить, доказывать. Закрепили выполнение фигур из бумаги по схемам, узнали новые фразеологизмы и их объяснение, уточнили знания о качествах характера. В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, враждуют, дружат. В сказках повествуется о чём-то невероятном, невозможном в реальной жизни, то есть в вымысле есть и правда.

Сказки о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой энциклопедией. Тут осуждены хитрецы, лжецы, пройдохи, недотёпы, лентяи, воры, невежды, дураки, скупцы, забияки, грубияны, лицемеры, ханжи. Людские пороки выставлены на позор и смех. На всех наших сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков. И в стиле, в языке выразился особенный склад русской сказки. В каждом слове и обороте нетрудно ощутить особую манеру рассказывания. Заметно устойчивая привычка сказочника ясно и твердо определять свое отношение ко всему, о чем заходит речь.

Сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!

Ссылки на источники

  1. Педагогические мастерские «Франция- Россия». Под редакцией Э.С.Соколовой.- М., Новая школа, 1997.
  2. Маслоу А.Г.. Новые рубежи человеческой природы.- М., «Смысл», 2011.
  3. Педагогические мастерские: теория и практика. Составители: Н.И.Белова, И.А.Мухина.- СПб., ТВПинк, 1998.
  4. Ермолаева М.Г. Ступени мастерства в образовательном процессе. – СПб., СПбГУПМ 2003.

Похожие публикации