Войти / Зарегистрироваться

Комплекс упражнений по развитию артикуляционных, вокально-интонационных, метроритмических, двигательных навыков у детей 3-5 лет (методическая разработка)

Получить свидетельство
Автор: Бояринцева Алевтина Анатольевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика разработки
Предлагаемый комплекс упражнений разработан для использования на групповых или индивидуальных занятиях по музыкальному воспитанию (развитию музыкальных способностей) детей в возрасте 3-5 лет. Некоторые упражнения – в частности, артикуляционные – регулярно включаются автором также в ход занятий по вокалу, хоровому пению с детьми 6-8 лет.
Актуальность пособия определяется, во-первых, востребованностью музыкально-образовательных ресурсов в сфере дополнительного образования детей. Как известно, музыкальная деятельность активизирует общие и специальные способности. Научно доказан факт благотворного воздействия музыки на творческое мышление человека, его креативность и другие психологические качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности в любой отрасли.
Во-вторых, в последние десятилетия педагогами-дефектологами, логопедами, детскими психологами, а также врачами-педиатрами и неврологами зафиксирован рост количества детей с нарушениями развития речи, общей и мелкой моторики. Музыкальные занятия способны стать важной частью комплексной работы по коррекции указанных состояний.
Предлагаемые упражнения в течение трех лет активно используются автором в собственной практике.
Методологической базой данного пособия являются труды психологов, педагогов-музыкантов, музыковедов ХХ - начала XXI веков.
Цель предлагаемых упражнений – в доступных объемах развить артикуляционные, вокально-интонационные, ритмические навыки у детей 3-5 лет посредством музыкально-игровых форм.
Задачи упражнений:
- сформировать базовые вокально-интонационные навыки;
- активизировать работу артикуляционного аппарата;
- сформировать элементарные метроритмические представления;
- развить чуткость к ритмической организации музыки;
- развить эмоциональную чуткость к музыке;
- стимулировать развитие фонематического слуха, тембровой, мелодической выразительности речи;
- стимулировать коммуникативную мотивацию ребенка.
Отдельно следует выделить диагностическую задачу. Предметом диагностирования становится не только комплекс специальных музыкальных способностей детей. Часто именно в ходе выполнения упражнений становятся явными проблемные зоны речевого статуса ребенка, индивидуальные особенности эмоциональной, познавательной, двигательной сферы. При этом педагогу следует помнить, что важно выявить подлинную причину тех затруднений, которые возникают у ребенка при выполнении конкретных упражнений. Так, к примеру, «неспособность» к воспроизведению даже контура интонационного рисунка (т.н. «гудение») нередко является одним из проявлений дизартрии, а не показателем низкого уровня развития музыкального слуха. После курса лечения, рекомендованного неврологом, после систематических занятий с логопедом, дети-дизартрики, как правило, начинают петь гораздо лучше. В практике автора был также случай, когда неловкость, неуклюжесть, с которой ребенок выполнял простые движения, затрудненность в координировании слова и жеста оказались следствием перенесенной родовой травмы.
Автор настоящего пособия благодарит за консультацию по вопросам работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, учителя-логопеда высшей квалификационной категории МКДОУ «Детский сад “Рябинка” – центр развития ребенка» Тамару Валентиновну Медведеву (г. Омутнинск, Кировская область).
Все упражнения являются авторскими. Исключение составляет только поэтический текст песенки «Кот и дымоход», заимствованный из открытых Интернет-источников.

Методические рекомендации

Данные упражнения являются лишь частью материала, используемого на занятиях. Следовательно, они должны быть логически, дидактически связаны с другими составляющими – песнями, образцами для слушания, музыкальными играми и т.п.
Педагог может использовать упражнения выборочно, в нужном ему объеме: все зависит от задач, которые должны решаться на конкретном уроке, от уровня готовности детей.
Главные условия, обеспечивающие эффективность использования упражнений, – эмоциональная подача педагога и стимулирование эмоциональной вовлеченности детей в выполнение упражнений.
Если упражнения вызовут интерес у детей, на их основе можно составить игровую композицию, выстроить сюжетную линию.
Более подробные рекомендации изложены в аннотациях к упражнениям.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 

1. Артикуляционные упражнения

1.1
Бу-бу-букашка,
Пестрая рубашка!
Желательно произносить двустишие «низким» голосом, как бы сердясь. Задачи упражнения – четкое, собранное произнесение «бу»;активная подача ударных слогов «ка», «ба» со свободным, хорошо опускающимся подбородком. Рекомендуется использование жестов, помогающих произносить стихотворение активно, энергично. На первой строке можно подразнить букашку, показав пальчиками «козу». На второй строке дети правой рукой показывают на себе «рубашку» - жестом сверху вниз на слог «ба». Таким образом, рука «подсказывает» правильное движение подбородку (нижней челюсти).

1.2
Доги-доги-доги-дог,
У меня щенок – бульдог.
Двустишие произносится в быстром темпе со стремлением к последним ударным слогам в каждой строке. Основное внимание детей и педагога должно быть направлено на произнесение твердого звонкого «д». Следует избегать слишком активного движения нижней челюсти, мышц лица. Все артикуляционные движения должны иметь небольшую амплитуду, иначе четкого произнесения в быстром темпе не удастся добиться.

1.3
Жук летел издалека,
Дам ему я молока.
Жук, жужжи, жук, жужжи!
Над цветочками кружи.
Так же, как и в предыдущем стихотворении, артикуляционные движения должны быть четкими. Набольшее затруднение вызывает третья строка: дети делают слишком заметную паузу между словами «жук» и «жужжи», не успевая быстро подготовить артикуляционный аппарат к произнесению «ж» после «к». Кроме главной задачи – точное «ж» - следует обратить внимание на то, что первые две строки должны произноситься «близко», буквально «на губах». Артикуляционные движения легкие, как бы стаккатные. Детям следует объяснить, что язычок должен на «л’» стать тонким: иначе слоги с этим звуком («летел», «издалека») будут вязкими, утяжеленными.

2. Упражнения на развитие навыков вокализации и интонирования

2.1
Не все дети – в силу индивидуальных особенностей - готовы без предварительной подготовки выполнить даже самое простое вокально-интонационное упражнение. Нередко ребенок, понимая содержание понятий «высоко» - «низко», «выше - ниже», не может передать их в пении. Важно предварительно выяснить, не является ли эта особенность проявлением нарушения слуха. Если слух ребенка сохранен, то, возможно, это связано с нарушением координации слуха и голоса. Описанная проблема также может быть одним из проявлений дизартрии, что поддается коррекции.
Целесообразно начинать занятия с «неинтонирующими» детьми с интонационно-речевых («правокальных») игр-упражнений. В них от ребенка практически не требуется сознательной, волевой работы по изменению высотного уровня звучания голоса: ученик говорит «разными голосами», вокализирует как бы спонтанно, воспроизводя знакомые по опыту звуки (шумы, эмоциональные междометия). Очень помогает эмоциональная заразительность самой игровой ситуации.
Предварительно (желательно за неделю или две до знакомства с упражнением) ради активизации имеющегося у детей эмоционально-слухового опыта следует прослушать записи тематических шумов: в данном случае это звуки зимней природы, зимних развлечений. Шумовые фонотеки сегодня широко представлены на открытых Интернет-ресурсах.
Приводим пример интонационно-речевой игры-упражнения.
Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Давайте мы отправимся в зимний лес. Представим, что скоро Новый год и Дед Мороз должен прийти к нам с большим мешком подарков. Вот он идет не спеша. Как скрипит снег у Деда Мороза под ногами, под его большими валенками? (Произносим: «скр-скр» – неспешно, «крупно», – подражая шагам Деда.) Следом за ним идет его маленький помощник, гномик. Как скрипит снег под его валеночками? (Изображаем: «скр-скр» – легко, торопливо, - подражая гномику.) Устал Дед, сел на пенек отдохнуть. «Ох-ох-ох….» – вздохнул Дед Мороз. (Охаем «низким» голосом.) И гномик устал, вздохнул тоненьким голоском: «Ох-ох-ох….» (Охаем «тоненьким» голоском.) Вдруг началась метель. Ой, какой ветер! («Подвываем», дуем, изображая метель, ветер.) Вороны закаркали (Каркаем). И волки под елками завыли. (Воем как можно страшнее.)
Страшно стало Деду: вдруг он не найдет дороги?«Ой-ой!» – сказал Дедушка Мороз. (Говорим голосом Деда Мороза). И гномик испугался: «Ой!» (Ойкаем голоском гномика.) Что же делать им? Надо звать на помощь, ау кричать. «Ау!» – кричит Дед. (Аукаем голосом Деда - протяжно, звучно). «Ау!» – пискнул гномик. (Аукаем, как гномик). Хорошо, что они недалеко от своего лесного терема ушли. Услыхала их Снегурочка, отвечает: «Слышу-слышу! Еду!» (Говорим за Снегурочку нараспев, красивым, чистым, «сказочным» голосом.) Села Снегурочка в сани, запряженные оленями, и ребят с собой взяла: как раз они в тереме в гостях были. Ну-ка, посмотрим, кто у нас в саночках сидит? (Каждый участник игры называет свое имя – весело, с улыбкой.) Поехали! Как весело звенят наши бубенцы! («Звеним»: динь-динь, динь-динь. Можно к звукоподражанию добавить звук реального колокольчика.)
Что же, мы приехали, нашли и Дедушку, и гнома. Скажем им дружно, весело: «А вот и мы!» (Произносим это ярко, «не пробалтывая».) Дедушка рад нам: «Какие вы хорошие, ребятки!» (Педагог говорит это «низким», но добрым «дедушкиным» голосом. Дети повторяют.) Чтобы Деду Морозу стало еще веселее, давайте все вместе споем любимую новогоднюю песню «В лесу родилась елочка». (Исполняется песня или устраивается хоровод под аудиозапись.)
 
Если в игре ребенку не удается подражать голосу гномика, звону бубенцов, т.е. воспроизводить высокие («тонкие») звуки, можно предложить ему легко постучать пальчиками под глазками (по скуловой зоне, зоне так называемых щечных «яблочек»), по лобику. Предварительно педагог показывает это на себе. Педагог может сам легко прикасаться к лицу ребенка, если тот не возражает. Легкий вибромассаж помогает почувствовать головные резонаторы. В ряде случаев в практике автора это давало положительный результат: по крайней мере, ребенок пытался «пищать», ойкать, как гномик, «звенеть».

2.2
            Дует ветер, дует ветер
            И сдувает все на свете.
            Только нам не страшен он:
            Мы наденем капюшон.

В этом стихотворении слог «ду» произносится нараспев – «дуууу». Таким образом начинается работа над длением звука, над управлением воздушной струей, дыханием. Каждый ударный слог в первой строке сопровождается энергичным движением руки от груди вперед. Слово «все» произносится как глиссандо: дети должны представить, что голос, будто ветер, заполняет всю комнату и все «сдувает». Слово сопровождается широким жестом, который охватывает все помещение.
Кроме того, что упражнение дает детям представление о направленности звука при пении, оно способствует решению артикуляционно-логопедической задачи, поскольку развивает подвижность губ. Детям с нарушениями звукопроизносительной стороны речи упражнение дается непросто: педагог должен отнестись особо внимательно к тому, как справляются с ним эти обучающиеся. Целесообразно предложить до работы с данным текстом простые упражнения типа «подуть ветерком на ладошку», «на листочек» и т.п.

2.3
           Паровоз в пути устал,
           Очень грустно он сказал: «Ту-у-у!»
           Он лошадку увидал и с собой ее позвал: «Бежим со мной!»
           Но лошадка засмеялась: «Иго-го-оооо!»
           И домой к себе умчалась далеко-далеко.

Стихотворение-песенка помогает в развитии навыка осознанного интонирования. «Ту-у-у!» исполняется как нисходящее, «жалобное» глиссандо. «Бежим со мной!» поется как восходящая кварта в удобной для детей тесситуре: к примеру, ре1 – соль1. Движение ладони вверх помогает интонированию. «Иго-го-оооо!» – звонкое, громкое нисходящее глиссандо. «Далеко-далеко» поется на одной ноте (до1 или ре1). Ладонь, находящаяся в вертикальном положении, «повторяет» это легким движением от себя в ритмическом рисунке «восьмая – восьмая - четверть» («да-ле-кооо»).
2.4
Упражнения 2.4–2.6 направлены на формирование первичных (эмоционально-образных, слуховых, интонационных) представлений об интервалах. Главные герои упражнений-песенок – секунда – «улитка», тритон – «черный кот», терция – «кукушка». На усмотрение педагога остается ознакомление детей с самими терминами.
 
           Я улитка-недотрожка,
           Очень маленькие ножки.
           Все ползу, все ползу,
           Не попасть бы под грозу!


Улитка
Упражнение направлено на освоение интервала секунды. Запоминанию способствуют визуально-двигательные приемы. Положительную эмоциональную поддержку создает, к примеру, фигурка улитки, вырезанная из картона или бумаги, которая «ползет» в такт песенке-упражнению. Также улитку дети могут изобразить сами, подняв указательный и средний пальчики («рожки улитки») и соединив мизинец, большой, безымянный пальцы.
 
2.5
 
           Черной ночью черный кот
           Прыгнул в черный дымоход.
           В дымоходе темнота.
           Отыщи-ка там кота!
          (текст заимствован из открытых Интернет-источников)

 

Упражнение направлено на ознакомление с увеличенной квартой (тритоном). Как правило, у детей, осваивающих программу сольфеджио в ДШИ, ДМШ, интонирование тритона вызывает серьезные затруднения. Детям, еще не приступившим к изучению сольфеджио, тритон в этом упражнении дается довольно легко. В интонировании им помогает эмоционально-образная задача: дети стараются исполнить песенку как «страшилку». Они очень увлечены тем, как бы «пострашнее» изобразить черного кота и темноту, поэтому «коварный» фа-диез исполняется с азартом. Верхняя нота подчеркивается акцентом и сопровождается активным жестом.

Кот и дымоход



2.6
Упражнение построено на интервале большой терции. Поется штрихом, близким к стаккато. Восьмые не должны удлиняться или утяжеляться. После упражнения детям можно предложить «покуковать» на произвольной высоте, но с сохранением интервала.

Кукушка


3. Упражнения на развитие метроритмических, темповых представлений и двигательных навыков

3.1
«Стук-стук, бряк-бряк» –
Чинит лесенку хомяк.
Целый день стучит, стучит,
И никто вокруг не спит.
Стихотворение читается энергично. Можно с каждым разом читать все скорее. В первой строке каждое словосопровождается легкими постукиваниями кулачком по ножке, если ребенок сидит, или кулачком о кулачок, если стоит. Получится ритмический рисунок: ♪ ♪ ♪ ♪. Во второй строке ладонями, расположенными горизонтально, изображаются ступеньки лесенки (на ударные слоги). В третьей строке ударами кулачка сопровождаются ударные слоги в словах «стучит, стучит». На четвертой строке разводим руками - показываем, что никому вокруг не удалось поспать.

3.2
Топ-топ! Тишина…
Затаились два слона.
Вышел старший слон: топ, топ!
Вышел маленький слоненок и затопал, как ребенок: топ, топ, топ, топ, топ!
Дети встают в полукруг. Вместе с педагогом громко топают два раза. На слове «тишина» замирают. С силой, не спеша топают дважды, изображая старшего слона. Быстро, легко топают, изображая слоненка. Можно предложить детям выбрать, кто будет слоном, а кто слоненком.
 
3.3
Есть у нас ладошки!
Пошалим немножко?
Хлоп за правым ушком!
А вот так – лягушка.
Хлоп за левым ушком!
А вот так – хлопушка!
            На первой строке дети показывают свои ладошки. На второй пальчики «шалят» - свободно двигаются. Если дети еще не отчетливо различают правую и левую стороны, можно говорить «за этим ушком». «Лягушку» показываем, соединив ладошки в горизонтальном положении у основания внутренней стороны: «квакаем», разъединяя пальчики.
 
3.4
Сели галки на ветвях,
Сели – загалдели.
«Мяу!» - сказал сердитый кот.
Галки улетели!
Предплечья подняты, кисти опущены, указательные пальчики соединены с большими: это «галки». Указательные пальцы быстро то соединяются, то от «отскакивают» от больших. Так «галки галдят». Кисти свободно болтаются – «галки улетают». Можно импровизировать, «поручая» мяукание голодному, веселому, унылому коту. Дети с удовольствием меняют тембр, интонацию.


Список источников

1. Алексеева, Л. Игровое сольфеджио для малышей: в помощь педагогам и родителям – М.: Издательство МГК им. Чайковского, 2004. – 48 с.
2. Вейс, П. Ступеньки в музыку. -  М.: Советский композитор, 1980. – 198 с.
3. Домогацкая, И. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет». -  М.: Классика-XXI, 2004. – 32 с.
4. Домогацкая, И. «Учусь вместе с мамой»: музыкальный альбом в картинках. -  М.: Классика – XXI, 2001. – 56 с.
5. Картушина, М. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Cфера, 2004. – 208 с.
6. Логопедия. Теория и практика / [Под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.] – М.: Эксмо, 2017. - 608 с.
7. Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. - 255 c.
8. Металлиди, Ж., Перцовская, А. Сольфеджио: Мы играем, сочиняем и поем: Учебное пособие для дошкольной группы ДМШ. – СПб.: Композитор, 1993.  - 91 с.
9. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии наук СССР – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
10. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. - М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2005. - 112 с.
 

Похожие публикации