Войти / Зарегистрироваться

Опыт работы «Развитие двигательных способностей детей через музыкально-ритмическую деятельность»

Получить свидетельство
Автор: Гордеева Ирина Юрьевна

Всестороннее развитие дошкольника, формирование его эстетического вкуса, музыкальной культуры, а так же и танцевального опыта ребёнка происходит в дошкольном возрасте, когда он уже способен применять воображение и фантазию в играх со сверстниками, но затрудняется проявить себя в танцевальном творчестве.
Ребёнок учится предавать через пластику движений характер музыкального произведения, его образное содержание и таким образом у него развивается музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц.
Музыкально – ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Работы педагогов и психологов показывают, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается снижение восприятия музыки, а так же снижение двигательных реакций на музыку. Окружающая ребенка с пеленок музыкальная среда создает у детей зависимость от простейших ритмов, что приводит к остановке развития музыкально-танцевальных способностей детей.
В своей практике я сталкиваюсь с такими возникающимиу детей затруднениями, когда ребёнок владеет набором основных танцевальных движений, но не может самостоятельно подобрать и скомбинировать их; затрудняется в создании нового варианта танца; не умеет самостоятельно находить выразительные движения для передачи музыкально-художественного образа. Часто это ограничивается одним-двумя движениями. Поэтому передо мной стоит задача в создании условий, подборе эффективных форм, методов и приёмов, в рамках воспитательно-образовательной работы ДОУ, способствующих развитию танцевального творчества дошкольников.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».
Синкретичность (слитность, нераздельность) танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, рав­ную сочетанию нескольких видов спорта.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамот­ной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Важно помнить, что каждый ребёнок по своей натуре – творец, и главное, не спугнуть, не затоптать его творческое начало. Пусть он ещё робок в своих начинаниях, движения ещё угловаты и неуклюжи, но он хочет и желает двигаться под музыку и испытывает огромное удовольствие от этого. Вот здесь-то музыкальный руководитель и должен, не унижая достоинства ребёнка, подать ему руку помощи и шагнуть вместе с ним в мир танцевального искусства, где шаг за шагом, ненавязчиво будет обучать малыша и развивать в нём способность творить, вместе с тем находя всё новые формы, приёмы и методы в работе, подключая свой индивидуальный стиль деятельности и являясь таким же творцом и образцом для подражания.
Мой опыт показывает, что развитие активного творческого воображения у младших дошкольников хорошо осуществляется с помощью танцевальных игр – импровизаций. Дети очень любят изображать животных.
Они достаточно тонко подмечают особенности, повадки животных.
Конечно, я сначала помогаю детям, подсказываю, как изобразить то или иное животные.
С целью развития танцевальных импровизаций использую различные переплясы. Дети с большим интересом соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений. Эти попытки в придумывании своего танца еще не уверены у детей. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность, дети иногда нерешительно включаются в эти задания, но к концу года многие могут достаточно выразительно передавать в танце характер, настроение. Одним детям импровизация дается легче, другим труднее.
Во время разучивания музыкально – ритмических заданий учитываются возрастные особенности детей. Понятие правая рука (нога), левая рука (нога) проблематично для дошкольников, но они способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально – ритмические задания. В результате музыкально – ритмического воспитания к концу года дети 5-6 лет имеют запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально – ритмических навыков. Все это создает благоприятную почву для дальнейшего развития творческих способностей дошкольника.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Музыкально-ритмические движения являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности дошкольника. Ребенок начинает импровизировать, создавать “свой” музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками. В основу обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности и интересы
Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.
Развитие творческих способностей ребенка на музыкально-ритмических занятиях возможно, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Важную роль играет оснащение: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.
В дальнейшем я  планирую более углубленно внедрять некоторые программы, связанные с ритмикой, для большего раскрепощения тела и духа ребенка. На основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести детей к развитию творческого потенциала личности, к творческой интерпретации (раскрытие) музыкального произведения, раскрытию собственной индивидуальности, способности к самовыражению.

Похожие публикации