Г. В. Ф. Гегель одним из первых явно поставил вопрос о том, как возможно преподавать философию в старших классах общеобразовательных школ [1] и на первых курсах университетов [2], отмечая устойчивость предрассудка насчёт совместимости обучения и самостоятельности мышления: с одной стороны, якобы может и даже должна быть научность без интереса, а с другой – интерес без научности. Но данным предрассудком лишь отчасти объясняется до сих пор широко распространённая догматичная манера преподавания философии, сводящая обучение к заучиванию терминов и формально-логических дефиниций, и исчезающе малое число сборников творческих задач по философии. Более глубокая причина заключается в недостаточной аналитической проработанности, в самой философии, рефлективного принципа отрицательности, с которого начинается категория диалектического противоречия, и отсутствии его осознанно-целенаправленной, органично-системной педагогической реализации.
Отрицательность, обращённая в себя как своё иное, по Гегелю, это источник и пульсация самодвижения и жизненности [3, с. 68; 4, с. 301], поэтому необходимо исправить последовательность изложения рефлективных определённостей противоречия, в «Науке логики» Гегеля, в соответствии с его же собственным принципом. Гегель начал изложение рефлективных определённостей, приводящих к понятию противоречия, с конкретного тождества – тождества, включающего в себя различие. Однако это приходило отнюдь не в диалектический конфликт с отрицательностью как рефлективным принципом – началом самого противоречия. Тем не менее, Гегель точно указал на такое существенное неотъемлемое свойство взаимодействия противоположных сторон, которое наиболее проявлено в живых структурах, называя противоречие (и особенно отрицательность) пульсацией жизненности, «живым противоречием», а жизнь определял даже как «абсолютное противоречие». В 30-е г. г. основоположник биофизики Э. С. Бауэр более точно назвал это состояние «устойчивым неравновесием», объясняя существенное различие между живой открытой и неживой открытой системами: первая, в отличие от второй, затрачивает собственную энергию для ассимиляции энергии и веществ внешней среды таким способом, что воспроизводит свою внутреннюю, усиливающую себя неравновесность в расширяющихся масштабах [5].
Устойчиво воспроизводящая себя неравновесность была открыта как универсальное свойство неорганических нелинейных макросистем в результате исследований И. Пригожина и Н. Николиса [6]. Равновесные закрытые системы оказались редким явлением, которое представляет собой случай самораспада системы. Большинство систем являются открытыми неравновесными обращёнными на себя структурами, способными к самоорганизации и прогрессивному саморазвитию. То же самое в ещё большей степени присуще творческому мышлению и креативной педагогике. Динамическое состояние обращённого на себя, как своё иное, устойчивого неравновесия, приписываемое ранее лишь биологическим структурам, является неотъемлемым универсальным способом существования и саморазвития бытия и мышления.
Эмпирически подтверждённая теория прогрессивного саморазвития открытых автокаталитических неорганических систем А. П. Руденко [7] была завершением доказательства того, что в противоречии главным является вовсе не тождество (пусть даже и конкретное) и не единство, а то, что точнее всего обозначить как самоотрицательность. Гегель был прав по существу в своём замысле противоречия, но ошибся в его реализации, поступив не в соответствии с собственным принципом отрицательности.
Исправляя эту ситуацию и воспользовавшись изобретательским приёмом «сделать неожиданное по отношению к тому, на что настраивают условия проблемной ситуации», пойдём по пути отображения различных и одновременных способов взаимодействия противоположных сторон (противоречия) на такой единственный способ этого взаимодействия, как самоотрицательность, и введём дополнительные степени свободы её движения (по терминологии Г. В. Ф. Гегеля, «рефлексивные определения сущности», по уточнению М. Б. Туровского «рефлективные определённости взаимодействия»).
Ситуация невозможности прийти к новой структуре противоречия, исходя из единства и борьбы противоположностей, настраивает на увеличение множества противоположных сторон взаимодействия, как это сделано в концепции многополярности. Но мы, напротив, будем изменять такие характеристики самого взаимодействия между противоположностями, как единство («конкретное тождество») и борьба (взаимное диалектическое отрицание между двумя одновременными противоположными сторонами), потому что противоположные стороны позволяют описать только равновесное состояние, а не процесс, происходящий между ними. Ведь единство и борьба противоположных сторон – это не сами противоположности, а одновременные степени свободы неравновесного взаимодействия, происходящего между ними (противоположностями).
Степени свободы взаимодействия противоположностей задаются в самом начале как параметры. От числа этих параметров и их значения зависит способность противоречия быть движущей причиной потенциально бесконечного развития. Не совсем привычная суффиксированность традиционно диалектического термина «отрицание» («отрицательность») необходима для того, чтобы подчеркнуть такой тип отрицания, который является началом (принципом) противоречия и может, в определённой мере, рассматриваться отвлечённо от предыстории своего возникновения и всех остальных неотъемлемых степеней свободы взаимодействия противоположностей.
А. Ф. Лосев первым в диалектической логике ввёл различные типы отрицания [8], а циклическое отрицание в формальной многозначной логике – Е. Л. Пост [9]. Но для наших целей необходимо ввести и обосновать различные типы отрицательности в качестве необходимых параметров неравновесного открытого взаимодействия двух противоположностей, поэтому мы не сможем просто воспользововаться результатами исследований указанных авторов и должны преобразовывать, по смыслу, термины, введённые Гегелем. Однако работы А. Ф. Лосева и Е. Л. Поста представляют пример того, что отрицанию можно придать структурированный и динамичный характер. Вместо цикличности отрицания Поста нам необходима самообращенность неравновесных открытых систем, способных к самоорганизации и саморазвитию, а вместо различных типов отрицания А. Ф. Лосева понадобятся различные степени свободы движения и взаимодействия отрицательности одновременных противоположных сторон.
Дело в том, что традиционно диалектическое самоотрицание (отрицание отрицания) действует как закономерно интегральная результирующая только на завершающей стадии какого-либо типа развития, когда все его возможности уже исчерпаны, а просто «диалектическое отрицание», как сохранение всего самого ценного от предыдущей стадии, задействовано для второй стадии развития, так что затруднительно без пространных пояснений объяснять молодым людям возраста 16-17 лет неотъемлемое (для противоречия) взаимное диалектическое отрицание одновременных противоположных сторон. Нам же необходимо выявить то, что действует само по себе как сущностное начало противоречия в любой момент развития, составляя неотъемлемую и неуничтожимую «внутреннюю форму беспокойства сущности». Кроме того, каждый из одновременных неотъемлемых способов взаимодействия противоположностей обращён в себя как своё иное этого же самого диалектического взаимодействия, вследствие чего невозможны осмысленные двойные рефлективные выражения, вроде «отрицания отрицания» (поскольку это было бы уже другой рефлексивной определённостью сущности и должно было бы обозначиться неудвоенным, не вводящим в заблуждение термином).
Дальнейшее изложение целесообразно построить по программе «Алгоритм изобретателя», используя также программу «Детерминатор поиска основных приёмов» (разрешения технических противоречий), в качестве упражнения по изобретению понятия диалектического противоречия.
Текст задачи
Что нужно сделать для того, чтобы всё более новое не могло не возникать непрерывно? Как создать универсальную понятийную систему для возможности непрерывного изобретения её и всего остального заново?
1. Понятийная система для
создания, открытия, изобретения нового и непрерывного формирования творческого мышления
2. включает
две противоположные стороны, а также единство и взаимное отрицание между ними.
3. Первый нежелательный эффект
заключается в том, что такое понимание противоречия не отражает действительной причины возникновения нового, в чём можно убедиться на примере анализа апории Зенона «Стрела», антиномии источника прибавочной стоимости Маркса и неизменной формулировки «закона единства и борьбы противоположностей как движущей причины саморазвития» (подробный анализ сделан в предыдущих работах автора).
4. Средство устранения нежелательного эффекта, обычный приём
Увеличить число взаимодействующих противоположностей (как в концепции многополярности) в надежде на то, что данное количественное изменение противоречия приведёт к возникновению такого качества, как его способность порождать новое.
5. Второй нежелательный эффект, главный недостаток традиционной понятийной системы диалектического противоречия
Такие два способа (параметра) взаимодействия противоположностей, как их единство и взаимоотрицание, не могут обеспечить возникновение нового.
6. Повторение обычного усиленного средства устранения нежелательного эффекта
Сделать бесконечным множество взаимодействующих противоположностей для обеспечения бесконечного множества возможностей развития.
7. Повторение усиленного второго нежелательного эффекта
Увеличение числа взаимодействующих противоположностей (полюсов) при неизменном числе параметров взаимодействия между ними (единство и взаимоотрицание) лишь увеличит сложность системы и, вследствие этого, вероятность её самораспада.
8. Первое техническое противоречие
Если увеличить число противоположностей в понятии противоречия, то это сделает описание объективных конфликтов действительных систем более точным и детальным – многополярным, но увеличит сложность понятия противоречия, затрудняя его применение в практике решения изобретательских задач и усвоение при обучении.
9. Второе техническое противоречие
Если увеличить число и многообразие параметров (одновременных способов) взаимодействия двух противоположностей, то это сделает понятие противоречия неравновесным, динамичным и более креативным, но приведёт к утрате определённости самого взаимодействия между противоположностями и лишит критерия минимально необходимого множества параметров (два параметра традиционно диалектического взаимодействия противоположностей – единство и взаимоотрицание, являются самым простым, минимальным многообразием одновременных способов взаимодействия, но их недостаточно для развития).
10. Главное техническое противоречие
Традиционная и предельно простая понятийная система диалектического противоречия не является адекватным отражением подлинной причины возникновения нового и развития, но её усложнение не только не приводит к выходу из данной проблемной ситуации, а оборачивается самораспадом и регрессом.
11. Усиленное техническое противоречие
Традиционное понятие диалектического противоречия необходимо изменить, но оно является предельно простым, и любое его изменение означает его усложнение. Необходимо увеличить степень системности и его внутреннего многообразия так, чтобы упростить его и в то же время повысить его эффективность.
12. Модель задачи
Нужно убрать единство противоположностей, оставив только их отрицательное, устойчиво неравновесное взаимодействие между собой.
13. Необходимо создать бесконечное множество несводимых друг к другу возможностей развития
при условии, что структура противоречия будет при этом простой и конечной (открытой неравновесной дискретной структурой).
14. Выбор приёма решения технического противоречия категории диалектического противоречия
Улучшается – 35. Адаптация, универсальность
Ухудшается – 13. Устойчивость состава объекта
Приём № 14) Принцип сфероидальности – в) перейти от прямолинейного движения к вращательному.
15. Рассмотрение рекомендаций
Переход от прямолинейного движения к вращательному означает, в данном контексте, переход от прямолинейного понимания взаимодействия между противоположностями как притяжения (единства) и отталкивания (взаимоотрицания) к логике самообращённых открытых неравновесных систем, способных к самоорганизации и саморазвитию. Каждый необходимый неравновесный параметр взаимодействия противоположностей обращён в себя как своё иное (другой необходимый и одновременный с ним параметр того же взаимодействия). Принцип обращённости в себя как своё иное использовал, кроме Гегеля, в изложении рефлективных определённостей взаимодействия противоположностей М. Б. Туровский [10]. Но сколько именно одновременно данных параметров взаимодействия двух противоположностей необходимо для того, чтобы оно стало причиной возникновения нового и движущей силой потенциально бесконечного развития?
16. Идеи
При каком минимальном числе параметров (одновременных способов) взаимодействия двух противоположных сторон возникает бесконечное множество несводимых друг к другу возможностей развития?
Для точного ответа обратимся к теории особенностей дифференцируемых отображений, в которой была решена аналогичная задача. Дело в том, что в задаче об исследовании экстремумом функций, «начиная с 7 параметров, число типов несводимых друг к другу особенностей становится бесконечным», при двух параметрах – три особенности, при трёх – пять, при четырёх – восемь, при пяти – двенадцать, при шести – семнадцать [11, с.47]. Особенностью в данном случае называется дискретная структура, возникающая внутри непрерывной и устойчивая к малым изменениям значений параметров. Доказательство данного факта имеется в работах В. И. Арнольда, А. Н. Варченко, С. М. Гусейн-Заде [12], Л. Н. Бразгаловой [13], В. И. Матова [14].
Подтверждение данного факта возникновения бесконечного множества особенностей на основе семипараметрического взаимодействия двух противоположностей, а также совместное теоретико-эмпирическое свидетельство о его физической осуществимости и практической реализуемости, имеется в риторике [15], диалектике творчества [16], концепции культуры глубинного общения [17], эволюционной теории (в работах автора данной статьи по философским и методологическим проблемам диалектики эволюции, публикуемых с 1983 г.), психологии [18], истории древнеиндийской философии [19].
В связи с этим обоснованием становится явным смысл выделения семи основных блоков и подчеркнуто вариативный характер 8-го в структуре креативного занятия по инновационной педагогической системе непрерывного формирования творческого мышления М. М. Зиновкиной. Семь первых блоков приводят к бесконечному множеству возможных несводимых друг к другу особенных резюме и уместности неповторимо индивидуальной особенности каждого обучающегося и обучающего. Также становятся объяснимыми те отличительные особенности творческих задач, которые были исследованы разработчиками учебных задач открытого типа [20]. Творческая задача отличается от нетворческой задачи того же самого предметного содержания тем, что она
1) ставится в форме противоречия, которое следует открыть в нестандартной неопределённости проблемной ситуации (переосмыслить и изменить само понятие противоречия применительно к уточняемым условиям задачи);
2) имеет многовариантность своего решения, доходящего до бесконечного множества вариантов;
3) обладает непредсказуемостью и в то же время точностью своего ответа (оптимального относительно конкретных условий варианта решения), который невозможно найти методом проб и ошибок среди бесконечного множества несводимых друг к другу особенных вариантов решения задачи.
17. Итоговая идея –
новая идея диалектического противоречия, отличающаяся от традиционной категории диалектического противоречия [21] и современной концепции многополярности [22] тем, что, не увеличивая числа взаимодействующих противоположностей, она выявляет семь одновременных неотъемлемых способов взаимодействия противоположностей, необходимых и достаточных для возникновения бесконечного множества несводимых друг к другу возможностей возникновения нового и развития.
Самоотрицательность является усиливающей себя устойчивой неравновесностью случайной изменчивости и действует как устойчиво неравновесные автоколебания в любой сколь угодно малой пространственно-временной окрестности случающегося. Самопроизвольный распад предоставленной только себе самой отрицательности – её единственное действие, кроме собственных безостановочных автоколебаний.
Отрицательность обращена в себя как дополнительность между неопределённо многими и равновероятными различиями. Дополнительность – возможность каждый раз определяться чем-то существенно внешним себе. Отрицательность и дополнительность не могут образовывать полярную уравновешенность по схеме «положительное-отрицательное», потому что сами являются неустойчивыми случайностями, обращенными в себя как своё иное.
Дополнительность несамоприменима и состоит в активном предоставлении ею же самой возможности всему иному определять её. Две устойчивые противоположные стороны входят в состав порождающего отношения не сами по себе, а только своей дополнительностью друг другу (хотя и можно было бы воспользоваться выражением «взаимное отрицание двух противоположностей», но тогда появилась бы необходимость объяснять то, чем взаимное отрицание двух одновременных противоположностей отличается от отрицания, появляющегося на второй стадии развития и удерживающего на более высоком уровне всё самое ценное предыдущей стадии). В связи с этим появляется возможность несубординационной и всюду проникающей дополнительности.
Дополнительность нуждается в том, чтобы быть дополненной другой, иномерной ей рефлективной определённостью. Дополнительность – это переход от внешних предпосылок возникновения системы к их воспроизведению в качестве изменчивых результатов её функционирования. Обращённость дополнительности на себя раскрывается как снятие.
Снятие не только не лишает самостоятельности свои внешние предпосылки, но наоборот, помогает своим единичным предпосылкам преодолевать те ограничения, которые, после самораспада отрицательности, накладывает на них внешний характер их несистемного взаимодействия, выравнивавшего существенное многообразие в его безразличное единство (в этом отношении снятие приобретает смысл, радикально отличающий её от всех её трактовок в сложившейся диалектической традиции, в которой она представлена как всего лишь результат «отрицания отрицания»).
В снятии своей внешней предпосылочной ограниченности каждая случайная отдельность приобретает самостоятельность, доходящую до возможности полного разрыва с другими так, что неповторимые случайности сами каждый раз полагают свою органичную связь друг с другом и заново определяют форму своего объединения.
Разрыв полагания оказывается условием его спонтанного самовосстановления, а его восстановление вновь даёт возможность каждой неповторимой случайности доходить до полной самостоятельности и разрыва со всем иным. В этом цикличном кризисе активное полагание единичными отдельностями их собственной органичной системы связей само оказывается уже заранее предположенной в этой системе.
Рефлективно отображённая в себя органичная система является циклом (круговоротом) ею же предположенных и воспроизводимых ею предпосылок своего возникновения, и это был бы изолированный цикл самовоспроизведения системы, если бы само предполагание не оборачивалось существенной внеположностью друг другу и всему целому конкретно неповторимых индивидуальностей. Термин «внеположенность» в данном контексте обозначает до конца не преодолимый и не полностью воспроизводимый неорганичный момент самой огранической системы, благодаря которому она становится открытой и способной к изменению.
Всеобщность системного целого оказывается самообращённостью каждой конкретно-единичной неповторимости, которая активно отстраняет себя от своего же всепроникающего взаимодействия с системным целым.
Общесистемная упорядоченность, в силу своей собственной неравновесности, сама низводит себя до положения второстепенной стороны каждого неповторимого события. Каждая индивидуальность содержит в неповторимой форме все определения системного целого, но своей неопределённой изменчивостью выходит за сущностные пределы любого ставшего целого.
Сущностная несводимость индивидуальностей друг к другу и всему системному целому образует неразрешимость и невозможность полной предопределённости событий общесистемными законами, что приводит к необходимости развития самой причины развития.
Итак, диалектическое противоречие – это неравновесная самоотрицательность дополнительных друг другу противоположностей, снятых в органичной системе, которая полагает в себе свой собственный неорганичный момент, открытый предполаганием внеположенных друг другу и целому индивидуальностей, неразрешимых относительно любой равновесной закрытой системы. Все семь рефлективных определений взаимодействия двух противоположностей оказались несводимыми друг к другу одновременными способами действия неравновесно обращённой в себя отрицательности.
Теперь можно тезисно изложить структуру сдвоенного креативного занятия, наполняя каждый из семи блоков соответствующим параметром взаимодействия противоположностей так, чтобы он в то же время был показательным примером того, о чём в нём сообщается.
Структура креативного сдвоенного урока в системе НФТМ-ТРИЗ по теме «Диалектическое противоречие как причина и форма развития бытия и мышления»
Блок 1. Мотивация
Принцип отрицательности, в отличие от отрицания, подразумевает более глубокую и органичную форму своего введения в учебный процесс, чем формально-точные и шокирующие самообращённые отрицательные высказывания, вроде следующего: [Данное предложение, взятое в квадратные скобки, вообще невозможно]. Между тем, и для таких высказываний можно подобрать соответствующие им факты. М. К. Мамардащвили основательно раскрыл философию как факт, показывающий собственную невозможность и в то же время преодолевающий все условия собственной невозможности [23].
Но есть огромное различие в восприятии между 15-летками и студентами накануне своего 18-летия – это различие между двумя близкими, но совершенно разными естественными, физиологически обусловленными, максимумами двух способностей: 15-летие – физиологический возрастной пик воображения, а 18-летие – логической способности [24]. Между этими максимумами действует «принцип хрупкости всего хорошего», описанный в математической теории катастроф (прикладной области теории дифференцируемых отображений), обязывающий преподавателя, излагающего тему «Диалектическое противоречие» следовать формально-императивному педагогическому принципу – «хотя бы не навреди тому уму, который уже сбылся у обучающегося». Вот почему первый блок (мотивация) является точкой педагогической развилки в изложении категории диалектического противоречия для старшеклассников и первокурсников. Пятнадцатилетие и восемнадцатилетие – две очень близко расположенные вершины, разделённые узкой, но очень глубокой пропастью.
Старшеклассникам смысл отрицательности открывается вопросом о том, как возможен вопрос и сам вопрошающий. Ведь вопрос, выражающий субъективное сомнение, отражающее первоначальную неравновесность нестандартной неопределённости проблемной ситуации, ещё далёк от оформляющейся только на второй стадии развития конкретной определённости диалектического отрицания, а выражает неравновесную самообращённую неопределённость возникновения любого начала – исчезающе малое приращение бытия, становление, «зародыш» нового бытия, но ещё само это новое бытие.
От философского вопроса о том, как возможно возникновение нового, и строго научного вопроса о том, почему новое не может не возникать, следует далее перейти к изобретательскому вопросу о том, что нужно сделать для того, чтобы невозможно было бы не сделать нечто новое. Данные вопросы очевидны, логичны и в то же время неожиданны для тех, кто ещё не научился делать простые и в то же время трудные усилия над самим собой, заставляя себя выходить за пределы привычного круга обыкновенных обстоятельств.
Первокурсникам необходимо раскрывать самоотрицательность на примере самообращённых отрицательных высказываний, так как у них уже есть способность оценить логическую красоту парадокса, возникающего именно потому, что все правила выполняются на пределе максимальных возможностей формально-точной системы. В качестве учебного наглядного пособия можно использовать «браслет омбилик» К. Зимана.
Блок 2. Первая содержательная часть
Дополнительность, являющуюся содержанием второго блока, вначале целесообразно раскрыть через примеры, показывающие то, как смысл возникает при взаимном отображении двух противоположных сторон друг на друга (К. Гёдель превратил самообращённое отрицательное высказывание в конструктивный принцип доказательства благодаря взимопереводу логики исчисления высказываний и арифметических вычислений). В более полной мере дополнительность раскрывается в факте происхождения сингулярного начала Вселенной в результате взаимодействия двух противоположных, по фазе идущих в них физических процессов, сфер бытия. И наконец, универсализация принципа дополнительности достигает своей завершённости в современной физической теории квантовых струн.
Блок 3. Психологическая разгрузка
Блок разгрузки соответствует такому параметру взаимодействия противоположностей, как снятие становящейся системой самой ограниченности единичных предпосылок своего возникновения, которой они были обременены на стадии своей досистемной порозненности. В этом легче всего убедиться в игре в переосмысления привычных значений слов, используя античную систему элементарных приёмов переосмысления (от иронии до перифразы). Завершающим примером будет социальная система отношений между людьми, только благодаря которой человек становится физически возможен и свободен по отношению к самому обществу и всему остальному.
Блок 4. Головоломки
Полагание конкретно-единичными элементами системы взаимосвязи между собой моделируется явными автореферентными суждениями Л. Хенкина, утверждающими собственную доказуемость и представляющими собой собственное доказательство или инструкцию доказывания себя [25; 26]. [Данное предложение, утверждающее, что оно само возможно, доказывается его непосредственным прочтением].
Другим наглядным примером полагания является вирус табачной мозаики, способный к самосборке и образующий сложно упорядоченные макроконструкции.
При всей своей неискоренимой самоутвердительности полагание является одним из параметров неравновесного взаимодействия противоположностей и обладает четвёртой степенью модификации исходной самоотрицательности. [Данное предложение, утверждающее, что оно само невозможно и в то же время самоопровержимо, доказывается его непосредственным прочтением].
Блок 5. Интеллектуальная разминка
Данный блок соответствует предполаганию, но если в построении рефлективных определений взаимодействия противоположностей мы использовали этот термин в его объективном значении, то в данном случае предполагание будет означать создание множества альтернативных гипотез на начальной стадии открытия и познания благодаря существованию науки как системы, порождающей новые знания.
Выполняется упражнение на создание альтернативных гипотез о том, как и почему вообще возможно создание множества новых альтернативных гипотез об одном и том же. При всей самообращённости это всё же не станет самоизолирующимся кругом, поскольку дело идёт об открытой неравновесной самоорганизующейся структуре.
Блок 6. Вторая содержательная часть
Соответствует внеположенности как параметру взаимодействия противоположностей. Раскрывается её физический смысл: две противоположные сферы бытия, взаимодействие которых привело к возникновению Вселенной, находятся за её границами, соседствуя с ней и оказывая влияние (они изменяют направления своего воздействия на мировую трёхмерную поверхность Вселенной, в результате чего на ней образуются «складки» в виде виртуальных, короткоживущих частиц – квантовых струн [27]). Внеположенность выражается в виде неявных суждений Хенкина, которые содержат в себе лишь указание на возможность собственного доказательства, реализуемую только благодаря использованию надсистемы (по отношению к самому суждению как системе). [Данное предложение, утверждающее, что бесконечное множество несводимых друг к другу типов особенностей возникает, начиная только с семи параметров в задаче о нахождении экстремумов функций, доказуемо методами теории особенностей дифференцируемых отображений]. Или, другой пример – для самовоспроизведения большинства вирусов необходимо использование генетической системы самостоятельно живущих существ (в чём не нуждается вирус табачной мозаики, способный к автономной самосборке).
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления
Данный блок органично способствует раскрытию продуктивного смысла неразрешимости каждой индивидуальности относительно любой равновесной закрытой системы. Осуществляется программами «Алгоритм изобретателя» (AlgMIP) и «Детерминатор поиска основных приёмов» (TabDtmr). Поиск ведётся до обнаружения такого технического противоречия (из изобретательской задачи), для которого программа «Детерминатор поиска» выдает «Нет приёма» и с которого начинается собственно индивидуальный творческий поиск решения.
Блок 8. Резюме
Предложить в заключение проверить идею семипараметрического противоречия на основе результатов, полученных в области теории особенностей дифференцируемых отображений и создать максимальное множество всевозможных несводимых друг к другу резюме урока при условии разного числа его блоков:
1) при одном блоке (параметр – самоотрицательность взаимодействия противоположностей) не может возникнуть ни одного особенного резюме;
2) при двух блоках (отрицательность и дополнительность во взаимодействии противоположностей) – только три особенных несводимых друг к другу резюме;
3) при трёх блоках – пять;
4) при четырёх блоках – 8;
5) при пяти блоках – 12;
6) при шести блоках – 17;
7) при семи блоках число особенных несводимых друг к другу резюме может быть сколь угодно большим – то есть, возникает бесконечное множество несводимых друг к другу особенных возможностей, но нам надо немного превысить 17 разных особенных типов резюме (см. 11-ую ссылку на источники).
В конце урока дается задание найти по «Алгоритму творчества» свой вариант решения проблемы диалектического противоречия с использованием обязательных учебных и дополнительных источников информации по диалектике.
Таким образом, рефлексия самообращенной неравновесной открытой структуры креативного урока, состоящего из семи основных блоков, содержанием которых является категория семипараметрического противоречия, не только создала, но и привела к осознанию (в 8-м резюмирующем блоке) бесконечного множества разных особенных возможностей развития. И каждый из участников урока, не исключая самого преподавателя, получает возможность и обоснование своего неповторимого пути развития в открытом сотворчестве со всеми остальными. Несводимость индивидуальностей друг к другу только и делает их насущными друг для друга: индивидуально неразрешимая проблема одного является вполне решаемой задачей для другого (и наоборот).