Войти / Зарегистрироваться

Креативный способ решения задач на уроках информатики

Получить свидетельство
Автор: Рыжова Вероника Анатольевна

В работе преследуется вполне определенная цель – выявить те пути, которые помогут учителю лучше организовать образовательную деятельность в школе. Одним из важных условий успешного обучения является формирование у учащихся мышления высокого уровня, такого стиля мыслительной деятельности, когда учащийся умеет анализировать и синтезировать информацию, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты.
Естественным образом перед каждым педагогом встает необходимость, прежде всего, изменения своего отношения к образовательному процессу, расширения или изменения технологии организации образовательной деятельности, осуществления перехода от одних методов к иным, «работающим» на исполнение требований федерального государственного образовательного стандарта, программы развития универсальных учебных действий [1].
Поиск различных путей решения проблемы, рассмотрение альтернативных вариантов, использование аналогий, предвидение желаемого результата и построение действий в соответствии с ним, способность идти на риск, развитие собственных мыслительных способностей – это именно то, что должно присутствовать на каждом уроке, независимо от его специфики. И это именно то, что является результатом системы работы педагога в области развития творческого мышления и творческих способностей у обучающихся. Естественно, структура урока должна претерпеть изменения. Каждый креативный урок представляется информационной картой. Информационная карта креативного урока представлена структурой из восьми блоков, предложенной М. М. Зиновкиной и В. В. Утёмовым [2].

Блок 1. Мотивация (удивление, успех)
Педагог обращается к обучающимся с вопросами:
– Сколько стоит радость?
– А как измерить настроение?
– Как оценить важность слова?
– Можно ли взвесить удовольствие от увиденного?
Обучающиеся- предлагают свои варианты ответов на вопросы.
Педагог предлагает назвать предмет/ событие или объект, где одновременно можно обнаружить «радость», «настроение», «важные слова», «удовольствие». Если вариантов много, и они далеки от предполагаемого продукта, педагог сужает область поиски, ограничивая ее информационными издательскими продуктами.
Обучающиеся определяют, что речь идет об открытке.
Педагог предлагает посвятить урок изучению технологии ее создания.

Блок 2. Содержательная часть программы курса.
Педагог кратко информирует обучающихся с основными характеристиками открытки (жанр, дизайн, повод).
Далее предлагает обдумать и предложить технологию создания открытки- используемый метод «Мозговой штурм». Обучающиеся включаются в процесс генерирования идей.
Педагог делит коллектив на микрогруппы (2–3 человека) и распределяет предложенные технологии. Группам необходимо оценить достоинства и недостатки каждой технологии по критериям (временные затраты, качество результата, возможности редактирования и изменения приемов оформления, тиражирование).
Обучающиеся в результате обсуждения приходят к выводу о необходимости использования возможностей современных ИКТ-технологий.
Педагог предлагает для изучения программное обеспечение Microsoft Publisher.
 
Рис. 1. Структура содержания учебного материала

Блок 3.Психологическая разгрузка.
Педагог предлагает выполнить упражнение «Встреча»
Предлагаем детям, соседям по парте повернуться друг к другу и представить встречу друзей весельчаков, которые не виделись целый год.
Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)
Год не виделись с тобой.
Я здороваться могу-другу крепко руку жму (жмем друг другу руки)
И по-дружески хочу
Друга хлопнуть по плечу (изображаем похлопывание)
Улыбнусь ему задорно(улыбаемся)
Рожицу сострою, (строим рожицу)
И потопаю, как будто
Марширую в строе (топаем ногами)
Я руками помашу – (машем руками как крыльями)
Другу спину почешу (чешем друг другу спину – просто весело)
Воротник ему поправлю,
Громко песенку спою (поем: ля-ля-ля)
Мы теперь с ним вместе, рядом
Хлопнем мы в ладони Хлоп! (хлопаем)
Подмигнем, удобно сядем
И занятие начнем!

Блок 4. Головоломка.
Педагог предлагает последовательно вопрос, отмеряет время на раздумья и выдвижение гипотез. Можно прибегнуть к сворачиванию бумаги.

Рис. 2. Первый вопрос головоломки


 Рис. 3. Второй вопрос головоломки

Перерыв 10 минут.
 
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Педагог предлагает обучающимся для разминки угадать слова, связанные с устройством компьютера, представленные в виде ребусов.

 Рис. 4. Возможные ребусы об устройстве компьютера


Блок 6. Содержательная часть программы курса.
- Педагог предлагает обучающимся приступить к разработке эскиза своей открытки, заранее определив ее жанр, дизайн, повод и текст содержания.
- Вторым этапом подготовки к компьютерной интеллектуальной поддержке мышления – разработка индивидуального плана действия по созданию своей открытки в среде программного приложения.
Педагог уточняет технологии выполнения действий по созданию и редактированию отдельных элементов открытки, используя учебник обучающихся под редакцией Горячева А. В. [3].


Рис. 5. Настройка: изменение шаблона

 

Переход по страницам.
Щелкнуть по пиктограмме страницы в нижней части рабочего окна. Отобразится страница с выбранным номером.

 

 Рис. 6. Настройка: перемещение по структуре документа

 

Изменение порядка наложения объектов.
Для редактирования объектов на странице:
1. Щелкнуть на объекте правой кнопкой мыши.
2. В контекстном меню выбрать нужную команду: для изменения порядка наложения объектов – команду Порядок.

 Рис. 7. Настройка: работа со слоями графических объектов

Удаление объектов
1. Щелкнуть на объекте правой кнопкой мыши.
2. В контекстном меню выбрать команду – Удалить объект.

 

Рис. 8. Настройка: удаление объектов графики

 

Предварительный просмотр открытки перед печатью.
1. В меню Файл выбрать команду Предварительный просмотр. Если макет открытки состоит из четырех страниц, вы увидите расположение этих страниц на листе.
2. После просмотра можно отправить открытку на печать или закрыть окно предварительного просмотра и продолжить редактирование.

 

Рис. 9. Оценка результата и печать документа


Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.
Педагог предлагает обучающимся приступить к практической реализации своей разработки- создание открытки по разработанному эскизу.
Это дает возможность каждому обучающемуся произвести переход от внешней работы с объектом к внутреннему переосмыслению работы. Возможно, в процессе работы ученик внесет изменения в свой эскиз или его работа будет сильно отличаться от эскиза. Эта ситуация вовсе не негативна. Она демонстрирует то, что ребенок в процессе создания своего продукта нашел иной, более интересный (креативный) вариант и сумел перестроить свой индивидуальный план действий по созданию своей открытки в среде программного приложения.

Блок 8. Резюме
  • По окончании урока педагог подводит краткие итоги занятия,
  • Педагог предлагает ученикам упражнение «Акрослово».
Опишите прилагательными свою оценку урока. На каждую букву слова «открытка» напишите прилагательное, описывающее урок.
О – (например, обалденный)
Т – (например, триумфальный, творческий)
К – (например, кропотливый, красочный)
Р – (например, радостный, радужный, разноцветный)
Ы – ??? (еще один повод проявить креативное мышление)
Т – (например, талантливый, .. )
К – (например, крутой, креативный)
А – (например, азартный, активный)
 
Ссылки на источники:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf [Дата обращения 22.11.2014]
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
  3. Горячев А. В., Макарина Л. А., Паволоцкий А. В., Платонова Н.С. Информатика. Учебник 7 класс, книга 2. М., Баллас – 2012.

Похожие публикации