Войти / Зарегистрироваться

«Образ русской женщины»: сценарий урока по изобразительному искусству

Получить свидетельство
Автор: Чегодаев Сергей Михайлович

Методическая разработка урока поизобразительному искусству для общеобразовательных школ, работающих по
программе Б.М. Неменского.  4 класс 1 четверть 5 урок  Тема:Образ русской женщины. Цели: Формировать представление о красоте русской женщины. Дать понятиео духовном восприятии русской красавицы в определенных природных и исторических
условиях. Помочь раскрыть образ русской женщины в произведениях искусства.
Развивать кругозор знаний, интерес к предмету. Воспитывать уважительное
отношение к женщине. Материалы к уроку: О. Кипренский «Портрет Н.В.Кочубей», Д.Левицкий«Портрет М.Дьяковой», неизвестный художник «Портрет Е.Н.Орловой», Ф.Рокотов
«Портрет А.Л.Струйской». Иллюстрации женщин в русских национальных костюмах
художников: И.Аргунова, А.Веницианова, А.Пластова, В.Тропинина, В.Васнецова.
Отрывок из поэмы Н.Некрасова «Красный нос», отрывок из стихотворения
Н.Л.Заболоцкого «Портрет». Работы учащихся прошлых лет, шаблоны. Ход урока.                    Найди правильный ответ.Вопросы:                                                                                  Ответы:    А) Сегодня урок посвятим образу русской женщины,познакомимся с особенностями духовного бытия и поговорим о том, как этот образ
воспевали поэты, писав стихи и посвящая их женщинам, композиторы слагали музыку
– посвящая ее женщинам, а художники писали портреты русских женщин.   И так, образ русской женщины. Б) Рассказ учителя об образах женщин впроизведениях художников. Взгляните в лицо этой женщине на портретеЛевицкого. В глазах печаль, на лице легкая улыбка и гордый поворот головы.
Волосы убраны и уложены в красивую прическу. В образе этой женщины
перекликаются простая доброта и надменная величавость. Богатое платье только
подчеркивает ее стан. Княгиню Орлову написал неизвестный художник. Вэтом портрете можно уловить даже и выражение насмешки на ее лице. Она горда, ее
взгляд устремлен прямо на зрителя, веки газ прикрыты. Декольтированное платье
отделано нежным кружевом. Ее строгость словно утопает в нежности души. С портрета Кипренского смотрит на нас совсемеще юная девушка, ее взгляд устремлен в будущее такой гордый и строгий. Она уже
знает как себя вести, как держать осанку. Струйская, на портрете Рокотова, нежна испокойна. Ее взгляд такой загадочный волнует миллионы людей и сложно разгадать
о чем она думает или мечтает. Она строга и нежна одновременно.  А вот, что пишет Заболцкий в своемстихотворении «Портрет» о Струйской с этого портрета Рокотова:   Ты помнишь, как из тьмы былого,                     Ее глаза – как два тумана,  Едва закутана в атлас,                                         Полуулыбка, полуплач,  С портрета Рокотова снова                                  Ее глаза –как два обмана  Смотрела Стуйская на нас                                   Покрытыхмглою неудач.    Теперь обратимся к другому образу русскойженщины, это тоже русские женщины, но какие?Эти русскиеженщины – крестьянки. Но стали ли они другими, если на них нет атласных платьев
и нежных кружев, красивых причесок и дорогих украшений? Конечно нет. Пусть женщины-крестьянки скромнееодеты и неразнежены, а лица их загорелые, но взгляд, осанка остаются не измены.  Вот что пишет Некрасов в своей поэме опростой русской крестьянке: Есть женщины врусских селеньях                        
Их разве слепой не заметит,С спокойноюважностью лиц,                                
А зрячий о них говорит:С красивоюсилой в движеньях,                             
«Пройдет – словно солнце осветит!С походкой, совзглядом цариц, -                           
Посмотрит – рублем подарит!».  Вопросы:Что объединяетбогатых и бедных красавиц, что общего между ними?Чем отличаютсяэти женщины?  И действительно русская женщина во все векаоставалась загадочной. И тема русских женщин всегда волновала, волнует и будет
волновать поэтов, художников и композиторов.    Крестьянская женская одежда шилась из грубой ине дорогой ткани и состояла из рубахи, сарафана и кокошника (молодые повязывали
ленту). Рубаху украшали вышивками, вышивали подол, рукава и ворот. Такая
вышивка считалась оберегом от разной нечистой силы.  Сарафан тоже старались украсить и подвязатькрасивым пояском, который тоже вышивался для оберега.   Ансамбль женского народного костюма завершалголовной убор, в основном это – кокошник. Он был с большой любовью украшен и
передавался из поколения в поколение. Он расшивался жемчугом и разными цветными
нитками. Конечно, как все женщины, крестьянки носили украшения, но они были
дешевыми: из глины и дерева, простых камней и полудрагоценных.  Каждая деталь русского народного костюмапридавала своеобразие облику женщины, создавала местный колорит костюма
жительниц той или иной области.  Ансамбль русского народного костюма создаетпоэтический образ неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни,
праздников и обрядов.    Учащимся предлагается выполнить эскиз в цветеобраз русской крестьянки. Учащиеся для работы могут выбрать шаблон.Работу выполняют на формате А4 простым карандашом и акварельными (или гуашевыми
краскам).
(Invalid img)
Или, выполнитьколлективную творческую работу. (Invalid img) Кто из вастеперь сможет отличить русский народный костюм от костюма другой
национальности?Что общего икакие различия между крестьянкой и богатой русской женщиной?

Похожие публикации