Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение доступности получения качественного общего образования и на становление личностных характеристик выпускника. А именно, ученика, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике [1].
В стандарте прописаны требования к результатам освоения образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. И для достижения предъявляемых требований необходимо использовать различные педагогические технологии [1].
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Использование технологий в практике характеризуется переходом:
- От учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное.
- От ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.
- От внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции и т. д.
В практику теория внедряется с помощью технологии. В этом смысле технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества.
Технология – концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений
Технологий предлагается много – хороших и разных. Чтобы свести к минимуму риск ошибки и выбрать ту, что учителю нужно:
– постараться понять прежде всего идеологию технологии;
– четко определить, что заимствовать – технологию целиком или элементы;
– взвесить свои возможности.
Сейчас школы все больше уходят от стремления организовывать обучение только лишь через индивидуальные формы работы ученика. Задания учителя все больше требуют от детей активного общения, совместной работы одноклассников, совместного творчества учителя и ученика. Работа в группах позволяет реализовать познание на разных уровнях сложности. Выполняя задание в группе, дети увлекаются самим познавательным процессом, а оценка желания, чтобы учитель тебя похвалил, соревнование в скорости выдачи ожидаемого результата исчезают из-за ориентиров их деятельности.
Мы, учителя, должны предоставлять ученикам возможность общаться на уроке друг с другом и с учителем на равных, каждому строить самостоятельный процесс познания.
ТРИЗ– это теория решения изобретательских (творческих) задач (автор Г. С. Альтшуллер), которая направляет на раскрепощение мыслей ребенка, создание на уроке творческой атмосферы, свободной для творчества, на смену традиционных ролей учителя и ученика.
НФТМ– это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования (от дошкольного до послевузовского) непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся.
Методологические, методические и технологические основысистемы НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина) составляют:
– ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера;
– РТВиФ – методология развития творческого воображения и фантазии как подсистема ТРИЗ;
– ТРТЛ – теория развития творческой личности как подсистема ТРИЗ;
– КИП – система компьютерной интеллектуальной поддержки мышления Р. Т. Гареева, М. М. Зиновкиной.
Исходная позиция системы– каждый ребенок талантлив от природы.
Принцип работы– воспитание личности через творчество.
Задача– создать педагогические условия для выявления творческих способностей и их развития [2].
Считаю, что феномен технологии ТРИЗ – подход к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодействия с миром, людьми.
ТРИЗ – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малых групп при участии учителя, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учащихся. Системообразующим элементом технологии ТРИЗ является проблемная ситуация. Она характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.
Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в курсе его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определять круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период познания прийти к открытию.
Использование в учебном процессе интеллектуальных инструментов ТРИЗ для развития творческого и системного мышления учащихся помогает успешно справиться с поставленной задачей. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления, учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них навыки исследовательской деятельности, способствует формированию у детей креативности, активности и коммуникативности. ТРИЗ-технология позволяет ученикам:
1) развивать творческое нестандартное мышление;
2) учиться преодолевать трудности в процессе обучения;
3) объективно оценить принятые решения.
Технология ТРИЗ – основана на принципе освободить мышление учащихся от шаблонов. Происходит это в результате организации дружественной творческой образовательной среды, реализации принципа сотворчества, широкого принципа соревновательности. ТРИЗ развивает системный образ мышления. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности. Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока.
Каждый из этих блоков поддерживает устойчивую положительную мотивацию. В ходе занятия у школьников сохраняется положительная мотивация успеха и желание перейти к следующему этапу работы. Каждый этап урока выстроен с использованием ТРИЗ приёмов и методов, что влечёт развитие творческого мышления учащихся.
Блок 1. Мотивация. «Удивление есть начало всякой мудрости» (Сократ).
Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является ситуация удивления или «эффект чуда». Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.
Блок 2. Содержательная часть. Содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей с элементами конструирования.
Блок 3. Психологическая разгрузка. Этот блок обеспечивает психологическую разгрузку, которая реализуется через 1) упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, 2) аутотренинг, 3) систему спортивно-эмоциональных игр, 4) театрализацию и др.
Блок 4. Головоломка. Головоломки представляют для школьника проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли. В решении головоломок удовлетворяется человеческая потребность в игре. Не менее важна еще одна основная (мотивационная) функция системы головоломок – их способность побуждать интерес учащихся к изучаемому материалу, и вряд ли существует более эффективный способ мотивации.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Представляет собой систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся. Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке.
Блок 6. Содержательная часть. «Творческая мастерская». Эта часть направлена на развитие творческого воображения и фантазии учащихся.
Блок 7.Компьютерная интеллектуальная поддержка. Обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту обучающихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний. Выполнение заданий способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти.
Блок 8. Резюме. Подведение итогов, выявление мнений об уроке. Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку самого урока.
Таким образом, нестандартные приёмы, активные методы, творческие задания положительно влияют на учеников, на мотивацию к обучению.
Конспект урока математики в 1 классе по теме «Решение задач»
Цель: закрепить умения выполнять арифметические действия; умения решать простые и составные задачи.
Задачи: активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации; формировать системное мышление и развитие творческих способностей через работу в группах; развивать внимание и навыки сотрудничества.
Ход урока
1. Мотивация.
– Ребята, сегоднянас ждет увлекательное путешествие. А куда мы отправимся путешествовать вы узнаете если прочитаете зашифрованные слова:
К2р2л3вств2 М1т3м1т4к4
1 – а
2 – о
3 – е
4 – и
«Королевство Математики».
Представление команд
Команда № 1 «Знатоки».
Команда № 2 «Умники».
Мы – весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы будем
Вместе дружно все играть.
– Итак, начинаем наше необычное путешествие в сказочное «Королевство Математики», где весело живут все десять цифр. В добрый путь!
2. Содержательная часть. «Волшебный лес». (Кто быстрее).
– Сколько хвостов у пяти котов?
– Апельсин разрезали на 2 части. Сколько сделали разрезов?
– Лист бумаги разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
– Задумали число, когда его увеличили на 1, стало 5. Какое число задумали?
– Одно яйцо варят 10 минуты. Сколько времени надо варить 3 яйца в одной кастрюле?
– Прошло три дня после понедельника. Какой наступил день?
– Сколько концов у двух палок?
– Сколько пальцев на правой ноге?
– Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если известно, что одному из них 7, а другому 8 лет?
– Идут 2 отца и 2 сына. Сколько человек?
– Что стоит между горой и долиной?
3. «Озеро пословиц и поговорок». Проверка домашнего задания.
4. Головоломка. «Магические квадраты».
5. Интеллектуальная разминка
«Горы капитанов». (Задания для капитанов).
а) В словах спрятались числа. Найди и запиши их.
№ 1 № 2
смородина родина
сторож едва
устрица стриж
семья опять
подвал семья
вспять столица
б) Реши задачу.
№ 1.Марина начертила три отрезка: один – 8 см, второй – на 2 см короче первого, а третий – на столько же короче второго. Чему равна длина второго, третьего отрезка?
№ 2.На соревнованиях леопард прыгнул в длину 5 метров, что на 1 метр больше, чем длина прыжка собаки. Антилопа прыгнула на 3 метра дальше, чем собака. Чему равна длина прыжка собаки, антилопы?
6. Психологическая разгрузка. «Игровой водопад».
– Пока наши капитаны покоряют горные вершины, мы отправляемся к «Игровому водопаду».
а) «Две лягушки» (дети выполняют движения)
- На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем обтирались,
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям – Физкультпривет!
б) Зарядка для глаз.
7. Содержательная часть. «Река примеров». Эстафета.
3 + 4 – 2 + 4 – 6 + 7 – 5 +1 = ?
7 – 2 + 4 - 7 + 5 – 4 +2 – 1 = ?
– Молодцы. Переправились через речку
– Перед нами появился «Замок задач». Посмотрите, что происходит на полянке около Замка. (сценка: Мальвина читает задачу Буратино, который убегает от нее в Замок)
– Давайте зайдём в Замок и покажем, как мы умеем решать задачи.
8. Интеллектуальная разминка. «Замок задач». (Каждой команде вручается конверт с задачами.).
№ 1
1. Маша и Даша носят фамилии Виноградова и Арбузова. Какую фамилию имеет каждая из них, если Маша с Арбузовой живут в соседних домах?
2. Петя живёт к школе ближе, чем Ваня, а Саша ближе, чем Дима. Кто живёт ближе к школе Саша или Дима?
3. Для Новогоднего утренника дети приготовили стихи, танец, песню.
Сколькими способами можно составить программу выступления?
(запиши все способы)
4. Убери 2 палочки так, чтобы:
а) осталось 2 квадрата;
б) не осталось ни одного квадрата.
Рис. 1. |
5. Стоит береза. На березе 4 ветки, на каждой ветке по 5 яблока. Сколько всего яблок?
№ 2
1. Семен и Глеб имеют фамилии Орлов и Синицин. Какую фамилию имеет каждый из них, если известно, что Семен на 2 года старше Синицина?
2. Книга дороже ручки, а ластик дешевле ручки. Что дороже – книга или ластик?
3. Сколькими способами можно поставить на полку игрушки- куклу, зайца и медведя ?
4. Убери 2 палочки так, чтобы:
а) не осталось ни одного квадрата;
б) осталось 2 квадрата.
Рис. 2. |
5. Росли 2 ивы, на каждой иве по 2 ветки, на каждой ветке – по груше. Сколько всего груш?
9. Резюме. Подведение итогов.
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года №1897)2. Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: решая задачи открытого типа: Монография. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 186 с.
3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
4. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. - М.: ВАКО,2008. – 240с. – (Мастерская учителя). ISBN 978-5-94665-720-4