Учебно-воспитательные цели практического занятия:
1. Обучающая:- закрепить знания связанные с проблемой становления и развития политической и правовой мысли в Западной Европе в Средние века, а также политико-правовых учений эпохи Возрождения и эпохи Реформации.
- формируя умения ориентироваться в понятийно-категориальном аппарате истории политических и правовых учений; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической тематике, оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать важнейшие произведения классиков мировой политической и правовой мысли, толковать и сопоставлять сформулированные ими идеи; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; пользоваться специальными источниками информации (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-2, ОК-9, ПК-11)
2. Развивающая:
- сформировать у обучающихся способности понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
- развить у обучающихся способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
- сформировать способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9).
3. Воспитательная:
- развить у обучающихся способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
- сформировать способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- подготовить высоконравственных сотрудников ОВД, способных понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета – в части, касающейся правоохранительной деятельности (ОК-5).
План практического занятия
Вводная часть лекционного занятия.
Основная часть:
1-й учебный вопрос: Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века.
2-й учебный вопрос: Политические и правовые учения эпохи Возрождения.
3-й учебный вопрос: Политические и правовые учения эпохи Реформации.
Дидактические материалы и материально-техническое обеспечение практического занятия
- ноутбук
- проектор
Литература
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 2011. – 56 с.
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.// Международные акты о правах человека: Сборник документов / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - М., Норма - Инфра-М, 1999 - С. 39-57.
- Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Суда РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (далее –СЗ РФ). – 1998. – № 20. – Ст. 2143; № 33. – Ст. 3835.
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // СЗ РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 146.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (Факультативный протокол к нему) // Международное публичное право: сб. документов. – М., 1996. – Т. 1.
- О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Российская газета. – 2011. – 7 декабря.
Основная литература
- Графский В. Г. История политических и правовых учений : учебник / В. Г. Графский. - 3-е изд. доп. - Москва : НОРМА, 2014. - 736 с.
- История политических и правовых учений : учебно-методическое пособие / сост. О. В. Пересадина. - Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2015. - 102 с.
- История политических и правовых учений: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Власов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2016. - 299 с.
- Проблемы государственно-правового развития России: материалы межвузовской научно-практической конференции (21 ноября 2014г). - Омск : Омская академия МВД России, 2015. - 100 с.
Дополнительная литература
1. Рассолов М.М. История политических и правовых учений (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»/ Рассолов М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52481.— ЭБС «IPRbooks»
2. Жириновский В. В. Современная история политических и правовых учений: учебное пособие [Электронный ресурс] / В. В. Жириновский, Н. А. Васецкий. - М.: Современная гуманитарная академия, 2013. - 659 c. - URL : http://www.iprbookshop.ru/16923.-ЭБС «IPRbooks».
3. История политических и правовых учений: учебник / В. И. Власов [и др.]. – М.: Юрайт, 2013. – 411 с.
4. Герберт Спенсер Политические сочинения. Том III. История политических институтов [Электронный ресурс]/ Герберт Спенсер— Электрон. текстовые данные.— Москва, Челябинск: Социум, 2015.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30783.— ЭБС «IPRbooks»
5. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям/ Томсинов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало, 2015.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52227.— ЭБС «IPRbooks»
6. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX -XIV вв. [Электронный ресурс]: монография/ Момотов В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2016.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49184.— ЭБС «IPRbooks»
Методические рекомендации по организации и проведению практического занятия.
Практическое занятие рекомендуется проводить с использованием следующих методов обучения:
По внешним признакам деятельности преподавателя и обучаемых: беседа; инструктаж; демонстрация; работа с литературой.
По способу передачи и восприятия информации: словесные (устный опрос, метод «мозговой атаки», учебная дискуссия); наглядные с использованием технических средств обучения - видеопроектора (слайдовые презентации).
По степени активности познавательной деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод.
По логике раскрытия материала: индуктивный; аналитический.
По роли обучаемых в процессе обучения: активный(метод «мозговой атаки», метод малых групп); интерактивный (учебная дискуссия).
Форма проведения занятия
- беседа
- работа в малых группах
- диспут
Место проведения занятия
- аудитория
Межпредметные связи с дисциплинами:
- Философия
- История государства и права
- Теория государства и права.
Содержание практического занятия.
I. Вводная часть (5 минут). Преподаватель:
- принимает рапорт командира о готовности учебной группы к занятию, приветствует обучающихся;
- проверяет наличие и готовность обучающихся к занятию, делает соответствующие записи в лист контроля и учебный журнал группы;
- смотрит обеспеченность обучающихся необходимой литературой (рабочие программы учебной дисциплины, учебники, лекционные тетради, тетради для групповых занятий);
- объявляет тему и цели занятия.
II. Основная часть (80 минут).
Актуальность темы обусловлена тем, что падение Западной Римской империи (476 г.) завершило период истории Древнего мира и положило начало истории средних веков. В странах Западной Европы периода раннего средневековья (V–Х вв.) постепенно складывался сословно-феодальный строй.
К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй. Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства.
Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. Сама церковь была организована по феодальному образцу по принципу строгой иерархии, на монархических началах возглавлялась римским папой. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; ряд норм, установленных церковью, имел юридическое значение (каноническое право). Духовенство было привилегированным сословием феодального общества, а церковь – важной частью феодальной структуры.
Идеологическое господство религии и церкви обусловило то обстоятельство, что основные направления политико-правовой идеологии феодального общества Западной Европы выступали в религиозном облачении. Общей идейной основой всех политических и правовых доктрин средневековья были религиозные представления, тексты св. писания. Идеологи господствующих классов-сословий ссылками на Библию стремились обосновать сословное неравенство, привилегии феодалов, зависимое положение крестьян. Крестьянство и горожане свой протест против феодального строя выражали в еретических движениях.
1-й учебный вопрос: Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века.
Изучениепервого вопроса плана проведения практического занятия для формирования общекультурных и профессиональных компетенций ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-5,ОК-9,ПК-2,ПК-11,подразумевает выполнение заданий с последующим обсуждением и аргументацией своей точки зрения.
Задание 1.
Для активизации учебной деятельности обучающимся предлагается по изображению, вспомнить представителей политико-правой мысли в Средние века, и обозначить основные идеи их учений. (прим. Изображения выводятся на экран)
Ответ: 1 – Фома Аквинский; 2 – Марсилий Падуанский, 3 – Филипп де Бомануар; 4 – Аврелий Августин.
1 – Фома Аквинский В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики» (кстати говоря, переведенной на латинский язык и тем самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х гг.).
От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.
2 – Марсилий утверждал, что разум и вера взаимосвязаны и доказывают друг друга. Однако в отличие от принятого подхода, например, Фомы Аквинского, где требуется взаимосвязь между разумом и верой, Марсилий утверждал, что достаточно одного разума, в то время как вера не опровергает, но и не дополняет выводы, сделанные с помощью разума. Марсилий строит свою мысль, опираясь на мирское предназначение человека. Марсилий искажает смысл Аристотеля, говоря, что, видимо, человек – не социальное животное.
Марсилий утверждал, что невозможно познать религиозное предназначение с помощью разума. Говорил, что невозможно доказать бессмертие души с помощью веры. Не рассматривал предназначение человека, используя ступенчатую систему.
Марсилий утверждал, что в делах, зависящих от всех, у каждого должно быть право влиять на ситуацию. Однако подобный подход не означает популизма и демократии, поскольку, в глазах Марсилия, именно король представляет народ. Тем не менее, Марсилия можно считать основоположником популизма, поскольку он считал, что у каждого индивидуума имеются свои собственные интересы и каждый действует в соответствии со своей природой, поэтому номинально все равны.
3 – Бомануар – представитель школы французских легистов. Составитель сборника средневековых правовых обычаев (кутюмов) области Бове и граничащих с ней провинций – «Кутюмов Бовезис» («Livres des Coutumes et de Usages de Beauvaisis», около 1283 года). Кутюмы Бомануара являлись не только компиляцией местных обычаев, но и первым в истории Франции опытом правотворчества, дающим представление о нравах и обычаях, об идеях политической и правовой консолидации страны. Они включали, наряду с нормативным материалом, рассмотрение судебных казусов и авторские рассуждения во многих областях французского средневекового права (отправление правосудия, наследственное право, налогообложение и пр.).
4 – Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство – неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.
Государство – наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.
Справедливое государство – христианское государство.
Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.
Необходимо соблюдать международные договоры.
Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые – те, что начались по законным причинам, например, по необходимости отражения нападения врагов.
Задание 2.