Войти / Зарегистрироваться

Проект «Технология создания интерактивного пространства для познавательного развития детей дошкольного возраста»

Получить свидетельство Получить диплом
Авторы: Хотякова Светлана Сергеевна, Арсенова Марина Алексеевна, Попова Юлия Сергеевна

1. Общее описание Проекта
а)  описание проблем, на решение которых направлен Проект
Реализация проекта позволит решить комплекс проблем, сопровождающих внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения и создания развивающего интерактивного пространства.
Интерактивность – это способность информационно-коммуникационной системы, без участия человека, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Так называемое «интерактивное   пространство»  среда, компоненты которой  взаимодействуют с детьми, находящимися внутри и оказывают на них воздействие, включает в себя взаимодействие со сверстниками и взрослыми, взаимодействие с развивающими объектами, а так же взаимодействие с педагогом (или родителем) и/или детьми, опосредованное интерактивными технологиями.
На сегодняшний день, одной из проблем обеспечения образовательного процесса, как школы, так и детского сада современными интерактивными средствами развития ребенка, является ограниченный доступ к всему комплексу интерактивных образовательных средств (компьютера, мультимедийного оборудования, интерактивной доски, интерактивного обучающего стола), особенно для детей дошкольного возраста. И связано это не столько с недостатком оборудования (во многих дошкольных образовательных учреждениях оно есть), сколько с отсутствием методического обеспечения педагогов и психологов целостными, соответствующими возрасту технологиями познавательного развития детей с мультимедийным сопровождением.  
Реализация проекта «Технология создания интерактивного пространства для познавательного развития детей дошкольного возраста» может стать основой для выработки стратегии и тактики  внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Следует отметить так же, что с развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на развивающие интерактивные программы и комплексы. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии игр и обучающих программ для школьников, нет системного  подхода к познавательному развитию ребенка дошкольного возраста посредством интерактивных технологий с использование широкого спектра мультимедийного оборудования (в среде Power Point,  программе еBeam Scrapbook,  ПО SMART Table Toolkit). Предлагаемый проект предполагает технолого-методическое обеспечение развития ребенка в интерактивном пространстве, в условиях, когда интерактивное оборудование является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
 
б) краткое описание технологии проекта и научно-технических методов решения поставленной задачи
Цель проекта: конструирование  интерактивного пространства для развития детей дошкольного возраста: комплекса интерактивных пособий, игр и занятий для познавательного развития детей дошкольного возраста посредством компьютера, мультимедийного оборудования, интерактивной доски, интерактивного обучающего стола.
Решение поставленной цели обеспечено технологией разработки  комплекса интерактивных пособий, игр и занятий для познавательного развития детей дошкольного возраста.
В основу интерактивных пособий положена игра. Таким образом, компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняют его. В понятие «интерактивный» вкладывается смысл общения педагога с детьми, в это же время понятие «пособие» выступает вспомогательным средством для подачи материала детям.
Научное психолого-педагогическое обоснование проекта включает условия, позволяющие добиваться развивающего эффекта, определенные Л.С.Выготским:
  • соответствие материала приспособительным реакциям ребенка;
  • соответствие ритмической установки: на подъем «волны внимания» должны приходиться наиболее важные, на спад - наименее важные фрагменты материала;
  • выполнение требования связности и логичности материала;
  • выполнение требования развития осознанности, осмысленности деятельности, благодаря которым из непроизвольного развивается произвольное внимание.
Мы выделяем 3 основных этапа технологии создания мультимедийного пособия:
1) Подготовительный этап  – посвящен изучению темы, психологическому обоснованию содержания пособия, подбору развивающего материала и созданию плана-проспекта мультимедийного развивающего пособия. Используются традиционные и электронные информационные массивы.
2) Основной этап включает:
  • отбор и группировку развивающего материала;
  • подбор ряда специальных инструментов (интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, гиперссылки и пр.)
  • уточнение инструкций;
  • составление аннотаций к играм и пособиям, конспектов занятий;
3) Заключительный этап посвящен оформлению мультимедийного  пособия:
  • редактирование мультимедийного  пособия;
  • оформление мультимедийного  пособия.
Ценность мультимедийного развивающего пособия, как носителя информации, заключается в том, что оно располагает целым рядом особых инструментов (научно-технических методов): интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, гипертекст.
Интерактив, то есть взаимодействие. Ребенок участвует в таком взаимодействии при работе с пособием, когда:
1)  использует экранное меню – указывает /выбирает объекты/ команды на экране компьютера (интерактивной доске, столе);
2) вводит символьную строку – задает в ответ на предложение программы числовые параметры, ключевые слова для поиска или команду на определенные действия компьютера;
3) перемещает объекты на экране  – таким образом можно составлять из элементов (частей) фигуры, предметы, модели, смешивать вещества, заполнять пропуски, т.е. в общем случае – сопоставлять свойства объектов;
Мультимедиаозначает «многосредность». Он оперирует средствами фотои видеоизображений, графики, анимации, звука. Особенность и преимущество мультимедиа по сравнению с текстовой или аудиальной средой – существенно более высокая информационная плотность, что сильно влияет на объем информации.
Моделинг (моделирование, организация модели) используется для воссоздания на экране средствами технологии компьютерного моделирования и мультимедиа технологии разнообразных процессов, объектов и способов взаимодействия с ними. Моделируются, например, посещение музея, экскурсия по городу и т.д.
Коммуникативность обусловлена главным образом эффектами непосредственного оперативного представления информации, состояния процесса в режиме реального времени.
Гиперссылки – это технология быстрого перехода по ссылкам, основная функция – обеспечивать раскрытие смысла и структуры заданий.
 
в) суть разработки (описание производимого продукта (технологии) и его характеристики)
Предполагается разработка комплекса интерактивных пособий и игр по развитию познавательных способностей  с мультимедийным сопровождением для детей 3-7 лет (в среде Power Point,  программе еBeam Scrapbook,   ПО SMART Table Toolkit).
Проект обусловлен социальной потребностью в повышении качества развития и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольном образовании современных интерактивных технологий:
- разработанные пособия, игры, занятия могут быть использованы специалистами ДОУ  в психолого-педагогической работе с детьми;
- комплекс игр позволяет педагогам обеспечить реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- интеграция разработанной технологии в структуру образовательного процесса ДОУ разных типов  позволит  специалистам  обеспечить социальный заказ родителей и школы  на полноценное развитие дошкольника и решить проблему преемственности ДОУ и школы;
- технология предусматривает варианты организации развития познавательных способностей дошкольников в условиях семейного воспитания, поэтому родители, используя наши методические разработки, могут повысить уровень познавательного развития своих детей.
- в структуру интерактивного пособия включена презентационная часть, связанная с постановкой перед ребенком проблемы или познавательной задачи; упражнения и игры на развитие познавательных способностей; методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию пособия.
Результаты внедрения отдельных компонентов разрабатываемого нами комплекса занятий и игр показали, что их  использование позволяет  рационализировать формы преподнесения информации; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь;  создать эмоциональное отношение к получаемой информации; активизировать познавательную деятельность детей; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

2. Динамика развития Проекта до настоящего времени
а) что уже сделано для решения рассматриваемой проблемы (по созданию продукта, технологии)
- выявлены сущностные и содержательные характеристики влияния мультимедийного сопровождения на познавательное развитие  детей  дошкольного возраста;
- разработаны концептуальные и организационные подходы к построению интерактивной технологии развития  детей дошкольного возраста с использованием широкого спектра мультимедийного оборудования (в среде Power Point,  программе еBeam Scrapbook);
- определены и систематизированы  психолого-педагогические и технологические условия создания комплекса интерактивных пособий, игр и занятий для познавательного развития детей дошкольного возраста посредством мультимедийного оборудования, интерактивной доски, интерактивного обучающего стола.
-   частично разработан и апробирован комплекс интерактивных пособий и игр на основе технологии  мультимедийного сопровождения, обеспечивающий  эффективность познавательного развития  детей дошкольного возраста (в среде Power Point,  программе еBeam Scrapbook).

3. Имеющийся задел и достигнутые результаты
а) текущее состояние проводимой командой НИР и параметры имеющихся результатов, образцов
Созданы интерактивные пособия по развитию произвольности психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, творческого воображения у детей дошкольного возраста  в среде Power Point (10 пособий),  программе еBeam Scrapbook (10 пособий) по типу: найди и вставь недостающий фрагмент, составление сериационных рядов, найди лишний предмет, сложи узор, дорисуй фигуры, лабиринты, продолжи ряд (узор) и пр. Разработано 8 конспектов игровых развивающих занятий для дошкольников с использованием мультимедийных технологий.
б)  технические параметры продукта, достигнутые на данный момент с указанием наличия подтверждающего материала.
Представляемый комплекс пособий  предназначен для решения задач по развитию у детей дошкольного возраста произвольного внимания, произвольной памяти, произвольного восприятия, мышления, творческого воображения.
Развивающие ресурсы в комплексе можно разделить на два типа:  интерактивный наглядный материал и игровые интерактивные задания.
Интерактивные наглядные ресурсы направлены на вовлечение дошкольников в активную познавательную деятельность (анимации, иллюстрации, видеофрагменты и пр.) Специальные для данного типа развивающих ресурсов функциональные возможности - пошаговая демонстрация материала, регулирование громкости фоновой музыки, дикторской речи - помогут педагогу (родителю) вести беседу с детьми, вовлекать их в активное обсуждение увиденного, ставить проблемные задачи.
Игровые интерактивные задания, с помощью которых осуществляется переход от формирования мотивов познания к организации собственно практической деятельности детей для развития познавательных способностей, диагностики уровня развития ребенка. Все задания выполнены в виде мини-игр, они красочно оформлены, озвучены, нередко имеют персонажа, который сопровождает ребенка по игре. Особую значимость в таких ресурсах несет наличие обратной связи, форма которой напрямую зависит от развивающей задачи, на которой строится игра. Это могут быть звуковые сигналы, графические обозначения (выделение цветом, подсветка объектов и др.), дикторские комментарии. Важно, чтобы ребенок, выполняя задание, мог ориентироваться в своих действиях, самостоятельно принимать решения и видеть результат.
 
4.Перспективы разработки
а) критические научно-технологические неопределённости, которые будет необходимо устранить в ходе НИР
И дополнить комплекс интерактивных пособий и игр пособиями данного типа ПО SMART Table Toolkit.
б) планируемые этапы НИР и промежуточные целевые показатели
Проект  включает в себя 4 этапа:
1-й этап. Анализ проблемного поля. Оценка представленности и качества интерактивных пособий и игр на рынке образовательных услуг. Выявление потребностей дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников г. Череповца и Вологодской области в современных интерактивных технологиях познавательного развития ребенка.
Выявлена потребность в данном виде пособий, их недостаток на рынке образовательных услуг и несоответствие большинства пособий психолого-педагогическим требованиям.
2-й этап. Теоретическое обоснование проблемы. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме использования мультимедийных технологий в развитии ребенка дошкольного возраста.
Определены основные принципы и требования (психолого-педагогические и технические) к организации интерактивного пространства для познавательного развития детей дошкольного возраста. Создан банк интерактивных пособий для познавательного развития дошкольников.
3-й этап. Моделирование технологии.
Разработана технология создания комплекса интерактивных пособий и игр по развитию познавательных способностей с мультимедийным сопровождением для детей 3–7 лет (в среде Power Point,  программе еBeam Scrapbook,   ПО SMART Table Toolkit)
4-й этап. Заключительный. Трансляция результатов и продуктов проекта, посредством включения технологии разработки и использования  интерактивных пособий, игр и занятий для познавательного развития детей дошкольного возраста с мультимедийным сопровождением в программы дополнительного образования, курсов повышения квалификации педагогов.
в) Какие ключевые отличия целевого конечного продукта от существующих решений (разработки конкурирующих решений о которых известно)
Большинство предлагаемых на рынке образовательных услуг интерактивных пособий и программ сконструированы по типу «тренируйся и упражняйся» («натаскивание»), носят обучающий, а не развивающий характер и в меньшей степени подходят детям дошкольного возраста. Они преследуют очень узкие образовательные  цели (например, изучение цветов или использование разных цветов при рисовании) и предполагают весьма линейную и ограниченную форму обучения определенным знаниям и умениям, или имеют чисто развлекательную направленность.
Отличительный признак наших пособий  создание  универсальных развивающих творческих сред, намного превышают возможности специализированных (предназначенных для конкретных классов задач). Комплекс разработанных нами пособий охватывает весь спектр познавательного развития дошкольника. Такие пособия легко вписываются в конструкционистскую парадигму развития, которая соответствует целям и задачам дошкольного образования.
На данный момент практически отсутствуют пособия (и не только интерактивные), которые соответствуют всем требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Комплекс пособий и игр по развитию познавательных способностей  с мультимедийным сопровождением для детей 3–7 лет в среде Power Point,  программе еBeam Scrapbook,   ПО SMART Table Toolkit) полностью соответствует требованиям, принципам и целевым ориентирам ФГОС ДО. Наши пособия сопровождаются аннотациями по их использованию в условиях дошкольного учреждения и семьи.
г)  технические параметры конечного продукта проекта
Комплекс пособий и игр по развитию познавательных способностей  с мультимедийным сопровождением для детей 3–7 лет в среде Power Point,  программе еBeam Scrapbook,   ПО SMART Table Toolkit) включает в себя следующие компоненты в соответствии с возрастными особенностями детей:
Раздел «Развитие познавательных способностей ребенка младшего дошкольного возраста»: пособия, игры и занятия по развитию произвольного внимания, произвольной памяти, произвольного восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, творческого воображения.
Раздел «Развитие познавательных способностей ребенка среднего дошкольного возраста»: пособия, игры и занятия по развитию произвольного внимания, произвольной памяти, произвольного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения.
Раздел «Развитие познавательных способностей ребенка старшего дошкольного возраста»: пособия, игры и занятия по развитию произвольного внимания, произвольной памяти, произвольного восприятия, наглядно-образного и логического мышления, творческого воображения.
Интерактивное пособие  носит игровой характер и содержит три составляющих:
  • презентационная часть, в которой представлена основная познавательная задача, проблемная ситуация, инструкция, знакомство с игровыми персонажами;
  • упражнения и игры, с помощью которых осуществляется развитие познавательных способностей (одного или в комплексе);
  • имеются рекомендации (аннотация) для педагогов и родителей по использованию возможности интерактивного пособия.
Особенности оформления материала:
  • Страница (слайд) пособия содержит только необходимую информацию и не должна содержать лишней информации, которая может отвлечь внимание детей.
  • Фон монотонный, предпочтительно использование светлого фона.
  • При включении в интерактивное пособие графических изображений учитывается, что страницы будут просматриваться в системах с разным графическим разрешением  и ориентировка на аппаратные средства, доступные большинству потенциальных пользователей.
  • Звук присутствует в виде фраз, произносимых диктором, диалога персонажей или звукового сопровождения видеофрагмента.
  • Визуальная информация периодически  меняется на аудиоинформацию.
  • Имеются обязательные рекомендации на каждой странице для успешной работы и раскрытия больших возможностей самого пособия.
  • Информация на странице (слайде)  четко структурирована.
  • Темп работы может варьироваться.
Дидактические характеристики
  • наличие специальных средств для мотивации детей и поддержания их внимания и интереса (игровой сюжет, персонаж, проблемная ситуация и т.д.);
  • градуирование степеней сложности материала;
  • наличие процедур для облегчения процессов обобщения;
  • использование значков и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) различных компонентов развивающего материала;
  • поддержка самостоятельной познавательной деятельности детей (обеспечение возможности самостоятельного поэтапного выполнения заданий путем проб и ошибок);
  • простота навигации по материалу;
  • употребление понятных детям обозначений и терминологии;
  • возможность отмены детьми ошибочных действий в ходе самостоятельной работы;
  • каждое пособие, игра сопровождается аннотацией, а занятие – конспектом.

Похожие публикации