Успешному развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста помогает умелое использование произведений декоративно-прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.
Декоративно-прикладное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.
При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством должны решаться следующие задачи: развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости; понимание содержания, выделение средств выразительности: пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция; развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству возможно при соблюдении ряда условий:
- общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;
- создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;
- создание предметно-развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;
- направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- учёт индивидуальных особенности каждого ребенка.
Одним из важнейших факторов развития дошкольников при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов. В процессе их использования у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла.
К ним можно отнести методы, рекомендованные Р.М. Чумичёвой при знакомстве дошкольников с произведениями живописи:
1. Метод вызывания адекватных эмоций. Данный метод позволяет установить ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью произведений декоративно-прикладного искусства восстановить увиденное и пережитое раньше. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?» «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?» «А у вас бывает подобное настроение? «Когда у вас было такое настроение?» «Чем это вызвано?» «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д.
2. Тактильно-чувственный метод. Метод, по признанию многих исследователей, эффективен и оказывает особое влияние на эмоциональное состояние, у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками. Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно-прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть), мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.
3. Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов». Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.
4. Метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным».
Повышению эффективности художественно-эстетического развития дошкольников способствует приобщение к народному декоративно-прикладному искусству в интересной и привычной для современных детей форме – посредством использования медиаресурсов. Разнообразие современных медиасредств (детских сайтов, электронных энциклопедий и пособий, электронных каталогов и поурочных материалов (в большей мере познавательно-информационной направленности); компьютерных игр и разработанных для детей приложений (графические редакторы, «игры-конструкторы») (деятельно-игровой направленности); электронных презентаций, созданных педагогами-практиками) позволяет приблизить «прошлое» к детям.
Использование медиаресуров позволяет разрешить проблему представления для восприятия детьми подлинных предметов и многообразия образов, художественных решений. Это оправданно в случае, если необходимо продемонстрировать длительный процесс изготовления предметов, сложные приемы обработки материалов, представить связи образов народных промыслах с природными и пространственно-предметными условиями.