Войти / Зарегистрироваться

Образ человека – главная тема искусства

Получить свидетельство
Автор: Чегодаев Сергей Михайлович

Цели: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту человека, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Оборудование: репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда», Рокотов «Портрет Струйской» и другие.
Словарь: портрет.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в урок.
Послушайте стихотворение Заболоцкого, подберите к нему название, а потом посмотрим, соответствует ли ваш вариант тому названию, которое дал ему автор.
 
Портрет
 
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
 
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
 
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
 
 
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
 
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
 
Назовите тему урока.
 
1. Сообщение нового материала.
Послушайте текст.
Интервью французского писателя, драматурга и сценариста:
– Здравствуйте, профессор. Могу я задать вам вопрос?
– Прошу вас.
– Когда мой сын – ему семнадцать с половинной лет – говорит о какой-нибудь девушке, он добавляет: «Вот это класс»
– Значит, он считает её очень красивой.
– Это понятно. Но связано ли это выражение с понятием классических канонов красоты?
– О, не думаю. Видите ли, каноны красоты – это, скорее, совокупность правил, норм, пропорций. По-моему, всё началось со статуи Поликлета «Дорифор» и его теоретического труда под названием «Канон». А в устах вашего сына слово «класс» означает нечто ошеломляющее.
– Значит, если я правильно понимаю, классические каноны красоты всё-таки существуют?
– Да, но они изменчивы. То, что было прекрасно с точки зрения греков, вовсе не привлекало индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщин считалось, когда ей говорили, что её бедра как у слона. Сегодня такое сравнение навряд ли кому-нибудь понравится. В Японии в одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в черный цвет.
– Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи.
– А индийцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу. Красота… никто толком не знает, что это такое.
 
– Что для каждого из нас значит красота?
Сегодня мы будем учиться портретному искусству. Какие бывают портреты, какие бывают лица? Все ли они красивы? Послушайте, как об этом говорит поэт Заболоцкий:
 
О красоте человеческих лиц
 
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень  и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Из истории возникновения портрета.
 
Портретный жанр возник раньше других – известны скульптурные египетские портреты многовековой давности.
ПОРТРЕТ  (фр. – изображение) – жанр изобразительного искусства с изображением  человека или группы людей.
Основное требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства.
 
Виды портретов по количеству изображенных.
монопортрет – изображение одного человека;
парный портрет – изображение двух человек;
групповой портрет – изображение более двух человек.
 
Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которогоона вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры).
Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретуемого, его общественную функцию, но не заботясь о сохранении индивидуальных черт. (пример портрета)
Для римского портрета характерно пристальное внимание изображению индивидуальных черт. (пример портрета)
Средневековье стало периодом, когда в портрете внимание больше уделялось фону, одежде портретуемого. (пример портрета)
Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. Реальные персонажи приравнивались к мифологическим. (пример портрета)
Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан – не просто создали образы современников, но и отразили целый мир чувств, переживаний, настроений. (пример портрета)
В сложные противоречивые отношения с окружающим миром вступают модели Рембрандта и Веласкеса (16-17 век), в портретах которых находят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое и трагическое. (пример портрета)
В России складывается своя школа портрета. Это прежде всего ПАРСУНА, в которой слиты примеры реалистической живописи и иконы. От парсуны чётко прослеживаются два направления – к провинциальному (изображение человека в обычной обстановке, в повседневной одежде и непринужденной позе) и парадному портретам (изображение человека в торжественной обстановке и величественной позе).
Рубеж 19 – 20 века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разрушались пропорции модели, вводились геометрические фигуры, акцент сводился к внутреннему миру переживаний человека, внешнее сходства оказывалось на втором плане (Интимный портрет).
 
Виды портрета, различающиеся по характеру
– парадный – изображение человека в полный рост, в торжественной обстановке и величественной позе;
– провинциальный (обычный) – изображение человека в обычной для него обстановке, повседневной одежде и непринужденной позе;
– интимный – изображение внутреннего состояния модели, эмоций, раскрытие духовного мира модели.
2. Практическая часть.
Выполнить эскиз в цвете, выразив свое представление о красоте человека. Можно показать его внутренний мир или род занятий, или внешние особенности.
3. Подведение итогов.
– Назовите виды портрета по количеству изображаемых?
– Назовите виды портрета, различающиеся по характеру?
Выставка работ учащихся 

Похожие публикации