Войти / Зарегистрироваться

Современные технологии развития творческих способностей на уроках искусства. Урок на тему «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля»

Получить свидетельство
Автор: Яшичева Елена Петровна

Творческие способности – одна из загадок человеческой натуры, а развитие в детях устойчивой способности к творчеству – одна из самых сложных задач. Как сделать так, чтобы после яркого периода увлечения творчеством в раннем детском возрасте ребёнок не перестал придумывать истории, экспериментировать, испытывать желание создавать свои миры на бумаге?
Овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей – эти и многие другие задачи ставит перед собой художественное образование и эстетическое воспитание школьников современная школа.
Школа – не только подготовка к жизни, а сама жизнь ребят, во многих отношениях более богатая, чем жизнь взрослых; именно в ней рождается потребность в добре, любви, справедливости, красоте, трудолюбию, достоинстве, т.е. в высших этических ценностях человечества. Качества личности столько же определяются её эмоциональным развитием, сколько интеллектуальным. Поэтому одна из главных особенностей школы – забота об эстетическом, художественном развитии детей, гуманитаризация всего учебно-воспитательного процесса. Хотелось бы отметить, что современное воспитание – это воспитание личности. Мы должны взрастить личность самостоятельную, независимую, умеющую находить общий язык с людьми, прилагающую собственные усилия к своему становлению как личности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ученика, использовать их для более полного и свободного развития личности. Всё это возможно, используя гуманно-личностный подход к ребёнку в учебно-воспитательном процессе [1].
В ФГОС (федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования), утверждённом приказом №1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года [2], указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию чётко прослеживается направление на развитие личности с широким интеллектуальным потенциалом, который способствует развитию креативности как основы инновационной деятельности.
Развивать эстетические вкусы, художественные способности детей в педагогическом процессе на отдельных возрастных ступенях может успешно помочь креативная педагогическая система НТФ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач), которая ставит перед собой главную цель – формирование и развитие творческой личности учащихся.
При организации творческого занятия в учебном процессе, реализуются основные дидактические принципы НТФМ-ТРИЗ [3]:
  • принцип диагностики личности учащегося и коллектива учебной группы,
  • принцип развития интеллектуальной активной личности,
  • принцип развития и воспитания личности через творчество,
  • принцип непрерывности творческого развития,
  • принцип преемственности творческого развития
  • принцип поисковой деятельности,
  • принцип творческой самореализации,
  • принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой,
  • принцип сотворчества,
  • принцип обучения способам творческой деятельности и ускоренному приобретению опыта решения творческих задач,
  • принцип синтеза проблемности и алгоритмизации предметного содержания,
  • принцип положительного эмоционального фона,
  • принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ,
  • принцип формирования системности мышления,
  • принцип природосообразности принимаемых решений,
  • принцип коммуникативности,
  • принцип "Docendo discimus" («Уча –учимся сами»),
  • принцип демократизации учебного процесса,
  • принцип соревновательности,
  • принцип непрерывности компьютерной интеллектуальной поддержки развития творческого мышления и творческих способностей учащихся [4].
Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМш предусматривают реализацию указанных основных дидактических принципов через изменение структуры креативных занятий и их оригинальное содержание.
Учебный год в 7 классе по программе Б. М. Неменского «Дизайн и архитектура в жизни человека» посвящён художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
Изучение конструктивных искусств в 7 классе опирается на большой материал предыдущих лет обучения архитектуре и дизайну.
Тема этого урока связана с сочинением отдельного архитектурного сооружения, рассматриваемого как сочетание разных геометрических объемов и рассчитана на несколько практических занятий. Работа может выполняться как индивидуально, так и в небольших группах.
Структура и ход урока:
Каждый креативный урок представляется информационной картой. Информационная карта креативного урока представлена восемью блоками.
 
 
Рис. 1. Информационная карта креативного урока
 
1. Блок Мотивация представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Каждый урок ИЗО – это полёт творческой мысли, фантазии, таланта и духовного совершенства. Главная задача в мотивации: пробудить творческую активность учащихся. В начале урока показывается видеосюжет о самых удивительных и необычных зданиях в мире (рис. 2).
 
 
Рис. 2
 
2. Блок Содержательная часть включает в себя программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Архитектура говорит на языке объемных форм, объединенных в систему построения пространства в которой живет и работает человек. И это пространство в свою очередь влияет на человека. При этом важно, какие ощущения возникают у человека от архитектурных построек и его элементов.
На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие горизонтально или вертикально расположенных объемов, монотонно или разнообразно скомпонованных. Достаточно нескольких геометрических форм чтобы создать многочисленные варианты решений архитектурного образа (рис. 3).
Конструкция – это устройство какого-либо предмета, составление целого из отдельных частей. Важное композиционное средство конструкции – это пропорции. Отношения по высоте, длине и ширине отдельных предметов. 
 

 Рис. 3

 Рис. 4

Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма, вызывающее у человека определенное настроение, переживание, восприятие объекта (рис. 4). Небольшое здание, спроектированное архитекторами ADM неподалеку от станции метро «Беляево». Магнетизм этого дома – в том, что видимая простота решений скрывает множество нюансов, деталей, придающих ему определенное очарование. Не выходя за рамки простых прямоугольных объемов, архитекторы не только выстраивают между ними тонкую пластическую игру, основанную на чередовании контрастов с нюансами, аккуратно вплетая ее в контекст блочно-панельного окружения, но и создавая на «своем» участке фрагмент продуманной и современной городской среды (рис. 5).
«Резиденции в La Encantada», что в пригороде города Лима (Перу). Здание в минималистском стиле представляет собой два пересекающихся геометрических объема с прямолинейными пространствами. В одном из прямоугольников белого цвета расположены спальни, в другом – жилая зона. Позади резиденции разместилась L-образная открытая веранда и главный вход (рис. 6).
 

Рис. 5

Рис. 6

Тип дома «Свитчер» образован сочетанием двух простых прямоугольных объемов. Обе башни квадратные в плане, один квадрат почти вдвое больше другого, большая башня ниже, она двухэтажная, меньшая по объему башня имеет три этажа, башни соединены прозрачным узлом лестничной клетки. Деление каждого дома на два объема зрительно увеличивает их количество, превращая их ряд в протяженную градостроительную линию (рис. 7).
Архитекторы нередко используют язык символов, преобразуя графическое начертание в форму. Китайский иероглиф «Ren», означающий «Народ», послужил для архитекторов отправной точкой в создании этого проекта общественно-делового центра в Шанхае. Проект задуман в виде двух зданий, объединенных в единое целое. Одна из высоток поднимется из воды и, по замыслу архитекторов, будет отвечать за телесное начало человека: здесь расположатся конференц-зал и фитнес-центр. Другая башня – с фундаментом на земле, символизирующая духовное начало – будет оборудована для деловых встреч и переговоров. Та часть конструкции, где они соединятся в воздухе, отведена под жилые помещения и отель на 1000 мест (рис. 8).
 

Рис. 7

Рис. 8

 
Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаще всего она близка к форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр, цилиндр и т. д. (рис. 9).
Объемы и их сочетания влияют на образный характер постройки на функциональность и художественную красоту. Создавая тот или иной объект, архитектор стремится так организовать его пространство, чтобы оно было функциональным и удобным для эксплуатации (рис. 10).
 

Рис. 9

Рис. 10

По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными – из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс. Центр международной торговли. Единый архитектурный комплекс зданий (рис. 11).
Модуль (от лат. modulus – мера) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за модуль принимались разные величины (рис. 12). 

Рис. 11

 Рис. 12

Модулем сооружения могут быть: одно из основных его измерений (диаметр купола или стороны помещения в средневековых сводчатых постройках Европы и Средней Азии), размер отдельного элемента сооружения (диаметр колонны, ширина триглифа в ордерной античной архитектуре) или размер строительного изделия (длина кирпича, бревна). В качестве модуля используются также и непосредственно меры длины (фут, сажень, метр и др.), образуя так называемый линейный модуль (рис. 13) [5, 6].
Выполните творческое задание: Соедините объемные формы в единый архитектурный облик. Объемы, входящие в сооружение, могут быть разной геометрической формы (в том числе и криволинейные). Для подобных первых архитектурных проб не важно, если «телега пойдет впереди лошади», т. е. вначале будет сделана некая макетная постройка, а затем определено ее функциональное назначение (телецентр, банк, театр, спорткомплекс, санаторий и т. д.). Однако важным представляется тот импульс к созданию пластического образа сооружения, который определит весь его характер. Например: «Какой это будет дом: легкий и воздушный, или тяжелый и стабильный, или ветвящийся и ползучий, или виртуозно балансирующий?» Одним словом, нужно придать определенную эмоциональную окраску создаваемому (рис. 14).
 

Рис. 13

Рис. 14

Способы сочетания объёмов могут быть разными, например, когда одна форма как бы пронзает, захватывает или обтекает другую. В работе можно использовать всё многообразие объёмных форм: цилиндры, конусы, многогранники, шары и др. (рис. 15). 
 
 
 
Рис. 15
 
3. Блок Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонии развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию – служит хорошей эмоциональной разгрузкой для ребенка.
В качестве психологической разгрузки можно включить легкую инструментальную музыку. Можно добавить психорегулирующие упражнения и аутогенную тренировку, обеспечивающие релаксацию, эмоциональную разгрузку. Ребята с удовольствием играют в психологические игры. Игра «Крокодил» одна из таких игр. Она не только повышает настроение, но и развивает невербальное мышление.
Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.
Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного: отгадывать названия бытовых приборов, мебели и т. п. Сложнее будет с абстракциями. Потом можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц. В общем, получается очень весело и забавно.
4. Блок Интеллектуальная разминка позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Эта система заданий, не требующая специальных знаний, а лишь размышления, смекалки и принятия самостоятельных решений. Ученикам предлагается за 5 минут изобразить эскиз – схему их будущего макета.
5. Блок Содержательная часть (практическая часть)
Практическая часть задания на уроках изобразительного искусства – наиболее любимая и ожидаемая часть занятия, именно в практической части и наиболее полно и ярко проявляется творческий потенциал ребёнка, его отклик на теоретическую часть урока. Учащиеся на основе шаблонов простых геометрических фигур создают объемные макеты (рис. 16).
 
Рис. 16
 
На этом уроке это самая сложная часть творческого задания так как для реализации своего замысла ребятам нужно рассчитать, вычертить параметры элементов их будущей композиции. Эта работа напоминает головоломку и требует знаний математики и геометрии [5]
6. Блок Резюме. По окончании урока учитель поводит краткие итоги занятия и осуществляет обратную связь с учащимися выявляет их мнение об уроке. Обсуждает с учащимися результаты творческой работы и актуальность темы урока в формировании целостности их мировоззрения. Проводятся выставки (рис. 17).
 
 
Рис. 17
 
Ссылки на источники
  1. Г. К. Селевко «Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация» Москва: НИИ школьных технологий 2005. – 78-82 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17декабря 2010 г. No1897-ФЗ.
  3. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утемов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109 с.
  4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  5. Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
  6. Гуров Г. Е., Питерских А. С. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс.
  7. http://archi.ru/russia/4226/dom-s-magnitom – [Дата обращения 22.05.2016].
  8. http://fasadnews.ru/?p=3508 – [Дата обращения 22.05.2016].
  9. http://konakovoclub.com/index.php?pid=16&doc=switcher – [Дата обращения 23.05.2016].
  10. http://www.archfacade.ru/2008/12/ren-building.html – [Дата обращения 23.05.2016].
  11. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/161782 – [Дата обращения 24.05.2016].

Похожие публикации