Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки очень многогранна и разнообразна. Учитель музыки должен обладать общепедагогическими компетенциями, а также крепкой теоретической подготовкой в области истории музыки и других предметов, обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, артистизмом, прекрасно владеть музыкальным инструментом. Но в состав универсальных музыкально-исполнительских компетенций, должна также входить работа, связанная с умением аккомпанировать школьному хору, ансамблю, солистам, вокально-хоровым и танцевальным коллективам. Без навыков концертмейстерской деятельности будущий учитель музыки не сможет обеспечить музыкальные занятия в детских дошкольных и школьных учреждениях, организовать внеклассную кружковую работу. Приобретение профессиональных умений и навыков концертмейстерской работы осуществляется, прежде всего, через усердные практические занятия над навыками: чтение с листа, подбор аккомпанемента, ознакомление с методикой эскизного изучения музыкальных произведений, навыками игры в ансамбле, умением транспонировать, знать законы упрощения и совмещения различных музыкальных фактур. Огромную практическую помощь в освоении этих навыков может сыграть заполнение специальных таблиц. Опираясь на современные требования системно-деятельностного подхода в обучении в подготовке специалиста-концертмейстера необходимо повышение уровня познавательной активности и самостоятельности. Будущему концертмейстеру необходимо уметь систематизировать накопленные знания, он должен уметь выявить существенное и сходное. Для этого в данной работе предлагается специальные таблицы, в основе которых использован личный опыт концертмейстерской работы:
1. Музыкально-исторический анализ
2. Теоретический анализ
3. Анализ музыкальных средств выразительности
Для заполнения таблиц понадобится активный поиск необходимого теоретического материала, корректировка и уточнение своих знаний в овладении данным музыкальным произведением. Приводим пример заполнения таблицы в изучении музыкального произведения слова и музыка А.Бородина «Морская царевна».
Таблица №1
Музыкально-исторический анализ
|
Композитор. Название произведения
|
Эпоха и стиль
|
Национальная школа
|
Особенности музыкального языка
|
Образная сфера
|
Сл.и муз. А.Бородин «Морская царевна»
|
19 век. Русская музыка
|
«Могучая кучка»
|
Русская напевность, эпичность
|
Волшебность
|
Для заполнения таблицы №1 понадобятся знания: в области истории музыки, музыкальной литературы, иметь достаточный уровень музыкального кругозора, уметь определить особенности музыкального языка от того или иного композитора и направления в искусстве, уметь обобщить и конкретизировать материал.
Таблица №2
Теоретический анализ
|
Цель изучения
|
Структура. Форма
|
Особенности фортепианного сопровождения
|
Туше. Исполнитель-ская манера
|
Способы овладения фактурой
|
Знакомство с русской музыкой
|
Сквозная
|
Гармонические фигурации
|
Тонкость в исполнении
|
Группировка в аккорды
|
Для заполнения таблицы №2 понадобятся знания основ теоретических предметов: гармонии, теории музыки, анализ музыкальных форм и других предметов, умение устанавливать межпредметные связи между теорией и практикой, выявлять образно-интонационные связи похожих музыкальных произведений, определять типовые связи исполнения одинаковых фактур сопровождения, навыки мелодической и гармонической группировки аккомпанемента и нотного текста в целом, овладение навыком «интонационного мышления» (слышание музыки до его исполнения).
Таблица №3
Анализ музыкальных средств выразительности
|
Мелодия
|
Гармонические особенности
|
Динамика
|
Регистры
|
Особенности ритма
|
Певучая
|
Красочность
|
Звучание p и pp
|
Средний и низкий
|
Ровные фигурации
|
Тональность
|
Темп
|
Штрихи. Артикуляция
|
Фразы
|
Особенности фактуры
|
Мажор, отклонение
|
Умеренный
|
Legato
|
Длинные
|
Гармонические фигурации
|
Для заполнения таблицы №3 понадобятся знания в определении и анализе музыкальных средств выразительности. Таблица поможет в дальнейшем в работе над музыкальным произведением, конкретизировать задачи музыкального исполнения, в некоторой степени быстрее и легче освоить музыкальный материал.
Таким образом, заполнение предложенных таблиц, прежде всего:
1. Позволит будущему педагогу-музыканту приобрести уверенные, «универсальные» знания в области концертмейстерской работы.
2. Позволит систематизировать, осознать необходимые профессионально-исполнительские компетенции.
3. Способствует активизации познавательной деятельности, развитию логического мышления и самостоятельности.
4. Развивает способности умения абстрагировать и конкретизировать.
5. Развивает целеустремленность и творческое начало, внимание, память и воображение.
Заполнение таблиц потребует организовать работу в несколько этапов:
1. Изучение теоретического материала;
2. Осознание выявленных знаний;
3. Применение их на практике (собственное исполнение).
Тщательная работа с таблицами требует усердности, терпения, организованности и систематичности. И только тогда появится у будущего педагога-концертмейстера преимущество, выражающееся в достаточном уровне исполнительского профессионализма.
Список использованной литературы:
1. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность / Е.И. Кубанцева // Музыка в школе. – 2001 -№ 4
2. Шендерович, Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога» / Е.М. Шендерович. - М., Музыка, 1996
3. Фокин, Ю.Г. Теория и технология общения:деятельностный подход: Учебное пособие для ВУЗов / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2007 – 240 с.