Игра – огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности
В.А. Сухомлинский
Своё выступление «Значение СРИ в развитии и воспитании дошкольников среднего возраста посредством «Детского календаря», хотелось начать с того наше образовательное учреждение является экспериментальной площадкой по апробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов и др.). К этой программе прилагается «Детский календарь». «Детский календарь» – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. Выглядит он следующим образом: в нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
При этом, взрослому нет нужды готовиться к совместной деятельности вместе с малышом. Все что ему понадобиться кроме календаря, это пара ножниц (для ребенка и для взрослого), клей (желательно жидкий, типа «ПВА» и «клей-карандаш»), степлер под «большие» скобы. Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.
Авторы программы утверждают, что СЮЖЕТНАЯ ИГРА – универсальное культурное средство развития у ребенка важнейших человеческих способностей: воображения и умения понять другого человека. Вместе с тем, в семье не уделяют должного внимания этой культурной практике, отдавая приоритет изучению грамоты и арифметики.
Предметный материал, активизирующий самостоятельную игру детей, классифицирован по принципу:
– Предметы оперирования, ролевые атрибуты (игрушки персонажи) и маркеры игрового пространства.
– Любая работа по развитию игры начинается с рациональной организации предметной среды.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ:
– свободный выбор и необязательность;
– внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности;
– обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем.
ТРУДНОСТИ современной сюжетной игры:
• Перенасыщение жизни ребенка дома компьютерными играми, видео.
• «Раннее развитие»
• Дети ограничены родителями в прогулках
• Слабый игровой опыт
• Руководство играми несет отпечаток дидактизма
• Игре уделяется мало времени
• Излишество атрибутики не позволяет развиваться воображению
• Отношение взрослых к современным играм делает ее более закрытой от взрослых
Одним из важнейших требований ФГОС ДО является становление у детей нормативной регуляции поведения развитие мотивации достижений становление первичных моральных инстанций.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА СОДЕРЖИТ:
– материалы для сюжетной игры (ролевые атрибуты (игрушки-персонажи)
– предметы оперирования и маркеры игрового пространства);
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА:
• обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
• побуждать детей к деятельности;
• способствовать развитию самостоятельности и творчества;
• обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка;
• должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Тематика для планирования:
– реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (листопад, Олимпиада и др.);
– воображаемые события, описываемые в художественном произведении;
– события, специально смоделированные взрослым (например, появление в группе некоего необычного предмета);
– субкультурные события, происходящие с детьми группы (просмотр мультфильма, коллекционирование фантиков или вкладышей определенной тематики);
– содержание «Детского календаря»
Сюжетная игра – деятельность ребёнка, заключающаяся в создании вымышленной ситуации. Сюжетная игра в «Детском календаре» представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого. Взрослый организует несложные сюжетные игры на бытовые темы, по мотивам литературных произведений, мультфильмов, используя бумажные игрушки-персонажи и ролевые атрибуты, размещенные на страницах ДК (игрушка-козлёнок, маска
снеговика и др.
На 5-м году жизни ребенок уже не столь зависим от внешней ситуации, у него появляются собственные замыслы. Игровое предложение взрослого не всегда принимается безоговорочно. Ребенок по-прежнему с интересом относится к инициативе взрослого, но собственные идеи и замыслы могут оказаться для него более привлекательными.
В этом возрасте дети уже способны активно играть друг с другом без посредника-взрослого. Еще годом ранее уровень игрового развития детей был примерно одинаковым, сейчас же происходит сильная дифференциация. У них все четче проявляются предпочтения в выборе той или иной проекции в игре. Одних привлекают функциональные предметные действия, другие развертывают обширные ролевые диалоги, третьи с увлечением выстраивают игровое пространство.
Особое значение приобретает предметно-игровая среда, как важнейшее средство активизации уже проявляющейся самостоятельной игры детей. Краткая характеристика особенностей сюжетной игры детей 4–5 лет заставляет во многом изменить и стратегию ее развития.
В детском саду взрослый все так же играет с детьми, но уже не ограничивается показом проекций сюжетной игры в общем виде. Он знакомит их с особыми игровыми приемами и достаточно настойчиво призывает разыграть определенный сюжет. На краткое время игра, поддерживаемая преимущественно усилиями начавшего ее взрослого, перестает быть свободным видом деятельности и носит несколько искусственный характер.
Список литературы:
Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей» /Т.Н. Доронова (и др.). – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.
Журналы «Дошкольное образование», «Обруч».
Таблица. Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры в среднем дошкольном возрасте.
Типы событийной проекции
|
В детском саду
|
В семье
|
Функциональная проекция
|
Педагог предлагает детям для развития сюжета конкретной игры политематические игрушки – предметы оперирования (например, в игре, связанной с «ездой на машине», можно предложить «гаечный ключ». Появление нового предмета спровоцирует новое событие – «поломку автомобиля»).
|
–
|
Ролевая проекция
|
Педагог начинает или продолжает начатую детьми игру, беря за основу сюжета встречу основного персонажа и дополнительного. Например, капитан (основная роль) сначала встречает матроса (первая дополнительная роль), затем берет на борт пассажира (вторая дополнительная роль), а потом вызывает водолаза (третья дополнительная роль). Такой сюжет стимулирует ролевую коммуникацию.
|
Родители знакомят детей с приведенными на страницах «ДК» художественными произведениями с ярко выраженными ролями основного и дополнительных персонажей. На страницах «ДК» размещены плоскостные фигурки, которые побуждают скорее к ролевому диалогу, а не к развернутым предметным действиям.
|
Пространственная проекция
|
Воспитатель знакомит детей с образцами построек-маркеров игрового пространства, использует эти постройки для зачина игры и развития ее сюжета
|
Родители совместно с детьми изготавливают и используют в игре маркеры игрового пространства, напечатанного в «ДК», дополняя их соразмерными игрушками.
|
Принимая во внимание рост личной инициативы ребенка, все более возрастающую ценность совместной игры со сверстниками в этом возрасте, составители «Детского календаря» уделяют сюжетной игре несколько меньшее внимание, чем годом ранее: художественных произведений, ориентированных на ролевое взаимодействие, фигурок-персонажей становится меньше.