Войти / Зарегистрироваться

Правильная организация проведения урока, как способ устойчивого развития исполнительской техники ребенка

Получить свидетельство
Автор: Моисеева Юлия Александровна

Открытый урок по специальности гитара
по теме: «Правильная организация проведения урока, как способ устойчивого развития исполнительской техники ребенка»
преп. Моисеевой Ю.А. с учащейся 2-го класса Галдус Дашей
 
Цель урока: Показать, что правильная организация проведения урока определяет эффективность обучения, его результативность. Планирование урока учителем – последовательность деятельности на уроке делает урок целеустремленным, собранным, дает возможность экономить время.
Задачи урока: Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Урок по специальности в музыкальной школе состоит из анализа, редактирования, овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями, проработкой сложных мест изучаемого материала, овладением целостности изучаемого материала или его части, а также указания, что необходимо сделать самостоятельно до следующего занятия (домашнее задание). Для этого учителю необходимо четко представлять в каком порядке он будет работать над материалом, какие приемы педагогического воздействия будут им применены, и чего он желает достигнуть с учеником не только на этом уроке, но и представлять конечный результат всей работы.
 

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);
– продолжить формирование практических навыков (штриховые особенности пьес, работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах);
– закрепить приёмы звукоизвлечения (тирандо, апояндо), арпеджио, аккорды.

– привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения;
– развивать творческую активность учащейся через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях;
– расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии гитары;
– закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.

– воспитывать эстетический вкус;
– воспитывать любовь к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие;
– углубить интерес обучающейся к многообразию исполнительской техники гитариста;
– воспитать толерантность и коммуникабельность.

 

Тип урока

Вид урока

комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

традиционный. практическое занятие.

 

Методы обучения

Методические приемы

Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

словесный, наглядный, практический

Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

развитие мышления, творческой инициативы

Информационно-рецептивные, заключающиеся в том, что на уроках преподаватель помогает раскрытию творческого потенциала детей, развивает технические навыки, формирует личность музыканта-исполнителя, помогает перевести теоретические знания в практические умения. 

приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

Средства обучения:
Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия.

Структура урока

Этапы

Задачи

Время

Организационный 

Приветствие, подготовка рабочего места, настройка инструмента, посадка за инструмент. Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата.

5

Проверка домашнего задания

Прослушивание ученика и проведение анализа его исполнения. Выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы.

8

Основная тема урока. Работа над музыкальным материалом

Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов), освоение нового материала (если в этом есть необходимость).
Инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).

20

Закрепление учебного материала.

Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты.

5

Подведение итогов работы на уроке. Домашнее задание

Оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке, запись домашнего задания.

2

 

Ход урока

Организационный момент

1

Приветствие, подготовка рабочего места, настройка инструмента, посадка за инструмент. Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата. Как показывает многолетняя музыкальная практика, именно гаммы и упражнения играют важную роль в развитии исполнительской техники. Систематическая работа над упражнениями прививает слуховой контроль к качеству звучания, воспитывает метроритмическую организованность, закрепляет точные ритмические и аппликатурные навыки, развивает координацию пальцев.
1. Разогревающие упражнения на контактный принцип звукоизвлечения;
2. Упражнения на развитие техники левой и правой рук, где необходимо уделять внимание не только двигательной, но и слуховой стороне исполнительского процесса.
3. Гамма 2-х октавная C-dur различными ритмическими группировками в 2-дольном размере (дуоли, триоли, квартоли).

Проверка домашнего задания

2

Ученица исполняет выученные ранее пьесы (Этюд Ф.Сор, Анданте М. Каркасси, Вальс Н. Кост). Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в её исполнении. Преподаватель предлагает ей самой проанализировать собственное исполнение, а затем мы переходим к менее удавшимся фрагментам и пробуем их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал.

Основная тема урока. Работа над музыкальным материалом

3

Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.
Проводится инструктаж (устное разъяснение) о понятии метра в музыке и его влияния на эмоционально-образный тон произведения.
Проводится метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).
Главная задача – научить учащегося читать нотный текст по горизонтали и по вертикали, включая ритмическую сторону исполнения, чтобы ученик видел не отдельную ноту, а интервалы и аккорды в гармоническом виде.
Графика нотного письма гитарной музыки имеет горизонтальное и вертикальное измерение. Учитывая, что по горизонтали текст усваивается быстрее, то целесообразно сначала проработать каждый голос отдельно или в ансамбле с преподавателем, а после закрепления уже соединять голоса.

Закрепление учебного материала.

4

Задача преподавателя – закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.

Подведение итогов работы на уроке

5

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, преподаватель воспитывает в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

Домашнее задание

6

Подводится итог готовности ученицы к уроку и её активности на уроке, ставится оценка и делается запись домашнего задания.
Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.

В процессе подготовки к открытому уроку наряду с личным опытом работы педагога, была использована следующая методическая литература:
1. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.
2. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. М., 1995.
3. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.

Похожие публикации