Войти / Зарегистрироваться

План открытого интегрированного урока ансамблей в рамках проведения республиканского семинара «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе отечественных культурно-исторических традиций и ценностей.

Получить свидетельство
Авторы: Метелкина София Игнатьевна, Долматов Владимир Андреевич

 

1

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

2

Класс 

2-10

3

Тема:

 

«Значение  влияния занятий в ансамблях малой, средней, крупной формы на развитие музыкальных способностей учащихся»

4

Образовательная программа:

 

Иллюстрация ансамблей: I) малой формы: 1)Н.Авдеич. «Пьеса» - исполняет Евгений Долматов - ученик 2 класса и В.А. Долматов - учитель; 2) Ф.Шуберт «Музыкальный момент» - исполняет  ансамбль: Кособокова Ксения - ученица 7 класса и учитель по кл. фортепиано Гзырян К.М.

II) средней формы - М.Глинка. «Славься» - исполняет ансамбль: Кособокова Ксения на синтезаторе, учащиеся 2 класса: Евгений Долматов на аккордеоне, Александр Горшков на треугольнике, Александр Сыроватский на тарелках и учитель музыки - Долматов В.А. на баяне;

III) крупной формы - оркестр исполняет «Полонез» М.Огинского, «Буду ждать тебя» из кинофильма «Шербурские зонтики» композитора М.Леграна, «Ералаш» Г.Беляева; в оркестре задействованы учителя музыки Долматов В.А, Метелкина С.И. игрой на баяне, аккордеоне, домре.

 5

Определение места урока изучаемой теме.

 

 Урок усвоения чтения нот, точной ритмической, динамической и темповой согласованности, образного мышления, соотносить выразительные, изобразительные интонации – какие чувства вызывает музыка, в каком настроении нужно исполнять пьесы.

6

Универсальные учебные действия (УДД):

Урок усвоения и воплощения особенностей музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад): усвоения умения распознавать художестенный смысл различных форм настроения музыки. Урок усвоения владения практическими навыками и умениями учебно-творческой деятельности.

 

Личностные:

 

1)Самоопределение: формирование позиции учащимися выработки самоуважения за принадлежность к России, любви к Отечеству, уважения к учителям, к родной школе, как единственной в Горномарийском районе и как одной из лучших в Республике Марий Эл, выработка чувств гордости за творцов в музыкальном мире искусства, как например: М.И.Глинка, А.Я.Эшпай, М.К.Огинский.

2)целостная и морально - этническая ориентация: умение эмоционально-ценностно относиться к искусству, к христианской религии, уважать опыт музыкально-творческой деятельности;

 

Регулятивные:

 

Регулятивные УУД-формирование умения у учащихся управлять и контролировать свою деятельность на уроке.

 

Познавательные:

 

 

 

Формирование умения соприкасаться с живой музыкой и создание эмоционально-увлекательной атмосферы, близкой по своей приподнятости и возвышенности атмосфере концертного зала, воспитание художественного вкуса, эстетических предпочтений и уважения к отечественным музыкальным традициям.

 

Коммуникативные:

 

Формирование умений работать с учителем во взаимодействии, стараясь исполнять пьесы осмысленно, интонационно верно, в приближенном соответствии с музыкальным ритмом, образно передавать содержание музыки и в соответствии с характером произведения, учитывая пояснения учителя.

7

Определение ценностных основ, целей и задач урока.

 

Формирование ярких и постоянных личностных чувств к музыке, ее осмысленное исполнение, не ограниченное только уроками оркестра.

8

 Обоснование выбора содержания материала, методов, форм работы на уроке, сопоставимые психолого-педагогической характеристикой учащейся.

Основной метод: проблемный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Частные методы и приемы: словесный - беседа, рассказ; практический - игра пьес, слушание ансамблей, выяснение сходства и различия, совместная интегрированная игра ансамбля средней формы при помощи учащейся фортепианного отделения на синтезаторе.

9

 Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах.

 

План урока:

1.Организационный момент (2-3 мин)

2.Введение в тему (5-7мин)

3.Изучение новой темы (25 мин)

4.Подведение итогов (3 мин)

5.Домашнее задание (2 мин)

10

 Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования.

 

Проблемное обучение, технология сотрудничества. Использование данных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности при игре в ансамблях различных форм и умение работать в коллективе.

 

 

11

 Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения.

 

В начале урока, через  слушание ансамблей различных (малых, средних, крупных) форм, учащиеся выявляют сходство и различия: состав, звучание разного рода инструментов-баянов, аккордеонов, фортепианного ансамбля, ударных-барабанов, тарелок, бубнов, треугольников; определяют разницу игры, трудности, встречающиеся при игре в средних ансамблях  в отличие от малых. Вначале урока через подачу материала по ансамблям становится ясен проблемный подход  технологии проведения урок: «Для чего мы сегодня слушали ансамбли?» Оказывается при игре в ансамбле нужно быть очень внимательным в отношении ритма, динамики, темпа, слушать учителя, подражать ему в совместной игре, стараться выполнять указания по штрихам, динамической выразительности, например: сольные группы инструментов свою партию должны играть поярче, чем остальные, аккомпанирующие. Учащиеся приходят к выводу, что на уроке состоится требовательная работа учителя с учащимися при работе с более сложным – крупным составом – оркестром. И они попытаются поработать над пьесой М.Огинского «Полонез» (ля минор). Учащиеся попробуют выявить правильность выбора одного из 2 ух заданных  вариантов исполнения, обратив внимание на более яркое по фактуре звучания 1ой части пьесы, также учитель Долматов В.А. подводит учащихся к более образному исполнению пьесы: «Посвящение» через исполнение. До этого учитель Метелкина С.И. словесно вводит в историю создания автором М.Огинским «Полонеза»,о том что автор сочинил пьесу для фортепиано, находясь вдали от своей Родины, под впечатлением глубокой тоски по ней и любимой. Далее после игры пьесы с оркестром руководитель оркестра просит вспомнить произведение М.Леграна  «Буду ждать тебя», которое  имеет напевный, лирический характер и учащиеся его  «посвящают» своей любимой учительнице – Метелкиной С.И. очень проникновенно сыграв пьесу. Через игру следующей пьесы  «Ералаш» Г.Беляева учащиеся приводят примеры из заданного домашнего задания: «Подумать о музыкальной картинке», вспомнив исполнение пьесы на предыдущем занятии оркестра в темпе модерато - пьеса 2 дольная с короткими восьмыми паузами и динамически обогащенная, по фактуре сложная. Что композитор подразумевал, сочиняя пьесу? Через совместное согласование-коммуникацию учащиеся приходят к мнению, что музыка передает                                                          «бег», «бой посуды», то есть «беспорядок». А Метелкина С.И.добавляет, что из русской литературы можно привести пример рассказа К.Чуковского «Мойдодыр»: Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка ускакала от меня» после словесной беседы учащиеся убеждаются, что в процессе игры нужно очень четко вести ритм, выдержать игру в едином темпе, динамически разнообразно.

       Таким образом участники крупной формы ансамбля –оркестра убеждаются, что через внимательное слушание музыки, исполненные малыми, средними ансамблями, через осознанную коммуникативную учебную деятельность на уроке осознают свою национальную принадлежность, а благодаря применения своей осознанной игрой средств музыкальной выразительности (динамических оттенков, ритма, темпа ),через согласованную совместную игру в ансамблях малых, средних, крупных форм приобретают регулятивные учебные действия. Также на основе исполнения оркестровых произведений у учащихся развиваются личностные УУД-развитие чувства внимательности, коллективности: «Один за  всех и все за одного», доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.                                                                                                   

12

 Изложение содержания урока с указанием технологии его проведения.

Благодаря участию в работе ансамблей учащиеся приобретают познавательные УДД: учатся воспринимать произведения с осознанной красочностью содержания - научатся правильно применять оркестровые инструменты в нужное время звучания, научатся выдвигать собственные решения для более правильного звучания пьес в нужном характере и темпе, также, учащиеся закрепят познавательные УУД: адекватно научатся воспринимать музыкальные произведения, осознавая красочность применения различных оркестровых инструментов. В конце урока учителя дают оценку значению игры в коллективном музицировании, что обучаясь только в такой специальной школе, которая равносильна храму, (а это «храм музыки», которая возвышает человеческую душу, подобно храму православия, очищающего человеческую душу) можно выучиться и стать образованным человеком. Обучение в нашей школе «Дарование», занятия в музыкальном отделении делом коллективного музицирования, также имея рядом со школой  Храм Православия и посещения его  при зове души учащимися учитель музыки Долматов В.А. назвал  «тройным счастьем», которым обучающиеся должны гордиться.

       Затем учащиеся оценивают свою работу на уроке, учитель Долматов В.А. задает работу на дом – выучить свои партии наизусть, исполнять выразительно .

 

 

 

 13

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории.

 Урок построен в соответствии с ФГОС, использованы информационно-иллюстративные, словесные технологии. На уроке были учтены возрастные, психологические особенности обучающихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников Универсальным учебным действиям УУД: цель урока определили обучающиеся с помощью учителя, исходя из проблемной ситуации. Работали старательно, пьесы звучали в нужном характере. Обучающиеся оценивали свою работу на уроке.

14

Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов.

 

 

      Любой урок должен начинаться с информации, направляющего к действию. Нужна мотивация, толкающая обучающегося к направлению деятельности на уроке. Учитывая все это, этапы урока были тщательно продуманы, были составлены требования к обучающимся, задавались вопросы, были использованы различные приемы активизации обучающихся.

 


Похожие публикации