Войти / Зарегистрироваться

Анализ педагогической деятельности композитора Н.А. Римского-Корсакова

Получить свидетельство
Автор: Веселова Вера Алексеевна

 
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Педагогическая деятельность
1-й слайд
(1844–1908) композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.
2-й слайд
Фото
3-й слайд
Римский-Корсаков обладал хорошими организаторскими способностями, которым нашлось применение в его педагогической и общественной деятельности. Он был профессором Петербургской консерватории (с 1871 г., классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884 гг.), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–1881 гг.), дирижёром симфонических концертов (с 1874 г.), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883–1894 гг.).Сам слайд: Эстетические и культурно-просветительские взгляды Н.А. Римского-Корсакова формировались под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Основополагающими принципами для композиторов-«кучкистов» были народность и национальность. Национальная идея хоть и в ином терминологическом оформлении, но фигурировала в российской педагогике. Концептуальной основой этой идеи стали работы К. Д. Ушинского, в частности, статья «О народности в общественном воспитании», где утверждалось, что обучение и воспитание молодых россиян должны основываться на народных началах, освященных национальными традициями. Ибо никакие иные источники не сформируют нравственно-устойчивую и духовно богатую личность. Народность понималась в рамках этой концепции как синоним нравственного здоровья и чистоты.
4-й слайд Фото «Могучей кучки» (Балакиревскийкружок, в него входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837–1910), Модест Петрович Мусоргский (1839–1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887), Николай АндреевичРимский-Корсаков (1844–1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835–1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824–1906).
5-й слайд Сам слайд: Яркими представителями и проводниками национальной идеи в русской музыкальной культуре и образовании XIX века были М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев. Их позиция представляла собой альтернативу «технократизму». Гуманизм как свойство сознания и мироощущения, как антропоцентристская ориентация в творчестве и практической жизнедеятельности, как внимание и интерес к человеку, его внутреннему миру, душевной среде был присущ их композиторской, исполнительской и педагогической деятельности.
СтановлениеРимского-Корсакова как композитора и как педагога проходило затруднительно, в связи с недостатком знаний в области теории музыки, но целеустремленность, способности и техническое мастерство приносили результаты. В 1871 году директор Петербургской консерватории М.П. Азачевский предложил Римскому-Корсакову должность профессора инструментовки и сочинения. Он был уверен в том, что Андрею Николаевичу не составит труда быстро усвоить необходимые знания. Не в слайде: О начале своей педагогической деятельности Римский-Корсаков писал: «Незаслуженно поступив в консерваторию профессором, я вскоре стал одним из её лучших учеников, – а может быть, и самым лучшим, – по тому количеству и ценности сведений, которые она мне дала». С годами Римский-Корсаков стал настоящим воспитателем музыкальной молодёжи. Заниматься в классе композиции у Римского-Корсакова было и трудно, и крайне интересно. Он строил уроки так, чтобы последовательно вести учеников от более простых к более сложным заданиям, при этом Римский-Корсаков-педагог не придерживался шаблона и всегда был готов отступить от общего порядка для того, чтобы оживить интерес или увлечь ученика привлекательным для того упражнением. С некоторыми подопечными у композитора возникала дружба, нередко тесная и глубокая. Во время Революции 1905–1907гг. Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (за что был уволен, и вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства). «Случилось нечто невообразимое. Из Петербурга, Москвы и изо всех концов России полетели ко мне адреса и письма от всевозможных учреждений и всяких лиц, принадлежащих и не принадлежащих к музыке, с выражением сочувствия мне и негодования на дирекцию Русского музыкального общества. Ко мне являлись депутаты от обществ и корпораций и частные лица с теми же заявлениями. Во всех газетах появились статьи, разбиравшие мой случай; дирекцию топтали в грязь, и последней приходилось очень скверно».
Членов дирекции изображали с пробками вместо голов, Бернгарда называли ничтожеством и тупицей, а он даже в суд не подал. На одной из карикатур маленькие члены дирекции играют на шарманке и дудочках, а огромный Римский-Корсаков уносит от них свои партитуры и верхнюю часть здания консерватории. Владимирские крестьяне собрали Римскому-Корсакову на бедность 2 рубля 17 копеек. Столичные журналисты были не так наивны, они знали, что автор 14 опер, в сущности, ничего не потерял, но навек опозорены те, кто поднял на него руку: «Римский-Корсаков больше не профессор. Он уже просто Римский-Корсаков».
6-й слайд В воспоминаниях Н.А. Римский-Корсаков пишет: «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело… Я, автор произведений «Снегурочка», «Шахерезада», «Садко», «Антара», «Псковитянка» и других, которые были складны и недурно звучали… я, певший что угодно с листа и слышавший всевозможные аккорды, – я ничего не знал. В этом я сознаюсь и откровенно свидетельствую об этом перед всеми… Я, имел смутное представление о строении фуги…»
7-й слайд Два года спустя в 1873 году, Римский-Корсаков, окончательно покинув морскую службу, был назначен инспектором военных оркестров флота (оставался в этой должности до ее упразднения в 1884 году). В 1874 году Римский-Корсаков сменил М.А. Балакирева в качестве директора и капельмейстера Бесплатной музыкальной школы. Он принялся изучать оркестровые инструменты: кларнет, флейту, тромбон и т.д., заложив тем самым правило дирижера знать и владеть всеми инструментами оркестра. Идею разработать учебник оркестровки до конца не удалось реализовать, так как в процессе написания своего педагогического труда он понял, что это практически не выполнимая задача, от которой ему пришлось отказаться. При этом новыми знаниями и наработками делился щедро со своими учениками. Педагогические идеи Н.А. Римский-Корсаков выражал ясно, лаконично и систематично. Он зарекомендовал себя требовательным и принципиальным педагогом, возлагавшим большие надежды на учеников, требуя от них целиком и полностью посвящать себя музыке.
8-й слайд Прогрессивные педагогические взгляды Римского-Корсакова на музыкальное образование воплощались в массовом музыкальном просвещении, подготовке музыканта не только к артистической деятельности, но и к педагогической. Массовое музыкальное просвещение реализовывалось через:
– преподавательскую деятельность в консерватории;
– работу в Бесплатной музыкальной школе;
– руководство военно-духовыми оркестрами;
– научно-исследовательскую деятельность.
В деятельности преподавателя консерватории у Н.А. Римского-Корсакова ведущими были принципы обучения, которые основывались на двух идеях:
1) педагог должен обеспечить максимальное приближение учебных занятий к реальной практической деятельности.
2) педагог должен создать такие условия, при которых ученик сможет найти свой индивидуальный путь в творческом поиске.
9-й слайд Этих же принципов Римский-Корсаков придерживался в педагогической деятельности в музыкальной школе. Возглавив Бесплатную музыкальную школу, Николай Андреевич организовал давно забытые ежегодные концерты русских и западноевропейских произведений, которые пользовались огромной популярностью среди русской интеллигенций, возродив забытую традицию. Концерты Бесплатной школы являлись результатом исполнения всего лучшего, что было создано композиторами.
Особое место в массовом музыкальном просвещении Н.А. Римского-Корсакова занимала идея – сделать музыкальное образование доступным для талантливых детей. В период руководства Бесплатной школой композитор совершенствует свое педагогическое мастерство, учит и учится. Его методики уникальны, подобие им отсутствует. За эти 7 лет он укрепил то педагогическое основание, которое было заложено Балакиревым.
В 1881 году чрезмерное накопление служебных занятий заставило его покинуть это место. Николаю Андреевичу были посвящены следующие прощальные строки «…Только ваше рвение и любовь к делу помогли школе переживать те невзгоды, которые не раз выпадали на ее долю. Оглядываясь на прошлое, мы не можем не видеть и не чувствовать благородного влияния, которое вы имели на нас – влияние высоко-даровитого руководителя, своим примером побуждавшего всех членов школы вносить посильную лепту в сокровищницу общего дела».
10-й слайд Педагог и руководитель оркестров не жалел времени на обучение военных музыкантов. В письмах к члену «Могучей кучки» и своему другу В.В. Стасову в 1884 году он упоминал: «Каждый день два – два с половиной часа занимаюсь я с военным оркестром, и ужасно доволен, ибо практика бесподобна, какая мне и во сне не снилась. Оркеструю много для военного оркестра и немедленно же слушаю свои работы в исполнении».
11-й слайд Осуществляя профессорские и педагогические функции в консерватории Николай Андреевич активно занимался научно-исследовательской деятельностью. Композитор искал ответы на вопросы: можно ли воспитать музыкальную память, возможно ли ее совершенствовать, направляя на это организованные и целенаправленные педагогические усилия? По мнению Н.А. Римского-Корсакова, музыкальная память заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого от природы. Его теоретические и экспериментальные изыскания затронули как область общей памяти, так и ту ее часть, которая связана с памятью слухообразной, музыкальной. Результаты изысканий в самых различных направлениях и непосредственно затрагивавших сферу обучения музыке, привели его к выводу о безусловной перспективности, так называемой «педагогики памяти». Ныне «воздействие на память выдвигается как практически вполне осуществимая научно-обоснованная задача», - писал А.Н. Леонтьев. С этим тезисом общедидактического масштаба согласуется и точка зрения музыкальной педагогики, которая в целом оптимистически оценивает потенциальные возможности преподавателя в развитии музыкальной памяти учащегося. «Музыкальная память поддается значительному развитию. Педагог должен изучать свойства памяти ученика, создать благоприятные условия для ее развития», – утверждал А.Д.Алексеев
12-й слайд Опираясь на свой практический опыт, используя некоторые советы и замечания К.А. Лядова и П.И. Чайковского, Римский-Корсаков смог уже в 1886 году выпустить первое печатное издание «Практического учебника гармонии». Учащимся основных музыкальных специальностей, в том числе начинающим композиторам, книга Римского-Корсакова была справочником и методическим пособием.
Учебник гармонии, излагающий простые и ясные выражения, самые основы предмета, необходим как композитору, работающему во всевозможных жанрах многообразного музыкального творчества, так и исполнителю, педагогу и инструктору. В этом отношении учебник Н. А. Римского-Корсакова по ясности, стройности, лаконизму и систематичности изложения материала, по глубоко практическому характеру является до сих пор непревзойденным. На этом учебнике воспитались десятки поколений музыкальных работников, начиная от скромных педагогов музыкальных школ до крупнейших композиторов. Книга переведена на многие иностранные языки. Спустя почти полтора столетия учебник сохранил преимущественно историческое значение.
13-й слайд Фото
14-й слайд Фото
15-й слайд Русская музыкальная классика во многом обязана педагогической и творческой деятельности композитора. Деятельность его ярка и неповторима, педагогически целесообразные действия, подкрепленные прогрессивными воззрениями, принципиальность и высокая нравственностью, позволили Римскому-Корсакову реализовать свои педагогические идеи и взгляды, в конкретных программах. Педагогической и просветительской работой восторгался П.И. Чайковский, который в своем письме к Н.А. Римскому-Корсакову писал: «Но Вы не захотели удовольствоваться одною лишь композиторскою деятельностью. Вы сделались музыкальным педагогом, и целая фаланга молодых русских музыкантов, возрастая под Вашим руководством, передает, конечно, будущим поколениям результаты Вашего творчества. И ко всему этому Вы издали два превосходных сборника песен, долго стояли во главе Бесплатной музыкальной школы, управляли ее концертами, а также взяли на себя задачу еще больше дорогую для нашего отечества – управление русскими концертами в России и за границей. Наконец, вы употребили много таланта, времени и труда на то, чтоб вызвать к жизни и сделать достоянием всех крупные создания Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, оставшиеся неоконченными за их смертью. Вы никогда не покидали своего поста, никогда не отступали, никогда не теряли ни энергии, ни мужества, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства, и всегда оставались руководителем национальным».
16-й слайд Следует отметить, что педагогическиевзгляды и идеи Н.А. Римского- Корсакова оказали значительное воздействие на развитие музыкальной культуры не только русской, но и зарубежной.
Проведённый историко-педагогический анализ позволяет обобщить факты и сформулировать выводы. Основные педагогические идеи и взгляды Н.А. Римского-Корсакова осуществлялись, по крайней мере, в четырех направлениях просветительской деятельности.
Преподавательская деятельность в консерватории, благодаря которой он впервые реализовал идею подготовки профессиональных музыкантов-педагогов, способствовала развитию музыкальных талантов, а также дополнительной подготовке их к педагогической деятельности по специально разработанным программам.
Благодаря руководству Бесплатной музыкальной школой воплощались просветительские идеи массового и доступного музыкального образования для всех желающих.
Управление военными оркестрами в качестве дирижера и инспектора впервые позволило предложить обучение руководителей военных оркестров технике игре на всех инструментах, входящих в состав оркестра. Непосредственно для военных оркестров его деятельность способствовала увеличению их престижа не только в среде военнослужащих.
Должность профессора и преподавателя в консерватории побуждала заниматься научно-исследовательской деятельностью, разрабатывать программы, рекомендации и учебные пособия.
17-й слайд Выдающаяся роль в развитии отечественноймузыкальной культуры принадлежит Римскому-Корсакову как педагогу, воспитавшему за 37 лет работы в консерватории свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем компози­торской школы. Среди его учеников – А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Ива­нов, И. Ф Стравинский, Н. Н. Черепнин, А. Т. Гре­чанинов, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. Ф. Гнесин, Б. В. Асафьев, и многие другие выдающиеся музыканты.
18-й слайд Фото
19-й слайд Фото
20-й слайд Фото



Похожие публикации