Войти / Зарегистрироваться

Методическая разработка на тему: Объемная аппликация

Получить свидетельство
Автор: Лукичева Галина Владимировна

 

Аппликация необъятная тема, с огромными развивающими возможностями. Она основа основ в приобретении главных навыков и умений в начальном моделировании, и в целом в рукоделии. Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».

«Апплика́ция (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.

Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.»

( https://ru.wikipedia.org/wiki/Аппликация)

Следуя за Википедией, мы делим аппликацию на плоскую и объемную, точнее полуобъемную, т.к. объемной в полной мере, на мой взгляд, этот вид творчества назвать нельзя. Изображение лишь выступает над поверхностью. (applicātiō — прикладывание), оно располагается на плоскости.

Программа, по которой занимаются дети в нашем объединении, называется «Город Мастеров». Плоская аппликация более знакома детям, она проще и понятней и, конечно же, изучение этой техники мы начинаем с нее. Затем логично и плавно переходим к аппликации, которую дети назвали «выпуклой», когда персонаж становится «пузатеньким», т.е. полуобъемной.

Наряду с основной формой обучения - учебным занятием, в  данном направлении применяются и другие формы:

– «занятие-игра» развивает навык применения выполненного изделия в игровой деятельности, служит для познания, отдыха и удовольствия;

– «занятие -творческая работа» формирует навык самостоятельного использования полученных знаний, расширяет творческий потенциал обучающихся;

– «занятие-мастерская» дает возможность  ребенку самостоятельно продемонстрировать и представить технологию конструирования своей модели другим обучающимся;

В данном случае применяются только элементы названных форм работы.

Занятия проводятся парно, т.е. на данную тему отводится два занятия по два часа. Такая форма работы представляется нам наиболее верной и действенной. Первое занятие - это обучение, где подробно разбирается технология изготовления основной модели, вырабатывается алгоритм действий,  второе – это уже творческая работа, с элементами других форм работы, где используются полученные знания, применяются знакомые техники  исполнения.

Пример такого перехода от логики к фантазии – занятие по работе над  картиной в технике полуобъемная аппликация.

Данная разработка может быть использована в школах на факультативных занятиях по  труду или художественной  деятельности, в группах продленного дня, в кружковой работе. Возраст детей: первый, второй классы.

Такое занятие с успехом можно провести как в группе детей с дефектами (речи, слуха, дети различ­ных групп коррекции), так и одаренных ребят. Она помогает создать основу для глу­бокого осмысленного творчества детей.

Цель: формирование практических навыков работы с различными видами бумаги в технике "Полуобъёмная аппликация" Задачи:

1. Образовательные:

Формировать навыки аккуратного вырезания, закрепляя умение вырезать детали в технике симметричного вырезания, правильного приклеивания основных деталей.

2. Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, воспитывать эмоционально-положительное отношение к результатам собственного труда.

3. Коррекционные:
Развивать произвольное внимание, наблюдательность,  мелкую моторику рук, зрительное пространственное воображение.

Оборудование:

  • Материалы: цветная бумага, шаблоны.
  • Инструменты: ножницы, простой карандаш, клей.
  • Образец работы.
  • Развертка детали Замок, раскраски образов Лунтик, Маша и Медведь
  • Презентация «Правила работы с инструментами».
  • ТСО: компьютер, интерактивная доска.

Методические приемы:

  •  Игровая мотивация
  •  Беседа, вопросы к детям
  •  Показ
  •  Пояснение
  •  Словарная работа
  •  Просьба, поощрение
  •  Работа с шаблоном
  •  Использование технологии КТД
  •  Использование технологии ИКТ
  • Наблюдение

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на занятии.

Улыбкой и рукопожатием пожелайте друг другу хорошей работы.

Я вам желаю, чтобы вы от своей работы получили удовольствие.

II. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы встретились с вами на Лесной опушке Города Мастеров.

Здесь, недалеко от Города, мы выстроим красивый Замок.

. Как вы думаете, кто может в  нем поселился?

( Мы вместе придумываем сказку  о жителях будущего Замка)

- Посмотрите на образец Замка. Чем эта аппликация отличается от тех, что мы делали раньше? Правильно. Замок выступает над поверхностью основы, он не плоский, а выпуклый. Нравится вам работа? Я уверена, что вы сделаете еще лучше.

- Рассмотрите развертку, с помощью которой мы сможем воплотить нашу идею.

- Какие особенности вы заметили в развертке? (В развертке присутствуют нехарактерные в аппликации детали: «клапаны» для приклеивания)

- Как вы думаете, почему в развертке присутствуют «клапаны» для приклеивания?

III.   Актуализация опорных знаний.

- Перед тем, как начнем работать, повторим необходимые правила.

Слайд (Картинки правила работы с ножницами.)

- Задайте друг другу вопросы по правилам работы с ножницами, опираясь на картинки.

(Дети задают вопросы по правилам работы с ножницами.)

Слайд (Правила нанесения клея.)

Что за правило на картинке?

(Ответ ученика.)

Итог. Правила знаете, сегодня мы увидим, как во время работы вы применяете их.

IV. Алгоритм действий.

Детям дается развертка в черно-белом варианте, которую они раскрашивают.

Мы разбираем последовательность работы и непонятные моменты с помощью презентации «Последовательность действий изготовления Замка ».

Алгоритм действий выглядит так:

  • Рассмотрев развертку модели, выделить основную часть и «клапаны для приклеивания» фигуры;
  • Раскрасить;
  • Аккуратно вырезать деталь развертки;
  • Правильно приклеить.
  • Придумать и приклеить в технике полуобъемной аппликации дополнительные детали.

V. Итог урока. Выставка, обсуждение работ.

- Рассмотрим наши Замки. Все ли сделаны аккуратно? Возможно они такие же, как в стихотворении:

Стены, лестницы, бойницы,
Башня круто в высь стремится.
Перед замком вырыт ров
Для защиты от врагов.
Через ров проложен мост,
У ворот поставлен пост.

VI.  Рефлексия.
 
-Мы сегодня хорошо потрудились. Оцените свою работу с помощью этих смайликов. Нарисуйте на них свое настроение (дети изображают смайлик, соответствующий их оценке). Поднимите свои смайлики вверх на счет три! Мы видим, что вы честно оценили ваш труд. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось, вы обязательно постараетесь в следующий раз.
Следующее занятие мы проведем в этой же мастерской Города Мастеров.
 
(Уборка рабочих мест.)
 
VII. Методические рекомендации.
 
Настоятельно рекомендуется давать детям черно-белые развертки, для того, чтобы они их раскрасили. Это действие дает возможность индивидуализировать свою поделку, сделать непохожей на другие.
К моменту изучения данной техники, дети обладают уже неплохими навыками простейших операций, таких как, вырезание, склеивание.
Как правило, они хорошо справляются с заданием, создают замечательные картины с замками.
Детали на замок приклеиваются (это же аппликация )  У распечатки, есть «клапаны» для приклеивания. Их намазывают клеем, подгибают во внутрь и за них приклеивают. Сам замок остается без клея.
Сложность представляет приклеивание детали замка так, что бы она выступала над поверхностью основы. Для того, чтобы аппликация стала полуобъемной, края детали замка («клапаны» для приклеивания) в момент приклеивания необходимо немного сдвинуть к центру. Детям часто это не удается. Мы придумали подкладывать под деталь любой объемный предмет: ножницы, фломастер, клей (это зависит от того, насколько высоко деталь должна выступать над поверхностью) такая деталь не позволит Замку стать плоским. Не смотря на объяснения некоторым ребятам необходимо помочь приклеить деталь Замка таким способом, или попросить тех ребят, которые справляются с трудной операцией.
Дети всегда с удовольствием помогают друг другу.
 
Для того, чтобы закрепить понимание темы, в Город Мастеров приглашаются в гости Лунтик и Маша с другом Мишкой, т.е. следующее занятие – это творческая самостоятельная работа в технике «Полуобъемная аппликация». Детям на выбор дается два знакомых сюжета: Лунтик и Маша и Медведь
 
Ход второго урока.
I. Организационный момент.
 
-Здравствуйте, ребята. Рада вас снова видеть сегодня.
Традиционно улыбкой и рукопожатием пожелайте друг другу хорошей работы.
Я вам желаю, чтобы фонарик вашей фантазии сегодня разгорелся ярко, ярко и горел долго, помогая в работе над поделкой.
 
II. Сообщение темы и цели.
 
В прошлый раз на опушке Города Мастеров мы построили Замок.
Теперь можно туда отправить гостей. Может быть, первым в него войдет Лунтик? Или Маша с другом Мишкой? Вы помните этих героев?
III.   Актуализация опорных знаний.
Все ли помнят, как правильно работать с ножницами и клеем?
(дети отвечают).
Молодцы.
- Скажите мне: что такое «Техника симметричного вырезания»?
Это знание, возможно, нам сегодня пригодится.
 
IV. Алгоритм действий.
 
  • Выбрать героя и сюжет для своей работы
  • Раскрасить, дорисовать клапаны для приклеивания
  • Аккуратно вырезать
  • Правильно приклеить (так, что бы деталь выступала над поверхностью основы)
  • Вырезать из цветной бумаги и приклеить дополнительные детали
 
V. Итог урока. Выставка, обсуждение работ.
 
Посмотрите какие получились замечательные картины. Не одна не похожа на другую. Молодцы.
 
VI.  Рефлексия.
 
-Мы сегодня хорошо потрудились?
Потянулись, наклонились.
Молодцы.
Понравилось вам трудиться на Лесной опушке?
 
- Я вручаю герб Города Мастеров лучшему ученику в нашей мастерской на сегодня!
До свидания.
 
(Уборка рабочих мест.)
 
VII. Методические рекомендации.
 
Дети могут растеряться, когда узнают, что нет готовой развертки, а всего лишь раскраска любимого героя. Поэтому необходимо вспомнить, какую технику применяли в прошлый раз, и затем  перейти к алгоритму действий.
Данный алгоритм действий не дается детям в готовом виде в начале занятия. Педагог с помощью вопросов направляет действия ребят.
Обязательно обратить внимание детей на то, что на раскрасках нет готовых клапанов для приклеивания, их нужно подрисовать(где лучше расположить эти клапаны?)
Напомнить, что дополнительные детали можно так же сделать полуобъемными, выпуклыми.
Как правило, всегда есть дети, которые думают активно, работают  быстро, фантазируют легко. Поэтому, закончив свою поделку, они могут
продемонстрировать свою работу другим обучающимся и проговорить свою последовательность действий (элемент формы «занятие-мастерская»)
 
VIII. Литература.
 
Рекомендуемая литература педагогам:
  1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации). - М.: ЦДЮТ "Бибирево", 2001.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-пресс, 2009.
  3. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. Феникс, 2011.
  4. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» 3 / 2006г., Конструирование задач учебного занятия.
  5. В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.
  6. Моргун Д. В., Орлова Л.М. . Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. ЭкоПресс, 2012
  7. Педагогические технологии: Учебное пособие. Автор-составитель Сальникова Т.П. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  8. Е.Ю.Сухаревская, Технология интегрированного урока, /Педагогика нового времени/, издательство «Учитель», 2993г.;
  9. Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика дополнительного образования детей». Москва 2007 г.
 
Рекомендуемая литература обучающимся:
 
  1. Антипова М. Соленое тесто Красивые вещи своими руками. – М., 2006. – 118 с.
  2. Горячева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей, детей и педагогов. – Ярославль, 1998. – 192 с.
  3. Дюмина Г.В. Бисер.– М.: ООО издательство Астрель, 2001. – 234 с.
  4. Кискальт И.И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003. – 156
  5. Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – М.: РИПОЛ Классик, 2001 – 187 с.
  6. Лихачева Т.Г. Моя игрушка – подружка. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 167 с.
  7. Максимова М.В. Быстрый крючок. – М.: издательство ЭКСМО, 1999. – 68 с.
Журналы:
  1.  «Валя-Валентина», 1-12, 2012 год.
  2. «Ксюша», №№ 2-6, 2012 год.
  3. «Коллекция идей», №№ 1-12, 2011-2012 годы.
  4. «Рукоделие мод», № 438, 2003 год.
 
 

Похожие публикации